«Воспитание привычек у детей дошкольного возраста»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Авксентьева Нина Николаевна

Цель – найти способы устранения привычки (по готовому алгоритму).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit_sobranie_o_privychkah.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Воспитание привычек у детей дошкольного возраста»

Ход собрания:

Понятие. Актуальность. Классификация.

Результаты анкетирования родителей. Механизм появления вредной привычки.

Работа в группах: «отсутствие регулирования процесса опорожнения – подгузники, мокрые штаны на улице», «однообразные навязчивые действия - сосание соски, груди, покачивание туловищем», «совместный сон с родителями».

Цель – найти способы устранения привычки (по готовому алгоритму). Педагогические подсказки.

Рефлексия.

«Здравствуйте, уважаемые родители!

Тема нашей встречи «Воспитание привычек у детей дошкольного возраста».

Что же такое привычка? (Ответы родителей)

Привычка - потребность, стремление выполнять определенные действия.

Детские вредные привычки причиняют вред здоровью и развитию ребенка. Многие вредные привычки - особенно устойчивые - негативно сказываются на состоянии внутренних органов ребенка; другие вредные привычки оказывают неблагоприятное влияние на нервную систему, органы зрения и слуха; третьи вредные привычки - на состояние опорно-двигательного аппарата, осанку; четвертые вредные привычки создают благоприятные условия для развития той или иной инфекции в организме; пятые вредные привычки становятся причиной возникновения опасных паразитарных заболеваний; иные вредные привычки оказывают негативное влияние на формирования характера ребенка.

Многие вредные привычки возникают в связи с неправильно закрепленным или плохо усвоенным навыком. Например, так создается привычка неправильно держать ложку или вилку у ребенка, которого не научили ими пользоваться.

Порой вредные привычки лишь вуаль, скрывающая переживания ребёнка. Они - лишь макияж высокого нервно-эмоционального напряжения ребёнка. И эти привычки, как правило, «создают» сами родители.

Привычки есть у каждого. Знаете ли вы, что привычка бывает еще и полезной?

Привычки могут быть полезными, способствующими возникновению положительных черт характера, могут быть и вредными для формирования личности ребенка.. Если ребенок научился бегло и правильно читать, он может приобрести полезную привычку регулярно читать книги, а в старшем возрасте следить за новинками художественной литературы. Научившись владеть иглой, утюгом, ребенок легче выработает в себе привычку следить за своей одеждой, быть всегда аккуратным и чистым. Так формируются полезные привычки».

Игра-знакомство «Давайте знакомиться»

Ход: участники называют себя и свою привычку, передавая по кругу мячик. Игру начинает ведущий.

«Кто-то из вас назвал вредную привычку, а кто-то полезную. Хорошо, что вы их в себе знаете. Привычки есть и у ваших детей.

Ведущий вразброс перечисляет привычки, а родители называют, «вредные» они, или «полезные»

Многообразие привычек

«Вредные» привычки

«Полезные» привычки

сосание пальца (соски)

грызет ногти

ковыряние пальцем в носу

навязчивые движения

покачивание туловищем

употребление слов-паразитов («ну», «вот», «значит», «короче»)

теребит волосы или мочку уха

совместный сон с родителями

подгузник

мытье рук перед едой

уборка игрушек на место

засыпание в одно и то же время

правильное питание

личная гигиена

занятия по интересам

пользование носовым платком

выбрасывание мусора в мусорное ведро

«Мы разделили все привычки на 2 группы. Далее мы узнаем, как же формируются привычки. Изучив механизм, можно в будущем не допускать их появление, развитие».

Для этого накануне встречи было проведено анкетирование , которое определило ряд основных вредных привычек детей раннего возраста:

1 место – совместный сон с родителями,

2 место – теребит волосы, мочку уха, ковыряет пальцем в носу,

3 место – навязчивые движения (вытирает нос, шмыгает, ковыряет носком обуви землю).

Один из вопросов анкеты «Почему появляются вредные привычки у детей?» был направлен на осознание механизма формирования привычки.

Были получены следующие ответы:

Усваивают «плохое» от окружающих, перенимает особенности поведения от окружающих.

Из-за неуверенности в себе, недостатка родительского внимания, любви.

Из-за избалованности, отсутствия родительской требовательности.

Нет своевременной коррекции, работой над избавлением от привычки.

Исходя из следующего вопроса анкеты «Пытались ли вы бороться с привычкой? Как?» многие ответили, что для борьбы с привычкой, оказалось недостаточно лишь объяснить, что так делать не стоит. Так же родители считают, что уговоры, просьбы и запреты не действуют.

