«Кейса бережливых практик»
учебно-методический материал
Цель бережливых практик – вырастить поколение людей, приученных жить эффективно.
В рамках проекта планируется реализация конкретных мероприятий:
• применение визуализации;
• проведение цикла развивающих занятий для детей;
• повышение информированности родителей через визуализацию и организацию открытых мероприятий;
• стандартизация ежедневных операций детей и сотрудников;
• рациональная организация рабочих мест детей и сотрудников.
• Все разработанные мероприятия не требуют значительных финансовых затрат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 128.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Презентация кейса бережливых практик»
Цель бережливых практик – вырастить поколение людей, приученных жить эффективно.
В рамках проекта планируется реализация конкретных мероприятий:
• применение визуализации;
• проведение цикла развивающих занятий для детей;
• повышение информированности родителей через визуализацию и организацию открытых мероприятий;
• стандартизация ежедневных операций детей и сотрудников;
• рациональная организация рабочих мест детей и сотрудников.
• Все разработанные мероприятия не требуют значительных финансовых затрат.
Кейсы – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Цель технологии – помочь каждому дошкольнику определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо.
Кейс включает в себя 3 направления
- Организация деятельности
- Знакомство с экологией
- Ознакомление с экономикой
Подробней остановимся на Организация деятельности воспитанников и сотрудников ДОУ
Одним из инструментов бережливого производства является принцип 5S.
Эта система организации и рационализации рабочего места, разработанная в Японии, обязательна к внедрению и в детском саду.
Концепция принципа 5S
"Сортировка", подразумевающая четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних;
"соблюдение порядка" – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать;
"содержание в чистоте" – содержание рабочего места в чистоте и опрятности; "стандартизация" – поддержание порядка, необходимое условие для выполнения первых трех правил и
"совершенствование" – воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.
При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является картирование процесса – схема (алгоритм, изображающая каждый этап движения материальных и информационных потоков с целью выявления возможностей совершенствования текущего процесса и его приближения к идеальному состоянию. Задачи картирования - визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы с детьми применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации. Обращайте внимание на следующее.
1. Безопасность была и будет приоритетным звеном в комплексе педагогической и организационной деятельности дошкольного учреждения. Там, где ребенок может обезопасить себя сам, снова используем метод воздействия на сенсорику. Для обозначения возможной опасности необходим определенный эталон. Существует определенный государственный стандарт , который должны знать и взрослые и дети : цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения.
- Непосредственная опасность – красный цвет
- Возможная опасность – желтый цвет
- Безопасность, безопасные условия – зелёный цвет
- Указание – синий цвет
- Неподвижный объект
- Подвижный объект
- Направление движения
Например, красный цвет, он яркий, привлекает внимание, им обозначен запрещающий сигнал светофора, окрашены ядовитые цветы растения. Таким образом, у ребенка подсознательно формируется понятие об осторожном поведении в обозначенном месте. На острые углы, зоны открывания дверей, и другие места, где ребенок должен быть бдительным, можно нанести маркёры красного цвета.
2.Порядок в шкафах.
В раздевалке на дверцах шкафчиков изнутри висят картинки с алгоритмами размещения вещей. Обратите внимание на то, что инструкция последовательности одевания по сезонам располагается на самом видном месте, чтобы ребенок мог «подсмотреть» как правильно и быстро одеться.
3.Алгоритм «Мытье рук» располагается в туалетной комнате над раковинами. Мытье рук — обязательная гигиеническая процедура для взрослых и детей, поэтому перед педагогами и каждым родителем стоит задача научить ребят делать это самостоятельно. Руки необходимо мыть не только при видимых загрязнениях, но и после прогулки, посещения туалета, игр с животными, до и после еды. В туалетной комнате ребенок наглядно видит «инструкцию» в картинках и понимает, что для мытья рук ему сначала нужно открыть кран, затем взять мыло, помыть руки, закрыть кран, вытереть руки полотенцем.
4.Порядок в группе. В группе мы наклеили маркёры в виде картинок, где что должно находиться и теперь ребенок четко знает, где находятся ножницы и клей, в каком ящике лежит конструктор, а на какой полке – книжки.
5. «Доска выбора» состоит из картинок обозначающих центры активности и фотографий детей. Дети с утра сами выбирают, чем будут заниматься, так дети строят распорядок дня. Дети, приученные к порядку, умеющие самостоятельно планировать свою жизнь в детском саду, лучше вольются в школьную жизнь, что избавит родителей хотя бы от части хлопот.
Основной целью внедрения бережливых технологий является формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам. Соблюдая принципы 5С, у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, природе,соблюдения чистоты и многие другие.
Принципы бережливого производства, внедренные в дошкольных и школьных учреждениях, своей главной задачей ставят воспитание в детях бережливого мировоззрения.
