ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ 2022г
методическая разработка

Караулова Мария Константиновна

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon vkr_pdf.pdf756.02 КБ
PDF icon vkr_prezentatsiya_pdf.pdf974.65 КБ
Файл vkr_vystuplenie.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Слайд 1. (Титульный) вашему вниманию представлена работа на тему «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ» выполненная студенткой Карауловой Марией Константиновной под руководством научного руководителя, преподавателя Киле Веры Сергеевны.

Слайд 2. Актуальность данного исследования заключается в том, что трудовое воспитание является важным направлением социального развития детей дошкольного возраста, знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Старший дошкольный возраст является важным возрастом в становлении личности человека. Именно этот период является сензитивным для формирования положительного отношения к миру предметов, труду взрослых. Только трудовая деятельность дошкольников отличается от труда взрослых (производительного, бытового), не приводит к получению объективно значимого продукта, носит ситуативный, необязательный характер, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.

Слайд 3. Изучение вопроса трудового воспитания дошкольников нашло отражение в истории отечественной педагогики. Представленные на слайде авторы показали, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей, это также отражено в трудах представленных педагогов и методистов.

Слайд 4.В ходе исследования нами были определены основные параметры: объект, предмет и цель исследования. Содержание данных параметров представлено на слайде.

Слайд 5. Для поставленной цели нам было необходимо решить ряд задач: рассмотреть сущность основных понятий в теоретической главе.

Слайд 6. В практической главе провести эмпирическое исследование: диагностировать уровень трудового воспитания старших дошкольников, посредством знакомства с миром профессий повысить уровень трудового воспитания старших дошкольников и провести сравнительный анализ результатов до и после формирующего этапа эксперимента.

Слайд 7. Также в ходе исследования нами была выдвинута гипотеза. Её содержание и условия подтверждения представлены на слайде.

Слайд 8. В практической части работы нами было запланировано и проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие воспитанники старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад № 2 «Колокольчик», с. Троицкое.

Слайд 9. Исследование включало в себя три этапа. Сроки и цели каждого тапа представлены на слайде.

Слайд 10. Новизна исследования заключатся в том, что разработанный материал может быть применен на практике воспитателем ДОО

Слайд 11. Исследование состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы и приложений.

Слайд 12. Трудовая деятельность – это, прежде всего, практическая деятельность, выполняемая человеком по определенному заданию. Предметом психологического изучения трудовой деятельности выступают психические процессы, факторы, состояния, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность человека, а также его личностные свойства.

Понятие трудовой деятельности включает два основных параметра:

Первый определяет психофизическое состояние работника, иными словами, его возможность выполнять физическую и умственную работу, несмотря на какие-либо обстоятельства.

Слайд 13. Труд детей по содержанию можно разделить на пять видов

  • самообслуживание – труд ребенка, который обращен на обслуживание самого себя, для детей дошкольного возраста это – умывание (навыки гигиены), одевание, раздевание, прием пищи;
  • хозяйственно-бытовой труд – труд ребенка, в котором он исполняет несложную для себя деятельность взрослых, это – умение наводить порядок в групповой комнате, прилегающим к ней помещениям, на участке, дома, а также, принятие участия в бытовых процессах, подготовке к занятиям, прогулкам, ремонт книг, игрушек;
  • труд в природе – труд, направленный на развитие приемов и навыков ухода за животными и растениями - уход за растениями и животными в уголке природы, очистка аквариума совместно с педагогом, озеленение участка и т.п.
  • ручной и художественный труд – труд, обращенный на удовлетворение эстетических потребностей человека – изготовление разнообразных поделок и т. п.;
  • умственный труд – решение какой-либо задачи, при этом принятый ответ можно назвать «результатом» труда.

Слайд 14. У детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими (А.Н. Леонтьев). Это способность позволяет формировать у них осознанный интерес к деятельности взрослого и результатом его труда, а также представление о своих возможностях. К концу старшего дошкольного возраста возникает новый уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Он характеризуется устойчивой системой отношений к себе, людям, окружающему миру. Детей старшего дошкольного возраста всё больше интересует мир взрослых и всё что с этим связанно – их деятельность, окружающие предметы. Знакомство детей с профессиями имеет важное значение для создания у детей первоначальных представлений о значимости профессий и роли труда в жизни общества. Стоит отметить, что необходимо четко спланировать руководство процессом формирования у детей знаний о трудовой деятельности взрослых.

