Мастер - класс для воспитателей
материал
Предварительный просмотр:
Мастер класс для педагогов
«Знакомство с разными приемами и методами театрализованной деятельности»
Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.
Задачи:
Познакомить воспитателей с разными приемами и методами театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников.
Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду.
Учить принимать ролевые позиции, идентифицироваться с персонажем, эмоционально воспринимая своеобразие театрального искусства.
Воспитание навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, театральные игры.
- Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу предложить начать нашу встречу с хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее все складывается и получается. И я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной. Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями я начинаю мастер – класс по теме: ««Методы и приемы театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
Сегодня мы с вами вместе постараемся взглянуть на развитие речи детей дошкольного возраста и понять важность театрализованной деятельности в развитии речи, педагогической деятельности, технологических приёмов.
Свое выступление, уважаемые коллеги, хочу начать с вопроса «Какой вид деятельности является основным у детей дошкольного возраста?» Основной вид деятельности дошкольников – игра.
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо".
В театрализованной деятельности наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Играя с детьми, мы общаемся с ними на их территории. А предлагая разные образы и роли, мы стимулируем ребёнка на подражание тому, что он видит и что его заинтересовало. Сюжетами таких игр служат хорошо известные сказки или истории, сочинённые самими детьми.
Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, способствует расширению словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат, звуковую культуру речи ребёнка, её интонационный и грамматический строй, способствует развитию монологической и диалогической речи. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения таких как мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса.
Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Для этого нам необходимо знать специальные методы и приемы.
Приемы развития речи:
1. Чтение художественной литературы.
2. Чистоговорки и скороговорки
3. Беседа
4. Упражнения в употреблении речевых штампов
5. Постановка вопроса
6. Дидактический рассказ с инсценировкой
7. Инсценировка диалога в стихах
8. Режиссерские игры
Уважаемые педагоги!
- Вспомните, что являлось первой формой общения человека? (Конечно же – ЖЕСТЫ)
А теперь пришла пора общаться жестами, друзья! Я вам слово говорю, в ответ от вас я жестов жду (я говорю слово, воспитатели показывают жестами) : «здравствуйте», «досвидания», «тихо», «нельзя», «думаю», «понял»,
«нет», «да».
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем активнее и точнее движение пальцев у ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.
А сейчас разомнём наши пальчики.
Пять весёлых капелек с неба к нам летят (сжимаем и разжимаем ладошки)
Пять весёлых капелек с нами говорят:
«Так-так-так» (ручки в кулачке, соприкасаемся двумя большими пальцами)
«Ток-ток-ток» (указательными)
«Тук-тук-тук» (средними)
«Тык-тык-тык» (безымянными)
«Тэк-тэк-тэк» (Мизинцами).
–А как вы думаете, какое упражнение наиболее важно в работе над речью с детьми? Конечно, если мы говорим о развитии речи, никак не обойтись без артикуляционной гимнастики.
Такие упражнения способствуют улучшению кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов, а также укреплению мышечной системы щёк, губ и языка, снижению напряжённости органов речевого аппарата и постановке правильного произношения звуков.
Давайте сделаем с вами артикуляционную гимнастику!
1.«Улыбка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам
Слайд 12
2. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
Мои губы – трубочка
Превратились в дудочку
Слайд 13
Упражнения для губ и щек
1.Похлопывание и растирание щек.
2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
В дошкольном образовании для достижения той или иной педагогической цели используются разнообразные виды театрализованных игр.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры драматизации и режиссерские.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной , объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, и т. д.)
Условно развитие речи можно разделить по этапам в соответствии с возрастом детей.
На 1 этапе (младший дошкольный возраст) основными направлениями являются:
- обучение применению в речи дошкольников речевых штампов («Знакомство», «Просьба», «Извинение», «Игра»,
- развитие Звуковой культуры речи - обучение простейшей драматизации русских народных потешек и сказок.
На 2 этапе (в старшем дошкольном возрасте) основными направлениями являются:
- развитие коммуникативных навыков - совершенствование речевого этикета
- освоение разных видов театрализованной игры – драматизации и режиссерской.
- развитие творчества, импровизации и перевоплощения
- совершенствование диалогической речи
А теперь я предлагаю приступить к практической части мастер-класса.
«Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…»
(Б. М. Теплов)
А сейчас мы с вами будем превращаться в артистов! Мне нужно 6 челов.
(Звучит сказочная музыка.)
Внимание, внимание,
Извещаем всех заранее!
Пора смотреть нам представление,
Всем на удивление!
Петрушка. Сказку все мы очень ждали. Сказку в гости мы позвали. Сказка здесь уже, друзья. А как же называется она? Отгадайте – ка?
(обращается к зрителям)
Стоит избушка,
Резная верхушка,
Тесом покрыта,
Шелком прошита,
Что за избушка это? (ответы зрителей: Теремок)
Петрушка: Вот стоит наш Теремок, (показывает на ширму)
Как красив он и высок!
Как дорогу перейдешь –
в Теремочек попадешь,
Новоселье ждет зверят,
в Терем все они спешат.
Мимо мышка пробегала.
Мышка: Познакомьтесь это - я,
по лесу брожу ,
домишко я себе ищу.
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка: А вот и лягушка прискакала.
Лягушка: Ква-ква я, друзья,
Звать Лягушкою меня!
По кочкам быстро я скачу,
Друзей себе найти хочу.
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка: По дорожке, угадай-ка,
Кто бежит к нам?
Увидал он Теремок,
И на месте скок-поскок!
Зайка: Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка:
Хорошо им в Теремочке!
Так идут, бегут денечки…
По лесу Лиса гуляла,
Теремочек увидала…
Лиса. Что за терем-теремок?
Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка: Услыхал про то Медведь,
Пошёл терем поглядеть…
Идёт лесом, ковыляет,
Увидал он Теремок –
Стукнул по стене разок…
Медведь: Бурый я, Лесной Медведь!
Люблю громко я реветь!
Что за терем-теремок?
Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка. Вышел в поле Петушок погулять,
Сладких зерен поискать.
Видит: чудо-теремок.
Петушок: Что за терем-теремок?
Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петрушка. Терем, правда так хорош!
Только в Терем не войдешь!
Петрушка: Ты оркестр собери.
Нам скорее покажи.
Петушок: Инструменты есть у нас,
Их скорей друзья берите
И свой номер покажите
В теремочке чудном нашем
Мы поем, танцуем, пляшем.( раздаёт муз. инструменты)
Шумовой оркестр «Во саду ли в огороде» (минус нашла)
Петрушка :
Ждем от вас аплодисментов,
Ну и прочих комплиментов.
Ведь артисты-то старались
Пусть слегка и растерялись.
Гостям в пояс поклонились,
Гости очень удивились.
Что этой сказочке конец,
А кто слушал — молодец!
Спасибо!
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Рефлексия
По театральной традиции в конце каждого спектакля дарят артистам аплодисменты и цветы, но сегодня у нас будет импровизированный букет…. Из ваших пожеланий и мнений об увиденном и услышанном. У вас на столах лежать лепестки ромашки, запишите на них ваши мысли о проведенном мероприятии и прикрепите к серединке ромашки.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/16/picture-225033-1387137769.jpg)
Мастер-класс для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Тема: «Социализация дошкольников через игру. А что у Вас?» Подготовила :Ботнарчук А.И. воспитатель первой квалификационной категории, ГБДОУ №26
В материале показаны разные варианты педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игрры в зависимости от возраста детей дошкольного возраста в ДОУ.Содержит коммуникативные игры на социализацию....
Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"
Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/28/picture-965367-1509221737.jpg)
Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ» воспитателя МБДОУ №25 «Алёнушка» городского округа город Выкса Узяковой Анны Ивановны.
14.12.2017г. Заседание РМО №2.Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ» воспитателя МБДОУ №25 &laq...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/20/picture-998665-1516439219.jpg)
Конспект Мастер – класс для воспитателей «Экологическая компетентность воспитателя «Расширять и систематизировать экологические знания педагогов »
мастер -класс для воспитателей "Экологическая компетентность воспитателя"Расширять и систематизировать экологические знания педагога""...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/25/picture-1043163-1698252282.jpg)
Мастер - класс для воспитателей и помощников воспитателей дошкольных учреждений на тему: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей дошкольников»
Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не все...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/26/picture-259561-1369593162.jpg)
методическая разработка Мастер-класс для воспитателей "Формирование гармоничных взаимоотношений в триаде- родители - дети - воспитатели
материал рекомендован для проведения мероприятий с родителями...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/25/picture-1206293-1614274013.jpg)
Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.
Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....