Трансляция опыта работы инновационной площадки для обеспечения образовательной деятельности УМК ОП ДО «Тропинки» и парциальных программ Объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА-ГРАФ» «Обновление содержания, форм и методов дошкольного образования
материал по теме
Опыт работы инновационной площадки регионального уровня по реализации УМК "Тропинки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
translyatsiya_opyta_raboty_innovatsionnoy_ploshchadki.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному развитию детей №9 «Золотой улей»
Трансляция опыта работы
инновационной площадки для обеспечения образовательной деятельности УМК ОП ДО «Тропинки» и парциальных программ
Объединенной издательской группы
«ДРОФА-ВЕНТАНА-ГРАФ»
«Обновление содержания, форм и методов дошкольного образования в контексте требований ФГОС»
Выполнил:
Ю.И.Дзюба,
старший воспитатель
I квалификационная категория
Моршанск, 2017
На современном этапе в соответствии с ФГОС дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих, познавательных и многих других способностей детей, а также выравнивания стартовых возможностей выпускников дошкольной образовательной организации при переходе на новую ступень образования.
Тамбовским областным институтом повышения квалификации работников образования, объединенной издательской группой «Дрофа-Вентана-Граф» выбрано четыре дошкольных образовательных организации области, в том числе и наша дошкольная образовательная организация, на базе которых открыта региональная инновационная площадка по реализации основной образовательной программы «Тропинки».
1 августа 2016 года заключено соглашение о сотрудничестве между Тамбовским областным Институтом повышения квалификации работников образования, издательством «Вентана-граф» и МБДОУ №9 «Золотой улей», основными целями заключения Соглашения определи:
- создание на базе МБДОУ инновационной площадки для обеспечения информационно-методической помощи педагогам, использующим в практике образовательной деятельности УМК образовательную программу дошкольного образования «Тропинки» и парциальных программ Объединенной издательской группы «Дрофа-Вентана-Граф»
- обмен информацией в области образовательных технологий; участие в различных проектах и других видах информационно-образовательной деятельности, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации; оказание взаимной помощи в целях содействия друг другу в реализации целей настоящего Соглашения.
Срок действия соглашения составляет 4 года с момента его подписания, может быть пролонгирован по согласию всех сторон на определенный или неопределенный срок.
В сентябре 2016 года нам присвоен статус региональной инновационной площадки по реализации основной образовательной программы «Тропинки» под редакцией Кудрявцева В.Т. Была создана рабочая группа, внесены изменения в образовательную программу ДОО, разработана рабочая программа по реализации программы «Тропинки» с детьми возраста от 3 до 4 лет.
Сотрудничаем с издательством «Дрофа-Вентана-Граф» в лице методиста по дошкольному образованию, Песчанской Натальи Владимировны, принимаем участие в работе семинаров в городе Тамбове, на которые приглашаются авторы программы, принимаем участие в вебинарах, которые регулярно проводятся издательством.
Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей от трех до семи лет, обеспечивает развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и является документом, с учетом которого дошкольная образовательная организация может самостоятельно разработать свою основную образовательную программу.
При этом ее методологическим стержнем выступают сложившиеся в отечественной науке культурно-исторический и деятельностный подходы к развитию человека с учетом результатов новейших разработок (исследовательских, проектных), осуществленных в их русле.
Цель программы: (на слайде)
- в создании условий для общего психического развития детей 3-7 лет средствами развития творческих способностей, в частности условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению;
- первоначальном формировании на этой базе более широкой и отдаленной перспективы личностного роста ребенка в образовательных и внеобразовательных сферах его жизни (настоящей и будущей), своеобразной областью пересечения которых призвано стать развивающее пространство образовательной организации.
Поставленной целью диктуются следующие задачи Программы: (на слайде)
- развивать творческое воображение дошкольников, основанной на нем системы созидательных способностей ребенка (постигающего мышления, предпосылок рефлексии и др.), креативности как ведущего свойства его личности;
- развивать у детей способности и стремление к инициативному и самостоятельному действию, приобретающему все более произвольный характер, специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций;
- создавать условия, обеспечивающие триединство отношения ребенка к миру, его взаимоотношений с другими людьми и самоотношения;
- расширять «зоны ближайшего развития» путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом;
- формировать у детей творческое, осмысленное, ценностное отношение к собственному физическому и духовному здоровью путем построения оздоровительной работы как развивающе-образовательной;
- развивать у ребенка начала будущего умения учиться.
