Творческо-познавательный проект для дошкольников 5-6 лет «У лукоморья…» по сказкам А. С. Пушкина
проект (старшая группа)

Бондарева Мария Александровна

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской культуре, к национальному духовному богатству, развитие интереса к историческим событиям своей страны и историческим личностям, прославившим Россию, - одна из самых актуальных проблем нашего общества. В связи с этим очень важно знакомить детей с жизнью и творчеством выдающихся личностей нашей Родины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_skazkam_pushkina.docx34.87 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №1

Выборгского района Санкт-Петербурга

Творческо-познавательный проект

для  дошкольников 5-6 лет

«У лукоморья…»

по сказкам А. С. Пушкина

Автор-составитель:

Бондарева Мария Александровна

воспитатель

Санкт-Петербург

2024

Творческо-познавательный проект

«Путешествие по сказкам»

Актуальность проекта

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»

Алексей Николаевич Толстой

Увы, в настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской культуре, к национальному духовному богатству, развитие интереса к историческим событиям своей страны и историческим личностям, прославившим Россию, - одна из самых актуальных проблем нашего общества. В связи с этим очень важно знакомить детей с жизнью и творчеством выдающихся личностей нашей Родины.

Когда мы говорим о России, о ее культурном наследии, первое имя, которое вспоминается большинству – имя Александра Сергеевича Пушкина - одного из ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей. Чрезвычайно велика педагогическая ценность сказок великого русского поэта в формировании личности ребёнка.

Анализ бесед с родителями показал, что лишь малая часть последних читают ребятам сказки А. С. Пушкина, считая их недоступными пониманию детей дошкольного возраста. Мы же предполагаем, что благодаря изучению творчества великого русского поэта, содействуем появлению у детей стремления к постоянному общению с книгой, развиваем способность наслаждаться художественным словом, учим уместно употреблять в речи образные выражения, создаём ситуации, способствующие возникновению интереса к изучению творчества  и других русских писателей, тем самым способствуя воспитанию  патриотических чувств у дошкольников.

Цель проекта: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с творчеством А. С. Пушкина.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина;
  • Формировать высокий познавательный интерес детей и родителей к творчеству великого русского поэта;
  • Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст;
  • Учить понимать мораль каждой сказки, знакомить с человеческими пороками и добродетелью;
  • Учить детей  узнавать сказки А.С. Пушкина по прочитанному отрывку и по обложкам книг;
  • Закреплять знания о героях сказок А.С. Пушкина.

Развивающие:

  • Обогащать и развивать устную речь детей;
  • Развивать  коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества и сотворчества;
  • Развивать творческие способности детей (в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности);
  • Развивать у детей образное мышление, память, внимание, фантазию, воспитывать умение доказывать и отстаивать свое мнение.

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию;
  • Прививать любовь к Родине, к её истокам;
  • Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

Паспорт проекта

Проблема

Недостаточные, малочисленные знания детей о сказках А. С.

Пушкина. Устный опрос родителей показал, что лишь некоторые родители читали детям сказки А. С. Пушкина, небольшая часть родителей показывала детям мультфильмы, снятые по сказкам А. С. Пушкина, но основная часть родителей считает, что знакомить детей с произведениями А. С. Пушкина

еще рано

Полное наименование проекта

«У лукоморья…»

Тип проекта

Краткосрочный, познавательно-творческий, групповой

Цель проекта

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с творчеством А. С. Пушкина

Образовательные области

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Период

(продолжительность) Этапы реализации проекта

Краткосрочный проект

Продолжительность: 4 недели (01.04.2024 – 29.04.2024)

Первый этап  (01.04.2024 – 05.04.2024):

Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта, предварительная работа с детьми и родителями.

