Главные вкладки
Семинар - практикум "Дистанционные образовательные технологии в ДОУ"
методическая разработка (подготовительная группа)
Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе — это одно из приоритетных и современных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество воспитания и обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками воспитательного процесса на всех этапах педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 27 «Петушок»
Семинар
«Дистанционные образовательные технологии»
Старший воспитатель: Петрова И.В.,
высшая квалификационная категория
Алтайский край
г. Камень- на -Оби
2024 г.
Цель: повышать уровень компетентности педагогов образовательного учреждения в вопросах применения дистанционных образовательных технологий в профессиональной деятельности.
План.
- Выступление старшего воспитателя «Дистанционные образовательные технологии в в педагогической деятельности современного педагога»
- Презентация опыта работы «Формы взаимодействия с родителями.
- Мастер - класс «Формы и методы работы при реализации воспитательно - образовательного деятельности при помощи дистанционных технологий»
- Обзор образовательных платформ для дистанционного обучения.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной деятельности дошкольных учреждений подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, а обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями и интернетом. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Дистанционные технологии в воспиатетльно-образовательной деятельности в данный период времени стали новыми средствами обучения детей, что внесло изменения в роли и функции участников педагогического процесса. Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Здесь велика роль взрослого. Суть дистанционного обучения заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал (видео-занятия, интерактивные игры и др.) и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют рекомендованные им задания. Основная цель — предоставить ребёнку возможность получить образование на дому, с возможностью качественно усвоить образовательную программу детского сада. Исходя из цели формируются определенные задачи: удовлетворение потребностей родителей и детей в получении образования; повышение качества и эффективности образования путем внедрения дистанционных технологий; предоставление воспитанникам возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства или временного пребывания; усиление личностной направленности образовательного процесса; обеспечение нацеленности на распространение знаний среди родителей, повышение уровня их компетенции. Для достижения этих задач ежедневно должно разрабатываться содержание деятельности в соответствии с календарно-тематическим планом работы и программой по всем образовательным областям: – проведение досуговых мероприятий, направленных на эмоциональное благополучие детей (День России, 9 Мая, День защиты детей); – проведение мастер-классов с использованием интернет платформ – презентации, инструкции для родителей, карточками, картинами в соответствии с темами; – интерактивные игры и обучающие мультфильмы. – в вопросах здоровьесбережения через применение дистанционных образовательных технологий использовать тематическая подборку подвижных игр, физкультминуток, пальчиковой гимнастики, в которые дети могут играть со своими родителями и родными. – дистанционное общение и обмен информацией с родителями происходит через мобильные приложение (WhatsApp, Telegram, Vk звонки), а через электронную почту родители воспитанников могут получать необходимые консультации и рекомендации по вопросам воспитания и образования детей – результаты работы должен отражаться, в «обратной связи» от родителей в виде сообщений и фотографий с работами детей. Педагог создает определенные условия, предлагает материал в интересной и доступной форме. Родители заинтересовывают ребенка в получении знаний и выполнении задания. Таким образом, технология дистанционного образования не будет противоречит современным тенденциям развития образования и станет доступна всем педагогам ДОУ. В применении дистанционных технологий в воспитательно-образовательной деятельности дошкольников есть определенные особенности: Первое – это работа над мотивацией. Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого–создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний; Второе – развитие у детей способности к самообразованию. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает самостоятельно (это для ребенка сложно). Роль взрослого – сформировать данный навык. Поэтому необходимо соблюдать принципы построения дистанционного обучения дошкольников: 1. Ребенок находится в центре воспитательно-образовательного процесса. 