Слайд 15. С целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы, мы приступили к эмпирическому исследованию. База исследования и количество участников представлены на слайде.

Слайд 16. Для определения уровня сформированности трудового воспитания нами была проведена диагностика авторов Г.А Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Изучение отношения к трудовым поручениям, желания и стремления трудиться, охотно выполнять поручения».

По результатам диагностики, представленным на слайде, видно, что подавляющее большинство детей старшего дошкольного возраста показали средний и низкий уровни трудового воспитания. У большинства детей недостаточно представление о труде взрослых, понимание ценности труда. Высокий уровень наблюдается у минимального количества воспитанников как экспериментальной, так и контрольной групп. Таким образом, мы пришли к выводу о том, что необходимо разработать программу деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации по формированию трудового воспитания у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром профессий.

С этой целью мы приступили к формирующему этапу.

Слайд 17. Цель заключалась в организации деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации по формированию трудового воспитания у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром профессий. В формирующем этапе приняли участие воспитанники экспериментальной группы. Воспитанники контрольной группы занимались в обычном режиме.

В старшей группе важно показать результат труда, его общественную значимость. Мы знакомили детей с профессией учителя, работников сельского хозяйства (фермер), транспорта (водитель лесовоза), с трудом людей творческих профессий: (педагог детского творчества), с результатами их труда.

В процессе знакомства с профессией придерживалась определенной системы, формируя у детей четкие представления о названии профессии, месте работы человека этой профессии: о названии профессии; о месте работы человека этой профессии; о материале для труда; об орудиях труда, о пользе труда для общества.

Проблемные вопросы были сформулированы следующим образом: для чего все люди трудятся? Какие бывают профессии? Какая профессия самая важная?

Слайд 18. Играя в дидактические игры, с детьми закреплялись: вид деятельности, орудия труда, специальная одежда различных профессий.

Так, например, играя в игру «Чьи вещи?» дети определяли вид деятельности по орудиям труда и профессиональным принадлежностям. В игре «Профессии» дети составляли рассказ по опорным схемам.

Слайд 19. Цель итогового этапа: проведение сравнительного анализа результатов диагностики по формированию трудового воспитания у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром профессий. На итоговом этапе нами использовались те же диагностики, что и на констатирующем. Диагностировали также 2 группы – экспериментальную и контрольную. После выполнения диагностического задания на итоговом этапе нами были получены следующие результаты, которые представлены на слайде. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе уровень трудового воспитания повысился, воспитанники стали более заинтересованными в мире профессий, окружающих их, более активно стали принимать участие в трудовой деятельности, выполняли поручения с удовольствием, а в контрольной группе по-прежнему отсутствует высокий уровень сформированности трудового воспитания. Воспитанники не проявляли желания трудиться, поручения выполняли только после указаний воспитателя.

Слайд 20. Сравнительный анализ констатирующего и итогового этапов позволяет сделать вывод о том, что организованная нами деятельность воспитателя дошкольной образовательной организации по формированию трудового воспитания у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром профессий дала положительный результат, оказалась эффективной. Уровень знаний воспитанников экспериментальной группы повысился, дети стали более активны в трудовой деятельности, стали проявлять больше заинтересованности к труду взрослых, а это значит, что цель нашего исследования достигнута, частичное апробирование программы оказалось эффективным.

Слайд 21. Титульный слайд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром

Знакомство с окружающим - одно из средств развития словаря у детей старшего дошкольного возраста. В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров пр...

"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности направленной на ознакомление с героическим прошлым нашей Родины"

В материале содержится описание опыта работы по нескольким блокам, направленным на ознакомление детей с героическим прошлым нашей Родины...

Статья: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ПТИЦ

Статья отражает систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с разными видами птиц....

Проект "Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками"

Смысловое значение русских народных сказок - воспитание нравственных качеств : доброты, справедливости, милосердия. Сказки расширяют словарный запас, помогают правильно строить диа...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомления с профессиями родителей. Проект "Такие интересные разные профессии"

Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Правильный выбор пр...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем

В данном матери але содержится патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем...