Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок на различных ступенях дошкольного возраста"
консультация
Подробная консультация для родителей о том, что должен умет ребенок на раздичных этапах дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_dolzhen_umet_rebenok_na_razlichnyh_stupenyah_doshkolnogo_vozrasta.docx | 305.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития воспитанников «Солнышко» с. Ивановка Оренбургского района Оренбургской области
Консультация для родителей
«Что должен уметь ребенок на различных ступенях дошкольного возраста"
Подготовила:
старший воспитатель Борщева В.В.
с. Ивановка, 2024 год
Основные навыки, которые должен освоить ребенок 2-3 лет:
умение самостоятельно есть ложкой;
ходить на горшок;
умение членораздельно разговаривать простыми фразами.
Также существуют определенные стандарты развития ребенка, разработанные
педагогами и психологами. Итак, что должен знать и уметь ребенок в возрасте 2-3 лет:
Память, внимание, мышление
В возрасте 2-3 лет кроха учиться сосредотачиваться. Чтобы помочь ему это
сделать побольше говорите с ним, учите задавать вопросы и отвечать на них.
Показывайте малышу картинки. Важные навыки, которые должен освоить малыш в
этом возрасте:
Правильно складывать пирамидку.
Узнавать предметы по их частям (например: колесо от машинки).
Узнавать и называть основные цвета.
Называть недостающие части у предметов.
По описанию выбирать из трѐх предметов нужный.
Математические представления
В 2-3 года ребенок должен иметь представление о количестве предметов, их
величине и форме. Познакомьте кроху с понятиями «много», «один». Какие
математические знания должен освоить кроха:
Различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.)
Ориентироваться в частях собственного тела ( голова, лицо, руки, ноги, спина).
Развитие речи
В этом возрасте у ребенка активно развивается речь. Обычно уже к двум годам
словарный запас крохи составляет в среднем 300 слов, а к 3 годам тысячу слов и
более. Кроха уже умеет четко произносить большинство звуков, понимает речь других
людей, учиться согласовывать слова в предложения.
Также малыш уже умеет:
Называть предметы окружающей обстановки и знать об их назначении;
Понимает, какие предметы относятся к группе «мебель», «игрушки»,
«транспорт», «продукты», «овощи», «фрукты», «одежда» и т. Д;
Называет действия людей и животных (бежит, прыгает, лежит, рисует и
т. д.);
Находит предмет по описанию (мяч - круглый, резиновый, красный);
Запоминает несложные потешки, стихи.Графические навыки
Малыш начинает пользоваться различными изобразительными средствами:
мелками, красками, карандашами, фломастерами; учится проводить различные линии,
рисовать окружности, раскрашивать картинки. Ещѐ не всѐ получается, но ребѐнок
обычно с удовольствием выполняет подобные задания.
Развитие ребенка в 3-4 года:
Математические представления
В три-четыре года ребѐнок должен различать понятия «много», «один», «по
одному», «ни одного»;
Сравнивать две равные (неравные) группы предметов;
Уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (выше - ниже,
вверху -внизу, справа - слева);
Различать правую и левую руку;
Ребенок должен свободно ориентироваться в таких понятиях, как «большоймаленький», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «высокий-низкий»;
Знать следующие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
Уметь различать предметы по форме, размеру и цвету.
Развитие речи
Ребенок 3-4 лет должен понимать речь взрослого.
Должен уметь внятно произносить следующие гласные: а, о, у, э, ы, и; и
тренироваться в произнесении трудных звуков: б-п, д-т, г-к, в-ф, з-с, ж-ш;
В 3-4 года ребенок учится правильно употреблять существительные с
предлогами: в, на, за, под, над, около, между;
Различать и называть части предметов: у дома дверь, окно, крыша; у машины
кабина, кузов, колеса, дверцы, руль;
Знать наизусть несколько небольших стихотворений, героев сказок.
Малыш должен уметь пользоваться вежливой формой обращения к
взрослым: проходите, дайте, возьмите, а также пользоваться вежливыми словами:
здравствуйте, спасибо, пожалуйста;
Словарный запас должен быть более 1500 слов.
