Самообразование по теме "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность" 2018 - 2021 гг
методическая разработка
Актуальность темы:
Предмет математики настолько серьёзен, что надо
не упускать случая, сделать его занимательным.
Б. Паскаль
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.
Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.
Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз. Здесь можно выделить работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. С. Рубинштейна и др.
Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.
С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.
Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.
Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста математических представлений посредством применения игровых технологий.
Задачи:
Для педагога
1.Изучить теоретические основы игровых технологий для практического применения в образовательном процессе с дошкольниками.
2.Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе по математическому развитию «Занимательная математика»;
3. Создать картотеку математических игр.
Для детей
1. Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности
2.Повысить мотивацию детей, интерес к занятиям математикой за счет разнообразия игр.
3. Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;
4. Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;
Для родителей
1.Вовлечь родителей в образовательный процесс в рамках проекта, стимулировать их творческую активность.
2.Повисить уровень педагогических знаний родителей по математическому развитию ребенка.
Методы:
- Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий.
Предполагаемый результат:
У детей
1.Ребенок проявляет познавательные интересы. Активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения.
2. Повысится интерес к математике.
У педагога
1.Пополнение центра математики разнообразием развивающих, дидактических игр математического содержания.
2.Внедрение игровых технологий в образовательный процесс с дошкольниками.
У родителей
1.Участие родителей в реализации проекта.
2.Повышение уровня педагогических знаний родителей по математическому развитию ребенка.
Литература:
- Е.В. Колесникова«Программа математические ступеньки»
- Носова Е.А. Логика и математика. СПб., Детство-ПРЕСС,2002
- Михайлова З.А., Иофе Э. Н. Математика от трех до семи. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2001.
- Светлова И. Сравни и измерь. М., 2001.
- Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
- ПомораеваИ.А., ПозинаВ.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
- Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007.
- Новикова В.П. Математика в детском саду. М: Мозаика – Синтез, 2007.
- Зайцев В.В. Математика для дошкольников. Волгоград, Учитель 2003.
- Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5–6 лет. М.: ГНОМ и Д, 2001.
- Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. М., 2005.
- Новикова В.П. « Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» - М.: Мозаика – Синтез,2006.
- Помораева И.А., ПозинаВ.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» - М.: Мозаика – Синтез, 2012.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Этапы работы
2018-2019 учебный год
№ | Наименование работы | Содержание работы | Сроки |
1. | Информационно-педагогическое | - Определение по теме самообразования - Изучение методической литературы - Составление плана работы - Наблюдение за детьми по теме самообразования - Размещение своих разработок на сайте в сети Интернет | Сетябрь-октябрь |
2. | Работа с детьми | - Создание предметно-развивающей среды - Изготовление игр и дидактических пособий - Проведение мониторинга - Проведение дидактических игр и упражнений - Создание картотеки по теме | В течение года |
3. | Работа с родителями | - Консультации - Папка-передвижка «Занимательная математика дома в повседневной жизни» - Беседы | В течение года |
4. | Работа с педагогами | - Консультации - Изучение опыта педагогов ДОУ | В течение года |
2019 -2010 учебный год
№ | Наименование работы | Содержание работы | Сроки |
1. | Информационно-педагогическое | - Самоанализ профессиональной компетентности - Изучение методической литературы - Составление плана работы - Наблюдение за детьми по теме самообразования - Размещение своих разработок на сайте в сети Интернет | В течение года |
2. | Работа с детьми | - Пополнение предметно-развивающей среды - Проведение мониторинга - Проведение дидактических игр и упражнений - Создание картотеки по теме - Участие в конкурсах различного уровня | В течение года |
3. | Работа с родителями | - Родительское собрание - Мастер-класс «Создание лэпбука «Занимательная математика» - Беседы | Вторая половина года |
