Проект "Будущие патриоты России" для старшей группы
методическая разработка (старшая группа)

Светлана Михайловна Кошманова

Паспорт проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_budushchie_patrioty_rossii_star.gr_.docx37.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Лучик»»

Тема проекта:

«Будущие патриоты России»

Авторы: воспитатели:

Кошманова С.М.

ПРОЕКТ «Будущие патриоты России»

ВИД ПРОЕКТА

познавательный, творческий, информационный, игровой, групповой.

УЧАСТНИКИ:

Дети подготовительной группы.

ИСПОЛНИТЕЛИ

Дети, воспитатель, родители

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Воспитать любовь к большой многонациональной Родине, создание условий для зарождения гражданственности и патриотических чувств по отношению к своей малой Родине, формирование и систематизация представлений о Родине, её истории, национально-культурных традициях, о символах России,

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

1. Вызвать у детей чувство восхищения и восторга красотой своей Родины;

2. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;

3. Формирование первоначальных представлений о нравственных ценностях (семья, любовь, добро, совесть, верность, честь);

4. Познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

5. Формировать чувства любви к малой Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

6. Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности;

7. Развивать интерес к русским традициям и промыслам, воспитывать трудолюбие, уважение к труду и бережное отношение к результатам труда;

8. Развивать познавательный интерес, психические процессы, мелкую моторику, коммуникативные навыки, делая акцент на гендерную принадлежность;

9. Способствовать развитию самостоятельности в достижении результата.

СРОКИ ПРОЕКТА

среднесрочный, рассчитан на пол года

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

сформировать у детей представления о Родине, о родной стране, её истории и традициях; развить познавательные способности, интерес к исследовательской деятельности, обогатить словарь детей, творческую активность детей и родителей; воспитать любознательность, патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым; участвовать детям в выставках, конкурсах, спортивных и музыкальных мероприятиях, других видах деятельности;

улучшить работу по взаимодействию с родителями, активизировать родителей как участников педагогического процесса в группе детского сада.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

I этап – подготовительный.

  • Постановка и выявление проблемы;
  • Набор диагностического материала и выявление уровня сформированности нравственно-патриотических чувств у детей;
  • Изучение методической и специальной литературы по данной теме;
  • Оформление уголков по патриотическому воспитанию;
  • Анкетирование родителей;
  • Диагностическое обследование детей.

II этап – основной

  • Апробация методов и приемов по решению поставленных задач;
  • Разработка и проведение НОД с учетом выделенной проблемы;
  • Составление планов, конспектов, наглядных пособий, презентаций;
  • Сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры;
  • Встречи с интересными людьми;
  • Составление альбомов: «Герб моей семьи», «Семья – ключик к счастью», «Генеалогическое древо семьи»;
  • Чтение художественной литературы;
  • Прослушивание музыкальных произведений;
  • Конструирование и продуктивная деятельность;
  • Экскурсии в библиотеку «Очаг»;
  • Сбор собственного материала по выбранной теме;
  • Оформление выставок.

III этап – итоговый

  • Презентация проекта;
  • Выставки творческих работ детей и родителей.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

  • Подбор наглядного материала (презентации);
  • Подбор художественной литературы;
  • Подбор произведений и наглядного материала русского народного творчества;
  • Изготовление дидактических, настольных и сюжетно-ролевых игр;
  • Выставки книг, рисунков, поделок;
  • Создание условий для проведения открытых мероприятий ;
  • Методические разработки (перспективный план);
  • Интерес детей и вовлечение родителей;
  • Создание предметно-развивающей среды.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувства Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в создании своего собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно.

Особое место в образовательном процессе занимает культура – носитель ценностей народа, отображающая его традиции, нравы, образ жизни многих поколений.

Народная культура является живой связующей нитью между поколениями, объединяет прошлое, настоящее и будущее. Её отстранённость от воспитания приводит к распаду социума и личности.

Воспитание патриотизма является неотъемлемой частью системы образования.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.

Огромную роль в становлении личности ребенка играет любовь к близким людям, к родному городу и родной стране.