Окружающий мир
В три - четыре года ребенок должен различать диких и домашних животных,
называть их детенышей, знать где живут, чем питаются;
Владеть элементарными знаниями о птицах, рыбах, насекомых, знать и уметь
называть несколько представителей каждого вида;
Различать фрукты, овощи, грибы, ягоды, иметь о них элементарные
представления об их признаках, знать, что где растет;
Ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер;
Ребенок должен знать своѐ имя, а также имена членов своей семьи;
Малышу необходимо иметь представление о некоторых профессиях: врач,
учитель, повар, шофер;
Знать и уметь показывать названия частей тела человека и животных;
Иметь представление о бережном отношении к природе;
Владеть знаниями о правилах безопасности (нельзя уходить от взрослых,
выходить на дорогу без взрослых, трогать горячие предметы, брать таблетки);
Учить помогать взрослым наводить порядок.
Память и внимание
Ребенок трех-четырех лет должен удерживать внимание в течение 10-15
минут;
Запоминать и воспроизводить несколько слов, движений, ритмов;
Уметь рассказывать по памяти короткую сказку, мультфильм;
Воспроизводить события текущего и прошедшего дня.
Логическое мышление
В три-четыре года ребенок должен обладать умением объединять предметы в
группы по цвету, размеру, форме;
Уметь объединять предметы в логические пары (нитка-иголка, кисть-краска);
В группе предметов уметь находить лишний (яблоко, груша, апельсин,
огурец);
Складывать разрезную картинку из 4-6 частей.
Развитие мелкой моторики рук
В три-четыре года ребенок должен уметь правильно держать в руке
карандаш, кисть;
Уметь рисовать круги, линии, простые рисунки;
Учить выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем
и приклеивать на намеченное место;
Уметь лепить из пластилина шарики и колбаски, соединять их между собой.
Развитие двигательных навыков
Ребенок трех - четырех лет должен уметь прыгать на двух ногах на месте и
продвигаясь вперед;
Бегать, сохраняя равновесие, стоять на одной ноге, сохраняя равновесие,
перепрыгивать через препятствия;
Лазать по гимнастической стенке;
Учиться действовать с мячом: подбрасывать его и ловить двумя руками;катать
в заданном направлении; бросать и ловить мяч; ударять об пол и стараться поймать;
Учить кататься на трехколесном велосипеде.
Что должен знать ребенок 4-5 лет:
В области мышления/памяти:
• находить отличия между сходными картинками
• складывать различные пазлы, конструктор по образцу
• собирать пирамиды, недостающие фигуры в другие фигуры
• запоминать и рассказывать небольшие стихи
• понимать почему нельзя что-либо делать и объяснять это доступно
• уметь строить сложные предложения так, чтобы его могли понять все
• уметь вести беседу: отвечать на вопросы, самостоятельно задавать
встречныевопросы
• знать свои полные фамилию, имя, свой возраст и место проживания
• В области окружающего мира:
• знать времена года и их приметы, последовательность.
• различать домашних и диких животных, овощей, фруктов, ягодЧто должен
уметь ребенок в возрасте от 4 до 5 лет
• самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы, молнии
• уметь хотя бы развязывать шнурки
• отлично обращаться с ложкой и вилкой
• уметь проводить прямые линии и ровные круги
• раскрашивать картинки не выходя за их границы
• различать правую и левую руку.
К пяти годам происходит значительный скачок в развитии ребенка.
Отмечается активное развитие речи, памяти, внимания, мышления, мелкой моторики
рук.
Математические представления
К 4-5 годам ребенок должен научиться считать до 5. Хорошо, если ребенок
умеет сравнивать предметы по величине (длине, высоте, ширине). Если малыш еще не
владеет этим умением, необходимо научить его этому, размещая предметы в порядке
уменьшения или увеличения размера.
В этом возрасте ребенок должен научиться ориентироваться на листе бумаги,
знать и понимать понятия «сверху», «снизу», «справа», «слева».
Уметь делить группу предметов на две равные части.
Развитие речи.