4. | Работа с педагогами | - Консультации - Показ открытого занятия по теме | В течение года |
2020 -2021 учебный год
№ | Наименование работы | Содержание работы | Сроки |
1. | Информационно-педагогическое | - Самоанализ профессиональной компетентности - Изучение методической литературы - Составление плана работы - Разработка занятий и использование ИКТ «Игры-презентации по математике» - Наблюдение за детьми по теме самообразования - Размещение своих разработок на сайте в сети Интернет - Оценка результатов работы | В течение года |
2. | Работа с детьми | - Пополнение предметно-развивающей среды - Проведение мониторинга - Проведение дидактических игр и упражнений - Создание картотеки по теме - Участие в конкурсах различного уровня | В течение года |
3. | Работа с родителями | - Консультации - Создание буклета «Математические игры дома с ребенком» - Совместное развлечение «Путешествие в страну математики» - Беседы | В течение года |
4. | Работа с педагогами | - Мастер-класс для педагогов - Обобщение опыта работы | В течение года |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование совместной деятельности
взрослых и детей 5-6 лет
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | «Продолжи закономерность» | Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над. |
«Продолжи закономерность» | Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над. | |
Октябрь | Мониторинг | |
«Считай не ошибись!» | Цель: усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете | |
«Найди предмет такой же формы», | Цель: соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. | |
«Четвертый лишний» | Цель: закрепление пространственные отношения: справа, слева. | |
«Подбери обувь» | Цель: сравнение предметов по всем показаниям величины | |
«Третий лишний» | Цель: закрепить умение сравнивать группы предметов | |
Ноябрь | «Сколько геометрических фигур?» | Цель: закрепление названий геометрических фигур, знания их особенностей |
«Лабиринт. Дорисуй картинку» | Цель: развивать пространственные представления, умение обобщать. | |
«Лабиринт. Дорисуй картинку» | Цель: развивать пространственные представления, умение обобщать. | |
«Дорисуй и раскрась» | Цель: закрепить отношение: часть - целое. | |
Декабрь | «Разложи лекарства» | Цель: закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи |
«Самый внимательный . Выложи по образцу» | Цель: развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление | |
«Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры» | Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность | |
Декабрь | «Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры» | Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность. |
Январь | «Разные дома. Забор» | Цель: развивать умение делить предметы на 4 части. Сравнение целого и части. |
«Продолжи закономерность» | Цель: закрепить закономерности | |
«Какой домик лишний и почему?» | Цель: закрепить представление о многоугольниках | |
Февраль | «Какой домик лишний и почему?» Цель: закрепить представление о многоугольниках. | «Укрась коврик» Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие пространственных представлений. |
«Круглый год» | Цель: закрепление названий месяцев в году. | |
«Математическое домино» | Цель: развивать умение соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность. | |
«Выбери нужный предмет. | Найди похожие кубики». Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение сопоставлять. Логическое мышление. | |
Март | «Поменяй признак» | Цель: закрепить пространственные отношения: внутри - снаружи. |
«Логические цепочки» | Цель: закрепить представление о числовом отрезке | |
«Найди лишний предмет. Закончи рисунок». | Цель: развивать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. | |
«Кого надо нарисовать? Найди похожие круги. Какая фигура будет последней»? | Цель: развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения. | |
Апрель | «Обведи дорожки» | Цель: закрепить пространственные отношения: впереди - сзади. |
«Найди нужную деталь. Построй домик». | Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание. | |
Апрель | «Составь задачу и запиши» | Цель: развивать умение решать задачи. Закрепить порядковый счет. Повторить изученного материала. |
«Опыты с кольцом и листом Мебиуса» | Цель: познакомить с понятием бесконечность, со свойствами полученных в результате опытов фигур. | |
«Что сначала, что потом» | Цель: закрепить временные отношения: раньше - позже | |
Май | Мониторинг | |
«Задачи-шутки. Найди похожие кораблики. Соедини их вместе». | Цель: упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток. Развивать умение сопоставлять, наблюдательность, внимание. | |
