Активные методы дошкольного образования. Кластеры.
консультация
Чтобы обеспечить оптимальные условия развития речи детей, необходимы способы целенаправленного взаимодействия взрослого с детьми. И федеральная образовательная программа дошкольного образования требует изменений во взаимодействии взрослых и детей. Одной из задач является не просто передать детям знания, научить детей самостоятельно искать знание, и не только находить, но и уметь анализировать и оценивать. В создании условий для такого обучения помогают новые педагогические технологии. И это взаимодействие обеспечивает технология «Кластер».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klaster.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга» г.Козловка Чувашской Республики
Выступление на педагогическом совете.
Активные методы дошкольного образования. Кластеры.
Выступила: Морскова Т.А.
Дата выступления:16.03.24 г.
2024 год
Чтобы обеспечить оптимальные условия развития речи детей, необходимы способы целенаправленного взаимодействия взрослого с детьми. И федеральная образовательная программа дошкольного образования требует изменений во взаимодействии взрослых и детей. Одной из задач является не просто передать детям знания, научить детей самостоятельно искать знание, и не только находить, но и уметь анализировать и оценивать. В создании условий для такого обучения помогают новые педагогические технологии. И это взаимодействие обеспечивает технология «Кластер».
Кластер пришел к нам из информационных технологий. Кластер – (в переводе с английского – скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами. Эта технология актуальна для детей с речевыми нарушениями, так как ее применение развивает связную речь и системное мышление детей, дает возможность дошкольнику проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности.
Цель работы по технологии «Кластер»: формировать у детей навыки связной речи, умения систематизировать учебный материал и свои оценочные суждения. Цель достигается в результате решения задач:
- Проводить работу от простого к сложному; развивать все компоненты устной речи детей; способствовать практическому овладению воспитанниками нормами речи, поощрять свободу высказывания, поддерживать инициативность, самостоятельность, интерес детей; воспитывать коммуникативные навыки.
Ожидаемые результаты.
Дети научатся ставить вопросы и свободно высказываться; научатся выделять главное; смогут устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения и переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом; научатся сравнивать, анализировать, проводить аналогии; научатся сотрудничеству и взаимодействию с детьми и взрослыми. Кластер представляет собой изображение (схему), способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Рассмотрим алгоритм составления кластера:
- Обозначить тему кластера /в середине листа расположить ключевое слово/;
- Найти и обозначить связанные с ключевым словом слова и предложения и расположить их вокруг ключевого слова;
- Соединить найденные слова с ключевым словом прямыми линиями.
Это один из видов кластера «Планета и ее спутники». В центре - ключевое слово (тема). Это своеобразная "планета". Вокруг - крупные смысловые единицы ("спутники").
В самом начале деятельности ребят необходимо замотивировать на изучение нового материала. Благодаря этому дети озвучивают уже известную им информацию по теме и фиксируют ее вокруг ключевого слова. Затем педагог добавляет в схему новые составляющие. Данный метод развивает у детей умение делать предположения, дополнять и анализировать полученную информацию.
При создании кластера необходимо объяснить детям, что нужно говорить все, что приходит на ум, не бояться делать предположения. В процессе деятельности все неправильные высказывания будут исправлены, исключены. Метод направлен на смелое воображение и высказывание ребят, пока не закончатся все идеи и мысли. В процессе анализа все смысловые единицы встанут на свои места.
А вот еще другой метод кластера - "Гроздья" – это вид похож на предыдущий, отличие в том, что здесь больше ответвлений, которые и образуют «гроздья».
Преимущества метода:
- Наглядность (применение кластера в дошкольном образовании представляет собой яркую, красочную модель, с которой детям интересно работать);
- Универсальность (с помощью кластера можно представить большой объем информации в виде схемы, обозначить главную мысль, идею, предмет или явление)
Форма работы при использовании данной технологии может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой или подгрупповой. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей педагога и детского коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, это может быть индивидуальная работа, где с каждым ребенком создается собственный кластер. Ребенку предлагается несколько картинок, нужно найти связь между ними. Далее составляется общая графическая схема. Применение этой технологии помогает свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы и позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.
Я считаю технологию «Кластер» универсальной, так как она может применяться на этапе вхождения или погружения в тему или обобщения темы; вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, делая его интересным; дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение. Итогом работы является правильно выполненный кластер.
Образовательная деятельность с применением кластера формирует обстановку сотрудничества и воспитывает в детях чувство собственного достоинства, ориентирует их на успех. Научившись составлять кластеры, дети будут больше проявлять самостоятельности. Планируем привлекать к работе по технологии всех участников образовательного процесса, включая родителей, которые вместе с детьми могут дома составить кластеры по определенным темам.
Детям интересна и доступна технология «Кластер», поэтому я рекомендую ее применение в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные методы дошкольного образования
Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой сос...
Эксперимент как основной метод дошкольного образования
Эксперимент как основной метод дошкольного образования...
Проектная деятельность как инновационный метод дошкольного образования
Особенности проектной деятельности в дошкольном возрасте....
Трансляция опыта работы инновационной площадки для обеспечения образовательной деятельности УМК ОП ДО «Тропинки» и парциальных программ Объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА-ГРАФ» «Обновление содержания, форм и методов дошкольного образования
Опыт работы инновационной площадки регионального уровня по реализации УМК "Тропинки"...
Активные методы в образовании дошкольников
Процесс обучения, как передача информации от взрослого к ребенку, считают психологи, противоречит самой природе человека- только через собственную деятельность каждый познаёт мир. Перед педагогами все...
«Использование активного метода обучения «Кластер» в работе с детьми дошкольного возраста".
Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его...
Мастер - класс "Ментальная арифметика как инновационный метод дошкольного образования"
Материал поможет воспитателям повысить познавательную активность старших дошкольников на занятиях по ФЭМП. Методика способствует формированию и развитию внимания, фотографической памяти и творческого ...