ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ 2022г
методическая разработка

Караулова Мария Константиновна

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon vkr_pdf.pdf756.02 КБ
PDF icon vkr_prezentatsiya_pdf.pdf974.65 КБ
Файл vkr_vystuplenie.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Слайд 1. (Титульный) вашему вниманию представлена работа на тему «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ» выполненная студенткой Карауловой Марией Константиновной под руководством научного руководителя, преподавателя Киле Веры Сергеевны.

Слайд 2. Актуальность данного исследования заключается в том, что трудовое воспитание является важным направлением социального развития детей дошкольного возраста, знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Старший дошкольный возраст является важным возрастом в становлении личности человека. Именно этот период является сензитивным для формирования положительного отношения к миру предметов, труду взрослых. Только трудовая деятельность дошкольников отличается от труда взрослых (производительного, бытового), не приводит к получению объективно значимого продукта, носит ситуативный, необязательный характер, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.

Слайд 3. Изучение вопроса трудового воспитания дошкольников нашло отражение в истории отечественной педагогики. Представленные на слайде авторы показали, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей, это также отражено в трудах представленных педагогов и методистов.

Слайд 4.В ходе исследования нами были определены основные параметры: объект, предмет и цель исследования. Содержание данных параметров представлено на слайде.

Слайд 5. Для поставленной цели нам было необходимо решить ряд задач: рассмотреть сущность основных понятий в теоретической главе.

Слайд 6. В практической главе провести эмпирическое исследование: диагностировать уровень трудового воспитания старших дошкольников, посредством знакомства с миром профессий повысить уровень трудового воспитания старших дошкольников и провести сравнительный анализ результатов до и после формирующего этапа эксперимента.

Слайд 7. Также в ходе исследования нами была выдвинута гипотеза. Её содержание и условия подтверждения представлены на слайде.

Слайд 8. В практической части работы нами было запланировано и проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие воспитанники старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад № 2 «Колокольчик», с. Троицкое.

Слайд 9. Исследование включало в себя три этапа. Сроки и цели каждого тапа представлены на слайде.

Слайд 10. Новизна исследования заключатся в том, что разработанный материал может быть применен на практике воспитателем ДОО

Слайд 11. Исследование состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы и приложений.

Слайд 12. Трудовая деятельность – это, прежде всего, практическая деятельность, выполняемая человеком по определенному заданию. Предметом психологического изучения трудовой деятельности выступают психические процессы, факторы, состояния, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность человека, а также его личностные свойства.

Понятие трудовой деятельности включает два основных параметра:

Первый определяет психофизическое состояние работника, иными словами, его возможность выполнять физическую и умственную работу, несмотря на какие-либо обстоятельства.

Слайд 13. Труд детей по содержанию можно разделить на пять видов

  • самообслуживание – труд ребенка, который обращен на обслуживание самого себя, для детей дошкольного возраста это – умывание (навыки гигиены), одевание, раздевание, прием пищи;
  • хозяйственно-бытовой труд – труд ребенка, в котором он исполняет несложную для себя деятельность взрослых, это – умение наводить порядок в групповой комнате, прилегающим к ней помещениям, на участке, дома, а также, принятие участия в бытовых процессах, подготовке к занятиям, прогулкам, ремонт книг, игрушек;
  • труд в природе – труд, направленный на развитие приемов и навыков ухода за животными и растениями - уход за растениями и животными в уголке природы, очистка аквариума совместно с педагогом, озеленение участка и т.п.
  • ручной и художественный труд – труд, обращенный на удовлетворение эстетических потребностей человека – изготовление разнообразных поделок и т. п.;
  • умственный труд – решение какой-либо задачи, при этом принятый ответ можно назвать «результатом» труда.

Слайд 14. У детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими (А.Н. Леонтьев). Это способность позволяет формировать у них осознанный интерес к деятельности взрослого и результатом его труда, а также представление о своих возможностях. К концу старшего дошкольного возраста возникает новый уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Он характеризуется устойчивой системой отношений к себе, людям, окружающему миру. Детей старшего дошкольного возраста всё больше интересует мир взрослых и всё что с этим связанно – их деятельность, окружающие предметы. Знакомство детей с профессиями имеет важное значение для создания у детей первоначальных представлений о значимости профессий и роли труда в жизни общества. Стоит отметить, что необходимо четко спланировать руководство процессом формирования у детей знаний о трудовой деятельности взрослых.