В дошкольном детстве рекомендуется использование практических кейсов, среди которых выделяем следующие формы:
I. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае формирования экологической культуры, ситуации опасности для жизни и здоровья детей).
Можно применять следующие кейсы:
1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;
2) Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;
3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (например – для опасности здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.
II. Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами. Применяются следующие кейсы:
1) Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, сачек, шмель, плачущий малыш);
2) Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простая прогулка в лес – ведь сколько можно предположить вариантов – от жалящих насекомых, до остаться одному в лесу и заблудиться..
3) Кейсы-наоборот – когда дети знакомятся с «наказанием», постигшим ребенка, со словами, которые были сказаны обеспокоенным взрослым, и на этой основе предполагают, какой же опасности подвергался малыш.
4) Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение.
О пользе кейс-технологии и использовании кейсов в развитии и воспитании дошкольников
Все авторы признают, что кейс-технологии обладают огромным развивающим потенциалом. Практики отмечают, что в случае целенаправленного и регулярного применения педагогами кейс-технологий дети дошкольного возраста:
• учатся получать необходимую информацию в общении со сверстником, с взрослым;
• научаются соотносить свои устремления с интересами других;
• учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
• учатся воспринимать ситуацию целостно, критически, объективно, применять к себе обстоятельства;
• происходит формирование у детей навыков работы в команде;
• развивается умение адекватно вести себя в возникающих конфликтных и проблемных ситуациях;
• обеспечивается взаимосвязь с жизнью, практикой и игрой ребенка;
• развивается информационная компетентность детей; они учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.
Правила применения кейс-технологий.
✓ Кейс-технологии – это интерактивные технологии, это – форма в которой мы организуем активное обсуждение и познание жизненных ситуаций.
✓ Педагог активен в разработке заданий проблемного типа, ориентированных на практическую ситуацию. После инициативу и главенство нужно не бояться отдать.
✓ Главные действующие лица в кейс-обучении – дети, коллектив детей. Педагог находится с ними в равной позиции.
Педагог организует детей на ориентацию в проблемном поле. В этом ему помогают правильно поставленные вопросы.
✓ Акцент в образовательной деятельности нужно перенести не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество детей и педагога.
✓ При работе с кейсом следует выдерживать технологические этапы. Этапы лучше наглядно обозначить символами.
✓ Наглядность – это ведущий дидактический принцип и при работе с кейс-технологиями.
Типовая внутренняя структура кейсов:
• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,
• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,
• комментарии ситуации, представленные педагогом,
• вопросы или задания для работы с кейсом,
• приложения (в форме иллюстрации, музыки и т.п.).
Эту внутреннюю структуру необходимо учитывать при разработке кейсов, при предъявлении кейса дошкольникам. Ведь на работу ребенка во многом будет влиять ситуация взаимодействия не только с партнерами-детьми, но и со значимым взрослым – педагогов, предъявившим кейс.
Методические рекомендации к использованию кейс-технологии для формирования экологической культуры дошкольников
Прежде всего, педагогу для работы с кейс-технологиями необходимо осознать и принять те методологические принципы и подходы, на которых она строится.
Принять и сделать их основой для своей деятельности и для работы с детьми.
– Это культурологический подход, который побуждает педагога рассматривать работу с кейсом как способ формирования культуры дошкольника. Имеется в виду не просто передача знаний и формирование представлений, а введение ребенка в культуру отношений, в понимание правил, в познание и применение ценностей, в понимание значимых образцов. Педагогу необходимо формировать представление о разумности норм, об их культурной и общечеловеческой обусловленности, о значении для общего блага. В диалог по поводу материалов кейса должны вводиться эти аспекты, именно к обобщениям такого гуманитарного и культурологического характера должен подводить педагог детей, работающих по кейсу.
Это деятельностный подход, который побуждает педагога рассматривать работу с кейсом как коммуникативную и познавательную деятельность, как совместное творчество. Цель кейса – возбудить общение и мышление на тему экологии, охраны окружающей среды.
Цель педагога не добиться правильного ответа, а побудить к активному поиску, к коммуникации и принятию взвешенного решения. Педагог помнит правило о том, что самостоятельно найденный, доказанный, разделенный с другими ответ с большей долей вероятности станет внутренним правилом самого ребенка.
Это субъектный подход, который побуждает педагога рассматривать работу с кейсом как способ поддержать ребенка в его активном познании мира, как способ поощрить его самостоятельности и инициативности. Педагог признает то, что ребенок-дошкольник – это личность, имеющая определенные представления о мире и собственный опыт безопасного поведения. Педагог не стремится «вставить» ребенку свои слова в рот, не стремится быстро выполнить задание, подсказав готовый и правильный ответ. Он даёт время на размышление и поиск, на актуализацию собственного опыта, на обоснование своего выбора.