Основная образовательная программа «Тропинки» предусматривает скоординированную поддержку развития воображения и других творческих способностей ребенка с помощью всего многообразия видов детской деятельности, как то игра, изобразительное творчество, конструирование, восприятие сказок, учение, общение и многое другое. Эту поддержку необходимо осуществлять в рамках всех направлений образовательной работы с дошкольниками – от физкультурно-оздоровительного до художественно-эстетического. Такой подход является залогом обеспечения полноценного психического развития ребенка.
Ключевая идея Программы может быть кратко сформулирована следующим образом. Мир исторически развивающейся человеческой культуры и очеловеченной природы должен открываться ребенку как особая – необыденная – реальность, которая полна открытых проблем, загадок и тайн (Мир как «знакомый незнакомец»). Ребенку предстоит узнать в большом Мире «знакомого незнакомца», увидеть в его зеркале самого себя и свой внутренний мир – еще более загадочный, чем внешний, открыть богатый и непредсказуемый творческий потенциал других людей.
В структуру Программы входят более детализированные программно-методические разработки по конкретным направлениям образовательного процесса, каждое из которых содержит подразделы, которые называются «тропинками»:
- Социально-коммуникативное развитие: «Тропинка в мир людей», «Тропинка в мир труда»;
- Познавательное развитие: «Тропинка в мир свойств и качеств предметов», «Тропинка в окружающий мир», «Тропинка в мир математики»;
- Речевое развитие: «Тропинка в мир правильной речи», «Тропинка к грамоте»;
- Художественно-эстетическое развитие: «Тропинка в мир художественной литературы», «Тропинка в мир музыки», «Тропинка в мир изобразительного искусства»;
- Физическое развитие: «Тропинка в мир движения», «Тропинка к здоровью».
К числу программно-методических разработок относятся программные материалы, непосредственно обеспечивающие работу по подразделам-«тропинкам», соответствующие методические рекомендации, сценарии и конспекты занятий, рабочие тетради для детей и др. В программно-методический комплект входит также пакет средств психологической и педагогической диагностики развития ребенка. По отношению к ним программа «Тропинки» выступает своеобразной «программой программ», позволяя педагогу представить себе систему развивающей педагогической работы в целом.
Почему подразделы Программы называются «тропинками»? Потому что именно по ним ребенок входит в мир человеческой культуры, через который пролегает его основной жизненный путь. Постепенно продвигаясь по этим «тропинкам», ребенок (конечно, не без помощи взрослого) находит в культуре источники собственного личностного роста.
У наших «тропинок» есть три особенности
Во-первых, «тропинки» не представляют собой чего-то уже готового и проторённого. Ребенку вместе со взрослым приходится достраивать их.
Во-вторых, по «тропинкам» ребенок приходит к творческому осмыслению не только мира культуры, освоенной человечеством действительности. «Тропинки» приводят ребенка к открытию заново своего внутреннего, субъективного мира.
В-третьих, «тропинки» пересекаются и тесно переплетаются друг с другом. Например, на занятиях по формированию предпосылок математического мышления, развитию изобразительной и музыкальной деятельности, речи и речевого общения активно культивируются двигательно-творческие возможности детей. В своей общей форме эти возможности служат предметом развивающей педагогической работы на физкультурных занятиях.
Работу по реализации УМК «Тропинки» мы начали с возрастной группы от 3 до 4 лет общеразвивающей направленности по двум образовательным областям «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
По результатам диагностики, проводимой на начало и конец 2016-2017 учебного года мы получили следующие результаты:
Выявление уровней речевого развития
Показатель: адекватно использует вербальные и невербальные средства
общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами
взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами,
распределяет действия при сотрудничестве).
(Н.г.)Высокий уровень – 12%, средний уровень – 60%, низкий уровень – 28%
(к.г.) Высокий уровень – 25%, средний уровень – 75%, низкий уровень – 10%
Показатель: все компоненты устной речи (лексическая сторона,
грамматический строй и произносительная сторона речи; диалогическая и
монологическая формы связной речи) развиты и используются в различных
формах и видах детской деятельности
(н.г.)высокий уровень – 10%, средний уровень - 53%, низкий уровень - 37%
(к.г.)Высокий уровень – 30%, средний уровень – 65%, низкий уровень – 15%
Показатель: проявляет читательский интерес и потребность в чтении книг
(н.г.)Высокий уровень - 25%, средний уровень - 65%, низкий уровень - 10%
(к.г.)Высокий уровень – 40%, средний уровень – 60%, низкий уровень – 0%
Выявление уровней художественно-эстетического развития
Показатель: эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения
(н.г.)Высокий уровень – 35%, средний уровень – 45%, низкий уровень – 10%
(к.г.) Высокий уровень – 60%, средний уровень – 40%, низкий уровень – 0%
Показатель: испытывает эстетические переживания, передаёт своё представление о мире на языке искусства
(н.г.)Высокий уровень – 20%, средний уровень – 65%, низкий уровень – 15%
(к.г.) Высокий уровень – 30%, средний уровень – 65%, низкий уровень – 5%
Показатель: сопереживает персонажам сказок, рассказов, стихотворений
(н.г.)Высокий уровень – 35%, средний уровень – 65%, низкий уровень – 0%
(к.г.) Высокий уровень – 55%, средний уровень – 45%, низкий уровень – 0%
Показатель: проявляет умения и навыки в творческой деятельности, интересуется искусством
(н.г.)Высокий уровень – 23%, средний уровень – 55%, низкий уровень – 22%
(к.г.) Высокий уровень – 40%, средний уровень – 50%, низкий уровень –10%
В марте 2017 года был проведен научно-практический семинар «Развитие речевых способностей и эстетического мировидения в соответствии с требованиями ФГОС ДО на основе программы «Тропинки» под редакцией В.Т.Кудрявцева, цель которого трансляция опыта работы региональной инновационной площадки по внедрению в практику образовательной деятельности УМК образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» и парциальных программ Объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА-ГРАФ»
Мы разработали методические рекомендации по реализации образовательной области «Познавательное развитие», которые сейчас готовятся к печати Тамбовским областным институтом повышения квалификации работников образования.
В 2017-2018 году реализацию программы начали еще две возрастные группы по всем образовательным областям.
Педагоги ДОО повышают педагогическое мастерство, участвуя в различных конкурсах. В сентябре 2017 года два педагога ДОО приняли участие во Всероссийском конкурсе «Творческая мастерская педагога: лэпбук своими руками», организованной объединенной издательской группой «Дрофа-Вентана-Граф», в котором приняли участие более 100 педагогов из 25 регионов России и ближнего зарубежья. В номинации «Семьей дорожить – счастливыми быть» Бочкова Ирина Михайловна заняла I место, в номинации «Родного края образ ясный» Чиркина Маргарита Валериевна заняла II место. Заведующий Алиева О.Н. и старший воспитатель Дзюба Ю.И. награждены специальным призом Всероссийского конкурса «За профессиональное методическое сопровождение конкурсных материалов», представленных коллективами детских садов.
За сотрудничество в 2016-2017 учебный году коллективу МБДОУ №9 «Золотой улей», старшему воспитателю Дзюба Ю.И. были вручены благодарности за конструктивное и плодотворное сотрудничество, распространение творческого опыта, высокую профессиональную компетентность, обеспечивающие эффективную реализацию ФГОС ДО в образовательной практике от объединенной издательской группы «Дрофа-Вентана-Граф».
В сентябре 2017 года нам присвоен статус экспериментальной площадки федерального уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация опыта работы инновационной площадки на совещании для заведующих
Представлена презентация опыта работы МДОУ в статусе инновационной площадки....
Из опыта работы инновационной площадки МБДОУ д-с № 45 Радуга
Из опыта работы инновационной площадки МБДОУ д-с № 45 Радуга...
Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений докольников"
Тема недели "Детский сад"Упражнение Аквагимнастика - "Детский сад"Детский садик, Детский садик!(По поверхности воды из лодошек изображаем крышу)Малыши туда спешат!(Ходьба пальчикам...
Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"
Тематическая неделя "Детский сад"Упражнение "Аквагимнастика" - "Детский сад"Листики под ножками весело шуршат (медленное поглаживание поверхности воды).С...
Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"
Тема недели "Осень"Упражнение Аквагимнастика - "Дождь"Дождь пошел, как из ведра,Будет лить он до утра.И.п пальцы разведенны в стороны;(легкое постукивание пальцами по поверхности в...
Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"
Тематическая неделя "Осень"Упражнение "Аквагимнастика" - "Сентябрь"...
Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"
Тематическая неделя "Осень"Упражнение "Аквагимнастика" - "Ходит - бродит осень"Ходит – бродит осень, по лесным тропинкам. Ходит – бродит осень (ходьба п...