ВОСПИТАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДОУ
статья (подготовительная группа)

         Проблема социокультурной идентификации детей дошкольного возраста остается актуальной на протяжении всего периода становления системы образования. Содержательной направленностью современного образования является вхождение личности в мировую культуру посредством ценностей — национальных и этнических. Осознание себя с дошкольного возраста в качестве объекта и субъекта культуры и истории обеспечит фундамент для формирования более прочного опыта социокультурной идентификации, толерантности в системе школьного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zvykova_ovcharenko.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУНОЙ

ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В УСЛОВИЯХ ДОУ

Овчаренко Юлия Александровна, воспитатель МАДОУ №18, г. Армавир

Звыкова Елена Леонидовна, воспитатель МАДОУ №18, г. Армавир

         Проблема социокультурной идентификации детей дошкольного возраста остается актуальной на протяжении всего периода становления системы образования. Содержательной направленностью современного образования является вхождение личности в мировую культуру посредством ценностей — национальных и этнических. Осознание себя с дошкольного возраста в качестве объекта и субъекта культуры и истории обеспечит фундамент для формирования более прочного опыта социокультурной идентификации, толерантности в системе школьного образования.

Дошкольный возраст, по мнению А. Н. Леонтьева, является первым периодом формирования личности и вхождения ее в социум, на наш взгляд, система дошкольного образования, в частности процесс воспитания, должна быть построена именно как социокультурная субъект-субъектная среда, обусловливающая воспитание у детей толерантности друг к другу. Процесс культурной идентификации связан с концентрацией национальной культуры в субъективном мире личности.

Искусство формирует ментальное пространство воспитания, а игра трансформирует ценности во внутренние установки, мироощущение, представления и поведение ребенка.

Именно сравнение, нахождение сходных признаков (внешности, языка, обычаев), то есть выполнение простейших познавательных операций, укрепляет основы самосознания и национального самопознания в системе межличностного отношения в многонациональной группе. Дети учатся видеть мир глазами разных людей, учитывая то, что другой человек может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совершенно по-иному. Воспитание терпимости к другим, отличающимся от собственных, вкусам, привычкам, взглядам поможет дошкольнику не только найти общий язык со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями разных культур. Воспитание уважения к окружающим и самоуважения позволит с дошкольного детства уважительно относиться к другим нациям, культурам и к себе.

Сегодня педагогическая практика обозначила противоречия, требующие разрешения в каждом образовательном учреждении:

•        между возрастающей социальной значимостью проблемы воспитания социокультурной идентификации и толерантности и практической не разработанностью данного вопроса в системе дошкольного образования;

•        между реальной действительностью, отражающей конфликтные ситуации в этническом пространстве, и отсутствием в науке и практике воспитательных моделей, обеспечивающих воспитание социокультурной идентификации и толерантности начиная с дошкольного возраста.

Необходимость разработки модели, обусловливающей создание педагогических условий воспитания социокультурной идентификации и толерантности в нашем дошкольном образовательном учреждении, определяется характером и составом семей и детей различных культур и национальностей.

Основная цель проекта состоит в создании культурного пространства как среды становления социокультурной идентификации и толерантности в детско-взрослом сообществе.

Для реализации целевых установок решались следующие задачи,

1.        Создание поликультурного пространства дошкольного образовательного учреждения как среды воспитания социокультурной идентификации и толерантности детей и взрослых.

2.        Разработка содержания поликультурного образования на основе интеграции ценностей различных культур (традиций, обычаев, правил этикета, художественных образов), культуры и истории (художественных образов и исторических фактов), языков (русского и национального). 

3.        Создание специальных художественно-эстетических видов деятельности и социокультурных ситуаций как диалогового разноуровневого и разновозрастного сообщества (сверстников и взрослых).

4.        Разработка диалоговых и коммуникативных технологий воспитания социокультурной идентификации и толерантности во взросло-детском сообществе.

5.        Определение форм взаимодействия образовательного учреждения и социокультурных институтов как внешнего культурного пространства, обусловливающего межнациональный диалог субъектов.

Целевыми группами в реализации данного проекта являются национальные семьи, имеющие ребенка дошкольного возраста, поддерживающие культурные традиции; дети дошкольного возраста; специалисты в области дошкольного образования, деятели культуры. 

В модели воспитательной системы «Понимаю и принимаю тебя» представлены теоретические основы воспитания социокультурной идентификации и толерантности личности; содержание и технологии процесса социокультурной идентификации и толерантности детей дошкольного возраста. Разработаны критерии и показатели уровня проявления социокультурной идентификации и толерантности в среде сверстников; научно-методическое и кадровое обеспечение процесса воспитания социокультурной идентификации и толерантности в системе дошкольного образования; представлен программно-методический материал как условие' обеспечения качества процесса воспитания. Разработана программа повышения квалификации специалистов в дошкольном учреждении как субъективный фактор, обусловливающий эффективность реализации модели воспитания. Описаны перспективные направления развития системы воспитания социокультурной толерантности у дошкольников. 

Содержание воспитательного процесса посредством тематических циклов реализуется в различных возрастных группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Сюжетно-ролевая игра в формировании личности ребенка в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов".

Педагогам детских садов в своей работе следует уделять как можно больше внимания развитию умственной деятельности детей, приучению их к самостоятельности  мышления, к использованию полученных ими...

Выступление из опыта работы на региональном семинаре-практикуме по проблеме "Социальное партнерство семьи и ДОУ как условие социо-культурного развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС" на базе МБДОУ д/с №18 г.Альметьевск, апрель 2017 г.

В данном докладе представлен опыт работы воспитателя школы-интерната для детей с ОВЗ Гимадиевой Г.З. по взаимодействию с родителями и установлению с ними партнерских отношений в условиях реализации ФГ...

Влияние духовно-нравственного воспитания на развитие личности ребенка, в условиях материнской депривации.

Обзор основных аспектов духовно-нравственного воспитания на развитие личности детей сирот и детей,оставшихся без попечения родителей.  Полезно для воспитателей,педагогов учреждений для детей сиро...

Статья «Формирование личности ребенка в условиях взаимодействия общественного и семейного воспитания»

Статья «Формирование личности ребенка в условиях взаимодействия общественного и семейного воспитания»Галина Денисова Статья «Формирование личности ребенка в условиях взаимодейст...

Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»

29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом  и презентацией на тему:...

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважите...