Экологическая развивающая среда дошкольного учреждения
материал (младшая группа)
Требования
В ФГОС ДО «под образовательной средой понимается весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации, в том числе, развивающая среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия».
С точки зрения психологии, развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Прежде всего, следует отметить тот факт, что в дошкольной педагогике под «развивающей средой» понимается «комплекс материально–технических, санитарно – гигиенических, эргономических, эстетических, психолого – педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Подытоживая вышесказанное, мы можем отметить, что развивающая среда может выступать как комплекс определенных условий, которые способствуют развитию личности ребенка.
Требования к предметно –развивающей среде дошкольного учреждения:
- Развивающий характер среды должен способствовать интеллектуальному, физическому, творческому развитию личности ребенка, обеспечивая при этом зону ближайшего развития. Через опосредованное взаимодействие новизны и этничности компонентов друг с другом реализуется развивающая функция среды.
- Вариативность среды должна осуществляться через нестандартность материалов, художественно – образное решение, подвижность ее элементов.
- Соотносимость среды с разнообразной пространственной деятельностью детей. Элементы среды должны соответствовать гигиеническим, эстетическим требованиям, обладать многофункциональностью, должны быть научно и педагогически обоснованными.
Таким образом, развивающая среда должна предоставлять ребенку основу для полноценного развития личности, создавать предпосылки для получения информации, необходимые для постановки и решения задач того или иного вида деятельности, и содержать природные и социо – культурные средства, обеспечивающие многообразную деятельность дошкольника.
Во ФГОС ДО предлагаются следующие требования к созданию предметно – развивающей среды:
- насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы;
- трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в томчисле от меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды; наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности;·
- вариативность предполагает: наличие различных пространств, а также разнообразных материалов,игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
- доступность предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования;
- безопасность предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Другими словами, экологическая развивающая среда, построенная в соответствии с принципами, создает условия для экологического развития детей на каждом возрастном этапе.
Экологическая среда – это, прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы – его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.
Экологические развивающие пространства – это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.
Так же, в соответствии с ФГОС ДО, экологическая развивающая среда, может быть вариативна и полифункциональна, для интеграции видов детской деятельности в пространстве и должна обеспечивать:
Пространства экологической развивающей среды, в зависимости от конкретных задач, должны быть трансформируемыми, прежде всего, изменяться по объему, и иметь подвижные границы.
Традиционные экологические зоны, в помещении дошкольного учреждения, включают в себя групповые и живые уголки в группах, а нетрадиционные – представлены экологическим центром, комнатой природы, зимним садом, экологической лабораторией, фитобаром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_ekologiya.txt | 9.2 КБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель предметно развивающей среды дошкольного учреждения
Модель предметно развивающей среды дошкольного учреждения с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (схема)...
Современные подходы к формированию предметной развивающей среды дошкольных учреждений
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий о...
Игровые маркеры как условие совершенствования предметно – развивающей среды дошкольного учреждения
В статье описан опыт работы по реализации одного из условий ФГОС До создание предметно- развивающей среды...
Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения
•Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:•1) социально-коммуникативная,•2) познавательная,...
Современные подходы к формированию предметной развивающей среды дошкольных учреждений
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий о...
Проект «Проектирование предметно-развивающей среды дошкольного учреждения как поискового поля ребенка по теме «Вода! Без нее мы никуда!»
На деревья, на кустыС неба падают цветы. Белые,пушистые,Только не душистые. (Снег)Зимой - звезда,Весной - вода. (Снежинка)Цель проекта- дать представления детям о значении воды в природе и...
Методическая разработка построение предметно-развивающей средыв дошкольном учреждении
Методическая разработка...