«Раскрась так же» | Цель: закрепить сравнение групп предметов по количеству. | |
«Путешествие по комнате» | Цель: закрепление понятий вверху, внизу, слева, справа, над, под и т.д. |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование совместной деятельности
взрослых и детей 4- 5лет
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Октябрь | «Путешествие в осенний парк» | Закрепить умение выделять отдельные предметы из группы, видеть много и один в окружающей обстановке и описывать наблюдения с помощью соответствующих слов. Закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры. Продолжать развивать воображение детей. |
Октябрь | «Приключения Мишутки» | Закрепить умение сравнивать группы предметов способом приложения. Совершенствовать умение группировать предметы. Совершенствовать умение работать правой рукой слева направо при раскладывании предметов. |
Октябрь | «Сравнение множества» | Закреплять умение сравнивать множества. Упражнять в различении цветов и оттенков. |
Октябрь | «Сравнение предметов по длине и количеству» | Закреплять умение сравнивать предметы по длине, употреблять в речи слова длиннее- короче, длинный- короткий. Закреплять умение сравнения двух групп предметов по количеству этих предметов. Развивать воображение детей. |
Октябрь | «Знакомимся с цифрами 1и 2» | Учить детей различать группы, содержащие 1 и 2 предмета; называть общее количество предметов на основе счета. Познакомить с цифрами 1 и 2. Закрепить знания о геометрических фигурах. |
Ноябрь | «Ориентировка в пространстве» | Закреплять умение составлять и выделять группы из одного или двух предметов; обозначать количество предметов соответствующей цифрой. Закреплять знания о пространственной направленности: вверх, вниз, направо, налево, вперед, назад. |
Ноябрь | «Временные понятия» | Учить различать части суток, определять их последовательность: утро- день- вечер- ночь. Познакомить с понятиями: «вчера», «сегодня», «завтра». Формировать представление о том, что у каждого человека по два и по одному. Развивать внимание, творческое воображение. Воспитывать любовь к учебной деятельности |
Ноябрь | «Цифра 3» | Учить детей считать до трех; показать образование числа 3; учить обозначать число3 цифрой. Продолжать развивать воображение детей. |
Ноябрь | «Счет в пределах трех. Цифра 4» | Учить детей считать до 4; обозначать число 4 цифрой. Закреплять навыки счета в пределах 3 и знание соответствующих цифр. Закреплять умение сравнивать предметы по длине, обозначая словами результаты сравнения. |
Декабрь | «Счет в пределах 4-х. Соотношение количества предметов с цифрой» | Упражнять детей в умении считать до 4-х; отражать в речи равенство и неравенство групп предметов. Закреплять умение обозначать количество предметов с помощью цифр. Учить детей отсчитывать количество предметов в пределах 4. Закреплять навыки конструирования. |
Декабрь | «Знакомство с цифрой 5» | Научить детей считать до 5; познакомить с образованием числа 5; учить обозначать число 5 соответствующей цифрой. Развивать творческое воображение. |
Декабрь | «Счет до пяти. Соотношение количества предметов с цифрой» | Упражнять детей в счете до пяти; учить правильно называть числительные- обозначать количество предметов цифрой. Продолжать учить детей схематически изображать различные предметы, геометрические фигуры с помощью палочек. |
Декабрь | «В гостях у лесных жителей» | Закреплять умение детей считать до пяти, обозначая количество предметов соответствующей цифрой. Закрепить умение сравнивать и уравнивать множества на основе счета. Закреплять знания о геометрических фигурах. Упражнять в определении пространственного положения предмета. |
Январь | «Знакомство с цифрой 6» | Учить детей считать в пределах 6; познакомить с образованием числа 6. Учить выделять в силуэтах предметов знакомые геометрические фигуры и определять их количество. |
Январь | «Счет в пределах 6. Знакомство с прямоугольником» | Закрепить умение считать в пределах 6; познакомить с цифрой 6. Познакомить более углубленно с геометрической фигурой «прямоугольником» |
Январь | «Цифра 7» | Закрепить умение считать в пределах 7; познакомить с цифрой 7. Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве. |
Февраль | «Образование числа 8. Цифра 8» | Познакомить с образованием числа 8. Учить обозначать число 8 соответствующей цифрой. Закреплять знания о геометрических фигурах. Развивать наблюдательность; учить видеть различия в похожих предметах. |
Февраль | «Счет до 8. Знакомство с понятием "сутки"» | Упражнять детей в счете до 8; учить обозначать число соответствующей цифрой. Познакомить с понятием сутки. Развивать умение сравнивать предметы по длине и высоте, выстраивая соответствующие сериационные ряды. |
