КРЕАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОУ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №7» города Сорочинска Оренбургской области
Методический совет
«Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО»
«КРЕАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОУ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила и провела:
Воспитатель Антонова Н.А.
Сорочинск, 2018год
Цель: актуализация креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя и как необходимое условия развития творческого потенциала дошкольников.
Задачи:
- Раскрыть актуальность развития творческого потенциала у педагогов ДОО.
- Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.
- Активизировать индивидуальные творческие способности.
- Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
Добрый день, уважаемые коллеги!
В последнее время очень часто звучит понятие «креативность». Что же это такое и для чего она нам нужна в нашей работе и нужна ли вообще? Это врожденное свойство или его можно развить, а если развивать- то как? Давайте вместе разберемся!
ЧТО ТАКОЕ КРЕАТИВНОСТЬ?
В переводе с английского «креативность» обозначает - творить, создавать. Оно не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческой», как рисование, сочинение стихов или музыки, игра на сцене и т. д. Оно проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения, в ситуации непредсказуемо меняющихся условий. Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей.
Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.
В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. А. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать свою креативность, являющуюся одним из основных показателей его профессиональной компетентности.
Приведём определения креативности, которые даны разными известными людьми.
Итак, креативность - это:
- Появление нового, производного по отношению к уже известным, продукта, возникающего как следствие уникальности некого индивидуума (Карл Роджерс)
- Возникновение такого сочетания (предметов или идей), которое является и новым, и ценным (Генри Миллер).
- Способность создавать новые комбинации социально значимых ценностей (Джон Хафеле).
- Создание нового смысла путем синтеза (Майрон Аллен).
- Активность в решении особого типа класса задач, которая характеризуется новизной подхода (Ньюэлл, Саймон, Шоу).
- Любой мыслительный процесс, в результате которого формируются и могут быть выражены определенным образом оригинальные образы (Гарольд Фокс).
- Способность видеть (или осознавать) и реагировать (Эрих Фромм).
- Беглость, гибкость, оригинальность, а иногда - совершенствование (Торранс).
- Результат подсознательного конфликта побуждений и потребностей, сублимированный благодаря усилиям эго в результат, полезный как для творца, так и для общества (Зигмунд Фрейд).
Так что же такое креативность?
«Итак, креативность представляется как ансамбль характеристик, имеющихся у каждого человеческого существа, характеристик, способных развиваться и дающих возможность их владельцу думать независимо, гибко, с воображением. Каковы бы не были различия, которые можно установить, креативность свойственна всем индивидам…» (Донсон, 1997 г.).
Это:
- способность создавать что-то новое, необычное, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.
- сила человеческого ума, создающая новое содержание путем изменения и создания новых связей.
- способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления.
Многие подумают, что творчество и креативность- это синонимы. Так ли это?
«Творчество» и «Креативность» - синонимы?
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.
Креативность - способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.
Креативность определяется как способность к творчеству!
Почему педагога можно назвать представителем творческой профессии?
Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с восторгом и удивлением, и открывает для себя чудесный мир, где так много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неопознанного! Для дошкольников противоестественны скука и безразличие. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность и познавательную активность, побуждать интерес к разным сферам деятельности, удовлетворять потребность в познании.
Можно ли развивать свою креативность? И как?
Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция.
В большей или меньшей степени каждый человек обладает задатками, необходимыми для поиска креативных идей. И свой потенциал в этой области мы используем не в полную силу. У каждого есть своя планка, и к ней можно и нужно стремиться. Свою креативность можно и нужно развивать.
Итак, сегодня в рамках деловой игры с элементами тренинга я вам предлагаю поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень.
Упражнения для развития творческих способностей
и творческого потенциала.
Практическая часть (с элементами тренинга).
Мне нужны добровольцы, которые хотят потренироваться и научиться развивать свои творческие способности. 2 команды по 4-5 человек.
Команды рассаживаются за столами (на столах листы бумаги А4, лист А3, ручки, простые карандаши, цветные карандаши, пастель)
Задание 1.
Упражнение называется «Мое видение творческого воспитателя». Вы должны в течение 5 минут для каждой буквы в слове «творчество» подобрать качества, которые, по вашему мнению, характеризуют творческого воспитателя дошкольного учреждения. После выполнения творческого задания один представитель группы зачитывает версию расшифровки слова «творчество».