Выбор варианта презентации проекта. Подбор дидактических игр и наглядного материала, художественной литературы

Второй этап (08.04.2024 – 25.04.2024):

Непосредственная организация проекта, проведение НОД и различных мероприятий, организация творческой и  практической деятельности детей

Третий этап (26.04.2024 – 29.04.2024):

Обобщение результатов работы, анализ, диагностика знаний детей, закрепление полученных знаний, формулировка выводов

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели:

  • Для детей

  • Для педагогов

  • Для родителей

  • Для ДОУ

  • развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина, к детской книге;
  •  развитие у детей познавательной активности, творческих

способностей, коммуникативных навыков;

  •  развитие выразительности и связной речи детей;
  • содействие творческому развитию детей

  • Обогащение предметной среды группы
  •  Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий

  • Совместная деятельность не только объединит детей и взрослых, но и  создаст обстановку общей радости и хорошего настроения. Создание единого развивающего пространства, объединяющего детей, педагогов и родителей

Участники проекта

Дети 5-6 лет, родители, воспитатели

Организация и продуманность системы оценивания (поэтапная и конечная)

После завершения проекта:

  • Повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности детей
  • Знание сказок, стихов  А.С.Пушкина

Презентация проекта

  • Предоставление разработки проекта
  • Театральная постановка «Там, на неведомых дорожках…»

Паутинка по проекту «Путешествие по сказкам»

Социально-коммуникативное развитие

  • Этические беседы с детьми по сказкам А.С.Пушкина: « Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта» (по

«Сказке о рыбаке и

рыбке»),  «Ничего не бери у чужих людей» (по сказке «О мертвой царевне и семи богатырях»)

  • Нравственные  беседы: «Что такое хорошо и что такое плохо в сказках А.С. Пушкина», «Сказки Пушкина – торжество добра и справедливости»
  • Сюжетно-ролевые игры «Библиотека»,  « Типография»
  • Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку» 

Художественно-эстетическое развитие

  • Слушание оперы М. Глинки

«Руслан и Людмила»,

Н.А. Римского-Корсакова «Три чуда» - « Сказка о царе Салтане»,

«Сказка о золотом петушке»,

«У лукоморья»

  • Конструирование из бумаги в технике оригами «Цепь на дубе том»
  • Лепка «Золотая рыбка»
  • Рисование «Герои сказок Пушкина», «В синем море…»
  • Игра-драматизация: «У самого синего моря», «Свет мой, зеркальце», «В чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря»,

«Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?»

Познавательное развитие

  • Презентация «А.С. Пушкин»
  • НОД «Путешествие в страну сказок А.С.Пушкина»
  • НОД с элементами экспериментирования  «Может ли вода менять вкус и цвет?»,  «Тонет – плавает»
  • Дидактические игры по произведениям А.С. Пушкина: «Какой сказочный герой лишний?», «Найди предметы из сказок Пушкина», «Собери сказку», « Что - кому?», «Собери картинку»
  • Дидактические игры: «Хищный-травоядный», «Чей? Чья? Чьё? Чьи?», «Найди пару и назови» (животные и детеныши), «Какой по счету?»
  • Диктант по клеткам «Золотая рыбка», «Дуб зеленый»  

 

Речевое развитие

  • Чтение сказок А.С.Пушкина: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»,  «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведихе»
  • Беседа «А.С. Пушкин – сказочник»
  • Знакомство со стихотворением А.С. Пушкина « У лукоморья дуб зеленый…»
  • Разучивание отрывков из произведений А.С. Пушкина («Ветер по морю гуляет», «Ель растет перед дворцом», «Свет мой зеркальце, скажи»)
  • Дидактические игры «Составь сказку», «Узнай героя по описанию»
  • Составление словарика трудных слов из сказок А.С. Пушкина (витязь, злато, златая цепь, дол, чахнет, песнь, брег)

 

Физическое развитие

  • Подвижные игры: «Ветер», «Хитрая лиса», «Рыбалка», «Перелет птиц», «Рыба, птицы, звери»
  • Пальчиковая гимнастика: «Есть у каждого свой дом»,  «Сидит белка на тележке», «Котенок-шалун»
  • Логоритмические упражнения: «Ветер и листья», «В лесу», «Шмель»
  • Физкультминутки: «Петух», «Лебеди», «Котята»
  • Массаж рук грецкими орехами

