«Использование современных технологий для реализации содержания ФОП ДО»
консультация
Самые основные педагогические технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_ped_sovet_-_13022024g.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование современных технологий
для реализации содержания ФОП ДО»
Богданова А.М.
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, мы остановимся лишь на некоторых из них, которые приемлемы для ДОУ.
К числу современных образовательных технологий относят следующие:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности
технология исследовательской деятельности
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя;
сотрудничества;
игровая технология;
коррекционных направлений;
технология «ТРИЗ».
использование метода моделирования;
прием мнемотехники.
1. Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность: формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФОП отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФОП, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.);
В ДОУ все педагоги применяют:
- Ходьба по коврику из пробок, где происходит массаж стопы ног;
- Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки);
- Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого используем различные массажеры.
2. Технологии проектной деятельности
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Можно выделить основные этапы их проведения:
Организационный – в процессе которого педагоги тщательно готовятся к проведению проекта.
Продуктивный – представляющий совместную деятельность детей и взрослых по решению проблемы и задач проекта.
Презентативный – подготовка и представление результатов деятельности.
Итоговый – на котором происходит совместное обсуждение хода и результатов проекта.
Проект:
осуществляется внутри одной возрастной группы,
в контакте с другой возрастной группой,
внутри ДОУ,
в контакте с семьей,
учреждениями культуры,
общественными организациями (открытый проект).
по количеству участников:
индивидуальный,
парный,
групповой,
фронтальный.
по продолжительности:
краткосрочный,
средней продолжительности,
долгосрочный.
5. Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированная технология – это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.
Данную технологию хорошо реализовать в дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки – это игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения.
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Организация личностно-ориентированного взаимодействия именно в свободной деятельности требует от педагога больших усилий, понимания, признания ребенка, принятия его как полноценного партнера, оказание ему помощи. А так же поиска все новых приемов работы по организации (например, поддержания дисциплины в группе).
Можно использовать следующие приемы личностно-ориентированного подхода:
1. Прием «Дежурство по тишине»
Вместе с детьми выбираем одного или двух дежурных, которые следят за порядком в группе. Дежурному надеваем пилотку с эмблемой. Это очень стимулирует желание других детей быть дежурным, а для этого, соответственно, вести себя спокойно, слушать дежурного.
2. При организации различных видов деятельности в течение дня можно использовать прием «Цветные ладошки» – три силуэта ладони - сигнала.
Красная ладонь – «кричалка», означает, что можно бегать, прыгать, шуметь (прогулка, спортивные соревнования, самостоятельная двигательная деятельность).
Желтая ладонь – «шепталка», сигнал о том, что нужно передвигаться тихо и говорить в полголоса или шепотом (экскурсия по саду, укладывание спать, свободные игры, ручной труд и т.д.)
Синяя ладонь – «молчалка», следует сесть тихо, замолчать (во время чтения художественной литературы, когда говорит взрослый).
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
6. Интерактивные педагогические технологии
Интерактивное обучение дошкольников – это специфическая форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успехи и, выполняя определенную интеллектуальную работу, достигает высокой производительности.
Интерактивные методы обучения обеспечивают такое обучение, которое дает возможность детям на занятии в парах, микрогруппах или малых группах прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения.
Интерактивных методов и технологий насчитывается более сотни. Вот некоторые из них:
«Микрофон» – метод работы, в ходе которого дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему. Например, ребенок берет микрофон, рассказывает в нескольких предложениях о себе, и передает микрофон другому ребенку. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются.
«Хоровод» Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Прием «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста. («Съедобное – не съедобное», «Назови ласково»)
«Предвидение» - метод работы с детьми, в ходе которого предлагается «предсказать» возможные варианты решения проблемы. Например, предложить детям назвать все осенние месяцы, рассказать о том, что они ожидают от каждого месяца. Позже представить себя на месте одного из месяцев и рассказать о своих предсказаниях: «Я - первый месяц осени - сентябрь. Я очень теплый месяц. Меня любят все дети, потому что начинают ходить в школу...».
«Синтез мыслей» – метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы, выполняя определенное задание, например, рисунок на листе бумаги. Когда одна группа нарисует, то передает рисунок в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание. По завершению работы составляют общий рассказ о том, что дорисовали и почему.
«Дискуссия» – это метод коллективного обсуждения какого-то сложного вопроса. К дискуссии готовятся все участники образовательного процесса, активно привлекаются все дети. В конце дискуссии формулируется единое коллективное решение задачи, проблемы или рекомендации. Вопросов (задач) необходимо предлагать не более пяти. Формулировать их следует так, чтобы была возможность высказать различные взгляды относительно выдвинутой проблемы. Дети учатся высказывать собственное мнение: «Я думаю...», «Я считаю...», «По моему мнению...», «Я согласен, но...», «Я не согласен, потому что...».
«Мозговой штурм» (мозговая атака) – один из методов, который способствует развитию творчества и ребенка, и взрослого. Этот метод удобно использовать при обсуждении сложных проблем или вопросов.
Дается время для индивидуального размышления над проблемой (даже может быть до 10 мин.), а через некоторое время собирается дополнительная информация по поводу принятия решения. Дети – участники «мозговой атаки» должны выразить все возможные (и невозможные с позиции логики) варианты решения проблемы, которые нужно выслушать и принять единственное правильное решение.
7. Игровая технология
Игровая педагогическая технология – совокупность психолого – педагогических методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств.
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
Заключение: Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация образовательной области познание с использованием современных технологий во второй ранней тема: « Новый год»
Открытое занятие во второй ранней...
Использование активных форм работы с родителями по формированию самостоятельности и инициативности в физическом развитии дошкольников при использовании современных технологий в условиях реализации ФГОС ДО
Сообщение из опыта работы воспитателя среднй группы "Ромашка" МБДОУ д/с №65 "Лесная полянка"...
« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей
laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...
ФГОС ДО: реализация направления – речевое развитие. Использование современных технологий
Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте....
«Разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами» (опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)
Современные тенденции в системе образования определяют необходимость педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в интегрированном образовательном пространстве. В посл...
Использование современных технологий для реализации содержания ФОП ДО
Представления опыта работы детского сада в данном направлении...
Использование современных технологий для реализации содержания ФОП ДО
Презентация "Использование современных технологий для реализации содержания ФОП ДО"...