К 4-5 годам ребенок должен уметь находить антонимы (слова,
противоположные по значению) к заданным словам. Это умение отлично развивается
в словесных играх.
Научите ребенка образовывать обобщающие слова, например, шапка из мехамеховая шапка. А также, образовывать новые слова, например сахар лежит где (в
сахарнице).
Изменять форму глагола, согласовывая с другими словами в предложении: (Я
хочу гулять — Мы хотим гулять — Ты хочешь гулять — Вы хотите гулять — Он
хочет гулять — Они хотят гулять).
Ребенок должен уметь объяснить смысл услышанного предложения или
небольшого текста и вычленить главную мысль.
Составлять небольшой рассказ по картинке. Различать на слух твердые и мягкие
согласные.
Окружающий мир.
Знать части суток, уметь ориентироваться в них, а также рассказывать, чем
онзанимается в разное время суток.
Малыш должен уметь объяснить, чем отличается сад от огорода. Хорошо, если
ребенок может рассказать о назначении служебных машин. Знать некоторые виды
спорта.
Внимание.
Ребенок должен уметь находить предмет по контуру.
Сравнивая две схожие картинки, находить пять-шесть отличий.
Из пяти-шести картинок уметь находить две абсолютно одинаковые.
Глядя на целую картинку, найти на ней место отдельного фрагмента. Хорошо
тренирует это умение игра в кубики, пазлы.
Находить общий признак у пяти предметов.
Память
В этом возрасте начинает формироваться произвольное запоминание. Взрослым
необходимо учить ребенка приемам запоминания. Для этого можно использовать игры
для развития памяти.
В 4-5 лет ребенок, глядя на картинку 30-60 секунд, должен запомнить 4-5
предметов, изображенных на ней.
Учите ребенка запоминать пары предметов, используя ассоциативный способ
запоминания, например: корзинка — ягодка; дерево — яблоко; курочка —цыпленок.
Покажите сначала пары картинок, а потом по одной картинке из пары, вторую
картинку ребенок должен вспомнить сам.
Ребенок должен запомнить и воспроизвести количество предметов в пределах
пяти, цвета пяти предметов.
Рассматривая сюжетный рисунок, ребенок должен запомнить и воспроизвести
какможно больше деталей.
Мышление.
К 4-5 годам ребенок должен уметь называть группу предметов обобщающим
словом: овощи, фрукты, звери, птицы, одежда, посуда, мебель и т. д.
Уметь находить в группе предметов лишний предмет, не относящийся к
этойгруппе и объяснять свой выбор.
Уметь находить предметы по описанию их признаков (придумывание и
отгадывание загадок, находить общие признаки у 3-4 предметов.
В этом возрасте ребенок должен научиться определять последовательность
событий. Уметь решать несложные логические задачи.Мелкая моторика рук.
Очень важно в этом возрасте продолжать развивать мелкую моторику рук
ребенка, подготавливать руку малыша к письму.
Учить ребенка правильно держать в руке ручку, карандаш, кисточку. Учить
аккуратно заштриховывать картинку.
Аккуратно обводить картинку по пунктирной линии.
Проанализируйте, что знает и умеет ваш ребенок в 4-5 лет. С какими заданиями
ваш малыш справляется с легкостью, а какие вызывают у него трудности. Может
быть, малыш не понял задание, или у него недостаточно знаний и умений. Уделите
развитию недостающих навыков больше внимания. Не следует перегружать ребенка.В
этом возрасте он способен удерживать внимание 15-20 минут. И не забывайтехвалить
малыша.
Вашему ребѐнку исполнилось 5 лет, а это значит, что пора задуматьсясоответствует ли норме степень развития его психических процессов, проверить
потенциальные возможности в разных областях знаний. Выявить в каких из них
он преуспевает, а в каких требует нашего дополнительного внимания.
К сожалению, многие взрослые недооценивают важность именно этого возраста,
потребности детей в новой информации, считают, что впереди ещѐ много времени и
рано заниматься с ребенком. Активную подготовку к обучению начинают только за
год до поступления в школу. В результате происходит остановка в развитии,у
ребенка угасает познавательная активность, а последующие экспресс – занятия по
подготовке приводят к перегрузкам и переутомлению, в результате чего возникает
негативное отношение к учебе.
