«Синектика как метод развития творческого мышления детей дошкольного возраста»
презентация
«Синектика как метод развития творческого мышления детей дошкольного возраста»
Мы с детства слышим: «Все познается в сравнении». Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо использование одного из самых действенных методов познания окружающей действительности из группы методов активизации мышления – метод синектики. Синектика – современный метод активизации знаний ребёнка, основанный на применении аналогий.
(Автор синектики Уильям Дж. Гордон, США, 50-е годы). В переводе с греческого синектика означает «объединение однородных элементов».
Синектика — это система креативного мышления, основанная на предположении о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinektika.pptx | 194.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы с детства слышим: «Все познается в сравнении». Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо использование одного из самых действенных методов познания окружающей действительности из группы методов активизации мышления – метод синектики. Синектика – современный метод активизации знаний ребёнка, основанный на применении аналогий. ( Автор синектики Уильям Дж. Гордон, США, 50-е годы). В переводе с греческого синектика означает «объединение однородных элементов ». Синектика — это система креативного мышления, основанная на предположении о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически.
Цель метода — познакомить с незнакомым, отстраниться от привычного. По мнению автора, развить творческие способности ребёнка помогут аналогии . Представление незнакомого-знакомым, а привычное-чуждым. Эффективность его заключается в соответствии особенностям наглядно – образного мышления дошколят, ведь метод построен на образных (схематичных) рисунках предметов или действий, и эти рисунки служат детям зрительной опорой, подсказкой.
Этот процесс управляемый и основан на использовании различного вида аналогий. 1. Личная аналогия - способность поставить себя на место образа или предмета и понять его трудности как свои собственные. 2. Прямая аналогия - объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств и отношений. 3. Символическая аналогия - неожиданное, яркое определение, показывающее предмет с необычной стороны. 4. Фантастическая аналогия - способна любую ситуацию перенести в сказку и использовать волшебство.
Личная аналогия (эмпатические)- здесь дошкольнику обычно предлагается представить себя в образе какого-либо предмета или явления внутри проблемной ситуации. Порой задания оказываются более конкретными и легкими. Примерные варианты заданий : - изобрази будильник, который забыли выключить ; - покажи походку человека, которому жмут ботинки ; - изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика ; - изобрази повадки кошки во время охоты на воробья ; - изобрази свою походку в папиных ботинках ; - представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…» , промяукай «Солнечный круг…» и т. д. ; - А что, если ты превратишься в дерево? О чем шепчутся твои листочки? Или: «Представь себя на месте солнышка. Для чего ты живешь? Кто твои друзья? Что ты любишь?
Прямая аналогия - объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств и отношений. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний ( вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы (кит), змея — на ремешок; луна — на круглый глаз…огромный, тарелку, блин не пропечённый; журавль — на тощий кран подъемный; зонтик – на карусель, грибок; расчёска – на забор и зубы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем.
Символическая аналогия - неожиданное, яркое определение, показывающее предмет с необычной стороны. Основана на использовании различных сравнений, метафор и поиске парадоксов в привычных и знакомых вещах или явлениях. «Начните с самого простого, поиграйте с детьми в игру «Что в круге?» В этой игре вы научите детей условному изображению любых предметов , умению их классифицировать. Игра «Что в круге?» Обозначения принимаются любые: цветовые, геометрические, буквенные, так же стрелки, линии и т.д . Взрослый ставит точки на доске, называет объекты, и говорит Например, кошка, корова, собака, поросенок, лошадь, коза и т.д., обведя их в круг, спрашивает: «Кто это. Это домашние животные). Так вы научите детей условному изображению любых предметов, умению их классифицировать.
Рисуйте на доске, например, кружочки (это могут быть и треугольники, и квадраты – любая геометрическая фигура) и при этом перечисляйте: « Это яблоко, это груша, это слива, это апельсин, это банан …». (Обычно дети сразу понимают, какие предметы вы перечисляете, и помогают называть недостающие). Потом обведите эти кружочки большим кругом и спросите: «А где это все бывает? Тогда кружочки – это что?» Далее дайте детям возможность высказать свои идеи. Круг – это сад, корзина, ваза, магазин, рынок, блюдо, натюрморт. Потом скажите: «А если это не фрукты, это…» (назовите, например, несколько наименований предметов мебели). Тогда большим кругом может стать квартира, склад, магазин, детский сад и т.д. Или: «Нет, это не фрукты, это птицы… животные… цветы… деревья… игрушки… дети…». Главная цель игры – показать детям, что разные предметы можно обозначить одинаковыми геометрическими фигурами. Потом можно предложить обозначать предметы не любой фигурой, а той, которая формой напоминает их. Например: фрукты, овощи – кружочками; мебель, книги, дома – квадратами или прямоугольниками и т.д. Так закрепляется умение «видеть» абстрактный образ объекта.
