Элементарная трудовая деятельность дошкольников как возможность проявления и развития детской инициативы и самостоятельности
консультация
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №78»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Консультация для педагогов ДОУ
«Элементарная трудовая деятельность дошкольников как возможность проявления и развития детской инициативы и самостоятельности»
Подготовила воспитатель:
Алиева Анастасия Васильевна
Энгельс 2023 г.
1 СЛАЙД
В настоящее время общество ставит перед дошкольными образовательными учреждениями высокие требования. На первый план выдвигаются задачи по созданию условий для развития самостоятельной, творчески активной, любознательной, целеустремленной личности, т. е. на создание целостной системы развития и воспитания дошкольников.
В дошкольном возрасте начинается этап становления личности. В этот период активизирует мыслительные процессы ребенка, рождается интерес к творческому решению задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремлению к поиску нового и оригинального. Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.
2 СЛАЙД
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Проявить свою инициативу, активность ребенок может в любом виде деятельности и в любой образовательной области, и особенно в той, к которой у него присутствует интерес. Главная задача воспитателя при этом вовремя ее отметить и поддержать. Предлагая свои идеи, каждый ребенок ждет, чтобы его услышали, проявили интерес, поддержали. Если эта идея найдет отклик у воспитателя и у сверстников, что может быть лучше для ребенка? Чувствуя, что с его идеями согласились и тем более если эти идеи способствовали достижению общей цели, ребенок становится как будто взрослее, его интерес к деятельности возрастает и поддерживается до достижения результата, повышается самооценка и желание проявлять инициативу и самостоятельность в других видах деятельности. А возможность самостоятельно выбирать партнера по игре и общению, а также желаемый вид деятельности является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка.
3 СЛАЙД
Очень важно осознавать значение поддержки проявления инициативы ребенка в элементарной его трудовой деятельности.
Развивать инициативность, активность и самостоятельность ребенка в трудовой деятельности необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста.
Увы, многие родители порой готовы сделать за ребенка все, считая, что они сделают быстрее и лучше. Если постоянно глушить стремление ребенка к самостоятельности, это может привести в дальнейшем к пассивности в деятельности ребёнка, к неспособности самостоятельно принимать решения. Такой ребенок всегда будет ждать, когда за него все сделают взрослые. Поэтому важно не оставлять без внимания попытки ребенка самостоятельно выполнить то или иное действие.
Если говорить о самообслуживании в младшем возрасте, то ребенок только учится, ему необходима небольшая помощь. В старшем возрасте дети могут уже самостоятельно выполнять те или иные действия. Необходимо объяснять и советовать в меру, чтобы оставалось место для собственной инициативы детей.
Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.
4 СЛАЙД
Постепенно надо развивать у детей самостоятельность и в других видах трудовой деятельности. Для воспитания у ребенка желания трудиться взрослые должны показывать, как они трудятся сами, поддерживать интерес к наблюдениям за трудом взрослых. Например, в нашей группе, убирая листву на участке, один мальчик молча начал собирать веточки, глядя на него и несколько других к нему присоединились. Сообща, собирая ветки, они говорили друг другу: «Вот я как много собрал, а я еще нашел».
Наблюдение за трудом воспитателя вызвало у ребят потребность подражать, проявили свою инициативу по сбору веток.
5 СЛАЙД
По утрам дети нашей группы сами, без напоминаний раскладывают вымытые игрушки по местам. Тем самым, проявляют свою самостоятельность и инициативу в помощи воспитателю.
6 СЛАЙД
Во время подготовки к занятиям или подготовки к приему пищи, ребята так же стремятся помочь.
7 СЛАЙД
В группе создано Интерактивное меню – это стенд, на который дети помещают картинки с изображением блюд.
Данное меню, позволяет детям группы наглядно видеть те блюда, которые они будут есть в течении дня. Помогает поддержать детскую инициативу, развивает познавательный интерес, память, внимание и наблюдательность, активизирует и обогащает словарь.
8 СЛАЙД
Во время проведения утреннего круга мы обсуждаем вместе с детьми меню на день. Ребята в течении дня обращают внимание на это меню, рассказывают друг другу про любимые блюда. А еще начали находить изменения в меню. Например, в меню стоял фруктовый сок, а младший воспитатель начал раскладывать груши, ребенок заметил, сказал об этом – подошел к меню и исправил.
Далее планируем ввести календарь дежурства, чтобы заинтересовать всех ребят, не только самых инициативных, но и скромных.
9 СЛАЙД
Так же в группе создан «Экран достижений» наш успехи – как средство поддержки и развития детской инициативы через демонстрацию успеха ребёнка в разных видах деятельности. Такой экран помогает отмечать успехи и достижения детей, даже самые маленькие, поддерживает чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и способностей.
С помощью экрана ребята стали более старательно трудится на занятиях, отмечать порядок или не порядок друг у друга в шкафчиках.
В экране достижений можно менять критерии, например, в подготовительной группе можно поставить карточку – трудовая деятельность в группе и на участке, тем самым развивая инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности детей.
10 СЛАЙД
Рекомендации по развитию инициативы и самостоятельности:
- выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с поручением);
- поощрение (в процессе трудовой деятельности), похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);
- положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);
- проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;
- обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
- учить детей правильно относятся к оценке своего труда.
11 СЛАЙД
Таким образом, самостоятельность – это одновременное проявление инициативы и подчинение общепринятым нормам и правилам. В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата.
В трудовой деятельности даже самые неуверенные дети становятся более целеустремленными и активными. Правильно организованная трудовая деятельность привлекает дошкольников, позволяет им осознавать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.
Ребенка можно привлечь к любой деятельности. Но постоянный интерес на протяжении всей деятельности и достойный результат может быть только от той деятельности, которая идет от самого ребенка, т.е. ребенок проявляет к ней интерес и в ней инициативу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В трудовой деятельности главное: н е погасить инициативу, учиться ей следовать (когда возможно); поддерживать идеи ребенка; не делать за ребенка то, что он может сделать сам.
Спасибо з а внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс в рамках городского Фестиваля педагогических практик «Развитие детской инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности»
Мастер-класс для воспитателей и музыкальных руководителей. Несколько приёмов и способов работы над развитием самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста, через импровиза...
Развитие детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности
ФГОС ДО в основу программы ставит конструирование социальной ситуации,которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы каждого ребенка.Позволим детям упиваться радостью утра и вери...
Развитие детской инициативы и самостоятельности посредством конструктивно-модельной деятельности. (На основе материала Гаджибековой Т.А.)
Изучение опыта коллег в рамках темы самообразования...
Семинар-практикум «Развитие детской инициативы и самостоятельности, через проектную деятельность в ДОУ»
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами....
Семинар-практикум. «Развитие детской инициативы и самостоятельности в проектной деятельности».
Семинар-практикум.«Развитие детской инициативы и самостоятельности в проектной деятельности»....
Развитие детской инициативы и самостоятельности в проектной деятельности дошкольного образования .
Инновационные технологии, способствующие развитию детской инциативы в дошкольном образовании....
Ознакомительный семинар по теме «Виды трудовой деятельности, методы развития детской инициативы и самостоятельности при организации трудовой деятельности»
выписка из годового плана, протокол заседания МО...