Беседа на тему «Детям о блокаде Ленинграда»
план-конспект занятия
Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detyam_o_blokade_leningrada.doc | 677 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа на тему
«Детям о блокаде Ленинграда»
Цель:
- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
- Познакомить детей с жизнью людей в это время.
- Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.
- Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы.
- Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны.
- Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;
Ход:
Ребята, сегодня, 27 января – памятный день для Ленинграда или как сейчас называется Санкт-Петербург. Этот день, с одной стороны, радостный, а с другой стороны, день скорби. Радостный он потому, что 78 лет назад, во время войны с Германией, 27 января 1944 года, город Ленинград был освобожден от фашистской блокады. А скорбный день потому, что погибло много людей. Вы знаете, что такое блокада?
Немцы подошли к городу так близко, что с крыш высоких домов можно было увидеть их позиции.
Днем и ночью немцы бомбили и обстреливали город.
Было очень страшно. Когда начинались обстрелы, жители прятались в бомбоубежищах.
По природе любопытные маленькие дети из подвалов домов наблюдали за обстрелами.
На заводы пришли женщины, подростки. Они учились работать на станках, потому что на фронте были нужны мины, пушки, пулеметы, гранаты, снаряды.
Маленькие дети жили в детских садиках. Проходили дни: дети кушали, играли, спали, гуляли, если не было бомбежки…
Переживали неприятности, страх, ужас потери родных…
Но в городе оставалось много людей, детей, а запасы продовольствия кончались. За кольцом блокады есть мука, мясо, масло. Но как доставить их в окруженный врагами город?
Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землей, то есть с землей, где не было врагов. И шла эта дорога по воде. По реке Волхов на пароходах везли муку до Ладожского озера.
И называлась эта дорога – «Дорога жизни». По этой дороге доставляли продовольствие в город, а из города вывозили слабых и больных. Вывозили их на машинах, эти машины назывались – полуторки.
Посмотрите на картинку (слайд).
Такие машины проезжали по дороге жизни. Везти старались ночью, чтобы вражеские летчики не увидели переправляющиеся машины.
Правда не все машины доезжали до места назначения, иногда машины проваливались под лед, вместе с провизией и даже вместе с людьми.
Игра «Переправа»
Ребята, я вам тоже предлагаю поиграть. Представьте, что вам тоже нужно доставить продукты, а доставлять вы их будете, тоже по дороге жизни. У вас на полу две полосы (массажные коврики), нужно аккуратно по квадратикам передвигаться, мимо не наступаем, иначе провалился и главное нужно перевезти продукты с одного берега на другой, ничего не теряя.
Кроме фашистов на осажденный город наступала зима – в тот год неожиданно суровая и морозная. На улице небывалый мороз. И в домах у горожан такой же мороз. Паровое отопление не действует, потому что нет угля, нет дров, чтобы топить печи. В городе нет электричества. В комнатах темно даже днем.
Главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба
Каждому жителю выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба.
Это было тяжелое время. 900 дней и ночей был оторван город от Большой земли. Полностью от блокады Ленинград был освобождён только в январе 1944 года.
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада,
Продолжалась девятьсот голодных дней.
Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.
Ели маленький кусок ржаного хлеба,
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба,
И руины там, где дом вчера стоял…
Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!
От усталости, шатаясь, ленинградцы,
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься, –
Всё! Закончилась блокадная пора!
Есть салют у нас весной – на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды…
Тот салют в голодно-белом январе…
900 дней. Дней, наполненных голодом, холодом, страхом, смертью и скорбью.
Пронесем же память, об этом героическом подвиге наших великих защитников города через года, через века. Пока мы живы - жива память. Пока жива память - мы будем жить!
ИНФОРМАЦИЯ
ДЕТЯМ О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА
В истории города Санкт-Петербурга есть период, трагические события которого коснулись почти каждой живущей в этом городе семьи. Это блокада Ленинграда.
От нас с вами это очень далеко, но по книгам, фильмам и рассказам взрослых вы тоже знаете о страшной смертоносной войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве.
Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, была Великая Отечественная война с фашистской Германией. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом. Эта война была самым страшным испытанием для нашего народа.
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев. Город тогда назывался Ленинградом, а его жители- ленинградцами. В начале войны родилась замечательная песня. Она звала на борьбу народ: «Вставай, страна огромная!» И весь русский народ встал на защиту своей Родины!
Очень скоро враги оказались рядом с городом. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, падали на землю убитые. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить его блокадой. Фашисты окружили город, перекрыли все выходы и входы в город. Он оказался в блокадном кольце.
Что такое блокада? Это осадное кольцо, в которое взяли город. В город перестало поступать продовольствие. Отключили свет, отопление, воду. Наступила зима. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года.
Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. Звучала воздушная тревога. Люди, услышав сигнал, прятались в бомбоубежище. Это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки.
Жизнь в городе становилась всё труднее. В домах не работал водопровод, от сильных морозов вода в нём замёрзла. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли домой потому, что люди были слабыми, голодными, замерзшими.
Вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда- 125 грамм. И всё, больше ничего - только вода. До сих пор в этом городе сохранилось особое отношение к хлебу. Вам понятно почему? Потому, что город пережил голод. Потому что ничего, кроме кусочка хлеба в день не было. Маленький кусочек хлеба спас много жизней. Давайте и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу. Сейчас у нас всегда много хлеба на столе, он разный, белый и черный, но он всегда вкусный. И все вы должны помнить, что хлеб нельзя выбрасывать, нельзя оставлять недоеденным.
Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.
Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.
Ленинград продолжал жить и работать. На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Взрослым помогали дети. Они тушили зажигалки, сброшенные с фашистских самолётов, пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал, стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам, помогали раненым в госпиталях, устраивали концерты, пели песни, читали стихи, танцевали.
Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города: работало радио и люди узнавали новости с фронта. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники.
Музыка звучала для воинов – ленинградцев. Она помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы.
Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.
Эта симфония впервые прозвучала в блокадном Ленинграде, в большом зале филармонии. Чтобы гитлеровцы не помешали концерту, наши войска вступили в бой с противником. И ни одного вражеского снаряда не упало тогда в районе филармонии.
Зима, голодно, холодно. Хлеб давали по карточкам, но его было очень мало и многие умирали от голода. В городе оставалось много детей и только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу. Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни». К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде, иногда проваливались, и водители снимали дверцы кабины, чтобы успеть выскочить из тонущего грузовика...
В январе наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили смертоносный удар на врага. И вот пришел этот час. 27 января 1944 года советские войска прогнали фашистов с ленинградской земли. Ленинград был освобождён от блокады.
В честь победы в городе был праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.
900 дней и ночей боролся город Ленинград, и выстоял, и победил.
Каждый день отделяет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил бессмертный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.
Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое занятие в подготовительной группе на тему "Детям о блокаде Ленинграда".
Целью нашего занятия было схормировать представление детей о блокаде Ленинграда, о героизме нашего народа, воспитывать чувство грдости за свой народ и уважение к ветеранам ВОВ. Был показан карот...
Конспект беседы на тему "День снятия Блокады Ленинграда"
Посвящено 75 летней годовщине снятия Блокады Ленинграда....
Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Детям о блокаде Ленинграда».
Конспект занятия по патриотическому воспитанию с детьми старшей группы.Тема: «Детям о блокаде Ленинграда».Составитель: Бреева Е.В., воспитатель МАДОУ « Звёздочка»....
Проект для детей подготовительной к школе группы на тему: «Детям о Блокаде Ленинграда»
Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны....
Беседа на тему: День снятия блокады Ленинграда.
Цель:- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- Познакомить детей с жизнью людей в это время.- Развивать способность чувствов...
Презентация на тему "Детям о блокаде Ленинграда"
Презентация на тему "Детям о блокаде Ленинграда"...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Детям о блокаде Ленинграда»
формировать представление детей о героическом прошлом города Санкт-Петербург (в те годы Ленинград), о блокаде, о помощи жителей нашего города ленинградцам в годы Великой Отечественной Войны...