Информационно-познавательный проект с элементами творчества "Воспитываем патриотов" в старшей группе
проект (старшая группа)
Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе детсада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt.docx | 239.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-познавательный проект с элементами творчества:
«Воспитываем патриотов»
Автор - составитель: Стеблянова Е.В., воспитатель.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители группы.
Сроки проекта: сентябрь 2019 – май 2020г, долгосрочный, познавательный проект с элементами творчества для детей 5 лет
Необходимые условия для реализации проекта:
- заинтересованность родителей и детей;
- методические разработки.
Постановка проблемы: в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, которой подвергается наше общество сегодня, - не в сложной экономической ситуации, а в подмене ценностей, понятий, попытки отдельных государств и личностей переписать историю. Особенно велико влияние на детей и подростков. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, справедливости, героизме, патриотизме.
В связи с этим возрастает значимость работы с подрастающим поколением по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении – уважительном и бережном отношении к героическому прошлому родной страны.
Объект исследования: процесс воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта: воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие ФГОС дошкольного образования, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования: обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
формирование мира и межличностных отношений.
Гипотеза: патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
Цель проекта: воспитание нравственно — патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с семейными ценностями, малой и большой Родиной. Формирование позитивных установок в воспитании гражданственности, патриотизма, развитие социально-эмоционального интеллекта в изучении фактов истории родного края.
Задачи проекта:
- создать условия для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования (образовательная область - познавательное развитие направлено на формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках);
- сформировать позитивную установку в воспитании патриотизма;
- помочь детям осознать себя членом семьи;
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, родному городу;
- ознакомить детей с символами родного города, государства;
- формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории;
- воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину;
- воспитывать желание быть полезным своему городу;
- сформировать желание у детей и родителей принимать участие в мероприятиях патриотического воспитания.
Форма проведения итогового мероприятия:
- оформление патриотического уголка в группе «Моя Родина – Россия»;
- спортивный праздник «С днем защитника Отечества» (совместно с родителями);
- экскурсия к мемориальному комплексу воинской славы с возложением цветов ( совместно с родителями).
Ожидаемые результаты по проекту:
- детей будут сформированы представления о малой родине, отечественных традициях, народных праздниках;
- бережное отношение к природе своего края;
- освоение доступных знаний детей в символах родного города, государства;
- ощущение любви к своему родному краю и государству;
- осознанное желание быть полезным своей Родине;
- обогащение предметно – развивающая среда ДОУ по нравственно – патриотическому развитию детей;
- возникнет ценностное отношение к семье и традициям своей семьи;
- дошкольники приобретут опыт использования полученных представлений об отечественных традициях и праздниках в различных видах деятельности;
- произойдет развитие предпосылок смыслового восприятия и понимания произведений народного искусства;
- у родителей - повысится осознание важности осведомленности в направлении по формированию представлений об отечественных традициях и праздниках, появится заинтересованность участием в воспитательном образовательном процессе ДОО;
- у педагогов - поднимется уровень компетентности и профессионального мастерства; систематизируются знания и умения; приобретутся практические навыки, произойдет овладение новыми формами и методами работы с дошкольниками по формированию представлений об отечественных традициях и праздниках.
Этапы реализации проекта:
| ||
Период | Мероприятия этапа | Программные задачи: |
| ||
Сентябрь 1-3 неделя
| 1.сбор и анализ литературы по данной теме; | |
2.разработка плана реализации проекта; | ||
3.подборка иллюстративного материала; | ||
5.подборка загадок, стихов, пословиц, поговорок по данной теме; | ||
6. Подготовить материал для художественно – творческой деятельности; | ||
7. .Подборка консультаций для родителей; |
2 этап Основной | ||||||
Тема блока, месяц, год | Тема недели | Цель недели | Итоги блока | |||
Сентябрь – октябрь 2019г «Мой дом, мой город» | 4 неделя «Моя семья и мое семейное древо»
| Познакомить с семейным древом; формировать представление о семье; развивать интерес к истории своего рода, желание поделиться этими знаниями с товарищами; воспитывать чувство долга и любви к близким людям. | Конструирование из различного материала (кубики, лего, пластмассовый) «Строим город» | |||
5 неделя «Я – ребенок, имею право»
| Продолжать знакомить детей с нравственными нормами и правилами, учить соотносить права и обязанности; ознакомить с собственными правами, рассказать о «Конвенции о правах ребенка». | |||||
1 неделя Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников ----- | расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда. воспитывать уважение к сотрудникам детского сада. | |||||
2 неделя «Моя родная улица»
| формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса. | |||||
3 неделя «Мой город»
| расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить детей с историей возникновения города, воспитывать патриотические чувства к своей малой родине. | |||||
4 неделя «Край родной – земля Кубанская»