Привычка воспитывается не столько словами, сколько делами и поступками. Если работа над привычкой начинается, только в момент ее проявления – это бесполезная и порой очень эмоционально затратная деятельность, как для родителей, так и для детей. На устранение вредной привычки требуется столько же времени, сколько она закреплялась!

Привычка, вредная или полезная, формируется не ежеминутно, а последовательно.

Прежде всего, необходимо разобраться в причинах ее появления

Причины появления привычек ,причины устранение

Недостаток внимания

родителей

Снижение психоэмоцион. напряжения

Копирование взрослого

Физический дискомфорт

привычки

разрушающие действия

причинение себе (близким) вреда

грызение ногтей

сосание соски, волос

повторение нецензурных слов

принятие пищи в комнате

ковыряние в носу

онанизм

принцип борьбы

Больше ласки и нежности

Снижение требовательности родителей

Контроль за своим поведением

Воспитание личной гигиены

Меры борьбы

Давать выплеск агрессии

Меньше требований

замена полезной привычкой, приносящей удовольствие

снятие беспокойства

разнообразить впечатления ребенка через игровое взаимодействие

пример правильного поведения

«взгляд со стороны» (зеркало)

режим дня, последовательность действий

использование средств личной гигиены

«Важно, чтобы работа велась постоянно. В период борьбы с привычкой ребенок должен быть насыщен новыми впечатлениями, знакомился с новыми играми вместе с родителями, имел обширный круг общения.

В большинстве случаев вредную привычку просто достаточно заменить полезной. Конечно, для этого необходимо хотеть получить положительный результат».

Работа в группах.

Вопрос к участникам собрания: Хотите ли вы помочь своему ребенку устранить вредную привычку? (Ответы).

«Предлагаю разделиться на группы». Родители рассаживаются за столы, обозначенные табличками. Получают алгоритм.

1 группа - «отсутствие регулирования процесса опорожнения – подгузники, мокрые штаны на улице»

2 группа - «однообразные навязчивые действия - сосание соски, груди, покачивание туловищем»

3 группа - «совместный сон с родителями».

Инструкция: «Согласно только что рассмотренному алгоритму, составьте план избавления от привычки. Пусть все будет так, как сделали бы это вы. Только учтите информацию, полученную в начале собрания. Для работы вам дается 15 минут».

Далее обсуждается работа каждой группы. Участники групп оценивают целесообразность каждого плана, дополняют. Ведущий расширяет перечень возможных приемов.

«Появление вредных привычек оказывает негативное влияние на здоровье ребенка. Многие вредные привычки на первый взгляд кажутся интересными и забавными. Но не стоит запускать вредные привычки. Необходимо бороться с ними. Будьте внимательны к своему ребенку, тогда возможно избавиться от вредных привычек в ранней стадии развития.

«7 шагов» к победе над вредной привычкой

Ребенок грызет ногти.

Любое событие, приводящее ребенка в возбужденное состояние, может стать причиной возникновения вредной привычки. Как отучить ребенка грызть ногти.

- Ни в коем случае нельзя бить ребенка по рукам.

- Определите первоначальную причину стресса и попытайтесь ее устранить.

- Если ребенок забылся и снова грызет ногти – не ругайте его. Спокойным и ласковым голосом сделайте замечание, положите руку на ладонь, похлопайте по плечу.

Ковыряние в носу. Если постоянно по поводу и без повода чистить нос таким способом, можно повредить слизистую оболочку носа, вызвать кровотечение, занести инфекцию.

Ковыряние в зубах. Разные предметы травмируют эмаль и могут повредить дёсны. Если необходимо освободить от остатков пищи межзубные пространства, используйте специальную нить для зубов и приучайте ребенка полоскать рот после еды.

Постоянное жевание жвачки. Жевательную резинку целесообразно использовать после еды, если под рукой нет зубной щётки, но не дольше 10 минут. Жевание стимулирует выработку желудочного сока, который заставляет пустой желудок «переваривать» самого себя.

Чистка ушей подручными предметами. Если чистить уши спичками, шпильками или зубочистками, и даже ватными палочками, то велика вероятность повредить барабанную перепонку. Раздражая кожу внутри уха, усиливается работа серных желёз, внутри образуется серная пробка. В итоге ухудшается слух.

Вредные привычки могут появиться в любом возрасте. Они растут и меняются с нами.

Сосание пальца!

Каким образом можно отучить ребёнка от этой привычки? Часто бывает достаточно , чтобы мать села рядом с ребёнком на кровать, спокойно поговорила с ним перед сном, подержала некоторое время его ручки, чтобы ребёнок мог успокоиться и заснуть. Некоторые родители считают, что это непедагогично, что нельзя баловать ребенка, каждый должен засыпать самостоятельно. Для спокойных "беспроблемных" детей это правильно. Однако очень часто за такими аргументами стоит вполне понятное желание родителей побыстрее освободиться вечером от забот и отдохнуть самим. Но если они действительно хотят помочь ребенку избавиться от вредных привычек, то одними командами и силовым нажимом ничего не добьешься. Ежедневное спокойное и нежное общение с ребёнком непосредственно перед сном сделает его более уравновешенным и менее возбудимым. Наряду с усиленным нежным вниманием надо постараться внушить ребёнку веру в собственные силы, возлагая на него небольшие обязанности, с которыми он в состоянии справиться под руководством родителей. Если родители видят, что ребёнок не может справиться с вредной привычкой, необходимо обратить внимание на общение с ребёнком и заново посмотреть на его положение в семье. Чутким отношением к малышу, совместными занятиями и играми можно добиться постепенного отвыкания ребёнка от вредной привычки!

Логопеды считают, что мешает правильному произношению звуков привычка сосания или прикусывание пальцев, языка, губ, карандаша, щеки, одежды, края подушки, манера подкладывать руку под щеку во время сна и т.д. Это самые вредные и частые детская привычки, в основе которой лежит врожденный безусловный рефлекс, принимающие участия в нем губы, язык, щеки, небо, нижняя челюсть. Так привычка сосать большой палец вызывает изменение (искривление) верхних передних зубов, смещение нижней челюсти, перекрестный или открытый прикус; сосание языка, прокладывание его между зубами стать причиной открытого прикуса. Необходимо устранить вредную привычку и устранить развивающую аномалию прикуса.

Ребенок кусается.

Чаще всего ребенок кусается, когда он чем-то расстроен и не знает как противостоять ситуации.

- Не кусайте ребенка в ответ и не мажьте ему рот горчицей.

- Во время игры с другими детьми внимательно наблюдайте за ним. Каждый раз, когда он готов укусить другого малыша, закройте ему рот рукой и скажите «Людей кусать нехорошо. Скажи, что ты хочешь»

- Если ребенок хочет укусить вас, постарайтесь переключить внимание или отвлечь его другим действием.

- Проиграйте ситуацию борьбы за игрушку. Спросите «Как надо попросить игрушку»

Агрессора с раннего детства надо учить контролировать себя. Те дети, которым это удается, чаще добиваются успеха во взрослой жизни и продолжают уважать и любить своих родителей.

Вредная привычка может выступать в роли утешения для малыша в ситуации стресса или беспокойства. Сосание пальца является хорошим этому примером. Такое поведение может говорить об излишней тревожности ребенка. Но тревога не всегда является причиной вредных привычек детей. Иногда нежелательная привычка вызвана скукой. То есть, такое поведение может быть источником развлечения для ребенка.

Например, в одном исследовании ученые обнаружили, что привычка грызть ногти проявлялась гораздо чаще, когда дети смотрели телевизор и кусали ногти от нечего делать, чем когда они чувствовали тревогу. Иногда привычки появляются по определенному поводу, но продолжают проявляться в повседневной жизни. Например, маленькие дети с простудой часто теребят свой носик, чтобы очистить его, но после выздоровления продолжают в нем ковыряться даже после того, как научились сморкаться.

Привычка долго смотреть телевизор.

Проблема состоит в том, как научить ребенка умеренности в их использовании. Попробуйте начать с небольших ограничений, заменяя из более активными интересами.

- Давайте детям возможность ограниченного выбора смотреть одну какую-то передачу или смотреть телевизор не более 2 часов в день.

- Обязательно выключайте телевизор время приема пищи. Это время гораздо лучше использовать для общения с детьми.

- Вовлекайте детей в активную деятельность. Чаще выходите из дома. Составьте расписание ребенка таким образом, чтобы на просмотр телепередач и видеоигры оставалось не более 2 часов.

- Если вы излишне смотрите телевизор сами, сложно ожидать от детей обратного.

- Помогите ребенку выбрать из нескольких десятков программ 1 -2 лучшие. Запланируйте их просмотр.

Привычка ругаться

Вы в шоке! Вы потеряли дар речи. Ваш ребенок произносит совсем недетские выражения. Рано или поздно с этой проблемой сталкиваются все родители.

Это явление можно объяснить следующими причинами. С раннего возраста на детей обрушивается огромный поток информации. Слушая речь окружающих, малыш воспроизводит новые слова и выражения, подражая взрослым. Некоторым нравится произносить слова также, как это нравится попугаю, но их значение ни с чем плохим не связывается. Если для ребенка «нехорошие» слова не содержат смысловой «начинки», значит, родители сражаются с ветряными мельницами.

Что можно посоветовать взрослым в таких случаях?