Февраль | «Образование числа 9. Цифра 9» | Учить детей считать в пределах 9. Показать образование числа 9, познакомить с соответствующей цифрой. Закрепить умение выкладывать сериационный ряд по величине, выделяя длину или высоту; выражать словами результаты сравнения. Упражнять детей в видоизменении геометрических фигур. |
Февраль | «Закрепление умения считать до 9» | Закрепить умение считать до 9; учить правильно называть числительные. Упражнять в сравнении предметов по ширине. Учить детей штриховать. |
Март | «Образование числа 10. Закрепление знаний о геометрических фигурах» | Учить считать до 10. Познакомить с образованием числа10. Закреплять знания о геометрических фигурах. Закреплять умение закрашивать замкнутые области. |
Март | «Позовем белку в гости» | Закреплять умение считать до 10; обозначать результаты счета цифрами. Учить детей изображать план комнаты, заменяя конкретные предметы схематическими изображениями. |
Март | «В городе геометрических фигур» | Осваивать приемы мнемотехники; развивать умения выделять основные признаки предметов: цвет форму, размер, находить предметы с заданными свойствами. Продолжать знакомить с палочками Кюизенера, закрепить цвета состава комплекта, соотношение палочек по размеру, соотношение палочки и цифры. Развивать глазомер, внимание, аккуратность. Воспитывать коммуникативные навыки |
Март | «Порядковые числительные» | Познакомить с порядковым счетом до 5. Учить правильно называть порядковые числительные. Закрепить навыки счета. Упражнять в составлении схематических изображений. |
Апрель | «В гостях у сказки» | Проверить умение детей считать до 10; обозначать числа соответствующими цифрами. Совершенствовать умение узнавать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Закреплять умение определять величину предметов на основе сравнения и с помощью глазомера. |
Апрель | «Количественный и порядковый счет в пределах 10. Определение длины и ширины предмета» | Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Обозначать число соответствующей цифрой. Познакомить с двумя протяженностями предмета, длиной и шириной. Учить выделять эти виды протяженности. Совершенствовать умение ориентироваться на плане. |
Апрель | «Закрепление умения сравнивать предметы по протяженности. Овал» | Закреплять умение сравнивать два предмета по двум протяженностям одновременно. Закреплять умение составлять план помещения. Познакомить детей с овалом. |
Апрель | «Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах10» | Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Упражнять в различении геометрических фигур. Упражнять в умении сравнивать 4 полоски по длине, выражая результат словами. Совершенствовать умение составлять план помещения. |
Апрель | «Приключения зайки» | Учить детей сравнивать предметы по двум видам протяженностей, обозначая результаты сравнения словами. Закреплять знания детей о частях суток и их последовательности. Упражнять в умении ориентироваться на плане помещения. |
Май | Мониторинг | |
Май | «Закрепление пройденного» | Упражнять в количественном и порядковом счете. Совершенствовать умение ориентироваться на плане группы. Закреплять знания о геометрических фигурах. Развивать представления о симметричных фигурах. |
Май | «Страна геометрических фигур» | Упражнять в умении различать геометрические фигуры в знакомых предметах. Учить детей составлять узоры из геометрических фигур по образцу. |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование совместной деятельности
взрослых и детей 6-7 лет
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | «Где находится предмет?» | Цель: развивать умение определять расположение предмета в пространстве |
Октябрь | Мониторинг | |
«Посчитай и обозначь цифрой» | Цель: закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. | |
«Раздели на группы» | Цель: развивать умение делить множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком, объединять части в целую группу, дополнять, удалять из множества части. | |
«Засели домики» | Цель: закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10. | |
«Какой по счету?» | Цель: закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом. | |
Ноябрь | «Какое число больше?» | Цель: развивать умение сравнивать смежные числа. |
«Найди нужный предмет» | Цель: упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму. | |
«Раздели на части» | Цель: уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части. | |
«Чего больше?» | Цель: сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Развитие понимания результата измерения длины от величины меры | |
