Роль русских народных игр в семье
консультация (средняя группа)
Консультация для родителей «Роль русских народных игр в семье».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Роль русских народных игр в семье».
Уважаемые родители! Вспомните, пожалуйста, в какие народные подвижные игры Вы любили играть в детстве? В какие народные игры любят играть ваши дети? А в какие народные игры Вы любите играть вместе со своим ребёнком?
Народные игры обеспечивают комплексное воздействие на развитие личности ребёнка и его здоровье. Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Дети очень подвижны, неутомимы в своём желании бегать, прыгать, скакать, устраивать себе препятствия, и они получают от всего этого мышечное удовольствие. Взрослые не всегда понимают детей, часто не позволяют шалить и резвиться, закладывая установку на малоподвижный образ жизни. Радость движения в народных играх сочетает с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности родине. Ведь постепенно исчезают такие народные игры, как «Салки», «Лапта», «Казаки-разбойники», «Золотые ворота». Все они вместе со считалками, песенками, закличками — величайшее богатство нашей культуры. Игры доступны для детей, начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны и для взрослых. Родители не только организуют игры, но и сами включаются в детские забавы. Участие в таких играх помогает взрослым переключаться от житейских проблем, снять напряжение. Совместные игры доставляют ребёнку много положительных эмоций, дети любят, когда с ними играют родители. Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игровой деятельности. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. Не лишайте его такой радости, помните, что вы и сами были детьми.
В народной подвижной игре развивается сила вашего ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. Одни игры развивают у детей ловкость, выносливость, меткость, координацию, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народная игра всегда использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения. Одни игры развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу. Другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, формируют высокую нравственность. В процессе игры в детях воспитываются патриотические чувства и гражданственность. Существуют игры малой, средней, и большей подвижности. Выбор той или иной игры зависит не только от её содержания и особенности, но и от возраста, физического состояния и уровня двигательного развития ее участников. Чем дети младше, тем сюжет и правила должны быть проще, продолжительность игры короче, степень нагрузки меньше, участие взрослого активнее. В старшем возрасте игровая деятельность детей становится всё более многообразной, наблюдается проявления самостоятельности (распределения ролей, соблюдение правил игры). Ну, а сделать русские народные игры привлекательнее помогают различные считалки, сговорки, загадки, попевки. Чем забавнее считалочки, тем быстрее они запоминаются и чаще используются детьми. Вот некоторые из них: Плыл по морю чемодан, В чемодане был диван, Был в диване спрятан слон. Ты не веришь? Выйди вон! Мальчик с пальчик — Нашел стаканчик. — Стакан разбился, — Лимон покатился. Для разделения на команды в народных играх используют сговор. Играющие сговариваются между собой, берут название птиц, растений, животных и разбившись на пары, предлагают капитанам выбрать любое из двух названий. Еще одна традиция народных игр — жребий. Его используют, если возник спор. Один из играющих зажимает в кулаке камешек. Другой угадывает, в какой он руке. Угадал, его правда, спору нет (конец). Соблюдение правил в народных играх должно быть обязательным для всех участников. Ребенок учится подчинять свое поведение правилам.
Первыми играми для детей 2-3 лет являются такие игры без сюжета типа ловишек, как «Догоните меня», «Догоню». В них предлагается детям задание двигаться в одном направлении за родителем или от него в заранее намеченное место – «домик», где родитель не должен их ловить. Бессюжетные игры с элементами соревнования еще не доступны малышам. Поиграйте со своим чадом в игру «Поймай зайчика». Покажите малышу солнечного зайчика с помощью зеркальца: как убегает, прыгает, отдыхает, а потом опять неожиданно убегает в другое место. Прочитайте стишок: Солнечные зайчики – Прыг, прыг, скок, Прыгают, как мячики, Прыг, прыг, скок… Потом предложите ребёнку догнать зайчика, позволяя ему иногда «поймать» световое пятно, которое потом опять «убежит» от него. Иногда зайчик будет «уставать» и прятаться, а вы объясните ребёнку: «Устал зайчик, спрятался в норку, и ты отдохни, закрой глаза и поспи понарошку». Потом зайчик снова неожиданно появляется и начинает бегать по комнате, а малыш за ним.