2. А взрослые придерживается роли тьютера, помогающего ребенку усвоить и ввести в практику полученные знания. В соответствии с положениями статьи 138 «Кодекса об образовании», родители обязаны сотрудничать с образовательным учреждением, содействуя реализации образовательных целей и задач образования, совместно с педагогическими работниками должны следить за развитием и поведением ребенка и обеспечивать воспитание в семье. Внедряя дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников педагоги тем самым параллельно повышают и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника. А это в свою очередь способствует: - индивидуализации образовательной деятельности (родители вместе с детьми сами выбирают темп и порядок выполнения тех или иных заданий); - повышению информационной культуры (родители и дети воспринимают компьютер, не как игрушку, а средство для получения знаний); - поддержка очного обучения (дети, которые находятся на самоизоляции, не оторваны от образовательных отношений, а могут обучаться в домашних условиях). В применении дистанционных технологий в воспитательно-образовательной деятельности можно отметить как плюсы, так и минусы. Преимущества дистанционного работы с детьми дошкольного возраста: - выбор оптимального режима образовательной деятельности, с учетом особенностей ребенка, когда родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий; - индивидуальный подход к ребенку с учетом его способностей; - ребенок не «привязан» к определенному месту, он может заниматься один или всей семьей. Основное условие – наличие ПК, телефона и доступа к интернету; - дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т.д. В дистанционном обучении детей дошкольного возраста есть и минусы: - в случае если родители не имеют возможности, времени или желания заниматься с ребенком, то уровень усвоения им материала будет не высокий. У детей чаще всего отсутствует самоорганизация и нет усидчивости. В моменты затруднений детям необходима помощь взрослого, т.е. отсутствует элемент самоконтроля. - отсутствие авторитета родителя, т.к. многие дети воспринимают информацию так, как ее преподносит воспитатель. - не все имеют возможность дистанционно заниматься, в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет), а в телефоне нет полного набора функций. - отсутствие общения со сверстниками, когда теряются необходимые навыки коммуникации и социализации в обществе. - во время дистанционного образования приходится много времени проводить за компьютером, телефоном. Для работы в дистанционном формате с дошкольниками педагогу требуется достаточно хорошо подготовиться и для этого можно воспользоваться следующей информацией.
- Временные нормы работы с ЭСО по САНПиН. Занятия с использованием электронных средств обучения проводятся в возрастных группах от пяти лет и старше. Непрерывная и суммарная продолжительность использования типов ЭСО персональный компьютер, ноутбук на занятиях составляет для детей не более 15 мин.
- 2. Требования, предъявляемые к онлайн занятиям с детьми. Педагогу необходимо подготовить для родителей рекомендации к необходимым материалам для занятий, как организовать рабочее место перед компьютером, которые можно отразить в информационных письмах. Составить краткий обзор видеоматериалов. Провести инструктаж по средствам навигации и правилам взаимодействия. На занятиях всегда должен присутствовать взрослый. Ограничение количество участников в онлайн - группе (5–6 человек). Педагог должен соблюдать четкость и медленный темп речи. Должно происходить непосредственное общение с участниками занятия и создание ситуации успеха.
- 3. Дистанционное обучение с использование технологий позволяет педагогам повышать уровень знаний за счёт применения современных средств: В сети Интернет педагог может выбрать ресурсы по разным направлениям. - Создавать авторские рубрики, которые можно представить на персональном сайте педагога, на сайте ДОО и на сайтах для детей и родителей. - Методические разработки и дидактические материалы - Конспекты занятий. - Презентации и видеоматериалы, викторины. - Учебные программы, учебные модули по различным видам деятельности. - Youtube-каналы. - Профессиональные практики от коллег - воспитателей для организации образовательных активностей в дошкольных группах. - Интерактивная образовательная система МЭО — Детский сад. (Мобильное электронное образование). - Платформа МЭШ-Дошкольники. В библиотеке «Московской электронной школы» («МЭШ») доступно новое приложение «Дошкольники». Для детей старшего дошкольного возраста представлена серия интерактивных заданий и игр. Формат познавательного олайн - путешествия с единорогом Веней и белочкой Люсей.
- 4. Примеры различных форм дистанционной работы воспитателя: - Создание «группы» на платформе Zoom (проведение онлайн-занятий 2-3 раза в неделю по 15 минут) - Аудиозапись «Сказки воспитателя» - воспитатель записывает и пересылает родителям аудиозапись сказки детям, как обычно делается перед дневным сном в детском саду, что оказывает благоприятное психологическое воздействие на ребенка - Создание аудиозанятия в формате презентации или ролика с закадровым голосом воспитателя, который рассказывает детям о теме занятия, проводит физкультминутку, играет и дает задания - Работа воспитателя с детьми над проектами (составление рекомендаций для родителей) по темам «Мой огород на окне», «Перелетные птицы» в течении недели или двух. По результатам присланных родителями детских рисунков, фотографий, видео составление коллажей и небольших видеороликов - Запись воспитателем видео мастер-классов по определенной теме с пошаговой инструкцией для самостоятельных занятий ребенком дома «Пластилинография», «ИЗО», «Проведение опытов» - Подбор для детей и родителей мероприятий посредством интернет-ресурсов (интерактивные экскурсии по различным городам, детские онлайн-спектакли и т.п.)
- 5. Подгрупповые и индивидуальные занятия можно строить на следующих платформах: - WhatsApp, - Telegram, - Zoom, - Skype, - Google Meet, - Vk звонки и др. Ссылки с инструкциями по работе с платформами можно посмотреть в приложении.
- 6. В образовательном процессе дистанционного обучения могут использоваться следующие средства обучения: − печатные издания; − электронные издания; − компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах; − информационные аудиоматериалы; − информационные видеоматериалы; − дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем; − компьютерные сети.
- 7. Модель структуры дистанционного занятия может включать в себя следующие элементы: - Мотивационный блок. Мотивация – необходимая составляющая дистанционного занятия, которая должна поддерживаться на протяжении всего воспитательно-образовательного процесса. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед ребенком. - Инструктивный блок (инструкции и рекомендации по выполнению задания). - Информационный блок (система информационного наполнения). - Контрольный блок (система контроля усвоения материала). - Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного занятия с педагогом и между собой).
- 8. Рекомендации, помогающие сохранять и укреплять здоровье воспитанников: - С целью предупреждения утомления и усталости детей применяются дидактические игры, включаются в процесс обучения физкультминутки, используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, перевод дошкольников к новым видам деятельности, выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие. - Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности детей в течение воспитательно-образовательного процесс, необходимо следить за их посадкой; проводить зарядку для глаз; использовать методы, способствующие активизации и развитию инициативы дошкольников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, выбор способа действия и т.п. - Для рациональной организации воспитательно-образовательной деятельности используются на занятиях видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес детей; обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход и выделение мотивационных линий. - С целью укрепления психологического здоровья дошкольников важно добиться благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для детей, корректности и объективности оценки их деятельности, избегать в собственном поведении отрицательных эмоций. - Решая проблему ценностного отношения детей к собственному здоровью, необходимо соблюдать санитарногигиенические требования к организации воспитательно-образовательного процесса (температурный и воздушный режимы, освещение, чистота и порядок в помещении). - Формируя у дошкольников знания о здоровье, включать в содержание занятия вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа. Практика использования дистанционного образования в ДОУ, безусловно, невелика и требует доработок. Но опыт такого взаимодействия поможет педагогам в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад, а компьютерные дистанционные технологии станут не дополнением в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, предназначенной повысить его качество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к районному семинару "Современные образовательные технологии в дошкольных организациях" на тему "Обучение детей старшего возраста правилам дорожного движения"
Доклад по теме ПДД...

семинар "Современные образовательные технологии"
quot;Современные образовательные техзнологии"...

Доклад к семинару на тему: « Современные образовательные технологии» воспитатель МБДОУ детский сад № 29 Иванова А.В. «Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели
«Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели» И для коего не секрет, что здоровье взрослого челов...

Выступление на семинаре «Использование современных образовательных технологий в ДОУ» на тему: «ИКТ как современная педагогическая технология».
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распростр...

Выступление на районном семинаре "Современные образовательные технологии в ДОУ".Тема выступления "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста"
Нетрадиционная техника рисования превращает занятия в простую и веселую забаву. Не нады вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Использование этих техник рисования упрощают...

Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"
Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...

Семинар "Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"
Использование современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профессиональной ориентации...