ВОСПИТАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДОУ
статья (подготовительная группа)
Проблема социокультурной идентификации детей дошкольного возраста остается актуальной на протяжении всего периода становления системы образования. Содержательной направленностью современного образования является вхождение личности в мировую культуру посредством ценностей — национальных и этнических. Осознание себя с дошкольного возраста в качестве объекта и субъекта культуры и истории обеспечит фундамент для формирования более прочного опыта социокультурной идентификации, толерантности в системе школьного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zvykova_ovcharenko.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУНОЙ
ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
В УСЛОВИЯХ ДОУ
Овчаренко Юлия Александровна, воспитатель МАДОУ №18, г. Армавир
Звыкова Елена Леонидовна, воспитатель МАДОУ №18, г. Армавир
Проблема социокультурной идентификации детей дошкольного возраста остается актуальной на протяжении всего периода становления системы образования. Содержательной направленностью современного образования является вхождение личности в мировую культуру посредством ценностей — национальных и этнических. Осознание себя с дошкольного возраста в качестве объекта и субъекта культуры и истории обеспечит фундамент для формирования более прочного опыта социокультурной идентификации, толерантности в системе школьного образования.
Дошкольный возраст, по мнению А. Н. Леонтьева, является первым периодом формирования личности и вхождения ее в социум, на наш взгляд, система дошкольного образования, в частности процесс воспитания, должна быть построена именно как социокультурная субъект-субъектная среда, обусловливающая воспитание у детей толерантности друг к другу. Процесс культурной идентификации связан с концентрацией национальной культуры в субъективном мире личности.
Искусство формирует ментальное пространство воспитания, а игра трансформирует ценности во внутренние установки, мироощущение, представления и поведение ребенка.
Именно сравнение, нахождение сходных признаков (внешности, языка, обычаев), то есть выполнение простейших познавательных операций, укрепляет основы самосознания и национального самопознания в системе межличностного отношения в многонациональной группе. Дети учатся видеть мир глазами разных людей, учитывая то, что другой человек может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совершенно по-иному. Воспитание терпимости к другим, отличающимся от собственных, вкусам, привычкам, взглядам поможет дошкольнику не только найти общий язык со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями разных культур. Воспитание уважения к окружающим и самоуважения позволит с дошкольного детства уважительно относиться к другим нациям, культурам и к себе.
Сегодня педагогическая практика обозначила противоречия, требующие разрешения в каждом образовательном учреждении:
• между возрастающей социальной значимостью проблемы воспитания социокультурной идентификации и толерантности и практической не разработанностью данного вопроса в системе дошкольного образования;
• между реальной действительностью, отражающей конфликтные ситуации в этническом пространстве, и отсутствием в науке и практике воспитательных моделей, обеспечивающих воспитание социокультурной идентификации и толерантности начиная с дошкольного возраста.
Необходимость разработки модели, обусловливающей создание педагогических условий воспитания социокультурной идентификации и толерантности в нашем дошкольном образовательном учреждении, определяется характером и составом семей и детей различных культур и национальностей.
Основная цель проекта состоит в создании культурного пространства как среды становления социокультурной идентификации и толерантности в детско-взрослом сообществе.
Для реализации целевых установок решались следующие задачи,
1. Создание поликультурного пространства дошкольного образовательного учреждения как среды воспитания социокультурной идентификации и толерантности детей и взрослых.
2. Разработка содержания поликультурного образования на основе интеграции ценностей различных культур (традиций, обычаев, правил этикета, художественных образов), культуры и истории (художественных образов и исторических фактов), языков (русского и национального).
3. Создание специальных художественно-эстетических видов деятельности и социокультурных ситуаций как диалогового разноуровневого и разновозрастного сообщества (сверстников и взрослых).
4. Разработка диалоговых и коммуникативных технологий воспитания социокультурной идентификации и толерантности во взросло-детском сообществе.
5. Определение форм взаимодействия образовательного учреждения и социокультурных институтов как внешнего культурного пространства, обусловливающего межнациональный диалог субъектов.
Целевыми группами в реализации данного проекта являются национальные семьи, имеющие ребенка дошкольного возраста, поддерживающие культурные традиции; дети дошкольного возраста; специалисты в области дошкольного образования, деятели культуры.
В модели воспитательной системы «Понимаю и принимаю тебя» представлены теоретические основы воспитания социокультурной идентификации и толерантности личности; содержание и технологии процесса социокультурной идентификации и толерантности детей дошкольного возраста. Разработаны критерии и показатели уровня проявления социокультурной идентификации и толерантности в среде сверстников; научно-методическое и кадровое обеспечение процесса воспитания социокультурной идентификации и толерантности в системе дошкольного образования; представлен программно-методический материал как условие' обеспечения качества процесса воспитания. Разработана программа повышения квалификации специалистов в дошкольном учреждении как субъективный фактор, обусловливающий эффективность реализации модели воспитания. Описаны перспективные направления развития системы воспитания социокультурной толерантности у дошкольников.
Содержание воспитательного процесса посредством тематических циклов реализуется в различных возрастных группах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно- патриотическое воспитание личности ребенка в условиях дошкольного учреждения
презентация...
Статья на тему:"Сюжетно-ролевая игра в формировании личности ребенка в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов".
Педагогам детских садов в своей работе следует уделять как можно больше внимания развитию умственной деятельности детей, приучению их к самостоятельности мышления, к использованию полученных ими...
Выступление из опыта работы на региональном семинаре-практикуме по проблеме "Социальное партнерство семьи и ДОУ как условие социо-культурного развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС" на базе МБДОУ д/с №18 г.Альметьевск, апрель 2017 г.
В данном докладе представлен опыт работы воспитателя школы-интерната для детей с ОВЗ Гимадиевой Г.З. по взаимодействию с родителями и установлению с ними партнерских отношений в условиях реализации ФГ...
Влияние духовно-нравственного воспитания на развитие личности ребенка, в условиях материнской депривации.
Обзор основных аспектов духовно-нравственного воспитания на развитие личности детей сирот и детей,оставшихся без попечения родителей. Полезно для воспитателей,педагогов учреждений для детей сиро...
Статья «Формирование личности ребенка в условиях взаимодействия общественного и семейного воспитания»
Статья «Формирование личности ребенка в условиях взаимодействия общественного и семейного воспитания»Галина Денисова Статья «Формирование личности ребенка в условиях взаимодейст...
Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»
29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом и презентацией на тему:...
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважите...