Значение сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников
статья (старшая группа)

Данилова Светлана Михайловна

Польза сюжетно-ролевой игры заключается в следующем: определенные правила и их соблюдение детьми, социальная направленность игр, богатая эмоциональная палитра, развитие речи и интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_syuzhetno-rolevoy_igry.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

"Значение сюжетно-ролевой игры для детей старшего возраста"

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. 

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

                                                                         В. А. Сухомлинский.

           Дошкольный период — самое важное время для развития личности. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся среде и выделить свое Я среди других индивидов. Именно в эти годы малыш получает первые знания о жизни, которая его окружает, у него начинает вырабатываться собственное мнение на происходящее, определённое отношение к людям и событиям, формируются привычки и навыки поведения, что составляет основу его характера.

         Первые семь лет являются очень важным этапом в жизни ребенка.  

В этот период он не только учится жизненно важным навыкам, но и осваивает различные социальные роли, пускай пока только в виде ролевой игры. Школьная программа сегодня усложняется с каждым годом, и выясняется, что почти половина первоклассников, хоть и умеют читать и писать, не справляются с заданиями. Психологи и педагоги видят причину неподготовленности в том, что дети, посещая детский сад или любое другое ДОУ, мало играют именно в ролевые игры, т.е. не социализированы. Игра — самое главное занятие в жизни детей. А игры, которые они создают самостоятельно, занимают совершенно особое место, называются они сюжетно-ролевыми.

Изучение развития детей показывает, что в сюжетно-ролевой игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в советской психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.С. Мухина) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей в период дошкольного детства.

Цель сюжетно-ролевой игры – развивать у дошкольников, посещающих детский сад,  умение находить общий язык со сверстником и взрослым, развивать речь, проявлять творческие способности.

Именно сюжетно –ролевые игры являются основой социального развития ребенка благодаря которым дети:

*Отображают жизнь взрослых

*Моделируют разнообразные социокультурные ситуации и отношения

*Приобретают опыт общения со сверстниками и взрослыми

* Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения.

*Именно в игре ребенок раскрепощается и решает свои трудности в общении

* Учатся устанавливать новые связи и отношения в связи с достижением своей цели

Кроме того, благодаря ролевым играм, дети уже в раннем возрасте могут получить представление о различных профессиях, видах деятельности. Место действия в игре, как правило, — библиотека, магазин, парикмахерская, школа, семья, больница, кафе, театр, детский сад и т.д. В связи с этим сюжетно-ролевые игры для детей подразделяются на бытовые, производственные и общественные. К бытовым относят такие ролевые игры, как семья, детский сад; к производственным – магазин, парикмахерская, больница, кафе и др.; к общественным – школа, театр, библиотека и др.  При составлении плана работы с дошкольниками воспитателя ДОУ каждая сюжетно-ролевая игра будет иметь свою цель, например, уважение к данной профессии, развитие речевых навыков, оборотов вежливости и т.д. При этом педагог лишь определяет роли и их обязанности, создает алгоритмы сюжета, но не расписывает все роли дословно. В планировании воспитателя должно остаться место для творчества дошкольников. Сюжет многократно видоизменяется во время сюжетно-ролевой игры, и это лишь говорит о ее продуктивности и творческой активности детей.

Сюжетно-ролевые игры для детей

Значение сюжетно-ролевых игр у детей имеет большое значение в становлении их взаимодействия с другими людьми в различных ситуациях. Особенно, когда современный мир так нацелен на индивидуализм и высокие технологии.

Для более простых форм общения, открытости, легкости прохождения психологических барьеров в различных жизненных ситуациях, понимании других людей и их действий, понимание социальных ролей, устройства общества, семьи, коллектива в целом, ребенок обязательно должен играть в сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевые игры в группе детского сада особенно актуальны. Во-первых, дети уже учатся контактировать между собой в группах, и именно их поколение ожидает будущая взрослая жизнь и контактировать им будет нужно и между собой тоже. Данный тип игр развивает мышление ребенка и адекватное отношение к жизни другого человека. Кроме того, воспитатель может обратить внимание на сложности, которые возникают у детей в непосредственном контакте между собой и организовать необходимый сюжет для ролевой игры, в котором дети поймут, как необходимо взаимодействовать в подобных ситуациях.

Организация сюжетно-ролевой игры в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) имеет особую роль в жизни детей. Играя, они становятся активнее в общении, раскрывают потенциал собственного воображения, находят новые пути в сложившейся ситуации.

Чаще и больше всего следует использовать в ДОУ современные сюжетно-ролевые игры, в которых отображены реальные ситуации из жизни, с новыми технологическими устройствами и элементами. Такие игры особенно приближают ребенка к реальности и отображают для него всю широту и возможность различных выходов из ситуации.

Для создания игры подручные материалы могут сделать взрослые. Это не занимает много времени. Подручный материал лучше сделать собственными руками для того, чтобы дети могли свободно им пользоваться. А взрослые не боялись, что они что-то сломают.

В момент организации сюжетно-ролевых игр в ДОУ, в ФГОС следует обязательно учитывать индивидуальность каждого ребенка, его особенности восприятия окружающего мира, людей и особенности его контактирования с другими детьми. Дети должны играть в непринужденной форме, взрослым не следует постоянно перебивать, встревать в игру и лишать детей свободы выбора собственного поведения. В случае критичной ситуации, взрослый должен представиться дополнительным персонажем, взять какой-либо атрибут (предмет) из сюжетно-ролевой игры для полного образа и поправить ситуацию. Следует также помнить о том, что все предметы игры должны быть безопасными именно для детей.

Следующим, немаловажным пунктом, является выбор сюжета. Сюжет должен быть хорошо знаком всем детям. Они должны знать все значения слов. В случае, если через сюжетно-ролевую игру вводится новое слово – следует предварительно поговорить об этом с каждым ребенком и убедиться, что все поняли его. Игры могут быть основаны на сказках, театральных постановках, ситуациях из современных мультфильмов. В особый вид игровой деятельности, позволяющей дошкольникам примерять на себя роль взрослых, тренироваться в установлении коммуникационных связей, выделяют сюжетно-ролевые игры. Они не имеют четких условий или плана действий, что дает возможность детям проявить инициативу и самостоятельность.

 Согласно типу сюжетов игры можно условно разделить на три группы:

Сюжетно-ролевые игры на бытовые темы

Участвуя в играх с бытовыми сюжетами, дети осваивают систему взаимоотношений в семье, учатся выполнять свои домашние обязанности, овладевают навыками самообслуживания.

Сюжетно-ролевые игры на производственные темы

Картотека сюжетно ролевых игр в старшей группе по ФГОС с целями включает сценарии на производственные темы. Даная группа игр направлена на ознакомление детей с профессиями, особенностями трудовой деятельности, основными производственными процессами.

Сюжетно-ролевые игры на общественные темы

Сюжетно-ролевые игры в старшей группе включает сюжеты, в которых разыгрываются различные ситуации в общественных местах, компании друзей. Привлекая детей к играм этой группы можно сформировать у них навыки общественного поведения, коммуникации со своими сверстниками и взрослыми.

  Многое из перечисленного чаще всего формируется с помощью игры. Именно в игре ребёнок получает знания и отрабатывает навыки общения, формирует мировоззрение, расширяет познавательную сферу деятельности, развивает ловкость и дисциплинированность. Игра становится для дошколёнка лучшим способом усвоения информации и общественного опыта. В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Психологи считают, что сюжетно-ролевая игра — это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности. Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольную память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуя тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что помогает развивать мыслительную способность ребенка, воспринимать чужую точку зрения . Целью воспитателя в работе с детьми пятилетнего возраста — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначить свою для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения. Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с ребенком, где взрослый является не руководителем, а участником в этом творческом процессе.

 Например, мальчик любит играть в «шофера». Воспитатель предлагает ему: «Андрей , давай поиграем. Здесь у нас будет машина. Ты будешь шофером, а я пассажиром». Во время поездки развертывает ролевой диалог с «шофером», а затем предлагает следующее сюжетное событие, требующее появление нового персонажа: «Давай нас как будто остановил милиционер и им стану я». После выяснения обстоятельств с «милиционером» можно ввести третье событие, требующее появление еще одного персонажа: «Давай рядом с твоей машиной поедет еще одна — автобус. Теперь я буду его водителем. Моя машина вдруг сломалась, и я прошу тебя о помощи» и т. д. Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры, необходимо их принять и использовать, включив в общую схему сюжета. Воспитатель в это время со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации. Тем не менее, игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободно вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам. В их совместной и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами — заместителями.