Режимные моменты

  • Рассматривание иллюстраций

            В. Конашевича в детских изданиях                     сказок А. С Пушкина

  • Рассматривание альбома

«А. С. Пушкин. Семья поэта»

  • Рассматривание коллекции фотографий, открыток «Памятники А. С. Пушкина»
  • Беседа «Любимый герой сказки»

Формы взаимодействия с семьей, социальными партнерами, специалистами ДОУ

  • Анкетирование родителей (какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А. С Пушкина)
  • Консультация «Сказки Пушкина в жизни ребенка»
  • Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок
  • Организовать выставку семейных работ по сказкам А.С. Пушкина
  • Выпуск газеты «Сказки Пушкина»

Организация развивающей предметно-пространственной среды

  • Пополнить центр художественно эстетического развития раскрасками, трафаретами, обводками  по теме
  • Пазлы и кубики к сказкам А. С. Пушкина
  • Коллекция загадок о героях сказки Разрезные картинки, открытки по теме
  • Выставка рисунков «Иллюстрации русских художников к сказкам А. С. Пушкина»

Результативность проекта:

В группе созданы  необходимые условия по ознакомлению детей с творчеством А.С. Пушкина:

  • Создана библиотека произведений А.С. Пушкина;
  • Оформлена выставка рисунков, поделок, по произведениям А.С. Пушкина.
  • Дети к книге стали относится не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов.
  • Родители приняли активное участие в реализации проекта (мамы и папы, бабушки и дедушки)  
  • Повысилась способность договариваться, оказывать друг другу поддержку, дети научились высказывать свои предположения

Оценка эффективности по итогам работы проводилась по трём направлениям: дети, родители, педагоги:

  • Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживалась через наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.
  • Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходила через их участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах.
  • Оценка активизации деятельности педагогов отслеживалась по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.

Все дети группы  познакомились с великим русским поэтом А. С. Пушкиным, с его сказками «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о золотом петушке». Все дети участвовали в продуктивной деятельности по произведениям поэта. Родители большинства детей принимали активное участие в реализации проекта: приносили книги для книжного уголка, делали на компьютере наглядные пособия по сказкам и биографии поэта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина «На солнечной поляне Лукоморья» по сказкам А.С.Пушкина для детей старшего дошкольного возраста

Литературная викторина по творчеству А.С. ПушкинаЦель:1.Прививать стойкий интерес к изучению творчества А.С. Пушкина.2.Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие...

Сценарий праздника: «У Лукоморья» по сказкам А. С. Пушкина

Сценарий праздника: «У Лукоморья» по сказкам  А. С. Пушкина...

Викторина для старших дошкольников «Путешествие в Лукоморье (по сказкам А. С. Пушкина)»

Викторина для старших дошкольников «Путешествие в Лукоморье (по сказкам А. С. Пушкина)»Игровое и познавательное развлечение в детском садуЦель викторины – формирование интереса к тво...

Викторина для старших дошкольников «Путешествие в Лукоморье (по сказкам А. С. Пушкина)»

Игровое и познавательное развлечение в детском садуЦель викторины – формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина.Задачи:1. Закрепить знания детей о творчестве  А. С. Пушкина.2.Закрепить...

Презентация "Викторина "У Лукоморья" (по сказкам А.С. Пушкина)"

Сказка Пушкина - уникальные произведения в стихах. Талантливый поэт сумел вложить в каждую из сказок русский колорит, глубиный смысл и понимание того, что в каждой сказке  есть"добрым молодц...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Путешествие в Лукоморье" (по сказкам А.С. Пушкина)

Недостаточные, малочисленные знания детей о сказках А. С. Пушкина. Устный опрос родителей показал, что лишь некоторые родители читали детям сказки А. С. Пушкина, небольшая часть родителей показыв...

Творческий педагогический проект «Лукоморье» (по сказкам А.С.Пушкина)

middot;Приобщение детей к русской классической литературе посредством знакомства с творчеством А.С.Пушкина·Развитие творческих способностей детей в художественно-речевой, музыкально-художестве...