Педагогический проект Эйдетика
проект (старшая группа)

Инна Ивановна Яресько

Педагогический проект Эйдетика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_eydetika.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»

Педагогический проект на тему

«Развитие образной памяти у детей дошкольного возраста, средствами эйдетики»

 Воспитатель:

Яресько И.И.

Надым 2024

СОДЕРЖАНИЕ

1.        Пояснительная записка

2.        Характерные особенности развития детей дошкольного возраста 4-5 лет

3.        Цели и задачи проекта

4.       Этапы реализации проекта

4.        Принципы

5.        Методологические основы

6.        Планируемые результаты

7.        Вариативные формы, способы, методы и средства реализации

8.        Планирование образовательной деятельности

9.        Список литературы

10.     Приложение

Паспорт проекта

1. Полное название проекта

«Развитие образной памяти у детей дошкольного возраста, средствами эйдетики»

2. Руководитель проекта

Воспитатель: Яресько Инна Ивановна

3.  Тип проекта

Инновационный, долгосрочный

4. Срок реализации

Октябрь-май

5.  Участники проекта

Воспитанники группы, педагоги, родители

6.Цель проекта:

Развитие образной памяти детей дошкольного возраста, средствами эйдетики в условиях ДОУ

7. Задачи проекта

1.        Научить детей применять эффективные способы для качественного запоминания информации, выделять нужную для запоминания информацию из общего потока;

2.        Создать условия для повышения компетентности педагогов по вопросу эффективного развития памяти средствами эйдетики;

3.        Заинтересовать родителей в использовании приемов эйдетики для развития памяти детей в домашних условиях.

4.        Сделать обучение детей интересным и содержательным, наполнить его яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творческой находчивости

7.Предполагаемый результат

Сформировать речевую компетентность детей; побуждает дошкольников к непринужденному и более легкому познанию окружающей действительности; стимулирует его коммуникативную активность, способствует развитию образной памяти и мышления, способствует повышению самооценки ребенка и мотивации к обучению.

8. Продукт

Картотека игр и упражнений по методу Эйдетики

 Пояснительная записка

  Эйдетика – это методика «умного» запоминания информации с помощью образов, которая разработана специально для развития памяти и образного мышления. Эйдетизм — это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Если представить принцип эйдетики в виде формулы, то получится следующая формула: фантазия + положительные эмоции = запоминание информации.

  Научный эйдетизм обычному обывателю известен как фотографическая память. Учёные считают, что она у детей заложена природой и развита хорошо сама по себе. Дети отлично запоминают через образы и в большинстве случаев представляют предмет, который уже «ушёл» из поля их зрения. Это и лежит в основе упражнений эйдетики, позволяющих применять образную память для запоминания сухой информации.

  Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным.

Актуальность

Ежедневно на наших детей с максимальной силой воздействует колоссальное количество данных от всех систем анализаторов. Анализ литературы и практический опыт работы показал, что данная проблема достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиска более эффективных путей развития образного мышления, памяти у детей дошкольного возраста. Метод эйдетики поможет ребёнку не потеряться в этом потоке, но использовать по максимуму возможности современного информационного мира.  Она представлена через умное управление памятью через яркие, эмоциональные образы увлекает детей, оно естественно стимулирует развитие у них правого полушария головного мозга, которое отвечает за творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы детей.

Новизна

Инновация метода заключается в разработке и осуществлении, поиске и совершенствовании инновационных подходов к решению задач по формированию у детей дошкольного возраста системы навыков образного запоминания, средствами эйдетики, творческого и нестандартного мышления, воображения, расширение кругозора в условиях детского сада. Работа по этой методике способствует выполнению главной задачи пред-школьного образования – выравниванию стартовых возможностей детей, благодаря формированию у них универсальных начальных умений, предшествующих учебным действиям. В наше время программы дошкольного образования направлены на всесторонне развитие личности ребенка, которое может комплексно представить эйдетика.