| познакомить детей с народами, проживающими на Кубани; развивать познавательный интерес к истории своего народа; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой край. | |||||
Работа с родителями: Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» | ||||||
Ноябрь 2019 г «Наша Родина – Россия» | 1 неделя «Страна, в которой мы живем» ----- | продолжать знакомить детей с понятием «родина», формирование патриотических чувств; формирование простейших географических представлений о стране; уточнение понятий «богатая», «большая», «родная» страна. | Оформление уголка патриотического воспитания в группе «Моя Родина – Россия» | |||
2 неделя «Государственные символы России: герб, гимн, флаг» ------ | познакомить с Государственным флагом и гербом России, назначении, символике цветов и их взаиморасположения | |||||
3 неделя «Наша добрая матрешка» ------ | познакомить детей с историей возникновения матрёшки, с самыми известными в России, с колоритом росписи. Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. | |||||
4 неделя «Москва – столица нашей Родины» --------- | формирование у детей первичных представлений о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения. | |||||
Работа с родителями: Помощь в оформлении патриотического уголка в группе «Моя Родина – Россия» | ||||||
Декабрь 2019 г «Красна изба углами. Предметы и вещи наших предков» | 1 неделя «Всяк дом хозяином славится»
| познакомить детей с русской избой, расположением предметов обихода, с трудом хозяев дома, распределением не которых обязанностей между членами семьи. | НОД «Предметы и вещи наших предметов» (Познавательное развитие) | |||
2 неделя «Предметы и вещи наших предков» ----------- | познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской; приобщать детей к истокам русской народной культуры; воспитывать чувство гордости за прошлое своей страны. | |||||
3 неделя «Россия – щедрая душа» ( знакомство с блюдами русской кухни) ---------------- | познакомить с блюдами русской национальной кухни; рассказать о традициях и обычаях наших предков; воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, древнюю русскую культуру. | |||||
4 неделя «Русский народный костюм» ----------- | познакомить с русским народным костюмом ( мужским, женским);ввести в активный словарь детей слова «кушак», «кокошник»,»лапти», «косоворотка»; воспитывать интерес к старинным вещам, желание сохранять их на долгие годы. | |||||
5 неделя Русские народные инструменты -----------------
| познакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами; учить классифицировать музыкальные инструменты. | |||||
Работа с родителями :Консультация «Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа» | ||||||
Январь 2020 г «Народные обычаи Руси» | 1 неделя «Как встречали праздники на Руси (Новый год, Рождество, Крещение) 08.01.20 | приобщать детей к русским традициям, формировать интерес к народной культуре через знакомство с русскими народными праздниками. | Картотека русских народных игр и хороводов | |||
2 неделя «Как встречали праздники на Руси ( Масленица, Пасха) 13.01.20 | приобщать детей к русским традициям, формировать интерес к народной культуре через знакомство с русскими народными праздниками. | |||||
3 неделя «Как встречали праздники на Руси (Иван-Купала, Покрова) 20.01.20 | приобщать детей к русским традициям, формировать интерес к народной культуре через знакомство с русскими народными праздниками. | |||||
4 неделя Русские народные игры и хороводы 27.01.20 | продолжать знакомить детей с культурой и традициями русского народа, устным народным творчеством и прикладным народным творчеством; создавать определённый настрой, интерес к народному творчеству, формировать чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными праздниками и традициями. | |||||
Работа с родителями : Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций» | ||||||
Февраль 2020 г «Защитники Отечества» | 1 неделя «Богатыри земли русской» 03.02.20 | обогатить знания детей о истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как они защищали Родину. Воспитывать уважение и гордость за свой народ. | Спортивный праздник «С днем защитника Отечества» (участие с родителями папами) | |||
2 неделя «Сыны Отечества» 10.02.20 | закрепить знания о Российской Армии- надежной защите нашей Родины. Воспитывать любовь и уважения к воинам Российской армии, желание в будущем стать защитником Отечества. | |||||
3 неделя «Наша армия сильна» (военная техника) 17.02.20 | углублять знания детей о российской армии, формировать представления о видах войск; воспитывать уважение к защитникам Отечества | |||||
4 неделя «Воинские традиции» 24.02 | ознакомление детей с военными традициями в мирное время: дать понятие о чести, воинском долге; воспитывать уважение к традициям к традициям в армии, военнослужащим, защитникам Отечества | |||||
Работа с родителями: Спортивный праздник «С днем защитника Отечества» | ||||||
Март 2020 г «Моя мама. Путешествие в город мастеров ( народные промыслы) | 1 неделя «Мамы всякие важны, мамы всякие важны» 02.03.20 | сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни ребенка. Воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме. | Изготовление подарков к празднику мам – 8 марта | |||
2 неделя «Город мастеров: «сине-голубое чудо гжели» и «золотая хохлома» 09.03.20 | дать понятие «декоративно – прикладное искусство», продолжать знакомить с народным промыслом гжели и хохломы; обучать видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий, | Выставка изобразительного детского творчества «Город мастеров» | ||||
3 неделя «Город мастеров: «дымковское многоцветье и «жостовский букет» 16.03.20 | дать понятие «декоративно – прикладное искусство», продолжать знакомить с народным промыслом дымковской и жостовской росписи; обучать видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. | |||||
4 неделя «Город мастеров: богородская, филимоновская, карпогольская игрушки» 23.03.20 | дать понятие «декоративно – прикладное искусство», продолжать знакомить с народным промыслом - богородской, филимоновской, карпогольской игрушки»; обучать видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. | |||||
