Активные методы дошкольного образования. Кластеры.
консультация

Чтобы обеспечить оптимальные условия развития речи детей, необходимы способы целенаправленного взаимодействия взрослого с детьми. И федеральная образовательная программа  дошкольного образования требует изменений во взаимодействии взрослых и детей. Одной из задач является не просто передать детям знания, научить детей самостоятельно искать знание, и не только находить, но и уметь анализировать и оценивать. В создании условий для такого обучения помогают новые педагогические технологии. И это взаимодействие обеспечивает технология  «Кластер».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klaster.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад  «Радуга»  г.Козловка Чувашской Республики

Выступление на педагогическом совете.

Активные методы дошкольного образования. Кластеры.

Выступила: Морскова  Т.А.

                                                                                   Дата выступления:16.03.24 г.

2024 год

Чтобы обеспечить оптимальные условия развития речи детей, необходимы способы целенаправленного взаимодействия взрослого с детьми. И федеральная образовательная программа  дошкольного образования требует изменений во взаимодействии взрослых и детей. Одной из задач является не просто передать детям знания, научить детей самостоятельно искать знание, и не только находить, но и уметь анализировать и оценивать. В создании условий для такого обучения помогают новые педагогические технологии. И это взаимодействие обеспечивает технология  «Кластер».

   Кластер пришел к нам из информационных технологий.  Кластер – (в переводе с английского – скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами.  Эта технология актуальна для детей с речевыми нарушениями, так как ее применение развивает связную речь и системное мышление детей, дает возможность дошкольнику проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности.

Цель работы по технологии «Кластер»: формировать у детей навыки связной речи, умения систематизировать учебный материал и свои оценочные суждения. Цель достигается в результате решения задач:

- Проводить работу от простого к сложному; развивать все компоненты устной речи детей; способствовать практическому овладению воспитанниками нормами речи, поощрять свободу высказывания, поддерживать инициативность, самостоятельность, интерес детей; воспитывать коммуникативные навыки.

Ожидаемые результаты.

Дети научатся ставить вопросы и свободно высказываться; научатся выделять главное; смогут устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения и переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом; научатся сравнивать, анализировать, проводить аналогии; научатся сотрудничеству и взаимодействию с детьми и взрослыми. Кластер представляет собой изображение (схему), способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Рассмотрим алгоритм составления кластера:

  • Обозначить тему кластера /в середине листа расположить ключевое слово/;
  • Найти и обозначить связанные с ключевым словом слова и предложения и расположить их вокруг ключевого слова;
  • Соединить найденные слова с ключевым словом прямыми линиями.

Это один из видов кластера         «Планета и ее спутники». В центре - ключевое слово (тема). Это своеобразная "планета". Вокруг - крупные смысловые единицы ("спутники").

В самом начале деятельности ребят необходимо замотивировать на изучение нового материала. Благодаря этому дети озвучивают уже известную им информацию по теме и фиксируют ее вокруг ключевого слова. Затем педагог добавляет в схему новые составляющие. Данный метод развивает у детей умение делать предположения, дополнять и анализировать полученную информацию.

При создании кластера необходимо объяснить детям, что нужно говорить все, что приходит на ум, не бояться делать предположения. В процессе деятельности все неправильные высказывания будут исправлены, исключены. Метод направлен на смелое воображение и высказывание ребят, пока не закончатся все идеи и мысли. В процессе анализа все смысловые единицы встанут на свои места.

А вот еще другой метод кластера - "Гроздья" – это вид похож на предыдущий, отличие в том, что здесь больше ответвлений, которые и образуют «гроздья».

Преимущества метода:

  • Наглядность (применение кластера в дошкольном образовании представляет собой яркую, красочную модель, с которой детям интересно работать);
  • Универсальность (с помощью кластера можно представить большой объем информации в виде схемы, обозначить главную мысль, идею, предмет или явление)

Форма работы при использовании данной технологии может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой или подгрупповой. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей педагога и детского коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например,  это может быть индивидуальная работа, где с каждым ребенком создается собственный кластер. Ребенку предлагается несколько картинок, нужно найти связь между ними. Далее составляется общая графическая схема. Применение этой технологии помогает свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы и позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Я считаю технологию «Кластер» универсальной, так как она может применяться на этапе вхождения или погружения в тему или обобщения темы; вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, делая его интересным; дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение. Итогом работы является правильно выполненный кластер.

Образовательная деятельность с применением кластера формирует обстановку сотрудничества и воспитывает в детях чувство собственного достоинства, ориентирует их на успех. Научившись составлять кластеры,  дети будут больше проявлять самостоятельности. Планируем привлекать к работе по технологии всех участников образовательного процесса, включая родителей, которые вместе с детьми могут дома составить кластеры по определенным темам.

Детям интересна и доступна технология «Кластер», поэтому  я рекомендую  ее применение в работе с детьми старшего дошкольного возраста. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные методы дошкольного образования

Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой сос...

Эксперимент как основной метод дошкольного образования

Эксперимент как основной метод дошкольного образования...

Проектная деятельность как инновационный метод дошкольного образования

Особенности проектной деятельности в дошкольном возрасте....

Активные методы в образовании дошкольников

Процесс обучения, как передача информации от взрослого к ребенку, считают психологи, противоречит самой природе человека- только через собственную деятельность каждый познаёт мир. Перед педагогами все...

«Использование активного метода обучения «Кластер» в работе с детьми дошкольного возраста".

Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его...

Мастер - класс "Ментальная арифметика как инновационный метод дошкольного образования"

Материал поможет воспитателям повысить познавательную активность старших дошкольников на занятиях по ФЭМП. Методика способствует формированию и развитию внимания, фотографической памяти и творческого ...