Характерные особенности развития детей дошкольного возраста

Возрастные особенности развития эйдетической памяти у детей дошкольного возраста

Дети 4-5 лет. Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать, память носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д. Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Существенно возрастающий объем памяти, позволяет дошкольнику запоминать и хранить в своей памяти большое количество разнообразной информации. Нельзя не затронуть и такие особенности памяти 4–5 летних детей как эмоциональность и образность. Ребенок не просто механически воспроизводит информацию, а использует образы, читает с выражением, способен припомнить и рассказать о произошедшем событии ярко. Процесс формирования и развития памяти на этом не останавливаются. Однако его последующее развитие полностью зависит от своевременности формирования произвольности, а значит и объема памяти ребенка. Все дальнейшие достижения детей дошкольного возраста зависят от развития его памяти в целом.

Сначала у ребенка этого возраста развиваются навыки произвольного припоминания. То есть ребенок может целенаправленно припомнить картину произошедшего без точных деталей и временных ограничений. Далее развивается способность преднамеренного запоминания, и эта возможность у ребенка усиливается при ясности и эмоциональной мотивации действия, например, запоминание необходимого набора игрушек для игры или «поделка – подарок маме». Важно при заучивании какого-либо материала чтобы ребенок понимал смысл данного материала. Таким образом, можно сказать. Что к 5 годам объем памяти ребенка постепенно возрастает и это дает возможность более четкого воспроизведения выученного материала. Дети способны запомнить поручения взрослых, принять задачу на запоминание.

Цели и задачи

Цель: развитие образной памяти детей дошкольного возраста, средствами эйдетики в условиях ДОУ

Задачи:

1.        Научить детей применять эффективные способы для качественного запоминания информации, выделять нужную для запоминания информацию из общего потока;

2.        Создать условия для повышения компетентности педагогов по вопросу эффективного развития памяти средствами эйдетики;

3.        Заинтересовать родителей в использовании приемов эйдетики для развития памяти детей в домашних условиях.

4.        Сделать обучение детей интересным и содержательным, наполнить его яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творческой находчивости.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:

- изучение методической литературы по данному вопросу;

- определение целей и задач проекта;

- разработка концепции и анализ результатов;

- разработка практического материала

II этап- диагностический:

- определить показатели и критерии оценки уровней развития образно-ассоциативного мышления, памяти у воспитанников старшего дошкольного возраста способом систематизации и классификации методического материала.

- проанализировать полученные результаты по развитию образно-ассоциативного мышления, памяти у воспитанников старшего дошкольного возраста.

- обобщить полученные результаты и сделать выводы

Для исследования уровня развития памяти были использованы методики:

1.  Методика «10 слов» (Методика А. Р. Лурия). Данная методика предназначена для исследования слуховой памяти. ((Для детей 5 лет было использовано меньший объем словарного материала - 5-8 слов).

2. Методика «10 картинок» (Методика А. Р. Лурия). Данная методика предназначена для исследования зрительной памяти. (Для детей 5 лет было использовано 5-7 картинок)

3. Методика «Опосредованное запоминание» (по Леонтьеву А.Н.). Данная методика предназначена для исследования возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно.

III этап –основной:

- подобрать и систематизировать практический материал основных методов эйдетики

- разработать и реализовать комплекс развивающих игр, основанный на методах эйдетики

- консультирование   родителей (законных представителей), в вопросах развитию образного мышления, памяти дошкольника

- проанализировать результаты работы по развитию образного мышления, памяти методом эйдетики

Принципы

Работа по развитию образной памяти строится по общепринятым принципам:

Принцип научности. Предполагает, чтобы содержание обучения основывалось на научных фактах. Именно на основе комбинации общепринятых фактов, создается «продукт» эйдетической памяти.  

Принцип доступности Работа строится в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями (стереотипы, способности)

Принцип целенаправленности Подготовка и проведение каждого мероприятия осуществляется на основе системного подхода к решению задач обучения и воспитания.

Принцип систематичности и последовательности Работа заключается в отработке умений, навыков и знаний представлена в системе занятий и игр с постепенным усложнением и закреплением пройденного материала.

Принцип наглядности. Важнейший принцип для формирования ассоциативного багажа. Предметные ассоциации, друдлы, опорный конспект и др. – одни из множества самых наглядных методов эйдетики.

Принцип связи обучения с жизнью Приемы эйдетики постоянно используются при заучивании информации, новых знакомствах. На занятиях используются факты из окружающей жизни, знакомые детям.