Т - толерантный, терпеливый…
В -волевой, веселый…
О - оригинальный, оптимистичный, организованный, органический...
Р - решительный, раскованный, реактивный, романтический, разный...
Ч - чуткий, честный, человечный…
Е - естественный…
С - самостоятельный, сознательный, смелый...
Т - тактичный, трудолюбивый...
В - великодушный, выдержанный…
О - общительный, обаятельный…
Задание 2.
Вам необходимо предложить наибольшее количество вариантов использования (необычных, нестандартных):
1 команда- карандаш
2 команда- канцелярская скрепка
Задание 3.
Упражнение «Сочиняем стихи»
Дано начало стихотворения, нужно придумать окончание (на выполнение дается 5 минут):
- Утром настроение плохое,
Глаз накрасить не могу никак… - Весной везде повсюду лужи,
В ручьях кораблики плывут… - Я решила похудеть,
Села на диету… - После смены я решила
Быстренько уйти домой… - Всех решила удивить
И французский суп сварить… - Вместе с мужем собрались мы
Вдруг пойти куда-нибудь…
Задание 4. Музыкальная минутка
Я буду вам зачитывать названия определённых песен, а вы дадите ответ, что это за песня, из какого она мультфильма или фильма и споете пару строчек. Названия закодированы!
- Песня о длительном путешествии маленькой девочки в головном уборе. (“Если долго – долго” – песня Красной Шапочки)
- Песня о содержании головы одного из млекопитающих с бурой шерстью. ( “В голове моей опилки…” – песенка Вини-Пуха)
- Песня о животных, благодаря которым наша планета совершает движение вокруг своей оси. (“Где то на белом свете..” – к/ф. “Кавказская пленница”)
- Песня о животных с длинными ушами, которые работают косильщиками лужаек. (“Где-то в синем лесу..” – к/ф. “Бриллиантовая рука”)
- Песня о четырёх мужчинах в шляпах с перьями, которые за многое благодарны своей судьбе. (“Опять скрипит потёртое седло..” – к/ф. “Д’Артаньян и три мушкетёра”)
- Песня о трагической смерти маленького насекомого (“В траве сидел кузнечик”)
- Песня о неизвестной игрушке с большими ушами. (“Теперь я чебурашка …”)
- Песня о мальчике, сующем свой нос в чужое дело. (“Буратино”)
Задание 5.
Придумать как можно больше предложений, в которых по 4 слова и они начинаются на буквы П Р О К
П- 1-е слово
Р- 2-е слово
О- 3-е слово
К- 4-е слово
Предлоги тоже считаются и должны начинаться на те же буквы. 2 минуты на выполнение задания.
Задание 6. Реклама.
Задание- Составьте рекламное объявление для газеты так, чтобы все слова начинались на одну букву.
Например: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.
Задание 7.Упражнение «Рисуночная история»
Говорят, что настоящая женщина из ничего может сделать три вещи: салат, шляпку и конфликт. Мы с вами — настоящие женщины, и я убеждена, что кроме этих трех вещей можем еще кое-что создать. Сейчас вашему вниманию предлагается упражнение «Рисуночная история».
Представители двух групп достают из «таинственного ящика» предметные картинки (предлагается до 10 картинок). Необходимо, руководствуясь полученными изображениями, придумать увлекательный рассказ, на создание которого дается 5 минут.
Задание 8. Абстрактное рисование
Задание для 1-й команды- Вам необходимо нарисовать «Как пахнет радуга».
Второй команде -рисунок на тему «О чем мечтают звезды».
Давайте создадим с вами формулу, при которой человек может творить.
Одной команде задание - «написать, что способствует развитию творчества», другой - «написать, что мешает развитию творчества».
Подводим итоги.
Психологи выделяют следующие факторы, которые способствуют развитию творчества:
Наличие эмоциональной, доброжелательной атмосферы в процессе выполнения любых творческих задач.
Наличие осознанного побуждения к творчеству (желание творить).