Декабрь | «Больше или меньше?» | Цель: закреплять знания о знаках: “<”, “>”, развивать умение обозначать количество предметов знаками. |
«Мы исследователи» | Цель: развивать умение измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры. | |
«Назови фигуру и ее свойства. Сложи узор из счетных палочек». | Цель: развитие представлений о геометрических фигурах. Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек. | |
«Магазин» | Цель: продолжать знакомить с монетами различного достоинства. | |
Январь | «Создай картину » | Цель: развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т.д. |
Январь | «Который час?» | Цель: развивать умение определять время по часам. |
«Двигаемся по команде» | Цель: развивать умение изменять направление движения по заданию педагога. Упражнять в воспроизведении движений по названному числу. | |
«Что за чем следует?» | Цель: развивать умение увеличивать и уменьшать число на один, обозначать цифрой. | |
Февраль | «Займи свое место» | Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты. |
«Угадай сколько, если в правой руке… то в левой …» | Цель: Продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда. | |
«Назови слова с противоположным значением» | Цель: закрепление понятий : широко - узко, далеко – близко, выше-? Меньше-? Прибавить -? Длинный-? Толстый-? и т.д. | |
«Измерь» | Цель: развивать умение измерять длину отрезка с помощью мерки (мерка равна длине 2 клеток). | |
Март | «Сравни» | Цель: упражнять в сравнении смежных чисел, используя знаки<>. |
«Сколько нас без одного?» | Цель: продолжать развивать умение составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче. | |
«Реши задачу» | Цель: закрепление знания структуры задачи (понятия: условие, вопрос). Придумывание задач детьми; решение задач используя цифры и математические знаки. | |
«Найди спрятанную игрушку » | Цель: умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты, находить спрятанную игрушку. | |
Апрель | «Что за чем следует» | Цель: закреплять знание времен года, месяцев и дней недели |
«Составь задачу и запиши» | Цель: развивать умение составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =). | |
«Опыты с кольцом и листом Мебиуса» | Цель: познакомить со свойствами геометрических фигур полученных в результате их деформации. | |
«Разделите на 2 равные группы» | Цель: развивать умение работать в парах, следить за выполнением задания. | |
Май | Мониторинг | |
«Заблудившиеся цифры» (модель логического древа (две ветки) | Цель: продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда при помощи моделей типа логического древа. | |
«Запиши при помощи цифр» | Цель: развивать умение составлять числовое выражение при помощи цифр и знаков. | |
Развлечение «Юные математики» | Цель: закрепление изученного материала. |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Годовой отчет воспитателя
за 2019 – 2020 учебный год
Подготовила:
Зарипова Ася Пикаливна
Старшая группа 1/2
Яр-Сале, 2020
1. Краткая характеристика группы
Всего детей в группе | Из них девочек | Из них мальчиков |
20 | 7 | 13 |
3. Результаты педагогической диагностики
Образовательное направление | Уровень овладения необходимыми навыками и умениями (начало года ) % | Уровень овладения необходимыми навыками и умениями (конец года) % |
Социально – коммуникативное развитие | В – 19 С – 65 Н – 16 | В – 51 С – 45 Н – 4 |
Речевое развитие | В – 0 С – 50 Н – 50 | В – 24 С – 63 Н – 13 |
Познавательное развитие | В – 0 С – 73 Н – 27 | В – 58 С – 42 Н – 0 |
Художественно – эстетическое развитие | В – 3 С – 60 Н – 37 | В – 28 С – 60 Н – 12 |
Физическое развитие | В – 0 С – 83 Н – 17 | В – 53 С – 47 Н – 0 |
4. Аналитическая справка по итогам педагогической диагностики
В начале учебного года диагностика проводилась с 18 детьми, в конце года – 19 детей.
Физическое развитие
По результатам проведенной диагностики, к концу учебного года физические качества достаточно сформированы и развиты практически у всех детей группы. Знают о важных и вредных факторах для здоровья, о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, режима дня. Соблюдают элементарные правила личной гигиены, самообслуживания, опрятности и умеют быстро одеваться и раздеваться, соблюдают порядок в шкафчиках.
Рекомендации: чаще проводить индивидуальную работу, продолжать создавать развивающую предметно – пространственную среду для оптимальной двигательной активности детей в ДОУ, уделять особое внимание закреплению основных видов движения, развитию основных физических качеств, созданию здоровьесберегающих факторов. Повышать популярность принципов здорового образа жизни в семейном воспитании.
Познавательное развитие
По данным результатам можно сделать вывод, что за год дети усвоили программный материал и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Хорошо развиты элементарные математические представления и навыки конструирования. Дети, имеющие высокий и средний уровень овладения знаниями и умениями по данной области знают основные признаки живых существ, устанавливают связи между состояниями живых существ и средой обитания. Знают о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных и растений. Называют времена года, знают о том, что нужно беречь природу. Знают название родного поселка, название страны и столицы. Различают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; умеют сравнивать два предмета по высоте, ширине и длине. Умеют определять части суток и называть их в правильной последовательности.
Речевое развитие
По итогам сравнительного анализа показателей начала и конца учебного года, можно сделать следующие выводы. К концу учебного года, уровень знаний, умений и навыков детей достиг хороших результатов: научились пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения, составлять по плану и образцу рассказы о предметах, по сюжетной картинке, набору картин. Употребляют в речи антонимы и синонимы. Часть детей данной группы начали различать понятия – звук, слог, слово. Не все дети находят слова с заданным звуком, определяют место звука в слове. Программный материал в данной образовательной области усвоен на среднем уровне.
Для дальнейшего роста показателей, планируется продолжать индивидуальные занятия с детьми по речевым заданиям, применять дидактические игры, продолжать читать литературные произведений, расширять знания о жанрах литературы, учить выразительно рассказывать стихи, составлять рассказы по сюжетным картинкам.
Социально – коммуникативное развитие
Дошкольники старшей группы умеют оформлять игру, используя разнообразные материалы (атрибуты), являются инициаторами в игре, часто организуют игры самостоятельно без помощи воспитателя. Активно проявляют интерес к дежурству и убирают за собой игрушки. У детей к концу года сформировались навыки организованного поведения в детском саду, дома и на улице. Также воспитанники старшей группы имеют элементарные представления о том, что такое хорошо, а что плохо, основы безопасного поведения в быту и в природе.
Необходимо продолжать работу развивающих проблемно-практических и проблемно-игровых ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов. Необходимо продолжать уделять внимание формированию культуры общения со взрослыми и сверстниками, учить общаться бесконфликтно. Продолжать учить формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей понимать себя, определять и называть свое эмоциональное состояние, реагировать на эмоции близких людей и сверстников. Необходимо учить детей соблюдать элементарные нормы и правила поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, прививать правила элементарной вежливости. Необходимо продолжать работу по формированию представлений о государстве и мире, о себе и своей семье, о природе родного края. Необходимо уделять внимание обогащению сюжетно – ролевых игр, закреплению вести диалоги, принимать игровые задачи.
Художественно – эстетическое развитие
Программный материал в данной области усвоен детьми на среднем уровне. Дети к концу года могут в правильной последовательности выполнять работу, создавать несложные сюжетные композиции изображения по мотивам народных игрушек. Не все воспитанники могут передавать общие признаки и характерные детали образа, располагать лист в заданном формате и правильно располагать изображение на листе, затрудняются называть основные виды декоративно - прикладного творчества. У всех воспитанников данной группы достаточно развит навык лепки объемного образа и все дети до конца и аккуратно выполняют плоскую лепку. Не все дети умеют правильно держать ножницы и правильно вырезать из бумаги, убирать свое рабочее место. Продолжать совершенствовать технику рисования, лепки, аппликации, развивать творческие способности воспитанников.
Итоговые результаты мониторинга свидетельствуют о достаточном уровне освоения образовательной программы.
Факторы, положительно повлиявшие на результаты педагогической диагностики:
Результаты получены за счет достаточно сформированных предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка работать в соответствии с инструкцией, самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, вовремя остановиться при выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение другого. Виден положительный результат проделанной работы: различия в высоком и среднем уровне не значительны. Но также есть и отрицательные моменты – присутствие низкого уровня в таких областях как речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Исходя из выше указанного, можно сделать вывод - знания детей достаточно прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.
Из результатов мониторинга определяются следующие направления работы, требующие углубленной работы на следующий учебный год:
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- социально-коммуникативное развитие.
