Семинар «Формирование экологических представлений посредством игровой технологии»
материал
В современных условиях проблемы экологического воспитания приобретают особую остроту. Вопросы взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Сегодня перед нами стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к окружающей среде и обеспечении соответствующего воспитания молодого поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_formir_ekolog.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование экологических представлений посредством игровой технологии»
«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и
который призваны изменить»
А.М. Горький.
Цель:
-повысить профессиональное мастерство педагогов в подборе, организации и проведении дидактических игр экологической направленности.
В современных условиях проблемы экологического воспитания приобретают особую остроту. Вопросы взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Сегодня перед нами стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к окружающей среде и обеспечении соответствующего воспитания молодого поколения.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.
Экологическое образование - актуальная на сегодняшний день задача, когда в мире гибнут тысячи животных от засух и наводнений, голода и холода, от рук браконьеров. Одним из главных мест в работе отводится семье.
Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводятся беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка.
А заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям нужно как можно раньше, в дошкольном возрасте.
Экологическое образование в наши дни – важнейшая составляющая воспитательной работы в детском саду. И чтобы сделать работу интересной и увлекательной, нам педагогам нужно использовать современные технологии. Одним из эффективных методов по формированию экологических знаний являются экологические игры.
Включение игровых технологий в работу с детьми, делает её наиболее интересной и мотивированной.
В детском саду развитие экологической культуры должно прослеживаться во всех сферах деятельности ,при этом учитывается индивидуальные особенности ребёнка, интересы, пожелания .
Игровые технологии, а это - экологические игры являются одним из методов по формированию экологических знаний у дошкольников. Экологические игры являются эффективным средством формирования личности ребёнка, игра-это искра зажигающая огонёк любознательности.
Для успешного саморазвития, развития личностных качеств, формирования дружеских взаимоотношений игровые технологии необходимо использовать в развлечениях, в непосредственно образовательной деятельности, труде, прогулке.
Игровые технологии включают достаточно методов и приёмов педагогического процесса, так в игре начинают развиваться произвольное поведение, внимание, память. В условиях игры дети лучше усваивают материал, запоминают самое сложное.
Игровая педагогическая технология — организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагог последовательно производит: отбор, разработку, подготовку к игре, включает детей в игровую деятельность, самостоятельная игра, подведение итогов, результат игровой деятельности.
Реализация педагогической игры осуществляется в последовательности:
• в форме игровой задачи ставится цель;
• правилам игры подчиняется деятельность;
• учебный материал используется в качестве ее средства;
• с игровым результатом связывается успешное выполнение дидактического задания;
Цель игровой технологии это полноценная мотивация основ для формирования навыков и умений деятельности.
Основными задачами игровой технологии являются:
-достижение высокого уровня мотивации, с осознанием потребности в усвоении знаний и умений в соответствии собственной активности ребёнка;
-подбор средств, повышающий её результативность.
Игра-имеет незаменимую роль как для умственного, так и для физического развития детей. У детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности, в ней возможно вовлечение каждого в активную работу и интеллектуально пассивный ребёнок может выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной ситуации.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы, дают ребёнку возможность участвовать в роли, быть причастным к изучаемому, погрузится в реальный мир.
Но сегодня мы обратим внимание на использование игровых технологий именно в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое образование дошкольников это основа дошкольного образования. Серьёзной проблемой для детей дошкольников является освоение правил поведения в природе, освоение моральных норм, сострадание, и усвоение этих правил должно проходить в игровой деятельности. Дети уже не только играют и сами, но и наблюдают ,как играют сверстники. Экологическое образование дошкольников имеет важное значение, так как в этом возрасте проходит формирование основ нравственности посредством экологического воспитания дошкольников, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам природы.
Что же такое технология игры? Технология игры – это группа методов и приемов организации педагогического процесса, которая стимулирует познавательную активность ребёнка, стимулирует детей искать ответы на возникшие вопросы,
позволяет включать их обычные представления.
По специфическим характеристикам игры делятся на творческие и игры с правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы:
К творческим играм относятся:
- сюжетно-ролевые;
- игры-путешествия;
- театрализованные
- соревновательные.
К играм с правилами относятся:
- дидактические;
- подвижные.
В экологическом воспитании игры с правилами дают детям возможность представить полученные во время наблюдений или чтения литературы разнообразные явления природы.
Ролевые игры - это игры на бытовые темы, игры с природным материалом, строительные игры, театрализованные, развлечения. Например, игра «Строительство волшебного города», «Путешествие на северный полюс». В экологическом воспитании используют сюжетно-ролевой игры для обучения детей к формированию у них осознанно-правильного отношения к животным, растениям, людям как к части природы. Благодаря ролевой игре повышается интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. снижается утомляемость.
Театрализованные экологические игры основаны на моделировании экологической деятельности. В этих играх ребёнок исполняет роль артиста. Дети сопоставляют себя с образом животных, растений: «Кот во дворе», «Танец цветов». Такие игры возможны после неоднократного знакомства и наблюдений, если были на экскурсии в парке, можно изображать растительность, передавать полёт птиц, бабочек.
Игры-путешествия направлены на развитие познавательных интересов и потребностей, эмоциональной сферы. Они хороши тем, что включая познавательный материал, речевую и творческую деятельность детей, не перегружает детей. Дети с помощью ИКТ попадают в сказку, в другую страну, на другой континент: «Поездка в волшебный город», «Экскурсия в зоопарк», «Путешествие к морю» и др. Дети в процессе узнают много нового, посещая интересные места, впечатления детей безграничны.
Игры-путешествия – усиливают впечатление, обостряют интерес, внимание, наблюдательность, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
К соревновательным играм относятся: викторины по экологии, конкурсы, КВН. Они стимулируют активность участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений.
Дидактические игры делятся по предметные и настольно-печатные гры.
К играм с использованием различных предметов природы относят предметные игры (цветы, фрукты, листья). К примеру: «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Чудесный мешочек». Эти игры развивают сенсорные ощущения, наблюдательность, умение группировать по принадлежности.
Игры лото, домино, разрезные картинки, пазлы («Овощи и фрукты», «Животные и птицы», «Круглый год», «Огород» и т.д.) В этих играх классифицируются и уточняются знания детей о животных, явлениях неживой природы, растениях.
Дети играют в такие игры в повседневной жизни и предназначены они для небольшого числа играющих.
Игры экологического содержания способствует:
– расширению представлений о взаимодействии человека с природой;
– воспитанию ценностного отношения к природе;
– получению новых знаний, их обобщению и закреплению;
– выработке навыков культуры поведения в окружающей среде.
Использование игровых технологий в воспитании экологической культуры позволяет добиться более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически правильному поведению в природе. Игровые технологии развивают творческие способности, речь, мышление, фантазию, приобщают детей к народной культуре.
Игры по экологии – важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста, которые создают ситуации, повышают ответственность, создают дружескую атмосферу и потребность взаимовыручки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших дошкольников»
Данный материал предназначен для педагогов. Из которого педагог может применить в своей практике игры на формирование экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших ...
Формирование элементарных математических представлений посредством игровой технологии «Палочки Кюизенера»
Материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений...
Обобщение опыта работы "Формирование экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших дошкольников».
Обобщение педагогического опыта...
Отчет по плану самообразования «Формирование экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших дошкольников».
В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая...
Формирование элементарных математических представлений посредством игровой технологии «Палочки Кюизенера»
Консультация для родителей , как развивать математические способности с помощью "Палочек Кюизенера"...
Мастер-класс для воспитателей Формирование математических представлений средствами игровых технологий
Мастер-класс для воспитателей Формирование математических представлений средствами игровых технологий...
План взаимодействия с семьями воспитанников по формированию ранней профориентации посредством игровых технологий.
Что такое профессиональная ориентация?Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека, для оказания ему помощи в разумном в...