Проект "Будущие патриоты России" для старшей группы
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Лучик»»
Тема проекта:
«Будущие патриоты России»
Авторы: воспитатели:
Кошманова С.М.
ПРОЕКТ «Будущие патриоты России»
ВИД ПРОЕКТА
познавательный, творческий, информационный, игровой, групповой.
УЧАСТНИКИ:
Дети подготовительной группы.
ИСПОЛНИТЕЛИ
Дети, воспитатель, родители
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Воспитать любовь к большой многонациональной Родине, создание условий для зарождения гражданственности и патриотических чувств по отношению к своей малой Родине, формирование и систематизация представлений о Родине, её истории, национально-культурных традициях, о символах России,
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1. Вызвать у детей чувство восхищения и восторга красотой своей Родины;
2. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;
3. Формирование первоначальных представлений о нравственных ценностях (семья, любовь, добро, совесть, верность, честь);
4. Познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
5. Формировать чувства любви к малой Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
6. Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности;
7. Развивать интерес к русским традициям и промыслам, воспитывать трудолюбие, уважение к труду и бережное отношение к результатам труда;
8. Развивать познавательный интерес, психические процессы, мелкую моторику, коммуникативные навыки, делая акцент на гендерную принадлежность;
9. Способствовать развитию самостоятельности в достижении результата.
СРОКИ ПРОЕКТА
среднесрочный, рассчитан на пол года
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
сформировать у детей представления о Родине, о родной стране, её истории и традициях; развить познавательные способности, интерес к исследовательской деятельности, обогатить словарь детей, творческую активность детей и родителей; воспитать любознательность, патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым; участвовать детям в выставках, конкурсах, спортивных и музыкальных мероприятиях, других видах деятельности;
улучшить работу по взаимодействию с родителями, активизировать родителей как участников педагогического процесса в группе детского сада.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I этап – подготовительный.
- Постановка и выявление проблемы;
- Набор диагностического материала и выявление уровня сформированности нравственно-патриотических чувств у детей;
- Изучение методической и специальной литературы по данной теме;
- Оформление уголков по патриотическому воспитанию;
- Анкетирование родителей;
- Диагностическое обследование детей.
II этап – основной
- Апробация методов и приемов по решению поставленных задач;
- Разработка и проведение НОД с учетом выделенной проблемы;
- Составление планов, конспектов, наглядных пособий, презентаций;
- Сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры;
- Встречи с интересными людьми;
- Составление альбомов: «Герб моей семьи», «Семья – ключик к счастью», «Генеалогическое древо семьи»;
- Чтение художественной литературы;
- Прослушивание музыкальных произведений;
- Конструирование и продуктивная деятельность;
- Экскурсии в библиотеку «Очаг»;
- Сбор собственного материала по выбранной теме;
- Оформление выставок.
III этап – итоговый
- Презентация проекта;
- Выставки творческих работ детей и родителей.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
- Подбор наглядного материала (презентации);
- Подбор художественной литературы;
- Подбор произведений и наглядного материала русского народного творчества;
- Изготовление дидактических, настольных и сюжетно-ролевых игр;
- Выставки книг, рисунков, поделок;
- Создание условий для проведения открытых мероприятий ;
- Методические разработки (перспективный план);
- Интерес детей и вовлечение родителей;
- Создание предметно-развивающей среды.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувства Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в создании своего собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно.
Особое место в образовательном процессе занимает культура – носитель ценностей народа, отображающая его традиции, нравы, образ жизни многих поколений.
Народная культура является живой связующей нитью между поколениями, объединяет прошлое, настоящее и будущее. Её отстранённость от воспитания приводит к распаду социума и личности.
Воспитание патриотизма является неотъемлемой частью системы образования.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.
Огромную роль в становлении личности ребенка играет любовь к близким людям, к родному городу и родной стране.
В ходе реализации проекта у детей формируются патриотические чувства, связывающие разные поколения, представления о нравственных ценностях (честь, семья, добро, совесть, верность); чувства любви к Родине; ; знания о родном городе Гагарине (история, символика, достопримечательности).
Приложение.
Перспективный план
Пояснительная записка
Нравственно - патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Нравственно-патриотическое развитие дошкольников формирует чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре.
Результатом освоения данной программы является обеспечение социально – воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно – нравственными ценностями, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважения к труду;
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:
- Семья
- Детский сад
- Родная улица
- Родной город
- Страна, ее столица, символика
- Права и обязанности
Программа рассчитана на полгода и предназначена для работы с детьми в подготовительной группе детского сада.
Базой нравственно - патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека.
Ожидаемые результаты
Детей подготовительной к школе группы должны знать к концу года:
- из раздела родная семья: умение называть членов семьи, знать домашний адрес, умение составлять рассказ о семье и о семейных традициях;
- из раздела родная природа: название растений, животных и птиц разных климатических зон России, умение объяснить назначение заповедников, Красной книги РФ;
- из раздела родной город: знание названия родного города, символы города их значение, знание народов населяющих родной город, знание животных, птиц и растений родного края;
- из раздела родная страна: название, страны и столицы, знание русских былинных богатырей, знание образцов русских народных промыслов, , название крупных городов и рек России, знание народов населяющих РФ (в пределах пяти), знание символического значения государственных символов России, знание о столице России, достопримечательностей Москвы, знание прав и обязанностей гражданина РФ.
Реализация проекта через различные виды деятельности.
Познавательное развитие
Непосредственная образовательная деятельность, беседы с показом слайдовых презентаций или иллюстраций:
«Наша страна Россия»;
«Москва-столица нашей Родины»;
«Народы России» ;
«День народного Единства»;
«Природа России»;
«Государственные символы России: герб, флаг, гимн»;
«Гагарин - моя малая Родина»;
«Гордимся нашими соотечественниками»
«Растительный и животный мир средней полосы России»;
«Белая береза – символ России».
Дидактические игры:
«Найди флаг России»,
«Узнай наш герб",
«Найди среди гербов разных стран, герб России»,
«Чей костюм»,
«Мир профессий»,
« С какого дерева листок»,
«Когда это бывает».
Речевое развитие
Обучение рассказыванию
«Главный город нашей страны»;
«Города России»;
«Какие народы живут в России»;
«Богатства России»;
«Богатыри земли русской»
«Русские народные промыслы»;
«Моя малая Родина»;
«История народной игрушки»
Чтение рассказов, сказок, стихов:
«Что я видел» Б.Житков;
«Родина" Александрова;
«История России в рассказах для детей» (отдельные главы) А. Ишимова;
«Ёлка» В. Сутеев;
«Две березы» Т.А.Шорыгина;
«Прогулка» С. Михалков;
«Конек горбунек» Ершлов;
«Как аукнется, так и откликнется» р.н.с.;
«Заяц- хваста» р.н.с.;
«Царевна – лягушка» р.н.с.;
«Лисичка сестричка и серый волк» р.н.с.;
«Снегурушка и лиса» р.н.с.;
«Сивка – бурка» р.н.с.;
«Хаврошечка» р.н.с.;
«Колосок» р.н.с.
«Сказки смоленского края Н.Добровольский»
Заучивание стихов:
«Лучше нет родного края»П. Воронько;
«Родная земля» Г.Ладоньщиков;
«Родина» В.Семерин;
«Родная земля» П.Синявский
Заучивание пословиц, поговорок, небылиц.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование:
«Флаг России»;
«Белоствольная береза»;
«Городецкая роспись»;
«Дымково. Нарядная барышня»;
«Русский национальный костюм»;
«Наша нарядная елка».
«Ветка рябины»;
«Моя семья»;
«Гжель»;
« Национальные костюм народов России»;
«Хохлома»;
«Мой дом»;
Лепка:
Пластилинография «Герб Российской Федерации»
«Дары русского леса. Корзина с грибами ягодами»;
«Сказочный образ Снегурочки»;
«Животные России»;
«Птицы»
Аппликация и художественный труд.
Открытки для самых близких к праздникам.
Кукла «Кувадка»
«Чудесные превращения шишки»;
Слушание песен и музыки:
«Во поле береза стояла»,
«Осенняя песня»,
«Урожайная»,
«Елочка красавица»,
"Зимушка прощальная".
«Гимн России»,
«Русская народная музыка».
Физическое развитие.
Русские народные подвижные игры:
«Гуси – лебеди»,
«Краски»,
«Пятнашки»,
«У медведя во бору»,
«Палочка выручалочка»,
«День – ночь», и др.
Социально коммуникативное развитие.
Экскурсия в краеведческий музей.
Сюжетно -ролевые игры:
«Семья»;
«Путешествие по стране на автобусе»;
«Улицы города»;
«Профессии» и др.
Инсценировка русских народных сказок:
«Колобок»,
«Три медведя»,
«Гуси – лебеди»,
«Теремок» и т.д.
Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей «Проектная деятельность в детском саду».
Приобщение родителей к участию в проводимых конкурсах.
Консультация «Роль родителей в формировании патриотических чувств».
Консультация «Какие русские народные сказки читать детям?».
Помощь родителям в подборе мультфильмов и настольных игр о России.
Совместное с детьми чтение книг о России.
Перспективное планирование работы с детьми по проекту в подготовительной группе
Сентябрь
НОД «Моя семья»
- НОД. Развитие речи «Традиции моей семьи»
- Пословицы и поговорки о семье»
- НОД . Рисование «Белоствольная береза».
- НОД. Лепка «Дары русского леса. Корзина с грибами ягодами»;
- Рассказывание русской народной сказки «Царевна – лягушка»
- Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй Родина моя»
- НОД, Рисование «Моя семья»
- НОД. Аппликация «Моя семья»
- НОД. Рисование «Мой родной город»
- НОД КМД «Строительство города»
Октябрь
НОД «Наша Родина –Россия
«История Московского Кремля»
НОД Беседа «Природа России»
НОД Беседа «Гагарин - моя малая Родина»;
«Коли вместе- то и душа на месте»- оформление фотовыставки.
Пословица не просто молвится .-беседа.
НОД Рисование сюжета из истории страны.
Рассматривание картины В.Васнецова «Три богатыря»
Беседа «Кто людям добра желает – тот сам его добывает»
НОД Рисование «Портреты членов семьи»;
ЛИТЕРАТУРА
- Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников
- Е. В. Симонова «Моя первая книга о России».
- «Моя Родина – Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Книга первая: «С древних времен до наших дней». Книга вторая: «Большая и малая Родина». Книга третья: «Природа и климат». Книга четвертая: «Народы. Костюмы. Праздники». Книга пятая: «На службе Отечеству. Выдающиеся личности».
- Т. И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» /Патриотическое воспитание/.
- Л. А. Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества», /методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/.
6. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», /опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ
7. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» /методическое пособие/
- Н. С. Голицына «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью»
- В. В. Эдемская «Электросталь. Рассказы о городе».
- Степанов «Стихи о России».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «РАСТИМ ПАТРИОТА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦОР
Цель:· познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны. Объяснить, что значит термин «Великая Отечественная»;·...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группе
Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Сила Российского государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творч...
Информационно-познавательный проект с элементами творчества "Воспитываем патриотов" в старшей группе
Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе детсада...
Викторина «Мы будущие патриоты Родины» старшая группа
Викторина «Мы будущие патриоты Родины» Викторина нацелена обобщить,систематизировать и закрепить знания детей о России и родном крае....
План работы по программе "Растим патриотов в старшей группе"
Данный план предназначен для работы с детьми по программе "Растим патриотов в старшей группе". Который содержит материал по воспитанию у детей старшего возраста патриотических чувств. ...
Информация к педагогическому совету на тему: Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников в рамках реализации программы «Школа юных патриотов» в старшей группе компенсирующей направленности № 5.
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:- способствова...