В ходе реализации проекта у детей формируются патриотические чувства, связывающие разные поколения, представления о нравственных ценностях (честь, семья, добро, совесть, верность); чувства любви к Родине; ; знания о родном городе Гагарине (история, символика, достопримечательности).

Приложение.

Перспективный план

Пояснительная записка

Нравственно - патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Нравственно-патриотическое развитие дошкольников формирует чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре.

Результатом освоения данной программы является обеспечение социально – воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно – нравственными ценностями, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-воспитание уважения к труду;

- развивать интерес к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:

  • Семья
  • Детский сад
  • Родная улица
  • Родной город
  • Страна, ее столица, символика
  • Права и обязанности

Программа рассчитана на полгода и предназначена для работы с детьми в подготовительной группе детского сада.

Базой нравственно - патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека.

Ожидаемые результаты

Детей подготовительной к школе группы должны знать к концу года:

  • из раздела родная семья: умение называть членов семьи, знать домашний адрес, умение составлять рассказ о семье и о семейных традициях;
  • из раздела родная природа: название растений, животных и птиц разных климатических зон России, умение объяснить назначение заповедников, Красной книги РФ;
  • из раздела родной город: знание названия родного города, символы города их значение, знание народов населяющих родной город, знание животных, птиц и растений родного края;
  • из раздела родная страна: название, страны и столицы, знание русских былинных богатырей, знание образцов русских народных промыслов, , название крупных городов и рек России, знание народов населяющих РФ (в пределах пяти), знание символического значения государственных символов России, знание о столице России, достопримечательностей Москвы, знание прав и обязанностей гражданина РФ.

Реализация проекта через различные виды деятельности.

Познавательное развитие
Непосредственная образовательная деятельность, беседы с показом слайдовых презентаций или иллюстраций:
«Наша страна Россия»;
«Москва-столица нашей Родины»;
«Народы России» ;
«День народного Единства»;

«Природа России»;
«Государственные символы России: герб, флаг, гимн»;
«Гагарин - моя малая Родина»;

«Гордимся нашими соотечественниками»
«Растительный и животный мир средней полосы России»;
«Белая береза – символ России».

Дидактические игры:
«Найди флаг России»,
«Узнай наш герб",
«Найди среди гербов разных стран, герб России»,
«Чей костюм»,
«Мир профессий»,
« С какого дерева листок»,
«Когда это бывает».

Речевое развитие
Обучение рассказыванию
«Главный город нашей страны»;
«Города России»;
«Какие народы живут в России»;
«Богатства России»;
«Богатыри земли русской»
«Русские народные промыслы»;
«Моя малая Родина»;

«История народной игрушки»

Чтение рассказов, сказок, стихов:
«Что я видел» Б.Житков;
«Родина" Александрова;
«История России в рассказах для детей» (отдельные главы) А. Ишимова;
«Ёлка» В. Сутеев;
«Две березы» Т.А.Шорыгина;
«Прогулка» С. Михалков;
«Конек горбунек» Ершлов;
«Как аукнется, так и откликнется» р.н.с.;
«Заяц- хваста» р.н.с.;
«Царевна – лягушка» р.н.с.;
«Лисичка сестричка и серый волк» р.н.с.;
«Снегурушка и лиса» р.н.с.;
«Сивка – бурка» р.н.с.;
«Хаврошечка» р.н.с.;
«Колосок» р.н.с.

«Сказки смоленского края Н.Добровольский»

Заучивание стихов:
«Лучше нет родного края»П. Воронько;
«Родная земля» Г.Ладоньщиков;
«Родина» В.Семерин;
«Родная земля» П.Синявский

Заучивание пословиц, поговорок, небылиц.

Художественно-эстетическое развитие
Рисование:
«Флаг России»;
«Белоствольная береза»;
«Городецкая роспись»;
«Дымково. Нарядная барышня»;
«Русский национальный костюм»;
«Наша нарядная елка».
«Ветка рябины»;
«Моя семья»;
«Гжель»;
« Национальные костюм народов России»;
«Хохлома»;
«Мой дом»;

Лепка:
Пластилинография «Герб Российской Федерации»

«Дары русского леса. Корзина с грибами ягодами»;
«Сказочный образ Снегурочки»;
«Животные России»;
«Птицы»

Аппликация и художественный труд.

Открытки для самых близких к праздникам.
Кукла «Кувадка»
«Чудесные превращения шишки»;

Слушание песен и музыки:
«Во поле береза стояла»,
«Осенняя песня»,
«Урожайная»,
«Елочка красавица»,
"Зимушка прощальная".
«Гимн России»,
«Русская народная музыка».

Физическое развитие.

Русские народные подвижные игры:
«Гуси – лебеди»,
«Краски»,
«Пятнашки»,
«У медведя во бору»,
«Палочка выручалочка»,
«День – ночь», и др.

Социально коммуникативное развитие.
Экскурсия в краеведческий музей.

Сюжетно -ролевые игры:
«Семья»;
«Путешествие по стране на автобусе»;
«Улицы города»;
«Профессии» и др.

Инсценировка русских народных сказок:

«Колобок»,
«Три медведя»,
«Гуси – лебеди»,
«Теремок» и т.д.

Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей «Проектная деятельность в детском саду».

Приобщение родителей к участию в проводимых конкурсах.
Консультация «Роль родителей в формировании патриотических чувств».
Консультация «Какие русские народные сказки читать детям?».
Помощь родителям в подборе мультфильмов и настольных игр о России.
Совместное с детьми чтение книг о России.

Перспективное планирование работы с детьми по проекту в подготовительной группе
Сентябрь

НОД «Моя семья»

  • НОД. Развитие речи «Традиции моей семьи»
  • Пословицы и поговорки о семье»
  • НОД . Рисование «Белоствольная береза».
  • НОД. Лепка «Дары русского леса. Корзина с грибами ягодами»;
  • Рассказывание русской народной сказки «Царевна – лягушка»
  • Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй Родина моя»
  • НОД, Рисование «Моя семья»
  • НОД. Аппликация «Моя семья»
  • НОД. Рисование «Мой родной город»
  • НОД КМД «Строительство города»

Октябрь

НОД «Наша Родина –Россия

«История Московского Кремля»

НОД Беседа «Природа России»

НОД Беседа «Гагарин - моя малая Родина»;
«Коли вместе- то и душа на месте»- оформление фотовыставки.

Пословица не просто молвится .-беседа.

НОД Рисование сюжета из истории страны.

Рассматривание картины В.Васнецова «Три богатыря»

Беседа «Кто людям добра желает – тот сам его добывает»

НОД Рисование «Портреты членов семьи»;



ЛИТЕРАТУРА

  1. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников
  2. Е. В. Симонова «Моя первая книга о России».
  3. «Моя Родина – Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Книга первая: «С древних времен до наших дней». Книга вторая: «Большая и малая Родина». Книга третья: «Природа и климат». Книга четвертая: «Народы. Костюмы. Праздники». Книга пятая: «На службе Отечеству. Выдающиеся личности».
  4. Т. И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» /Патриотическое воспитание/.
  5. Л. А. Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества», /методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/.

6. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», /опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ

7. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» /методическое пособие/

  1. Н. С. Голицына «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью»
  2. В. В. Эдемская «Электросталь. Рассказы о городе».
  3. Степанов «Стихи о России».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «РАСТИМ ПАТРИОТА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦОР

Цель:·        познакомить детей  с  событиями   Великой  Отечественной войны. Объяснить, что значит термин «Великая Отечественная»;·...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группе

Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Сила Российского государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творч...

Викторина «Мы будущие патриоты Родины» старшая группа

Викторина «Мы будущие патриоты Родины»  Викторина нацелена обобщить,систематизировать и закрепить  знания детей о России и родном крае....

План работы по программе "Растим патриотов в старшей группе"

Данный план предназначен для работы с детьми по программе "Растим патриотов в старшей группе".  Который содержит материал по воспитанию у детей старшего возраста патриотических чувств. ...

Информация к педагогическому совету на тему: Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников в рамках реализации программы «Школа юных патриотов» в старшей группе компенсирующей направленности № 5.

   Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:- способствова...