5. Интересные события в группе:
Экскурсии:
- экскурсия в СОК «Арктика» в рамках тематической недели «Мой любимый посёлок» - сентябрь 2019 г.
Конкурсы:
Институциональные:
- конкурс поделок «Природа и фантазия»;
- конкурс плакатов по энергосбережению #Вместе ярче;
- конкурс чтецов «Мама… Как много в этом слове»;
- конкурс «Нарисуй скороговорку и выучи её»;
- конкурс чтецов «Слава защитникам отечества»;
- онлайн-конкурс чтецов «Стихами душу согревая, мы помним всё о той войне».
Окружные:
- «Внимание, дорога!».
Акции:
- активное участие в акции «Рука в руке»;
- оформление выставки к акции «Служили наши земляки».
Грамоты группе:
- грамота за активное участие группы в игре-викторине «Путешествие в сказку», приуроченной к неделе психологии «Этот сказочный мир»;
- грамота за 1 место в институциональном конкурсе плакатов по энергосбережению #Вместе ярче в номинации «За творческий подход и смысловую выразительность».
Развлечения, утренники:
- праздник Осени
- «Самая родная и любимая» - мероприятие, посвященные Дню Матери
- Новогодний утренник
- Праздничный утренник «Поздравляем наших мам»
6. Работа с родителями
Родительские собрания:
- «Особенности развития детей старшего дошкольного возраста» (организационное) – 15 родителей – октябрь 2019 г
«Математические ступеньки» (тематическое) – 11 родителей – февраль 2020 г
Участие в совместных выставках:
- выставка рисунков «В здоровом теле – здоровый дух!»
- выставка рисунков в рамках тематической недели «Мой любимый посёлок»
- выставка поделок из природного материала «Природа и фантазия»
- выставка рисунков «Краски Осени»
- фотовыставка «Лучше мамы друга нет»
Помощь в оформлении приемных и групповых комнат «Навстречу Новому году»
Участие в акциях «Дарите книги с любовью»
Благодарность родителям за участие в конкурсе «Выучи скороговорку и нарисуй её»
Участие в неделе рисования, в изготовлении из подручных материалов различных органайзеров и т.п.
Дистанционное обучение:
- активное участие в выставке плакатов в неделе здоровья;
- активное участие в выставке поделок ко Дню космонавтики;
- активное участие в #Селфи-марафоне;
- активное участие в акции «Голубь мира», «Георгиевская ленточка»;
- актичное участие в выстаке рисунков и поделок ко Дню Победы.
Вся воспитательно – образовательная работа в группе велась в тесном контакте с родителями. Использовались различные способы вовлечения родителей в воспитательный и образовательный процесс: беседы с родителями; консультации; памятки, дни открытых дверей; родительские собрания; совместное проведение развлечений; совместное творчество.
7.Деятельность педагога.
Самообразование
Тема самообразования «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Формирование элементарных математических представлений является важной темой во всестороннем развитии детей. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересованность математическим материалом, развивать логику и мышление, память и речь, расширять и углублять математические представления.
Основная цель использования занимательного материала – формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний.
Использование игрового математического материала способствовало:
- активизации умственной деятельности детей;
- развитию основных умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
- формированию основ творческого мышления;
- развитию и систематизации знаний, умений, математических представлений;
- развитию коммуникативных навыков;
- повышение интереса детей к математике.
По итогам диагностики можно увидеть, что у детей хорошо развиты элементарные математические представления. В познавательном развитии детей преобладает высокий и средний уровень.
Планирую на следующий учебный год продолжить работу по данной теме.
