Мастер - класс "Ментальная арифметика как инновационный метод дошкольного образования"
материал по математике (старшая, подготовительная группа)
Материал поможет воспитателям повысить познавательную активность старших дошкольников на занятиях по ФЭМП. Методика способствует формированию и развитию внимания, фотографической памяти и творческого мышления, логики и воображения у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_ment._arifmetika.docx | 16.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Перед вами необычный предмет, о котором пойдёт речь на моём мастер-классе. Для начала я хочу предложить вам для просмотра короткое видео.
(Демонстрируется фрагмент передачи «Удивительные люди», где девочка выполняет в уме сложные арифметические действия, производя при этом интересные движения пальцами рук).
Мы видим, что определённые движения пальцев помогают ребёнку при счёте. Кто из вас знает какая технология в данном случае применяется?
(Ответы педагогов).
Сегодня я расскажу о ментальной арифметике, которая является в настоящее время инновационным методом дошкольного образования. Её применение в детском саду является эффективным и полезным. Методика способствует развитию математического склада ума у ребёнка с детства.
Итак, в моих руках абакус. Что это такое? Это древне-китайские счёты. Ментальная арифметика основана на изучении принципов работы абакуса. Эта арифметика используется в школах во многих странах. У нас, в России, образовательные центры появились в 2013 году. Известно, что у человека правое полушарие мозга отвечает за творчество, восприятие и создание образов, а левое - за логику. Синхронная работа обоих полушарий даёт огромный потенциал для развития ребёнка. Современные калькуляторы расслабляют умственные процессы, абакус, наоборот, тренирует и совершенствует их.
Главной целью методики является концентрация внимания, развитие фотографической памяти и творческого мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности.
Итак, абакус состоит из рамки прямоугольной формы с рядами вертикальных спиц с косточками, которые справа налево обозначают разряды чисел: еденицы, десятки, сотни, тысячи…
На каждой спице абакуса по 5 косточек, разделённых по всей длине перекладиной на 2 части. В нижней части четыре косточки, их называют «земные»,т.к. смотрят вниз. Они имеют значение еденицы. В верхней части одна косточка, она называется «небесная», т.к. смотрит вверх. Эта косточка имеет значение пятёрки.
При счёте на абакусе необходимо правильно держать пальчики: три пальца зажаты в кулак, работают только два – большой и указательный. Считаем всегда двумя руками. Большим пальцем поднимаем косточки, указательным пальцем – опускаем. Небесные косточки двигаем только указательным пальцем. Нижние косточки добавляем большим пальцем, вычитаем указательным.
Если нам нужно добавить еденицу, то мы поднимаем одну нижнюю косточку на спице в разряде едениц к перекладине, если 2 еденицы, то 2 косточки, 3 и 4 аналогично. Если нужно вычесть, то опускаем их.
Чтобы добавить число 5, то опускаем верхнюю косточку на спице в разряде едениц к перекладине. Если вычитаем, то обратно поднимаем вверх.
Если нужно показать число 6, то мы опускаем к перекладине одну небесную косточку и поднимаем одну земную. Показываем цифры одним движением. т.е. щипком, и раздвигаем так же.
Число 10 показываем так: поднимаем 1 косточку в разряде десятков, если число 12, то поднимаем 1 косточку в разряде десятков и 2 косточки в разряде едениц.
Правило: еденицы всегда набирают правой рукой, а десятки, сотни, тысячи – левой.
Обучение счёту начинаем с простых примеров. Абакус позволяет показать ребёнку наглядно в чём смысл сложения и вычитания. Дети должны хорошо знать состав числа 5 и 10 из едениц, а также из каких двух меньших чисел они состоят. Дети знакомятся с «формулами младших товарищей», базирующихся на составе числа 5 и формулами «старших товарищей», базирующихся на составе числа 10. Эти знания необходимы для решения примеров на абакусе.
Обучение ментальной арифметике условно состоит из двух этапов. На первом – дети осваивают технику счёта на косточках. На втором – переходят на воображаемые счёты, т.е. представляют спицы, косточки и двигают их в своём воображении. Числа тогда воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек на счётах.
Необходимо отметить, что занятия по обучению счёту на абакусе лучше начинать в старшей группе детского сада, так как необходим подготовительный этап. Он состоит из творческих заданий для развития внимания, памяти, мышления и мелкой моторики. Это:
- пальчиковые игры,
- кинезиологические упражнения («Кулак-ребро-ладонь»,«Ухо-нос»,«Колечко»,«Кошка»),
- рисование двумя руками одновременно,
- игры с числовыми домиками,
- счёт на ментальной флеш – карте (графическое изображение абакуса).
А теперь перейдём к практической части. Я буду показывать вам флеш-карты, а вы должны определить число на абакусе и назвать его.
(Педагоги выполняют задание).
А теперь попробуем решить простые примеры:
2 3 4 5
+2 +5 -3 +4
-3 -2 +2 -1
А теперь выполним примеры с использованием формул младших товарищей
Например 4+1=….., 5-1=…
Формулы:
+1 это +5-4 -1 это -5+4
+2 это +5-3 -2 это -5+3
+3 это +5-2 -3 это -5+2
+4 это +5-1 -4 это -5+1
(Педагоги выполняют задания после короткого объяснения, как пользоваться этими формулами на практике).
В заключении хочется добавить, что заниматься ментальной арифметикой можно и дома. Домашние задания станут новым видом семейного воспитания, так как уровень своих арифметических способностей повышает не только ребёнок, но и взрослый.
Я благодарю всех коллег за участие в моём мастер-классе и готова ответить на ваши вопросы.
Так же я хотела бы получить обратную связь. Если материал был вам полезен, поднимите стикер «Улыбающееся солнышко», если вы остались равнодушны к информации – стикер «Облачко с закрытыми глазами»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные методы дошкольного образования
Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой сос...
Проектная деятельность как инновационный метод дошкольного образования
Особенности проектной деятельности в дошкольном возрасте....
Трансляция опыта работы инновационной площадки для обеспечения образовательной деятельности УМК ОП ДО «Тропинки» и парциальных программ Объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА-ГРАФ» «Обновление содержания, форм и методов дошкольного образования
Опыт работы инновационной площадки регионального уровня по реализации УМК "Тропинки"...
Презентация "От рождения до школы" инновационная программа Дошкольного образования, издание 5 (инновационное) под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой издательство МОСКВА - СИНТЕЗ, Москва, 2019
Презентация к докладу "От рождения до школы" инновационная программа Дошкольного образования, издание 5 (инновационное) под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой издательство ...
Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...
Мастер - класс на семинар для педагогов дошкольного образования на тему: "Детский тимбилдинг как инновационная технология работы с дошкольниками в образовательном процессе ДОУ"
Мастер – класс на семинар для педагогов дошкольного образования на тему: «Детский тимбилдинг как инновационная технология работы с дошкольниками в образовательном процессе ДОУ»....
Мастер класс «Ритмоплатика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий»
laquo;Ритмоплатика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий»...