Зимой развлечения носят другой характер: устраивайте катания с гор, игры в снежки. Чаще всего народные игры – это подвижные игры: прятки, салочки, жмурки, горелки и другие. В народных играх отражается многовековая история русского народа. Их правила сформированы образом жизни наших предков и отражают характер народа. Национальные игры формируют у ребёнка способность воспринимать мировую культуру через призму традиций русской культуры. В чем же преимущество использования народных игр в практике семейного воспитания? Прежде всего в простоте и доступности их организации. Ведь в играх заключён залог полноценной духовной жизни в будущем. Не играющий в детстве ребёнок, став взрослым, не сможет полностью реализовать свой человеческий потенциал.
Предлагаем вашему вниманию несколько народных игр для семейного общения.
«Узнай, кто». В этой игре один из играющих подкрадывается к водящему и закрывает ему глаза. Водящий должен по одежде (на ощупь) узнать, кто это и назвать по имени. Взрослые могут внести юмористические ситуации в процессе игры – меняться деталями одежды (бант на голове папы), нарочито не узнавать игроков.
«Холодно – горячо». Ведущий выходит из комнаты, остальные прячут какой-либо предмет. Затем ведущий возвращается и ищет спрятанную вещь. Если ведущий приближается к предмету, то играющие говорят: «Тепло», «Горячо», если удаляется: «Холодно». После того как предмет найдет, выбирается новый водящий.
«Прятки». Одна из самых любимых игр детей. В игре может участвовать непроизвольное число играющих. Выбирается водящий и какой-нибудь предмет – «кон» (дверь, стенка и др.). Водящий считает до 20, остальные в это время прячутся. Водящий находит кого-либо, после чего они наперегонки должны добежать до «кона» и дотронутся до него. Тот, кого находят первым, становится водящим.
«Жмурки». Выбирают водящего, завязывают ему платком глаза, выводят на середину комнаты, поворачивают несколько раз вправо-влево, чтобы он не знал, к кому стоит лицом. Водящий начинает ловить убегающих от него игроков. Разведя руки, водящий начинает искать играющих, а поймав кого-нибудь, должен назвать его по имени. Если угадает правильно, пойманный становится водящим.
«Пошла коза по лесу». Дети вмести со взрослыми стоят в кругу, взявшись за руки. Выбирается водящий («коза» или «козёл»). Стоя внутри круга, он выбирает из играющих пару и выводит её в круг. Все хором: Пошла коза по лесу, По лесу, по лесу, Нашла себе принцессу, Принцессу, принцессу, Давай, коза, попрыгаем, Попрыгаем, попрыгаем. И ножками подрыгаем, Подрыгаем, подрыгаем, И ручками похлопаем, Похлопаем, похлопаем, И ножками потопаем, Потопаем, потопаем. Дети вместе с водящим выполняют соответствующие движения.
Дорогие родители, это лишь малая часть народных игр, в которые можно играть с детьми дома. Играйте в них, ведь, знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль русской народной сказки
Народная сказка это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи. Она открывает неограниченные, развивающие и воспитывающие возможности. Любовь к ней возникает в ранне...

Роль русской народной сказки в работе с детьми раннего возраста.
Русская народная сказка учит датей добру, мудрости, умению делать выбор. Сказка развивает воображение ребенка, соверш...

Из опыта работы «Роль русской народной игры в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
Здесь предоставлен материал из моего опыта работы....

Опыт работы по теме: «Роль русской народной игры в воспитании детей в народных традициях».
Опыт работы раскрывает актуальность становления нравственных качеств дошкольника, воспитывая у него гуманное отношение к окружающим, через народную игру....

Роль русских народных игр в воспитании у детей интереса к истории и культуре русского народа
Доклад на тему: "Роль русских народных игр в воспитании у детей интереса к истории и культуре русского народа"...
Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста
С раннего возраста наши мамы и бабушки поют нам колыбельные, мы слышим прибаутки и потешки, а также сказки. Сказка, рассказанная мамой перед сном, дает ощущение спокойствия и уверенности. Сказка...
Консультация для воспитателей «Воспитательная роль русского народного творчества в развитии творческого потенциала малышей и его роль в социализации детей. Использование малых фольклорных форм»
В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к...