Создание творческой атмосферы, здорового морально-психологического климата в коллективе;
Закрепление в коллективе демократического стиля общения, свободы критики, творческих дискуссий;
Обеспечение свободного времени с целью создания условий для самореализации личности воспитателя на досуге, повышение его общей культуры;
Своевременная положительная оценка деятельности воспитателя для развития у него чувства удовлетворения работой;
Личностные качества
способность к нестандартному решению;
поисково-проблемный стиль мышления;
умение создавать проблемные, нестандартные учебные и воспитательные ситуации;
оригинальность во всех сферах своей деятельности;
творческая фантазия, развитое воображение;
специфические личностные качества (смелость, готовность к риску, изобретательность, целеустремленность, оптимизм, энтузиазм, упорство, уверенность, сообразительность, интуитивное чувство нового и оригинального и др).
Черты творческой личности:
творческой личности не свойственен конформизм. Именно независимость суждений позволяет находить пути, которыми, не осмеливаются идти другие люди из-за страха выглядеть смешно и нелепо;
хотя творческий человек откровенно пользуется популярностью, но ему нелегко войти в жизнь социальной группы;
творческая личность только тогда воспринимает общепринятые ценности, когда они совпадают с ее собственными;
творческий ребенок - не догматик, его представления о жизни и обществе, о смысле поступков могут быть неоднозначными;
он любознателен, постоянно стремится объединить данные из различных областей;
любит играть, у него появляется множество причудливых идей, имеет детскую способность удивляться и восхищаться;
любит мечтать, может удивлять других тем, что внедряет в жизнь «нелепые» идеи, интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.
Условия, мешающие проявлению творчества:
Людям, которые занимаются творчеством, приходится преодолевать много трудностей. Это различные барьеры, что в большей или меньшей степени негативно влияют на творческий процесс.
Специалисты считают, что к внутренним барьерам можно отнести:
— несобранность, лень;
— незаинтересованность в работе;
— болезни;
— нестабильное психическое состояние;
— вредные привычки;
— работа без режима;
— неумение организовать свое время;
— негативные качества характера и мышления.
Исследователи называют также внешние барьеры:
- неудобную среду (например, помещение);
-посторонние помехи (шум, жара, холод и т. др.);
- плохой психологический климат в коллективе;
-неадекватная (заниженная) оценка деятельности.
- стереотипы мышления;
- страх ошибиться, стремление не оригинально решить задачу, а получить высокую оценку;
- слишком большое желание может тормозить творческий процесс, мешать импровизации, появлению вдохновения;
- одноплановые знания не способствуют творчеству, нужны широкие интересы в различных жизненных сферах;
- страх быть в центре внимания, нежелание казаться «белой вороной», экстравагантной.
Полноценная личность – это всегда личность творческая, развивающаяся.
Развитие креативности, как способности к творческой деятельности, играет важную роль в общем развитии человека. Ведущее условие успешности современного образования – творческий характер самой деятельности и её результата.
В заключении хочу еще раз привести цитату Василия Александровича Сухомлинского: «Только творческий педагог может развить творческое начало в ребёнке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста
В философской методологии, а так же в ряде конкретных общественных наук, прежде всего в социологии, образ жизни характеризуется как совокупность типичных для данного общества, социальной группы или ин...
КРЕАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОУ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуализация креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя и как необходимое условия развития творческого потенциала дошкольников....
Игровые приемы как необходимое условие развития трудовой инициативы у детей раннего возраста
Эффективные игровые приемы развития самостоятельности и трудовой инициативы у детей 2-3 летнего возраста...
Сообщение на педагогическом совете «Креативность педагога ДОУ, как необходимое условие развития познавательной сферы и творческого мышления детей дошкольного возраста»
В переводе с английского «креативность» обозначает - творить, создавать. Креативность понимается, как способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклонят...
Семинар – практикум для педагогов: на тему: «Игра как средство социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными н...
Креативность воспитателя ДОУ, как необходимое условие развития творческих способностей у детей
В настоящий момент есть большая потребность в том, чтобы воспитатели ДОУ в новых меняющихся условиях развития образо...
Консультация для педагогов. «LEGO - как условие развития связной речи у детей дошкольного возраста»
laquo;Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он так и совершенствует свою речь, учась мыслить»Речевое развитие детей дошкольного возраста – одно из важных направлений нашего ДОУ. Ясна...