Развитие детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности
учебно-методический материал на тему
ФГОС ДО в основу программы ставит конструирование социальной ситуации,
которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы каждого ребенка.
Позволим детям упиваться радостью утра и верить.
Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на
сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч,
на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы,
и все это любовно. Он прав.
Я. Корчак
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Создавать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности , форм совместности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей. ФГОС ДО в основу программы ставит конструирование социальной ситуации, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы каждого ребенка.
Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы , и все это любовно. Он прав. Я . Корчак
В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг », к началу какого-нибудь действия. Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней помощи.
Инициативный ребенок– что это значит?
Черты инициативной личности Стремление к самореализации Познавательная активность Произвольность поведения Творческий подход к деятельности самостоятельность Развитая эмоционально-волевая среда общительность
Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач жизни и деятельности.
- это серьезно игра
Классификация игр в детском саду Творческие Игры с правилами Народные
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ Дидактические Подвижные Игры-занятия Дидактические игры Игры с бегом Игры с лазаньем Игры с прыжками Игры с метанием и ловлей
ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ Конструкторские Сюжетно-ролевые Театрализованные Игры драматизации Режиссерские С элементами труда С элементами художественно-творческой деятельностью
ЭТАПЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 2-3 ГОДА 3-5 ЛЕТ 5-7 ЛЕТ СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА ( формирование условных игровых действий) НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ( формирование ролевого поведения) ХОРОШО РАЗВИТАЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ( формирование умений строить сложные сюжеты)
Строение сюжета игры 2-3 ГОДА « Однотемные », « одноперсонажные » сюжеты игры как смысловая цепочка действий 3-5 лет 5-7 ЛЕТ « Многоперсонажный » сюжет как система взаимосвязанных ролей, который развёртывается через взаимодействие одного персонажа с другими Многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов.
УРОВНИ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Игровая позиция воспитателя Способность устанавливать доверительные отношения с окружающими Эмпатия – способность чувствовать игровое состояние других людей Собственный игровой опыт воспитателя Рефлексия – способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленять в ней игровые возможности Наблюдатель консультант Координатор режисер Со - игрок Рефлексия – способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленять в ней игровые возможности Креативность – способность находить нестандартные оригинальные пути оптимизации игровой деятельности
Действия воспитателей 2-3 года Играя с ребенком, комментирует свои действия, поясняет их смысл и предполагает смысл действий ребенка. На короткое время подключается к действию ребенка, поддерживая комментариями условно-игровое действие, возникшее у малыша, помогая ему тем самым осознать смысл собственного действия. В совместной игре делает акцент на словесном обозначении для малыша смысла игровой ситуации и действий с предметами.
Действия воспитателей 3-5 лет Играя с детьми, всегда обозначает словом принимаемую на себя роль и роль партнера. Стимулирует ребенка к таковому обозначению. Переходя к новой роли, акцентирует этот момент. Выделяет в игре специфику ролевых действий, направляя основное внимание партнеров на общий смысл роли и ролевого взаимодействия через активное использование ролевого диалога . Использует в игре с детьми преимущественно парные, взаимодополнительные роли. Постепенно увеличивает число ролей за счет развертывания сюжета в процессе самой игры.
Действия воспитателей 5-7 лет Использует такие формы и типы игр, где согласованное развертывание нового сюжета осуществляется в чисто речевом плане. Участвует вместе с детьми в предварительном периоде их самостоятельной игры, предлагая каждому высказать свои предложения по поводу развития сюжета. Предоставляет детям возможность использовать в качестве основы игры намеченные ранее события. Учит согласовывать замыслы в процессе игры в небольшой подгруппе; акцентирует внимание на комбинирование и согласование разнообразных сюжетных событий.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным , состоящим из ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми , где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры , в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.
«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нѐм властелином».
Не стараться всё сразу показывать и объяснять Не критиковать, все имеют право на ошибку Давать простые задания (снимать страх не справлюсь) Давать задания интересные, чтобы дети самостоятельно , получали от этого удовольствие .
Позволь мне сделать , и это станет моим навсегда Скажи мне, и я забуду
Интервью
При помощи считалки дети выбирают "журналиста", а остальные роли распределяются. Затем ведущий объясняет правила: "Представьте себе, что в вашу сказочную страну прибыл хитрый журналист, которому надо определить, кто кем является. Он будет просить вас выполнить его задание или задавать вопросы. Но напрямую спрашивать "Кто ты?" он не может. Например, журналист в лесу видит персонажа, занятого колдовством - это может быть фея или баба-яга. А может быть, это лиса варит журавлю кашу. Журналист должен спросить: "Что вы варите?", "Кому вы хотите помочь?", "А станцуйте для меня!" - но все вопросы обязательно должны быть добрыми и веселыми. Угадав персонажа, журналист может взять у него интервью
«Семья» Цель - научить самостоятельно выстраивать взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помогать им. «Цирк» Цель -научить активизировать свои творческие способности, объединятся в группы по интересам, выражать благодарность друг другу. «Нам весело» Цель - научить активизировать свои творческие способности, самостоятельно оценивать результаты друг друга, быть объективными «Космическое приключение» Цель - научить активизировать самостоятельность, способность продумывать свои дальнейшие действия, стремиться договариваться с товарищами.
Благодарим за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по развитию детской инициативы и самостоятельности посредством детских творческих объединений в группе.
Данный материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, при создании условий для самостоятельной деятельности детей, развитии инициативы и творчества....
План по самообразованию «Развитие детской инициативы, самостоятельности и воображения посредством конструктивной деятельности» На период 2015-2018 гг.
Цель: повышение уровня педагогической компетенции в вопросе развития детской инициативы, самостоятельности и воображения посредством конструктивной деятельности».Задачи:-изучить учебную, сп...
Методическое объединение. Тема: "Развитие детской инициативы, самостоятельности детей дошкольного возраста"
Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений. Содержит теоретическую информацию о понятии инициативы, характеристиках иници...
"Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада" «Формирование связной речи детей среднего возраста»
quot;Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада" «Формирование связной речи детей среднего возраста»...
«Развитие детской инициативы, самостоятельности и ответственности посредством внедрения технологий эффективной социализации «Социальные акции», «Дети-волонтёры"
Современные технологии эффективной социализации направлены, прежде всего, на формирование гражданской позиции у дошкольников, а также являются тем средством и способом, который позволяет реально...
«Развитие детской инициативы, самостоятельности и ответственности детей старшего дошкольного возраста в ходе внедрения технологии «Дети - волонтёры»
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях.Чрезвычайная занятость родителей, разрыв по...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Спасибо за содержательный
Спасибо за содержательный материал, Марина Станиславовна! Согласна с Вами, что развитие детской инициативы и самостоятельности - важнейшая задача педагога!