У них появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним — двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером — игрушкой, с воображаемым партнером, т. е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре. Начинать работу по организации совместных игр детей лучше целесообразно и с каждым из детей индивидуально, наиболее подходящее время — утренние и вечерние часы. Обустраивать вместе с детьми игровые зоны на прогулочных площадках, специально отводить для сюжетно-ролевой игры время после дневного сна, предоставляя детям возможность в полной мере насладиться свободной игровой деятельностью. Играя с ребенком, мы должны использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляция с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия.

Мы педагоги не всегда располагаем реальными возможностями частой игры с каждым ребенком, поэтому важно уметь охватить формирующими воздействиями сразу несколько детей — играть с небольшой подгруппой.

Роли в игре сменяются аналогично при введении новых сюжетных ситуаций. Вовлечение воспитанников в игру осуществляется педагогом только по желанию. Также дети должны иметь полную свободу «выхода» из игры. Если игра с воспитателем не увлекает ребенка, продолжение ее бессмысленно, так как в этом случае игра уже превращается в обязательное занятие. Педагог не «диктует», а предлагает детям в игре ту или иную роль   Воспитатель побуждает детей к проявлению доброжелательности в сюжетно-ролевых играх со сверстниками. Они учатся проявлять в играх добрые чувства, интерес к общему замыслу, действовать согласованно с участниками игры. Мы должны планировать свою работу по сюжетно-ролевой игре, намечая конкретное ее содержание, тематику, цели, задачи, роли; постоянно анализировать игру, намечая пути дальнейшего совершенствования игровой деятельности дошкольников. Можно сделать вывод, что в сюжетно-ролевой игре ребенок свободен от обязательных требований взрослого и жестких правил деятельности. Но в то же время ограничен от того социального мира, в котором он существует и который определяет содержание его игры от сложившихся в обществе, в целом, и в группе детей, в частности, игровых традиций. Кроме того, его свобода определяется широтой и глубиной знаний и представлений об окружающем, владением способами деятельности, позволяющими воплотить эти знания в игру. Содержание игры — это не иллюзия, не копия реального мира, а его творческое воспроизведение. События в игре, персонажи и их действия — все это продукты отражения в сознании ребенка его реального опыта: непосредственного знакомства с окружающим миром, восприятия содержания прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и телепередач. Однако в соединении имеющихся у него знаний ребенок достаточно свободен.

 Таким образом, польза сюжетно-ролевой игры заключается в следующем: определенные правила и их соблюдение детьми, социальная направленность игр, богатая эмоциональная палитра, развитие речи и интеллекта.

Используемая литература

Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду», М: Мозаика-синтез, 2006г Комарова Н. Ф. «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду», Растем играя. Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей/ В. А. Недоспасова.- М.Просвещение.2002

Развивающие игры для детей дошкольного возраста/авт — сост Ю. В. Щербакова, С. Г. Зубанова.-М: Глобус, 2007. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Сюжетно-ролевая игра в развитии старших дошкольников"

В презентации описаны способы распределения ролей, построения сюжета игры, представлена развивающая предметно пространственная среда...

Сюжетно — ролевая игра «Госпиталь» для старших дошкольников.

Сюжетно — ролевая игра «Госпиталь» для старших дошкольников.Цель: Расширять представление детей о медицинских работниках в Великой отечественной войне.Задачи:1. Отражать в игре ...

ООД в форме сюжетно-ролевой игры «Банк» для старших дошкольников.

Игра – это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. В игре моделируются реальные от...

Картотека сюжетно-ролевых игр для ознакомления старших дошкольников с миром профессий и возможностью оказать первую помощь

Цель сюжетно-ролевой игры: развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка, которые должны научить его принимать решения, делать и обосновывать свой выбор...

Консультация для родителей «Значение сюжетно – ролевой игры в жизни ребёнка дошкольника»

laquo;Значение сюжетно – ролевой игры в жизни ребёнка дошкольника»...