  • Говоруна переполняют разнообразные чувства, но ему катастрофически не хватает слов, чтобы их выразить. Подыскивая выражения, он вдруг начинает добавлять крепкие словечки. И если не заострять на этом внимание ребенка, как правило, «увлечение» ругательствами проходит само собой по мере обогащения его словарного запаса.
  • Если реагировать на ругательства бурно, ребенок с удовольствием будет их повторять снова и снова только ради того чтобы насладиться вашим негодованием или возмущением окружающих людей.
  • Когда ваш ребенок станет постарше, поговорите с ним по душам и убедите его, что щеголять ненормативной лексикой не очень-то красиво. В пять-шесть лет ребенок уже достаточно большой, чтобы понять, что есть лексика, совершенно недопустимая в приличном обществе. Так ему и скажите: «Мы с папой тоже знаем эти выражения, но никогда не произносим вслух».

КАК ИЗБАВИТЬСЯ?

1. Устранить первопричину. Понаблюдайте, проясните моменты, когда ребенок начинает теребить волосы, грызть ногти или скрежетать зубами. Он в этот момент устал, ему стало скучно, а может он злится или чем-то расстроен? Возможно, понадобится вести некоторое время записи, чтобы понять что служит «пусковым механизмом» той или иной привычки. И когда вы нащупаете этот «пусковой механизм», то вам нужно постараться направить жизнь ребенка в другое русло. Чтобы было наглядней, лучше объяснить на примерах. Допустим шестилетний ребенок сосет палец во время просмотра телевизора, то стоит заменить даже любимые мультсериалы и передачи на прогулки, игры, или лепку из пластилина и т.п.

2. Когда вы решаете, что с привычкой надо бороться, то не акцентируйте на этом много внимания. Ну то есть многие родители наступают на грабли, тем что постоянно делают замечания ребенку: не грызи ногти – это плохо, некрасиво, что в «культурном обществе» так не принято делать, порицают, ругают, выходят из себя. Жалуются об этом свои подругам, рассказывают в семье и все это ребенок наблюдает. То есть придают слишком большое значение и уделяют много внимания, а этого делать не в коем случае не стоит, потому что заостряя внимание ребенка на этом «вредном моменте», вы привычку только укорените.

3. Привлеките ребенка в союзники. Боритесь с вредной привычкой сообща с вашим ребенком. Поговорите со своим чадом о том, почему стоит избавится от этой привычки, а так же обсудите, что именно вы можете сделать вместе, чтобы искоренить вредную привычку. Поощряйте ребенка в процессе «избавления».

4. Помогите ребенку расслабится и предложите замену. Как я упоминала выше, что привычка может быть для ребёнка средством расслабится, снять напряжение. Так что попробуйте нащупать тот стрессовый фактор и предложить замену. Например, когда ребенок захочет погрызть ногти, можно предложить ему засунуть руки в карман, где предварительно будет лежать какой шарик, который он может повертеть в руках. В общем, в силу того, что в каждом отдельном случае, родитель все таки знает своего ребенка лучше, то и «нащупать» эту замену не составит родителю труда.

Этап подведения итогов родительского собрания

Воспитатель. Уважаемые родители! Родители – образцы для подражания у детей. Исследования показали, что дети повторяют вредные привычки за родителями. Если вы видите, что у малыша появилась новая детская вредная привычка, то, спросите себя, не вы ли стали причиной ее появления.Хочется порекомендовать вам больше времени уделять ребенку – гулять, играть, посещать разнообразные выставки, детские театральные представления, ходить в музеи, походы, смотреть вместе с ним «старые и добрые» мультфильм, детские фильмы. И тогда у ребенка совсем не останется времени на «вредные привычки». В завершении родительского собрания используется прием «Сослагательное наклонение». Родителям предлагается высказать свое мнение о проведенном родительском собрании. Зачитывается проект решения родительского собрания и принимается его решение.

Решение родительского собрания

  1. Объединить усилия семьи и детского сада по устранению вредных привычек у детей.
  2. Уделять им дома больше внимания и любви.

Уважаемые родители! Для близкого знакомства предлагаем Вам

заполнить следующую анкету.

«Вредные привычки моего ребенка»

#1050;ак Вы думаете, почему появляются вредные привычки у детей?

2. Есть ли у Вашего ребенка вредные привычки? (подчеркните) да / нет

#1045;сли «да», то какие (подчеркните)

сосание пальца, соски

грызет ногти

ковыряет пальцем в носу

навязчивые движения, покачивание туловищем

употребление слов-паразитов («ну», «вот», «значит»,…)

теребит волосы, мочку уха

совместный сон с родителям

_____________________________

#1055;ытались ли Вы с ними бороться? Как?

5. Есть ли в Вашей семье полезные привычки? (перечислите)

Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...