5 неделя «Город мастеров: «городецкие мотивы и «Полохов-Майдановская игрушка» 30.03.20 | дать понятие «декоративно – прикладное искусство», продолжать знакомить с народным промыслом городецкой и полохов – майдановской росписи; обучать видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. | |||||
Работа с родителями: папка – передвижка «Народные промыслы России» | ||||||
Апрель 2020 г « Космос изучаем – космонавтом стать желаем». «Мир природы родного края» | 1 неделя «Этот загадочный космос. Путешествие в космос» 06.04.20 | вызвать интерес к космическому пространству; уточнить и расширить знания детей об основных планетах Солнечной системы, звёздах, созвездиях; | Совместная выставка работ детей и родителей «Этот загадочный космос» | |||
2 неделя «Презентация «Покорители космоса» 13.04.20 | познакомить детей с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики; воспитывать чувство патриотизма и гражданственности; | |||||
3 неделя Разнообразный растительный мир Краснодарского края 20.04.20 | закрепить знания детей о культурах, выращиваемых у нас в крае. Учить отгадывать предлагаемые загадки; Расширить знания детей о разнообразии лекарственных растений Кубани. | Альбом «Животный и растительный мир Кубани» | ||||
4 неделя «Животный мир Кубани» 27.04.20 | поддерживать и развивать интерес к животному миру, расширять представления о разнообразном животном мире и месте их проживания. | |||||
Работа с родителями: Совместная выставка работ детей и родителей «Этот загадочный космос» | ||||||
Май 2020 г « Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» | 1 неделя «Мы не забудем той войны» 04.05.20 | продолжать формировать представление о Великой Отечественной войне, ветеранах войны, дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне | «Целевая прогулка: Экскурсия к мемориальному комплексу воинской славы с возложением цветов) | |||
2 неделя «О городах – героях» 04.05.20 |
| |||||
3 неделя «Ордена и медали» 18.05.20 | познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали во время Великой Отечественной войны, воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к родине. | |||||
4 неделя «Целевая прогулка: Экскурсия к мемориальному комплексу воинской славы с возложением цветов) 25.05.20 | продолжать ознакомление детей с историческим прошлым России, в том числе и родного края, возведенными в честь какого-либо героя войны или важного события ВОВ. Воспитывать уважение к прошлому, чувство гордости за воинов-защитников, победивших в Великой Отечественной войне, за великий подвиг нашего народа. | |||||
Работа с родителями: Экскурсия к мемориальному комплексу воинской славы с возложением цветов) | ||||||
Работа с педагогами | ||||||
№ п/п | Срок исполнения | Тема мероприятия | цель | |||
1. | ноябрь | Формы и условия работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма | ||||
2. | январь | Консультация «Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа» | ||||
3. | Апрель - май | Консультация «Уголок патриотического воспитания в группе» | ||||
4. | Май | Распространение опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в детском саду в условиях ФГОС» |
Литература:
1. Бойчук И.А Ознакомлению детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Перспективное планирование, конспекты бесед.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.- 432с
2. Вострухина Т.Н, Кондрыкинская Л.А Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет.-М.:ТЦ Сфера, 2011.- 192
3. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ/Под ред. Л. А. Кондрыкинской.- М.: ТЦ Сфера,2011.-160с
4.Зацепина М.Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
5.Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников . ( Старшая группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.- 112с
6.Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
7.О. Л. Князева, М.Д. Маханева, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры
8.Козлова С.А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
9.«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» - М.Д. Маханёва – М.,2004
10.Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2016, стр128
Информационно-познавательный
проект
с элементами творчества:
«Воспитываем патриотов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-познавательный краткосрочный проект «Мы и космос»
Актуальность проекта: Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звез...
Информационно – познавательный, краткосрочный проект «День Защитника Отечества» для детей старшего дошкольного возраста.
Знакомство с историей Российской Армии и её ролью в современном обществе, воспитание чувства гордости и уважения к нашим героическим предкам и сегодняшним защитникам Отечества.Знакомство с...
Информационно — познавательно - творческий проект «Осеннее настроение»
У детей данного возраста (3 – 4 лет) слишком маленький жизненный опыт и знания о природе, представления об объектах ближайшего окружения, природных явлениях. Воспитанники второй младшей группы не знак...
Информационно-познавательный, творческий проект «Наша Армия» для детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность: В настоящее время у детей дошкольного возраста недостаточный уровень знаний о Российской армии. Дети не знают историю праздника – 23 февраля, в связи с этим был запланир...
Информационно-познавательно педагогический проект «Зимующие птицы»
Проект предназначен для детей 2- ой младшей группы...
Информационная познавательная деятельность. Проект: "Я и моя семья" (для детей 3-4лет)
Воспитатели: Степанова Ю. М., Ларионова Н.Е.Задачи проекта:- Формировать образ «Я»-Развивать представление о своем внешнем облике. Развивать гендерные представления.-Формировать умение на...
Информационно-познавательный, творческий проект «Наша Армия» для детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность: В настоящее время у детей дошкольного возраста недостаточный уровень знаний о Российской армии. Дети не знают историю праздника – 23 февраля, в связи с этим был запланир...