Следующая консультация поможет вам определить уровень развития вашего
ребѐнка. А главное - подвести итог проделанной работы по развитию своего ребенка,
подготовить его к следующему, более углубленному этапу занятий.
К 5-6 годам ребенок должен уметь:
Внимание.
Выполнять задания, не отвлекаясь в течении 5 минут.
Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
Копировать в точности узор или движение.
Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например,
называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название
игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей
– сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил
руки на плечи и т. п.Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», –
подними руку и т. д.
Математические представления.
Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=»,
Как составлять (придумывать) и решать простые задачи в одно действие на
сложение и вычитание.
Как пользоваться арифметическими знаками.
Как разделить круг, квадрат на две и четыре равных части.
Состав чисел первого десятка.
Прямой и обратный порядок числового ряда.
Название текущего месяца, последовательность дней недели.Память.
Запоминать 8-10 картинок.
Запоминать считалочки (например: Вот грибочки на лужочке, в красных
шапочках стоят, два грибочка, три грибочка, Сколько вместе будет? —Пять.) и
скороговорки (например: “Три сороки-тараторки тараторили на горке. ”)
Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными
карандашами»; «Осенью часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой,
куклой и мишкой»).
Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
Закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше
одного, то один…», «Если река глубже ручья, то ручей…» и т. д.
Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен,
Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый,храбрый,
отважный, злой, решительный».
Мышление.
Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
Складывать из конструктора по образцу фигуру.
Складывать из бумаги по образцу, показанную взрослым, простой предмет
(кораблик, самолѐтик, лодочку и т. д.)
Складывать пазлы без посторонней помощи.
Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге,
он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.
Мелкая моторика.
Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление
движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной
линии, на широкой полосе.
Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать
сложные рисунки.
Ориентироваться в тетради в клетку и в линейку.
Развитие речи.
Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей.
Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название
нашей планеты.
Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти
профессии, какую приносят пользу людям.
Строить сложные предложения разных видов. Например, составлять
предложения из предложенных слов: рисунок, девочка, рисовать, красками, ребята,
горка, санки, кататься, с, на и т. д.
Быстро образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха - меховая
шапка и т. д.
Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда не
вытащишь и рыбку из пруда».
Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.
Выразительно исполнять стихи, с разной интонации передавать строки,
содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.
Составлять предложения из 3-4 слов. Составлять схему предложения. Делить
простые предложения на слова. Делить слова на слоги (части).
Различать гласные и согласные буквы. Определять, на какой слог падает
ударение.
Определять на слух мягкость и твердость звука в словах.Определять количество
звуков и букв в слове.
Определять по интонации, какое предложение: повествовательное,
восклицательное, вопросительное.
Уметь различать монолог от диалога.
Окружающий мир.
Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.
Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.
Отличать хищных животных от травоядных. Отличать перелетных птиц от
зимующих.
Отличать садовые цветы от полевых.
Отличать деревья от кустарников, знать их названия. Называть все явления
природы.
Художественно-эстетическое развитие, Аппликация
Правильно держать ножницы и действовать ими.
Сочетать способ вырезания с обрыванием для создания образа.
Вырезать ножницами сложные фигуры по контуру, нарисованному на листе
бумаги.
Выполнять аппликации на бумаге, как по образцу, так и по собственному
замыслу.
Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате,
круге, чередовать их по цвету, форме, размеру и наклеивать.
Лепка
Лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
Использовать приѐмы соединения частей прижимания и примазывания.Владеть
навыком округлого раскатывания.
Владеть навыком деления пластилина, использовать в работе стеку.Передавать в
лепке движения.
Конструирование
Создавать постройку по образцу (рисунку).Владеть навыком сгибания бумаги.
Знать термины: сгиб, пунктир, штриховка.Уметь работать коллективно.