Курсы повышения квалификации:
- 31.01.2020 – 28.02.2020 – ГАО ДПО ЯНАО «РИРО» - тема «Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся как инструмент реализации ФГОС ДО ФГОС НОО» - 72 часа
- 25.02.2020 - 01.03.2020 – ГАОУ ТО ДПО "ТОГИРРО" – тема "Организационно-педагогические основы образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования" – 36 часов
- 13.05.2020 – ООО «Центр инновационного образования и воспитания» - тема «Профилактика короновируса, гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций в общеобразовательных организациях» - 16 часов
- Онлайн-конференции, вебинары, онлайн-курсы, мастер-классы:
№ п/п | Дата проведения | Наименование | Органиация | Документ |
1. | 10.04.2020 | «Экстренная всероссийская онлайн-конференция «Как детским садам работать в условиях эпидемии коронавируса» | Актион Образование | сертификат |
2. | 20.04.2020 | Вебинар «Зачем и как педагогам взаимодействовать с семьями воспитанников?» | Всероссийский учебно-методический портал «Педсовет» | сертификат |
3. | 20.04. – 22.04.2020 | Онлайн-курс по ИКТ «Как и зачем использовать онлайн-сервисы в педагогической деятельности» | Автор курса Мария Прозументова | сертификат |
4. | 22.04.2020 | Вебинар «Успешные образовательные практики в детском саду: сюжетные игры, проекты, занятия» | ОЦ «Галерея проектов» | сертификат |
5. | 26.04.2020 | Вебинар «Методика проведения занятий с детьми: от создания конспекта до практической реализации» | Всероссийский учебно-методический портал «Педсовет» | сертификат |
6. | 20.05.2020 | Вебинар «Способы поддержки инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста» | ОЦ «Галерея проектов» | сертификат |
7. | 27.05.2020 | Вебинар «Современные формы проведения непосредственно-образовательной деятельности в детском саду» | ОЦ «Галерея проектов» | сертификат |
- являюсь соучастником окружного конкурса «Внимание, дорога!»
Являюсь:
- членом МО старшие группы
- членом МО родной язык
- членом творческого объединения «Вдохновение»
8. Обогащение предметно – пространственной развивающей среды группы
Образовательная область | Содержание (обогащение, пополнение) |
Социально-коммуникативное развитие | - Обогащение национального уголка по краеведению – пошив ненецкой мужской малицы и женской ягушки из сукна - Создание домиков своими руками для игр в уголке безопасности - Создание макета светофора для игр в уголке безопасности |
Познавательное развитие | - Лэпбук «Занимательная математика» |
Речевое развитие | - Игры для дыхательной гимнастики |
Художественно-эстетическое развитие | |
Физическое развитие |
9. Взаимодействие с педагогами ДОУ:
- открытое занятие по познавательному развитию - «Интегрированное занятие по ФЭМП с элементами аппликации «Рыбки. Составление предметов из треугольников»
- открытое занятие по обучению грамоте – ноябрь 2019 г
- открытое занятие по обучению грамоте – декабрь 2019 г
- являюсь педагогом-наставником для молодых педагогов: Сэротэтто Лидия Владиславовна, Сэротэтто Мария Олеговна – с декабря 2019 года.
В течение периода оказывалась помощь:
- адаптация в педагогическом коллективе
- консультирование в написании ежедневного планирования
- помощь в написании и подготовке конспекта НОД
- посещение и устный анализ занятий
- помощь в дистанционном обучении (вебинары, мастер-классы, курсы)
- помощь в прохождении курсов повышения квалификации
- помощь в составлении готового отчёта
- различная помощь по интересующим вопросам
10. Перспективы на следующий учебный год
- презентация опыта работы по теме самообразования;
- да, планирую повышение квалификационной категории.
11. Предложения в адрес методической службы
Для группы необходим:
- касса цифр и счетных материалов – на каждого ребенка
- набор объёмных геометрических фигур – 1 комплект
- набор магнитных цифр и знаков – 1 комплект
- набор для обучения грамоте на магнитной основе – 1 комплект
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет, математические игры "Количество и счет", дидактические игры для детей средней - подготовительной ...
План по самообразованию. Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
План работы по самообразованию воспитателя рассписан на 3 года...
План самообразования воспитателя Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в...
План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
МАДОУ №370 комбинированного вида «Ручеёк»Воспитатель: Василова Лейсан Маратовна План по самообразованиюТема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста ч...
План по самообразованию Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Актуальность. В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умст...
План по самообразованию Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Обеспечение целостности образовательного процесса черезорганизацию занятий в игровой форме и формированиематематических знаний у дошкольников через игровую деятельность...
Отчет по самообразованию Презентация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Отчет по самообразованию Презентация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...