Сенсорная интеграция как основа всестороннего развития личности ребенка
проект (младшая группа)
Приходилось ли вам когда – нибудь встречаться с детьми, которые закрывает уши руками в шумном месте? Не любит шерстяной свитер и ярлычки на одежде до истерики? Боится ходить по ступенькам, убегает от запаха сырой рыбы, не ездит на велосипеде, а на занятиях отвлекаются на любой шум?
Все эти проявления скрывают отклонения, которое обычно не видят и не диагностируют, а списывают проявления диагноза на капризы ребенка.
Нарушение сенсорной интеграции — так называется диагноз, возникающий при нарушении обработки сенсорной информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие
Номер слайда | Содержание |
Слайд 1 | Приходилось ли вам когда – нибудь встречаться с детьми, которые закрывает уши руками в шумном месте? Не любит шерстяной свитер и ярлычки на одежде до истерики? Боится ходить по ступенькам, убегает от запаха сырой рыбы, не ездит на велосипеде, а на занятиях отвлекаются на любой шум? Все эти проявления скрывают отклонения, которое обычно не видят и не диагностируют, а списывают проявления диагноза на капризы ребенка. Нарушение сенсорной интеграции — так называется диагноз, возникающий при нарушении обработки сенсорной информации.
|
Слайд 2 | Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний. Дисфункция сенсорной интеграции — это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию. Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать». То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки. |
Слайд 3 | Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает. Если же во время внутриутробного развития, при родах произошло повреждение ствола мозга, мозжечка, нервных путей, например, при гипоксии плода, или же ребенок воспитывается в условиях сенсорной недостаточности , развивается дисфункция обработки сенсорной информации. То, как мы воспринимаем и обрабатываем входящую информацию: что видим, слышим, обоняем, как ощущаем голод, высоту, умеем сохранять баланс — влияет не только на самочувствие. Это формирует образ действий, мышления, тип общения, воздействует даже на овладение бытовыми навыками. Сложно есть суп, когда рука не очень ловко подносит ложку ко рту, вкусовые рецепторы искажают информацию, обоняние сообщает, что запах лавра слишком резкий, тактильные рецепторы не очень-то помогают глотать, а интроцептивные — «утверждают», что ребенок совсем не голоден. У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждается от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их. ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ. По данным исследователей, каждый 6-ой ребенок не капризничает, а имеет значительное нарушение, мешающее полноценно развиваться. Как они это выясняют? Нарушения обработки слуховой информации: дети боятся громких звуков, не переносят некоторых видов музыки (или музыку вообще), мамино пение, тембры голоса, часто закрывают уши руками или голову подушкой или напротив, часто не слышат, когда к ним обращаются, не любят шумного окружения, улицы, выглядят растерянными в таких местах, остаются в классе на переменке. Нарушения зрительной системы: ребенок не любит ходить по ступенькам, перешагивать препятствия, смотреть в глаза, предпочитает полумрак или темноту, капризничает при ярком свете, напрягается, рассматривая окружающих и предметы. Нарушения тактильного восприятия: дети не любят играть с пластилином, песком, красками, боятся испачкаться клеем или грязью, избегают прикосновений к себе, сами не любят прикасаться ко многим предметам, резко реагируют на некоторые ткани из одежды, постельного белья, определенные конструкции одежды, например, водолазки, свитера с горлом, жалуются на ярлычки, торчащие внутри футболок нитки вышивки, не терпят ходьбы босиком. Также отмечается снижение болевой и температурной чувствительности. Моторные, вестибулярные дисфункции: при таких типах нарушений ребенок может отличаться неуклюжестью, неловкостью движений, избегать спортивных площадок, горок, игр с мячом, никак не осваивает катание на велосипеде, не залезает по перекладинам, плохо прыгает, опасно рискует в подвижных играх, пробует разные типы движений и пытается держаться, хвататься за все, т. к. чувствует себя неустойчиво. И основное отличие детей с подобными нарушениями — это сложность концентрации внимания, особенно, если окружающая среда насыщена теми раздражителями, к которым они особенно чувствительны. Дети склонны сменять игры, интересы, вид активности очень и очень быстро, в то же время отличаются тревожностью, присутствуют аффекты — избыточные эмоциональные реакции (резкие капризы, истерики, плач, частый смех, агрессивное поведение и т. п.). |