Ребенок 6 – 7 лет должен знать:
•знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают,
домашний адрес и телефон;
•знать, в каком городе, стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему
страны мира;
• знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых,
уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья
от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
• ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их
последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часовв дне;
• знать дни недели;
• иметь представления о природных и погодных явлениях;
• знать основные цвета и оттенки;
• знать понятия «право-лево», «верх-низ»;
• знать названия популярных видов спорта, самых распространенных
профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;
• уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;
• знать праздники;
• уметь рассказать, чем он любит заниматься;
• самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»
Интеллектуальное развитие. Ребенок должен уметь:
• решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать
загадки;
• находить лишний предмет в группе;
• добавлять в группу недостающие предметы;
• рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;
• группировать предметы по признаку и называть его;
• восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом);
• раскладывать картинки в правильной последовательности.
Слух, зрение, внимание, память, речь. Дошкольнику нужно уметь:
• находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;
• точно копировать простой узор;
• описывать по памяти картинку;
• запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;
• писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две
клетки вниз, одна клетка вправо»);
• прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;
• пересказать услышанный рассказ;
• составлять рассказ по картинке!
• Основы математики
•уметь считать от 1 до10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором
пропущены некоторые числа;
• выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать
количество предметов «на один», «на два»;
• знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из
геометрических фигур;
• уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
• уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части. Чтение. Важно,
чтобы ребенок:
• отличал буквы от звуков, гласные от согласных;
• мог найти нужный звук в начале, середине и конце слова;
• делил слово на слоги;
• читать слово;
• Навыки письма
Для успешного начала учебы в школе требуется:
• правильно держать ручку и карандаш в руке;
• проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
• обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
• уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую
половину симметричного рисунка;
• копировать с образца геометрические фигуры;
• уметь продолжить штриховку рисунка;
• уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.
• Рисовать животных, людей, деревья, цветы, транспорт
• Лепить разные предметы
• Вырезать самостоятельно ножницами геометрические фигуры, составлять
узор, делать аппликации
• Складывать бумагу гармошкой, уголок к уголку
• Играть с конструктором
• Застѐгивать и расстѐгивать пуговицы, кнопки, крючки
• Завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки на верѐвке
• Закручивать и раскручивать крышки банок, пузырьков и т. д.
• Физическое развитие
• Хорошо сохранять равновесие, идя по бревну или скамейке
• Бегать по пересеченной местности
• Прыгать на одной ноге и на двух
• Перепрыгивать через 2-3 предмета
• Прыгать через скакалку
• Хорошо владеть мячом, бросать в цель мяч, кольца
• Уверенно лазать по гимнастической стенке, висячей лесенке, канату
• Прыжки: в высоту с разбега – 40 см, в длину с места – 80 см, с разбега в
длину
– 100 см
И еще совет родителям: избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с
ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развитияего
навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные
качества, как прилежание, аккуратность, ответственность формируются не сразу.
Ребенок пока ещѐ только учиться управлять собой и организовывать свою
деятельность. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе, чтобы не
воспитать в нем ненужную неуверенность в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Особенности физического развития детей на различных ступенях дошкольного возраста"
Консультация для родителей: "Особенности физического развития детей на различных ступенях дошкольного возраста"...
Что должен знать и уметь ребенок на различных ступенях дошкольного возраста
Что должен знать и уметь ребенок на различных ступенях дошкольного возраста...
консультация для родителей"Что должен уметь ребенок старшего дошкольного возраста"
в статье приведены примерные параметры, на которые могут ориентироваться родители для того, чтобы понять на что надо обратить внимание для полноценного развития ребенка...
Консультация для родителей "Что должен уметь ребенок в возрасте 2-3 лет"
Консультация для родителей...
Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).
laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...
Что должен уметь ребенок на различных ступенях дошкольного возраста.
Каждый ребенок - индивидуальность, при этом в психолого-педагогическом аспекте развития ребенка существуют факторы, характеризующие возрастные особенности дошкольника, позволяющие утверждать о его сво...
Консультация для родителей "Что должен уметь ребенок старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Тема: "Что должен уметь ребенок старшего дошкольного возраста (5 - 6)...