Мастер - класс для воспитателей
материал
Использование развивающих игровых пособий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
на тему:
«Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина»
Цель: ознакомить педагогов с применением в образовательной деятельности развивающих игр Б.П. Никитина.
Задачи:
1. Обучить педагогов методике игровой деятельности с использованием игр Б.П. Никитина.
2.Закрепить на практике элементы применения развивающих игр.
Материал: игры Б.П. Никитина: «Уникуб»,«Кубики для всех», «Сложи узор», «Сложи квадрат».
Ход мастер-класса:
1. Вводное слово.
Уважаемые коллеги, предлагаю, чтобы наша сегодняшняя встреча прошла под девизом: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми». Вашему вниманию мы хотим представить развивающие игры Бориса Павловича Никитина.
«Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!» (Б.П. Никитин)
Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины педагоги – новаторы, жившие в Советском Союзе, разработали интересную систему развивающих игр.
Развивающая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
В развивающих творческих играх Никитина - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям".
- игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста;
-задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
- ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи;
- игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
- играя в игры Никитина с детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Сегодня я хочу познакомить с развивающими пособиями Б.П. Никитина и поиграть в них вместе с вами.
2. Основная часть. Знакомство с развивающими играми Б.П. Никитина.
К развивающим играм Никитина относятся игры:
«Кирпичики» (Эта игра была задумана, чтобы познакомить детей с основами конструирования, научить разбираться в чертежах и делать их самому. Первые задания можно предложить даже 3–4-летним детям, а последние будут сложны и для некоторых школьников, уже начавших изучать черчение.) «Обезьянка» (Цель игры – развить внимание ребенка, научить его точно копировать ваши действия. Игра рассчитана на детей 2-3 лет).
Обучающее пособие «Времена года» (Это пособие познакомит малыша с временами года, 12 календарными месяцами и наглядно показывает, как меняется природа в каждом времени года. Возраст от 3 до 6 лет).
«Часы Никитина» (поможет научить малыша определять время. Возрастная категория от 3-х лет и старше).
«Узелки» (Кроме прямой практической пользы, вязание узлов представляет собою и очень своеобразную «гимнастику для ума».).
«Таблица Пифагора» (направлена на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное. Возраст 4-6 лет.).
«Дроби» (С помощью набора рамок и вкладышей Дроби дошкольники получают первые представления о дробях, знакомятся с понятиями целого, части целого, соотношении целого и его части. Возрастная категория 5-99 лет )
«Точечки» (Материал для развития математического мышления, для обучения счету и усвоения нумерации фигур. Начинать играть можно с 1-1.5 лет).
«Доски и ящик Сегена» (исследование и совершенствование наглядно-действенного мышления ребенка; выявление способности малыша к осмысленным действиям и обучению. Доска Сегена развивает зрительное восприятие, тактильные функции, моторно-зрительную координацию; логическое и пространственное мышление; стимулирует развитие речи и готовит к дальнейшему освоение письма и чтения; прививает начальное понимание цвета и разных форм. Возраст 1-3 лет.).
« Внимание» (направлена на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное. Игра интересна с 3-4 лет до подросткового возраста.), «Рамки и вкладыши Монтессори» (Идея этой игры взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори (1870–1952). Игра развивает детей в нескольких направлениях: вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь); готовит детей к овладению письмом и рисованием. знакомит с геометрической терминологией – названиями фигур. Возрастная категория 1,5 – 2 до 6 лет.).
«Таблица сотни» (развивает творческие способности в арифметике.)
«Уникуб»( Особенность этой игры заключается в том, что с помощью ее развивается логическое, аналитическое мышление, способности к решению поисковых задач, развивается память и внимание, повышается умственный потенциал ребенка. Возраст с 1 года до 99 лет).
«Кубики для всех» ( Целью данной игры является развитие мелкой моторики, воображения, речи, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, комбинаторских способностей. Возрастная категория с 3-99 лет) .