Слайд 15. С целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы, мы приступили к эмпирическому исследованию. База исследования и количество участников представлены на слайде.

Слайд 16. Для определения уровня сформированности трудового воспитания нами была проведена диагностика авторов Г.А Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Изучение отношения к трудовым поручениям, желания и стремления трудиться, охотно выполнять поручения».

По результатам диагностики, представленным на слайде, видно, что подавляющее большинство детей старшего дошкольного возраста показали средний и низкий уровни трудового воспитания. У большинства детей недостаточно представление о труде взрослых, понимание ценности труда. Высокий уровень наблюдается у минимального количества воспитанников как экспериментальной, так и контрольной групп. Таким образом, мы пришли к выводу о том, что необходимо разработать программу деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации по формированию трудового воспитания у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром профессий.

С этой целью мы приступили к формирующему этапу.

Слайд 17. Цель заключалась в организации деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации по формированию трудового воспитания у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром профессий. В формирующем этапе приняли участие воспитанники экспериментальной группы. Воспитанники контрольной группы занимались в обычном режиме.

В старшей группе важно показать результат труда, его общественную значимость. Мы знакомили детей с профессией учителя, работников сельского хозяйства (фермер), транспорта (водитель лесовоза), с трудом людей творческих профессий: (педагог детского творчества), с результатами их труда.

В процессе знакомства с профессией придерживалась определенной системы, формируя у детей четкие представления о названии профессии, месте работы человека этой профессии: о названии профессии; о месте работы человека этой профессии; о материале для труда; об орудиях труда, о пользе труда для общества.

Проблемные вопросы были сформулированы следующим образом: для чего все люди трудятся? Какие бывают профессии? Какая профессия самая важная?

Слайд 18. Играя в дидактические игры, с детьми закреплялись: вид деятельности, орудия труда, специальная одежда различных профессий.

Так, например, играя в игру «Чьи вещи?» дети определяли вид деятельности по орудиям труда и профессиональным принадлежностям. В игре «Профессии» дети составляли рассказ по опорным схемам.

Слайд 19. Цель итогового этапа: проведение сравнительного анализа результатов диагностики по формированию трудового воспитания у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром профессий. На итоговом этапе нами использовались те же диагностики, что и на констатирующем. Диагностировали также 2 группы – экспериментальную и контрольную. После выполнения диагностического задания на итоговом этапе нами были получены следующие результаты, которые представлены на слайде. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе уровень трудового воспитания повысился, воспитанники стали более заинтересованными в мире профессий, окружающих их, более активно стали принимать участие в трудовой деятельности, выполняли поручения с удовольствием, а в контрольной группе по-прежнему отсутствует высокий уровень сформированности трудового воспитания. Воспитанники не проявляли желания трудиться, поручения выполняли только после указаний воспитателя.

Слайд 20. Сравнительный анализ констатирующего и итогового этапов позволяет сделать вывод о том, что организованная нами деятельность воспитателя дошкольной образовательной организации по формированию трудового воспитания у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром профессий дала положительный результат, оказалась эффективной. Уровень знаний воспитанников экспериментальной группы повысился, дети стали более активны в трудовой деятельности, стали проявлять больше заинтересованности к труду взрослых, а это значит, что цель нашего исследования достигнута, частичное апробирование программы оказалось эффективным.

Слайд 21. Титульный слайд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром

Знакомство с окружающим - одно из средств развития словаря у детей старшего дошкольного возраста. В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров пр...

"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности направленной на ознакомление с героическим прошлым нашей Родины"

В материале содержится описание опыта работы по нескольким блокам, направленным на ознакомление детей с героическим прошлым нашей Родины...

Статья: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ПТИЦ

Статья отражает систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с разными видами птиц....

Организация взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края».

В данной статье описывается насколько важно экологическое воспитание в раннем дошкольном возрасте, обосновывается необходимость целенаправленной работы с семьями воспитанников по экологическому воспит...

Проект "Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками"

Смысловое значение русских народных сказок - воспитание нравственных качеств : доброты, справедливости, милосердия. Сказки расширяют словарный запас, помогают правильно строить диа...