Слайд 4 | На основе Пирамиды обучения Вильямса и Шеленбергера рассмотрим развитие ребенка. Данная пирамида наглядно иллюстрирует, насколько все обучение ребенка, речь, интеллект, поведение, зависит от нижних этажей пирамиды, и особенно от «фундамента», нервной системы. Основание и вершина пирамиды взаимосвязаны – вершина не может существовать отдельно от основания, так же как здание не может удержаться без прочного фундамента. Не обеспечив развитие ребёнка на нижних «этажах», невозможно сформировать навык, который находится на верхних «этажах» пирамиды. Важно понимать, что развитие ребёнка осуществляется снизу-вверх. Каждый «этаж» формируется на фундаменте предыдущего. Чтобы подняться к вершине пирамиды, нужно уделить внимание каждому «этажу». Не обеспечив развитие ребенка на нижних «этажах», мы не можем требовать формирования навыка, который находится на более высоких «этажах» пирамиды обучения. Таким образом мы видим: чтобы осуществить всестороннее развитие необходимо, чтобы у ребенка был достаточно развит сенсомоторный уровень. |
Слайд 5 | Сенсомоторное развитие — это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие (перцепция). Моторика – двигательная активность организма или отдельных органов. Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы. Многие родители и даже специалисты ошибочно полагают, что если нет речи, то и нужно прицельно развивать ТОЛЬКО РЕЧЬ. |
Слайд 6 | С момента рождения и до 7 лет идёт активное созревание сенсорных систем ребёнка (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Чтобы они правильно "работали" необходимо, чтобы мозг качественно перерабатывал миллион ощущений, которые ежесекундно поступают в него. А поступают они не только от глаз и ушей, но и от всего тела. Природой продумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки. У маленького ребёнка ещё не сформировано абстрактное мышление, поэтому единственный способ познания окружающего мира – это перемещение своего тела в пространстве. Ребёнок использует любую двигательную активность, которая создаёт "кирпичики" для более зрелых и сложных этапов развития. Говорят, что дети познают мир через движение. Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные связи. И чем больше движений, тем больше связей. Чем больше нейронных связей, тем выше способность к обучению. Интеллект — это и есть нейронные связи. Поэтому первые 7 лет жизни называют периодом СЕНСОМОТОРНОГО развития. Таким образом, сенсомоторное развитие – фундамент речевого развития ребёнка, поэтому необходимо уделять особое внимание развитию сенсорной и моторной сферы ребенка, совершенствовать и развивать его двигательные умения и навыки, мелкую и крупную моторику, максимально обогащать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, восприятие пространства, узнавать схему своего тела. |
Слайд 7 | |
Слайд 8 | |
Слайд 9 | |
Слайд 10 | |
Слайд 11 | |
Слайд 12 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект проведения родительского собрания на тему: «Развитие всесторонне развитой личности ребенка!»
План-конспект проведения родительского собрания на тему:«Развитие всесторонне развитой личности ребенка!» Форма родительского собрания - беседа, обсуждение.Цель:1. Составить по в...
Консультация для родителей. ВОСПИТАНИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ - ОСНОВА ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание....
Презентация на тему "Развитие речи как фактор всестороннего развития личности ребенка"
Презентация на тему "Развитие речи как фактор всестороннего развития личности ребенка" Презентацией можно воспользоваться при проведении родите...
«Организация индивидуального подхода в детском саду, как основа формирования всесторонне развитой личности ребенка»
В соответствии с ФГОС ДО среди принципов дошкольного образования выделяется такой как индивидуализация дошкольного образования, под которой следует понимать построение адаптацию образовательного проце...
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «МУЗЫКА» И «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
Известно, что музыка – это интегрированный предмет. Музыка, литература и изобразительное искусство тесно взаимосвязаны друг с другом. В результате работы по интеграции наблюдае...
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Использование музыкального сопровождения во время проведения гимнастики как основа всестороннего развития личности ребёнка.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Использование музыкального сопровождения во время проведения гимнастики как основа всестороннего развития личности ребёнка....
Сенсорное воспитание, как основа всестороннего развития ребёнка.
Сенсорное воспитание, как основа всестороннего развития ребёнка....