Семинар-практикум «Развитие детской инициативы и самостоятельности, через проектную деятельность в ДОУ»
методическая разработка (старшая группа)

Насырова Светлана Шамилевна

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podderzhka_detskoy_initsiativy_i_samostoyatelnosti.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие детской инициативы и самостоятельности, через проектную деятельность в ДОУ»

«Расскажи – и я забуду»,

Покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. 

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

 

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности».
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:
игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.

Для развития детской инициативности нужно:

1.Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.

2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.

3. Поддерживать инициативу

Способы поддержки детской инициативы:

- создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;

- выбор ребенком сотоварищей;

- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»
Таким образом, для развития детской инициативы необходимо: 
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; 
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; 
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность. 
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; 
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты. 
6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия; 
7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям; 
8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

 На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромную актуальность в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка.

Если взрослый поддерживает такой проект, поддерживается уникальное видение мира, свойственное данному ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Именно инициативность ребёнка, умение видеть, замечать, задавать вопросы, пытаться искать ответы, находить пути решения возникающих проблем, стимулирует развитие аналитических способностей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности, через проектную деятельность в ДОУ»

laquo;Поддержка детской инициативы и самостоятельности, через проектную деятельность в ДОУ»«Расскажи – и я забуду»,Покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму...

Семинар-практикум. «Развитие детской инициативы и самостоятельности в проектной деятельности».

Семинар-практикум.«Развитие детской инициативы и самостоятельности в проектной деятельности»....

Развитие детской инициативы и самостоятельности в проектной деятельности дошкольного образования .

Инновационные технологии, способствующие развитию детской инциативы в дошкольном образовании....

Презентация: "Поддержка инициативы и самостоятельности через проектную деятельность дошкольников (из опыта работы)"

Презентация: "Поддержка инициативы и самостоятельности через проектную деятельность дошкольников (из опыта работы)"...

«Развитие детской инициативы и самостоятельности через экспериментально-исследовательскую деятельность» « Исследователи планеты»

   «Для ребёнка естественнее и поэтому,  гораздо легче постигать новое,  наблюдая, ставя эксперименты, делая выводы на основе собственного суждения и умозаключения, че...