Гимнастика после дневного сна, как средство здоровьесбережения у детей раннего возраста
статья

Альшанова Елена Николаевна

Гимнастика после дневного сна, как средство здоровьесбережения у детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alshanova_statya.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Гимнастика после дневного сна, как средство здоровьесбережения у детей раннего возраста

Альшанова Е.Н., воспитатель МБДОУ детский сад 92, г. Орла,

Гаврилюк О.В., воспитатель МБДОУ детский сад 92, г. Орла,

 Поступление  в  детский  сад  часто  вызывает  у  ребенка стресс,    поэтому    необходимо    так    организовать   этот   период,   чтобы

как  можно   меньше    травмировать    малыша.  Учеными  давно  доказано,

что  лучшим    средством  снятия  нервного  напряжения  является  физическая нагрузка.  После дневного сна у детей низкая работоспособность, так как мышечный тонус расслаблен. Дети не подготовлены к тем нагрузкам, которые предстоит преодолевать организму ребёнка в процессе различной деятельности вечером. Организм ребенка, с учетом стресса связанного с периодом адаптации к детскому саду, ослаблен в целом.

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющий при правильном руководстве оздоровительный характер. К сожалению, в наше время многие пренебрегают оздоровительной гимнастикой после сна, недооценивают ее потенциала в оздоровлении дошкольников и используют лишь с целью постепенного перехода ото сна к бодрствованию (что, конечно, тоже немаловажно). В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность.

В связи с тем, что когда группу посещает большое количество детей, на практике трудно осуществить эффективное закаливание детей во время гимнастики после сна, с учетом предъявляемых требований. Об индивидуальном подходе при проведении закаливания говорить трудно. К примеру: один ребенок регулярно посещает детский сад, другой – часто болеет, третий перешел из другого детского сада, где не проводилось регулярное закаливание, четвертый - вышел ослабленным после перенесенного заболевания и т. д. Если не учитывать индивидуальных особенностей детей, нарушаются принципы систематичности, последовательности по отношению к каждому конкретному ребенку в соответствии с требованиями ФГОС, где в статье 64 указано, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. 

Поэтому гимнастика после сна является неотъемлемой частью реализации принципов дошкольного образования. В нее целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Их нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами. Однако необходимо учитывать возраст детей при применении всех видов гимнастики, таких как:

- дыхательная и звуковая гимнастика;

- профилактикой и коррекцией гимнастики нарушений осанки, плоскостопия;

- упражнения для глаз;

- пальчиковая гимнастик;

- самомассаж и т.д.

 Гимнастика после сна увеличивает общий уровень двигательной активности ребёнка, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс гимнастики не должен вызывать отрицательных эмоций, одновременно может способствовать улучшению настроения, самочувствия и активности ребёнка. Улучшается     тонус центральной нервной системы, тем самым увеличивается общая сопротивляемость организма.

Как утверждал В. А. Сухомлинский: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к ЗОЖ, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития. Подвижные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребёнка, обладающие большой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребёнка. Могут применятся народные игры и игровые подражательные движения, как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах, в том числе и в оздоровительной гимнастике после дневного сна; используются народные подвижные игры в дыхательной гимнастике, закаливающих процедур, в утренней гимнастике и в самостоятельной детской деятельности. При этом, важно учесть, что семья также является активным участником воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Проведение оздоровительной гимнастики целесообразно с раннего дошкольного возраста. Тогда у детей будет вырабатываться позитивная установка на засыпание, что снимает ряд психологических проблем, связанных со сном, и поможет воспитанникам полноценно отдыхать в детском саду.

В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам.

После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы.

Поэтому реализация проекта по этой теме, мне кажется чрезвычайно актуальной.

На  сегодняшний  день  наиболее  актуальными  в  деятельности любого дошкольного  учреждения  являются  вопросы  физкультурно-оздоровительной  работы,  основная  задача  которой  —способствовать  укреплению  здоровья,  совершенствованию  физического развития  ребенка.  И  особый  интерес  вызывает  работа  с  детьми  раннего возраста, т.  к.  фундамент  здоровья  человека  закладывается  уже  в  раннем возрасте. Всем  давно  известно,  что  движение  —это:  врожденная,  жизненно  необходимая  потребность  человека, эффективное  лечебное  средство,  познание  окружающего  мира,  важное средство  воспитания  и  общения.  Это  доказано  многочисленными       исследованиями  известных  ученых,  педагогов  и  психологов  (П.Ф.  Лесгаф, В.В.  Гориневский,  Е.А.  Аркин,  Л.И.  Чулицкая,  Е.Г.  Леви-Гориневская,  А.И.  Быкова,  Н.А.  Метлов,  А.В.  Кенеман,  Л.С.  Выготский, Э.С.  Вильчковский,  А.В.  Запорожец,  Л.В.  Карманова,  Г.М.  Касаткина  и 

др.)

Полноценное  нервно-психическое  и  физическое  развитие  ребенка невозможно без  достаточного  количества  движений,  которые  являются одним  из средств  физического  воспитания.

Поступление  в  детский  сад  часто  вызывает  у  ребенка  стресс, поэтому  необходимо  так  организовать  этот  период,  чтобы  как  можно меньше  травмировать  малыша.  Учеными  давно  доказано,  что  лучшим   средством  снятия  нервного  напряжения  является  физическая  нагрузка. Использовать  движения  в  качестве  противовеса  отрицательным  эмоциям

рекомендовала,  например,  Н.П.  Бехтерева.  Известный  русский  физиолог

И.П.  Павлов  говорил  о  том,  что  любая  физическая  деятельность  дарит

мышечную  радость,  создавая  устойчивое  настроение. 

Физкультурно-оздоровительные    мероприятия   в   период    адаптации

помогают снять напряжение,  скованность. 

Комплексы и методики оздоровительной гимнастики после дневного сна постоянно находятся в разработке практически всеми воспитателями детских садов.

Основными задачами проведения гимнастики являются:

1) устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.);

2) увеличить тонус нервной системы;

3) усилить работу основных систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других);

4) формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие сохранению правильной осанки, стопы и исправлению искривлений позвоночника;

5) способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, формированию красивой осанки, грациозности;

6) развивать двигательные способности ребенка, пластичность, выдержку, осознанность при сохранении правильной осанки.

Решение этих задач может позволить плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок.

В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна может создаться оптимальная возбудимость нервной системы, улучшиться работа сердца, увеличиться кровообращение и дыхание, что обеспечит повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. 

После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка.

В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики.

  • разминка в постели и самомассаж;
  • гимнастика игрового характера;
  • гимнастика с использованием тренажеров и спортивного комплекса;
  • пробежки по массажным дорожкам;
  • самостоятельная;
  • лечебно-восстановительная;
  • музыкально-ритмическая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Гимнастика после дневного сна, как средство оздоровления детей"

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве и систематическом ее выполнении оздоровительный харак...

«Аква-гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста»

Игры с водой дают возможность расслабляться. Таким образом, снимается как мышечное, так и нервное напряжение ребенка, при этом укрепляется нервная система. Развивается мелкая моторика рук, речь ребенк...

План по самообразованию на тему «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста»

Ученые доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Чем активнее и точнее движения пальцев...

"Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста"

Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста...