Мастер - класс "Ментальная арифметика как инновационный метод дошкольного образования"
материал по математике (старшая, подготовительная группа)

Лазаричева Татьяна Викторовна

Материал поможет воспитателям повысить познавательную активность старших дошкольников на занятиях по ФЭМП. Методика способствует формированию и развитию внимания, фотографической памяти и творческого мышления, логики и воображения у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_ment._arifmetika.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Добрый день, уважаемые коллеги!

Перед вами необычный предмет, о котором пойдёт речь на моём мастер-классе. Для начала я хочу предложить вам для просмотра короткое видео.

(Демонстрируется фрагмент передачи «Удивительные люди», где девочка выполняет в уме сложные арифметические действия, производя при этом интересные движения пальцами рук).

Мы видим, что определённые движения пальцев помогают ребёнку при счёте. Кто из вас знает какая технология в данном случае применяется?

(Ответы педагогов).

Сегодня я расскажу о ментальной арифметике, которая является в настоящее время инновационным методом дошкольного образования. Её применение в детском саду является эффективным и полезным. Методика способствует развитию математического склада ума у ребёнка с детства.

Итак, в моих руках абакус. Что это такое? Это древне-китайские счёты. Ментальная арифметика основана на изучении принципов работы абакуса. Эта арифметика используется в школах во многих странах. У нас, в России, образовательные центры появились в 2013 году. Известно, что у человека правое полушарие мозга отвечает за творчество, восприятие и создание образов, а левое - за логику. Синхронная работа обоих полушарий даёт огромный потенциал для развития ребёнка. Современные калькуляторы расслабляют умственные процессы, абакус, наоборот, тренирует и совершенствует их.

Главной целью методики является концентрация внимания, развитие фотографической памяти и творческого мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности.

Итак, абакус состоит из рамки прямоугольной формы с рядами вертикальных спиц с косточками, которые справа налево обозначают разряды чисел: еденицы,  десятки, сотни, тысячи…

На каждой спице абакуса по 5 косточек, разделённых по всей длине перекладиной на 2 части. В нижней части четыре косточки, их называют «земные»,т.к. смотрят вниз. Они имеют значение еденицы. В верхней части одна косточка, она называется «небесная», т.к. смотрит вверх. Эта косточка имеет значение пятёрки.

При счёте на абакусе необходимо правильно держать пальчики: три пальца зажаты в кулак, работают только два – большой и указательный. Считаем всегда двумя руками. Большим пальцем поднимаем косточки, указательным пальцем – опускаем. Небесные косточки двигаем только указательным пальцем. Нижние косточки добавляем большим пальцем, вычитаем указательным.

Если нам нужно добавить еденицу, то мы поднимаем одну  нижнюю косточку  на спице в разряде едениц к перекладине, если 2 еденицы, то 2 косточки, 3 и 4 аналогично. Если нужно вычесть, то опускаем их.

Чтобы добавить число 5, то опускаем верхнюю косточку на спице в разряде едениц к перекладине. Если вычитаем, то обратно поднимаем вверх.

Если нужно показать число 6, то мы опускаем к перекладине одну небесную косточку и поднимаем одну земную. Показываем цифры одним движением. т.е. щипком, и раздвигаем так же.

Число 10 показываем так: поднимаем 1 косточку в разряде десятков, если число 12, то поднимаем 1 косточку в разряде десятков и 2 косточки в разряде едениц.

Правило: еденицы всегда набирают правой рукой, а десятки, сотни, тысячи – левой.

Обучение счёту начинаем с простых примеров. Абакус позволяет показать ребёнку наглядно в чём смысл сложения и вычитания. Дети должны хорошо знать состав числа 5 и 10 из едениц, а также из каких двух меньших чисел они состоят. Дети знакомятся с «формулами младших товарищей», базирующихся на составе числа 5 и формулами «старших товарищей», базирующихся на составе числа 10. Эти знания необходимы для решения примеров на абакусе.

Обучение ментальной арифметике условно состоит из двух этапов. На первом – дети осваивают технику счёта на косточках. На втором – переходят на воображаемые счёты, т.е. представляют спицы, косточки и двигают их в своём воображении. Числа тогда воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек на счётах.

Необходимо отметить, что занятия по обучению счёту на абакусе лучше начинать в старшей группе детского сада, так как необходим подготовительный этап. Он состоит из творческих заданий для развития внимания, памяти, мышления и мелкой моторики. Это:

- пальчиковые игры,

- кинезиологические упражнения («Кулак-ребро-ладонь»,«Ухо-нос»,«Колечко»,«Кошка»),

- рисование двумя руками одновременно,

- игры с числовыми домиками,

- счёт на ментальной флеш – карте (графическое изображение абакуса).

А теперь перейдём к практической части. Я буду показывать вам флеш-карты, а вы должны определить число на абакусе и назвать его.

(Педагоги выполняют задание).

А теперь попробуем решить простые примеры:

  2        3          4         5

+2      +5         -3      +4

-3       -2         +2       -1

А теперь выполним примеры с использованием формул младших товарищей

Например 4+1=….., 5-1=…

Формулы:

+1 это +5-4                          -1 это -5+4

+2 это +5-3                          -2 это -5+3

+3 это +5-2                          -3 это -5+2

+4 это +5-1                          -4 это -5+1

(Педагоги выполняют задания после короткого объяснения, как пользоваться этими формулами на практике).

В заключении хочется добавить, что заниматься ментальной арифметикой можно и дома. Домашние задания станут новым видом семейного воспитания, так как уровень своих арифметических способностей повышает не только ребёнок, но и взрослый.

Я благодарю всех коллег за участие в моём мастер-классе и готова ответить на ваши вопросы.

Так же я хотела бы получить обратную связь. Если материал был вам полезен, поднимите стикер «Улыбающееся солнышко», если вы остались равнодушны к информации – стикер «Облачко с закрытыми глазами»).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные методы дошкольного образования

Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой сос...

Проектная деятельность как инновационный метод дошкольного образования

Особенности проектной деятельности в дошкольном возрасте....

Презентация "От рождения до школы" инновационная программа Дошкольного образования, издание 5 (инновационное) под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой издательство МОСКВА - СИНТЕЗ, Москва, 2019

Презентация к докладу "От рождения до школы" инновационная программа Дошкольного образования, издание 5 (инновационное) под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой издательство ...

Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...

Мастер - класс на семинар для педагогов дошкольного образования на тему: "Детский тимбилдинг как инновационная технология работы с дошкольниками в образовательном процессе ДОУ"

Мастер – класс на семинар для педагогов дошкольного образования на тему: «Детский тимбилдинг как инновационная технология работы с дошкольниками в образовательном процессе ДОУ»....

Мастер класс «Ритмоплатика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий»

laquo;Ритмоплатика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий»...