Это индивидуальный (личностный) подход, который побуждает педагога, работающего с кейсом, к всемерному уважению личности детей-участников. Это проявляется, с одной стороны, в том, что педагог готовит интересные и посильные задания, актуальные и понимаемые детьми. С другой стороны, педагог в работе с кейсом «видит» каждого ребенка, его активность, его достижения, его интересные высказывания. И в ситуации оценивания работы по кейсу подчеркивает оригинальный или активный вклад ребенка в обсуждение
Для реализации (применения) разработанных кейсов необходимо следующее оборудование:
-проектор, экран, компьютерная техника (возможно ноутбук);
-аудиосистема;
-магнитная доска, набор магнитов;
-набор мелких игрушек;
-набор карточек (может предъявляться на экране).
Порядок организации детей на работу по кейсу
Организовывать детей на работу по кейсам лучше в подгруппах, тогда можно прогнозировать большую активность участников. Лучше организовать работу с подгруппой детей отдельно (остальные дети заняты другим видом деятельности), либо в двух параллельных подгруппах, тогда дети второй подгруппы выступают «зрителями-участниками». Дети организуются на ковре, располагаются так, чтобы им было удобно и просматривают стимульный материал, и общаются.
В связи с тем, что даже не подготовленные дети смогут за 6-8 минут хорошо проработать кейс, иногда есть смысл давать два кейса для усиления и закрепления содержания. Рассмотрим подготовку к введению кейсов в группе. Воспитатель собирает детей и презентует им новую форму работы. Сообщает, что будет рассказывать о ситуациях, которые происходили или могут произойти с детьми – и задавать вопросы.
Воспитатель вводит условное обозначение для этого вида работы (например, рисунок).
В дальнейшем педагогу достаточно выставить такой знак (на экране или на картинке), и дети понимают тип работы, который им предстоит. Интересно, что в дальнейшем дети сами предлагают педагогу такую форму работы, предъявляя знак, самоорганизуются на подобную игру. Педагог рассказывает детям, что игра, в которую будут играть дети, коллективная, как в телевизоре. Обсуждают все дети - активно, а отвечать на вопрос будет один игрок, тот, кому поручат. (Это очень важное условие работы по кейсам. Иначе получится, что это просто опрос по картинке или по воспринимаемой ситуации).
Можно придумать «микрофон» для оглашения решения. В целом по каждому кейсу работа организована по следующим четырем этапам. Каждый из них мы так же отмечаем специальной меткой. Это позволяет детям видеть ритм кейса, предполагать последующие этапы – и не торопиться, перескакивая с этапа на этап.
1 этап – метка красный вопросительный знак – это этап предъявления стимульного материала кейса. Воспитатель зачитывает текст, предъявляет картинку и дает вводный рассказ, привлекает ребенка к драматизации и т.д. в зависимости от типа кейса. Самое главное – это погружение ребенка в проблемное поле. И вопрос, который ставит педагог перед детьми, всегда направлен на вычленение проблемы. Используются такие вопросы, как «Что не правильно делает ребенок?», «Что случилось с ребенком?» Педагог задает детям и контент ситуации – сообщает некоторые важные детали о месте или времени, возрасте или занятии человека и т.д
2 этап – метка синий восклицательный знак – это этап выявления причинно-следственных связей, условий, влияний, неадекватности и т.п. Используются такие вопросы, как «Почему это могло случиться?», «Почему так произошло?» Педагог поощряет многообразие версий, ориентирует детей на установление ответственных, на «перебор» причин.
3 этап – метка зелёный восклицательный знак – это этап поиска верных и безопасных вариантов поведения. Воспитатель задаёт вопросы типа «Как правильно поступить в этой ситуации?», уточняет, сам ли ребенок решает проблему или прибегает к помощи взрослого человека. Здесь же педагог уточняет, что нужно изменить в окружающей среде, чтобы она стала безопасной и приятной для жизни.
4 этап – метка лист папируса – этап вербализации, этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта. Педагог предлагает детям-участникам сформулировать правило безопасного поведения, которым бы могли воспользоваться и другие дети, и даже малыши. На этом же этапе происходит оценка работы детей по кейсу со стороны воспитателя и возможно самооценка работы по проблемной практической ситуации. Все правила, которые создают дети, мы рекомендуем записывать в специальную детскую «копилку». Туда же помещать детские рисунки по изученной проблеме. Тогда в группе создаются альбомы, к которым дети могут обратиться в свободной деятельности, рассмотреть или предъявить друг другу.
Практическая часть
Уважаемые коллеги на практическую часть предлагаю вам разделиться на 4 команды и заполнить таблицу кейс-ситуаций, она разделена на 2 колонки, в 1 стоит номер кейс ситуации, КОТОРЫЙ ВЫ УВИДЕТЕ НА ЭКРАНЕ, И Вы должны определить, к какому из четырех этапов РАБОТЫ С КЕЙСОМ относится данный кейс?
На это задание даю вам 5 мин. и приступим к обсуждению.
Примеры кейс ситуаций
Например: 1.Тема: «Загадочный мир насекомых. Наблюдение за бабочками»
Вы гуляли на улице с ребятами и на клумбе увидели красивую бабочку?
Вопрос: Что может произойти и к чему может привести, если словить бабочек и принести их в детский сад?»
-
2-Объединитесь в небольшие группы по три-четыре человека. Задача вашей группы - нарисовать рисунок в газету на тему «Береги все живое».
Для педагога. На основании подготовленных материалов составить программу «Мы бережем родной край».
3-Тема: «Правильно ли ведет себя ребенок?»
Краткий рассказ педагога:
Весенняя погода переменчива: то светит теплое солнце, то сбивает с ног ветер, то моросит дождь. Каждый из вас не раз попадал под теплый веселый летний дождь. Или под осенний моросящий.
Вопрос: Давайте подумаем, почему так произошло, к чему может привести, если не спрятаться от дождя и намокнуть?
4-Тема НОД: Правила поведения в лесу
Краткий рассказ: Перед вами птичье гнездо найденное ребенком в лесу.
Вопрос: правильно ли повел себя мальчик, потрогав или взяв яйцо из гнезда в руки?
Что может произойти и к чему может привести, если мальчик принесет яйцо домой.
«Как правильно поступить в этой ситуации?»
Организационные моменты использования кейсов
Использовать предложенные кейсы возможно в следующих формах:
1) Как составную часть НОД познавательного или речевого цикла
2) Как форму работы, реализуемую в рамках совместной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах. В таком случае использование кейсов может быть рассмотрено как культурная практика, как способ включения детей в творческий процесс по познанию культурной реальности. В этом случае знакомство с кейсами организуется во второй половине дня, планируется в подходящее время.
3) Как часть проекта по формированию экологического сознания (Н-р безопасного поведения разной степени продолжительности). Опыт работы по кейс-стади и методическая литература однозначно свидетельствуют о том, что эффективной работа по технологии становится только при условии соблюдения системности.
Педагогу необходимо вводить детей в ситуацию практического познания и оценки ситуации, формировать культуру ведения диалога и полилога. В любом случае, ориентируясь на опыт Гарвардских ученых – авторов кейс-стади, можно утверждать, что до 4-5 первых предъявлений кейсов являются своеобразной ориентировкой и тренировкой. Рекомендуется включать кейсы в планирование педагогической работы с детьми– 1-2 раза в неделю. Сами по себе кейсы не занимают много времени, достаточно разнообразны, поэтому не будут утомительны для детей.
Нет четкой последовательности введения типов кейсов. В методической литературе мы находим только упоминание о том, что начинать следовало бы с предъявления детям на обсуждение нескольких готовых вариантов решения кейса. Однако практика показывает, что в этом случае дети начинают ожидать от взрослого подсказки, и не сразу переходят к самостоятельному обсуждению.
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других
Вывод: Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.
Рефлексия:
На своих листах, отметьте пожалуйста смайликом: веселый –если технология вас заинтересовала и грустным – если у вас остались невыясненные моменты, с которыми вы самостоятельно не справитесь.
Я надеюсь, что вам удалось получить полное представление о Кейс-технологии и ее применении. Если же у вас возникло желание более подробно познакомиться с этой технологией, вы можете найти информацию в предложенных источниках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практика использования инновационных образовательных технологий бережливого производства в образовательном процессе
Данный материал раскрываеттему педагогических технологий в рамках бережливого производства...

Кейс бережливого проекта «Оптимизация процесса подготовки документов для прохождения ТПМПК воспитанниками ДОУ»
Кейс бережливого проекта «Оптимизация процесса подготовки документов для прохождения ТПМПК воспитанниками ДОУ»...
"Внедрение методов и инструментов бережливого производства в практику работы дошкольной образовательной организации"
Мы с вами поговорим об истории, понятии, ценностях и принципах бережливого производства, о потоке создания ценностей, видах потерь и инструментах бережливого производства.Рассмотрим понятие «Бер...

БТ Лучшие практики «опорных площадок» по реализации регионального проекта «Бережливое образование» в ДОО
О лучших практиках внедрения бережливых технологий в образовательных организациях Челябинской области рассказывается в тезисах выступления и медийной презентации. В буклете представлены лучшие практик...

Кейс образовательной практики "Умный пол"
Кейс представляет собой описание образовательной практики, внедряемой в дошкольном учреждении...

Кейс лучшей практики
Онлайн мастер-класс как форма дистанционного взаимодействия с родительской общественностью....

«Презентация кейса бережливых практик»
Бережливые технологии – это эффективное управление временем всех участников образовательного процесса....