Принцип сознательности и активности Обучение строится на полной активности и понимании со стороны ребенка, поскольку только при этом запоминание будет успешным.

Принцип воспитания и развития Ассоциации в эйдетике должны всегда быть позитивными и гуманными. На занятиях активно используется взаимопомощь.

Методологические основы

Золотые правила эйдетики

Правило №1. Представляйте ваши ассоциации визуально. Когда ассоциация уже готова, ее нужно представить, нарисовать зрительную картинку, \"оживить\" сюжет, который придумали. Этот простой метод поможет вам закрепить в памяти рожденную связь. Постарайтесь представить свой сюжет как кадр из фильма или мультфильма. Сначала для этого вам, возможно, потребуется закрывать на некоторое время глаза, но после небольшой тренировки вы научитесь видеть картинки с открытыми глазами.

Правило №2. Преувеличивайте ваши ассоциации. Информация сохранится прочнее, если вы будете представлять предметы неестественных размеров, например, огромными, гораздо большими, чем они есть на самом деле. Так, когда вам надо запомнить слово \"масло\", представьте себе огромную пачку масла, величиной с жилой дом; если же вы запоминаете слово \"свет\", то представьте ослепительно-яркий свет. А вот огромного слона в своем воображении можно приплюснуть, он станет необычным и смешным, и, следовательно, запомнится лучше.

 

Правило №3. Ваши ассоциации должны двигаться. Запоминание будет еще эффективнее, если, объединяя предметы, вы заставите их двигаться, то есть совершать какие-нибудь действия. Движение поможет вам ярче и живее представить сюжет. Создавая связи между предметами заставляйте их падать, гореть, разбиваться, летать, проваливаться, взрываться, подскакивать и т.п. Постарайтесь избегать в своих сюжетах глагола \"был\", используйте более яркие глаголы. И чем нагляднее действие, посредством которого осуществляется переход от одного слова к другому, тем лучше результат запоминания.

Планируемые результаты:

►Дети самостоятельно применяют эффективные способы для долговременного запоминания информации (приемы эйдетики)

►Умеют выделять нужную для запоминания информацию из общего потока

►Активно комбинируют образы из личного опыта для достижения поставленной цели

►Родители помогают детям упражнять образную память через игры, наблюдения и упражнения

►Педагоги используют элементы эйдетики и мнемотехник в образовательной деятельности

Способы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

Формы работы

Способы

Методы

Средства

Социально-коммуникативное развитие

Индивидуальная

Подгрупповая

Групповая

Совместная игра со сверстниками

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная

Чтение

Беседа

Наблюдение

Педагогическая ситуация

Рассматривание

Игра

Логические закономерности

Последовательные ассоциации

Связанные ассоциации

Цифро-буквенный код.

Рациональное повторение

Оживление.

Парные ассоциации, друдлы, сенсорные ассоциации и т.д.

Иллюстрации

Игровые пособия

Дидактический материал

Сенсорные тренажеры

Художественная литература

ТСО

Мультимедиа

Список литературы

  1. И. Матюгин «Тестирование памяти» методическое пособие для инструктора «Школы эйдетики» // Матюгин И.Ю. 2018 г. ISBN 5-87921-062-6
  2. И. Матюгин, И.Рыбникова “Методы развития памяти, образного мышления, воображения”,       “Эйдос”, М., 1996
  3. Матюгин И. Бонк И. «Как развивать память и внимание ребенка» // М.: «Эйдос», 2012
  4. И.Ю. Матюгин «Зрительная память» издательство «Эйдос» Москва 1993 ЛР 050013 от 18 июля 1991 г. Издание 2.е, без сомнений
  5. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / Тони Бьюзен ; пер. с англ. Ю. Константиновой. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 208 с

Приложение 1

План взаимодействия с родителями в рамках проекта: «Развитие образной памяти детей дошкольного возраста»

1. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса детей к конкретной форме запоминания (вид памяти)»

2.Консультация для родителей: «Как учить стихи с ребёнком?»

3.Оформление папки-передвижки для родителей: «Игры эйдетики»

4.Оформление папки-передвижки «Подборка игр для родителей на развитие творческого воображения детей»

5.Составление интеллектуального облака «Что дала эйдетика моему ребёнку?»

Этапы ОД деятельностной направленности

Деятельность обучающегося

1

Введение в игровую ситуацию:

Мотивация

Целеполагание

Педагог обращает внимание детей на появившегося грустного ёжика и рассказывает, что этот маленький ёжонок хочет скорее попасть в настоящий детский сад, но он слышал, что детки, которые его посещают, очень умные, много знают и запоминают. Он попробовал поступить в ежиный детский сад, но ему дали задания, и он очень растерялся.

Как помочь ёжику?

Подсказать как выполнить задания. Для этого нам понадобится (голова)

Сначала настроим наше внимание и выполним ежиную разминку.

Игра на внимание: «Колючки, лапки, носик» (с ускорением)

2

Актуализация знаний

Задания представлены тремя уровнями:

Задание на классификацию: дид игра «Помоги разместить запасы на зиму»

Каждому ребёнку предлагается карточка с определённым предметов из 5 групп:

Пища: грибочки, ягоды, варенье, соленье, сухарики, картошка, лук,

Одежда: шапка, шарфик, рубашка, варежки, куртка, штаны, носки

Игрушки: мячик, лыжи, плюшевый медведь, скакалка, кукла,

Средства гигиены: зубная щётка, мыло, полотенце, расчёска

Мебель: стул, кровать, лампа, табурет, скамейка, диван, шкаф

3

Затруднение в ситуации

Теперь воспитатель Лисичка предложила Ёжику назвать на память список запасов, которые пригодятся ему из предложенных.

Дети пробуют на память воспроизвести список. Сталкиваются с трудностями.

Как помочь ему запомнить?

4

«Открытие» нового знания

Педагог предлагает детям открыть один секрет. Дети просят рассказать.

Педагог с помощью картинок показывает, как запоминается список с помощью приема оживления и ассоциативных цепочек, дети по очереди произносят список запомнившихся слов сначала по картинкам потом без опоры на наглядность.

Педагог подводит итог, что запомнить список каких-то слов не связанных между собой легко, если использовать, которые дружат вместе из-за рассказа, или использовать память анализаторов (вкуса, ощущений, звука и т.д.)

5

Включение нового знания в систему знаний

Дети практически пробуют прием запоминания.

Педагог рассказывает дальше:

- Ёжик пришел домой и мама порадовалась его успеху. Она спросила его, как он смог справится. И ёжик сказал, благодаря какому волшебству. Как же называется этот секрет? (оживление)

Дид игра: «Мама пошла в магазин»

Дети по очереди выполняют роль ведущего и называют список покупок, которые необходимо сделать маме ежихе на зимний период.

Задача остальных ребят, запомнить список, используя знакомые приемы. Проводится проверка.

Ёжик благодарит ребят за науку, которой они его обучили и прощается с ними.

Теперь ёжик сможет сам ходить в детский сад к умным ежатам.

6

Осмысление (рефлексия)

Педагог задает детям вопросы:

- Как вам удалось запомнить ? Откройте секрет, как вам это удалось?

- Что было трудным?

Посмотрите ребята, перед вами есть табличка, в которой вам нужно отметить, как сегодня поработали. Закрасьте в окошке под зеркалом фломастером звёздочки (если отлично то все, если в другой раз справитесь лучше то две, а если напрасно потратили время то одну


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Педагогический проект "Эйдетика для детей"

Данный проект направлен на развитие образно-ассоциативного мышления, памяти у старших дошкольников методом эйдетики.Одна из характерных отличительных особенностей настоящего времени – это востре...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

«Использование психолого-педагогической технологии «Эйдетика» в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Материалы мастер-класса могут использоваться в практике воспитательно-образовательной  деятельности в дошкольных образовательных учреждениях при работе с детьми 5-7 лет....

Районный конкурс «Ярмарка педагогических идей и проектов 2020» среди педагогов дошкольных образовательных учреждений в номинации «Педагогический проект»

Районный конкурс «Ярмарка педагогических идей и проектов 2020» среди педагогов дошкольных образовательных учреждений в номинации «Педагогический проект»  1 место (дип...

Проект «Эйдетика как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста».

В проекте представлено эффективное  применение методики эйдетики для развития логического мышления старших дошкольников....