«Сложи узор» (Игра хороша тем, что прекрасно развивает ум и интеллект ребенка, учит его решать нестандартные и сложные задачи. Смысл игры - построить из деревянных кубиков разнообразные изображения по схеме. Начинать играть можно с 1,5 – 2 лет).
«Сложи квадрат» (Игра способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей, сообразительности, пространственного воображения, логического мышления. Возрастная категория 1,5 – 4 лет.)
В своей книге «Развивающие игры» Б.П.Никитин рассказывает об опыте применения и использования в своей семье развивающих игр, которые позволяют успешно решить задачу развития творческих способностей ребенка.
Книга содержит описание игр, являющихся своеобразной "умственной гимнастикой", подробное описание методики их проведения и способа изготовления.
И сегодня я хочу вам познакомить с методикой применения данных игр как «Кубики для всех», «Сложи узор».
Игра «Кубики для всех»
Игра состоит из 7 фигурок, различных по форме: одна фигура из 3, а остальные из 4 кубиков каждая.
Практическая часть для педагогов
Перед вами рисунок-задание, постройте из фигурок точно такую же модель, как нарисована.
Перед вами рисунок-задание, постройте из фигурок точно такую же модель, как нарисована.
Игра «Сложи узор»
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.
Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.
Практическая часть для педагогов
№ 1. Перед вами рисунок-задание, сложите из кубиков такой же узор (лебедь, узор).
№ 2. Я буду читать текст сказки, а Вы по ходу выкладывать соответствующие узоры.
«Сказка про золотую рыбку»
Жили – были 7 принцесс. У них был большой и уютный дом и огромная мечта – подержать в руках золотую рыбку. И вот однажды они отправились на поиски своей мечты. Их путь лежал через густой и тёмный лес. Каждая принцесса зажгла свой фонарик, чтобы не сбиться с пути…и уже через несколько минут они оказались на красивой цветочной поляне, где под лучами солнца порхали разноцветные бабочки. Спуститься вниз к реке им помогла волшебная лесенка. Они сели в лодку и поплыли. Принцессы настолько залюбовались красотой окружающей природы, что не заметили, как к лодке подплыла золотая рыбка. Все принцессы загадали желание и отпустили рыбку домой. И стали жить они долго и счастливо!
Играя, таким образом, дети научатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа, научатся развивать сюжет, использовать в речи разные виды предложений.
3. Заключительное слово.
Игры Никитиных рассчитаны на совместную игру ребенка и взрослого. Степень их вариативности высока, их можно подстраивать под себя, под свой уровень и интересы. Каждая игра предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать. Такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше уровень творческих способностей ребенка.
4. Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина».
Итак, уважаемые коллеги, благодарим Вас за участие в нашем мастер-классе, и хотим узнать ваше мнение о нём.
На подносе лежат рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Педагогам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на мастер-классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Тема: «Социализация дошкольников через игру. А что у Вас?» Подготовила :Ботнарчук А.И. воспитатель первой квалификационной категории, ГБДОУ №26
В материале показаны разные варианты педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игрры в зависимости от возраста детей дошкольного возраста в ДОУ.Содержит коммуникативные игры на социализацию....
Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"
Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"...
Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ» воспитателя МБДОУ №25 «Алёнушка» городского округа город Выкса Узяковой Анны Ивановны.
14.12.2017г. Заседание РМО №2.Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ» воспитателя МБДОУ №25 &laq...
Конспект Мастер – класс для воспитателей «Экологическая компетентность воспитателя «Расширять и систематизировать экологические знания педагогов »
мастер -класс для воспитателей "Экологическая компетентность воспитателя"Расширять и систематизировать экологические знания педагога""...
Мастер - класс для воспитателей и помощников воспитателей дошкольных учреждений на тему: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей дошкольников»
Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не все...
методическая разработка Мастер-класс для воспитателей "Формирование гармоничных взаимоотношений в триаде- родители - дети - воспитатели
материал рекомендован для проведения мероприятий с родителями...
Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.
Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....