Консультация для родителей ."ПРИЁМЫ САМОМАССАЖА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ".
консультация

Использование приёмов самомассажа полезно по многим причинам- это стимуляция кинестетических ощущений мышц для активизации речи, развития межполушарных связей, развития мелкой моторики, нормализации мышечного тонуса и эмоциональной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_samomassazha_v_logoped._rabote.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

     

Консультация для родителей

ПРИЁМЫ САМОМАССАЖА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.

       В коррекционной работе широко используется элементы самомассажа, которому можно обучать как детей, так и их родителей. Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики, выполняемой самим ребёнком.

        Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка.

        Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

       Использование приёмов самомассажа полезно по многим причинам- это стимуляция кинестетических ощущений мышц для активизации речи, развития межполушарных связей, развития мелкой моторики, нормализации мышечного тонуса и эмоциональной сферы.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста составляет 5 – 10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 3 – 4 раза. Необходимо обратить внимание на соблюдение гигиенических правил: перед проведением самомассажа ребёнок должен вымыть руки и лицо.

         Перед выполнением приёмов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу (дети могут сидеть на стульчиках или находятся в положении лёжа).

Вначале массажные приёмы дети выполняют при наличии зрительного контроля, а затем и без него.

Одним из действенных способов является использование на занятиях элементов самомассажа ушных раковин.

Самомассаж ушных раковин способствует: нормализации кровотока во всём организме; улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности.

Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин.

  • самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук;
  • используются такие приёмы массажа: поглаживание, растирание, разминание.
  • частота проведения самомассажа ушных раковин 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия;
  • дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным.

Немаловажным является то, что такой вид массажа дети могут выполнять самостоятельно. При этом для самомассажа ушей не требуются какие-то специальные условия.

Самомассаж рук оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей, активизирует биологически активные точки. На занятиях детей знакомят с приемами классического массажа пальцев, ладоней, предплечий и плеч.

Помимо приёмов классического самомассажа можно включить использование различных предметов (прищепки, орехи, карандаши, сухие мини-бассейны с фасолью, горохом).

Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

  • массаж большого пальца – повышает активность мозга;
  • массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу;
  • массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника;
  • массаж безымянного пальца – стимулирует печень,
  • массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

     Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа:

  • Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.
  • Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно - вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания.
  • Массаж грецкими орехами: катать два ореха между ладонями, один орех прокатывать между пальцами, удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.
  • Массаж шестигранными карандашами: пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживать в определенном положении в правой и левой руке.
  • Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

       Самомассаж стоп дошкольники проводят в положении сидя, закинув одну ногу на колено другой ноги. Вначале массируется вся стопа

(поглаживание, растирание, надавливание), растирают подошву от пятки к пальцам и обратно. Затем надо потянуть каждый палец и сжать стопу с боков двумя ладонями. Потом вновь поглаживают всю стопу и проводят вращательные движения пальцев и голеностопного сустава. Массаж большого пальца требует более длительного воздействия, поскольку там сконцентрированы рефлексогенные зоны головы, основания черепа.

      Самомассаж мышц языка это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж

органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка.

Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить

ребенку удовольствие

Самомассаж мышц головы и шеи

  • «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.
  • «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части к яремной ямке.

Самомассаж мышц лица

  • «Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.
  • «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.
  • «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.
  • «Пальцевой душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
  • «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым
  • пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
  • «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
  • «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3—5 секунд.
  • «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
  • «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.
  • «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.
  • «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
  • «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать
  • от середины подбородка к ушам.
  • «Расческа». Поглаживание губ зубами.
  • «Молоточек». Постукивание губ зубами.
  • Всасывание верхней и нижней губы попеременно.
  • Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.
  • «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушами, от середины носа к ушам.
  • «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.
  • «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
  • «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы век сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».
  • «Пальцевой душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.

Самомассаж мышц языка

  • «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта, постепенно убирать язык в полость рта.
  • «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь зубы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно также убирать язык внутрь рта.
  • «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые
  • края языка касались углов рта, постепенно убирать язык в полость рта.
  • «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.
  • «Пожуем грушу». Использовать для упражнения спринцовку №1. Сложить ее в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребенка так, чтобы кончик остался снаружи.

Самомассаж ушных раковин

  • «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть
  • их.
  • «Потянули за ушки». Взяться пальцами за мочки ушей и потянуть их
  • вниз 4—5 раз.
  • «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать

их в таком положении 2—3 секунды.

Мимическая гимнастика

  • Губы в трубочку и расслабить.
  • Углы рта в стороны и расслабить.
  • Выдувание воздуха из уголков рта, поочерёдно.
  • Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и расслабить.
  • Посвистеть.
  • Показать зубы верхней челюсти.
  • Показать зубы нижней челюсти.
  • Облизывание верхней и нижней губы.
  • Надуть щёки и расслабить.
  • Втянуть щёки и расслабить

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей по теме: "Значение логопедической работы с детьми"

О воспитании правильной и чистой речи, как одной из важных задач в коррекционно-образовательном учереждении, правила,которые необходимо соблюдать при проведении занятий...

Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе".

Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях....

Приёмы самомассажа в логопедической работе.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией.Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.Целью л...

Консультация для родителей на тему: "Содержание логопедической работы в ДОУ"

Уважаемые родители! У вас появилась прекрасная возможность подружиться с вашим ребенком. Успехов вам и больше веры в себя  и в возможности своего ребенка....

Консультация для родителей по теме: "Организация логопедической работы в детском саду"

Презентация для родителей о логопедической группе, как проводятся коррекционные занятия, как происходит взаимодействие педагогов группы....

Консультация для родителей на тему "Коррекционно-логопедическая работа в разновозрастной логопедической группе с детьми старшего дошкольного возраста".

Консультация учителя-логопеда разновозрастной логопедичнской группы по теме "Коррекционно-логопедическая работа в разновозрастной логопедической группе с детьми страшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Нейроигры в коррекционно - логопедической работе»

Консультация для родителей «Нейроигры  в коррекционно - логопедической работе»...