Фантастическая аналогия . Фантазируя и наделяя объекты (и себя) нереальными свойствами, возможностями, совершая удивительные поступки, маленькие фантазёры осуществляют свои самые сокровенные мечты и желания. Применяя фантастическую аналогию, воспитатель должен ознакомить детей с главным правилом: «Не навреди и будь полезен». То есть, если ты волшебник и можешь совершать чудеса, то пусть они будут добрыми. Если герой, наделённый сверхсилой — строй дома, прокладывай дороги, туши лесные пожары, но никому не причиняй зла. Большие возможности — большая ответственность. Способна любую ситуацию перенести в сказку и использовать волшебство. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение и т. д.). Существует достаточно много примеров фантастической аналогии :
Оживший рисунок. Вы получили замечательный дар, все что вы нарисуете - оживает! Что бы вы нарисовали? Великих людей? Вымирающих животных? Новых животных и растений? Сказки по новому. Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Разве не привыкают дети к тому, что Колобок - добрый, лиса - хитрая, волк - злой, Золушка и Крошечка- Хаврошечка - трудолюбивые, скромные. Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные детьми, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно бывает их ломать.
Для этого предлагается метод «Сказка, но по-новому». Вроде бы сказка берется за основу старая, но малышам предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Предположим, семеро козлят становятся злыми и капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти. Падчерица становится ленивой и капризной, а мачеха заботливой и трудолюбивой. Лиса перерождается в послушную и скромную, а зайчик становится хитрым и злым… Рассказываем детям знакомую сказку и доверительно договариваемся что-то в ней изменить. Вначале мы в ней меняем совсем немногое и этим побуждаем ребенка придумывать. Постепенно дети учатся сами менять ситуации в сказках. "Как мне повезло ". Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце. Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей. Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники и т. д.
Предлагаем вам пополнить игротеку простыми играми, которые научат ваших детей воспринимать и находить аналогии. Применять аналогии можно в обучение детей классификации, систематизации объектов материального мира, ориентировке в пространстве, на прогулках с детьми. Итак, чтобы творчество было во взрослой жизни, его необходимо развивать в детстве. Метод синектики является одним из действенных методов развития творческих способностей как у детей, так и взрослых. Необходимо создание такой атмосферы, где как взрослый, так и ребенок чувствовал бы себя комфортно, не боялся критики, слишком оригинальных, порой нелепых идей и не боялся рисковать. В процессе работы вы увидите , что дети стали находить выходы из разных ситуаций, анализировать их, делать самый оптимальный выбор, научились размышлять и передавать свои размышления через рассуждения, речь детей стала более образной, интересной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развивающие блоки Дьенеша"
В статье раскрыто значение технологи Дьенеша для развития творческого мышления детей дошкольного возраста с ОНР....
Использование художественной литературы в формировании основ творческого мышления детей дошкольного возраста
Огромным ресурсом для развития у дошкольников основ творческого мышления является детская художественная литература....
КРЕАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОУ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуализация креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя и как необходимое условия развития творческого потенциала дошкольников....
КРЕАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОУ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выступление на педсовете...
Сообщение на педагогическом совете «Креативность педагога ДОУ, как необходимое условие развития познавательной сферы и творческого мышления детей дошкольного возраста»
В переводе с английского «креативность» обозначает - творить, создавать. Креативность понимается, как способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклонят...
Буклет"Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста посредством моделирования из синельной проволоки".
В буклете отражена уникальность такого материала, как синельная проволока и результат использования ее в конструировании с детьми старшей дошкольной группы....
Игры В.В.Воскобовича как способ развития творческого мышления детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Потребность в игре появляется еще в раннем возрасте. С помощью игр, мы даем детям возможность познавать окружающий их мир. Благодаря различны...