Организация физкультурно-оздоровительной работы детей с ОВЗ в проекте " Познай себя"
материал

Шумова Елена Ивановна

для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_fizkulturno.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Организация физкультурно-оздоровительной работы детей с ОВЗв ДОУ.

Введение:

Одна из важных проблем современного мира – это здоровье подрастающего поколения. На данный момент эта проблема стала очень актуальна, так как наше общество нуждается в творческих, гармонично развитых активных личностях. .[1]

Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в системе воспитания. Одной из важных первоначальных задач физического воспитания является укрепления  здоровья ребенка и не навредить ему. Особое внимание нужно уделить детям с ограниченными возможностями.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического воспитания, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к проявлению двигательной активности и физической культуры, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Актуальность темы.

В наше время все больше становиться,  детей у которых нарушена координация движений, дезориентация в пространстве, нарушение  мелкой моторики, высокая  утомляемость, вследствие чего снижается работоспособность, замедляются психические процессы, отмечаются пассивность и сонливость.

Для развития детей с ОВЗ немаловажное значение имеет физкультурно-оздоровительная работа.

В нашем детском саду №31 «Колосок» две коррекционные группы для детей  с ОНР. ОНР – это нарушение формирования всех сторон речи (звуковой лексико-грамматической, семантической) при различно сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

 У детей с ограниченными возможностями здоровья  наблюдаются  отклонения не только в  речевом развитии, но и в физическом, у таких детей относительно низкие показатели в статическом и динамическом равновесии, гибкости, силовых и скоростно - силовых способностей. Это обусловлено недоразвитием общей и мелкой моторики, повышенным мышечным напряжением. У детей данной категории отмечается гипер или гиподинамия, существенно страдают зрительно – двигательная и слух двигательная координация, выявляются недостатки психических функций (зрительная память, концентрация и устойчивость внимания).

Очевидно, что эти причины затрудняют процесс физического развития у детей, с ОВЗ. Для коррекции нарушений в развитии детей  данной категории недостаточно использования традиционно применяемых средств воздействия, так как готовность ребёнка к обучению в школе можно считать сформированной только на фоне полного физического, психологического и социального благополучия.

Поэтому я провожу с детьми с ОВЗ дополнительные занятия 2 раза в неделю по 25 минут в составе проекта « Поверь в себя» и опираюсь на основу адаптивных технологий.

На своих занятиях  по физическому воспитанию,   я столкнулась со следующими проблемами : дети с ОВЗ, затрудняются выполнить с первого раза четко поставленную мной задачу, затрудняются правильно ловить и кидать мяч, возникают трудности держать равновесие при выполнении  прыжков на одной ноге, не получается с первого раза выполнять сложно-координационные упражнения т.д.

Мои наблюдения показали, что применение традиционных средств физического воспитания для коррекции физического  состояния детей с ОВЗ не достаточно к существенным положительным изменениям физической подготовленности дошкольников. Поэтому в своей работе, я стала использовать современные инновационные технологии такие как: специальные корректирующие упражнения для исправления и укрепления осанки и формирования свода стопы, и подвижные игры с коррекционной направленностью, упражнения на растяжку , подвижные игры с корректирующей направленностью. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой. Она имеет столь широкий  диапазон  воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей. Например, игра «Затейник». В роли затейника первое время выступает воспитатель. После произнесения речёвки с выполнением ходьбы воспитатель предлагает выполнить упражнение для выработки правильной осанки: «кошечка», «мостик» и. т. д.

Цель: развить  и корректировать физические  качества детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.

Задачи:

- Помочь детям с ОВЗ  с  физическим  развитием, средствами адаптивной физической культуры.

- Обогащать двигательный опыт детей, помогать в развитии  жизненно важных двигательных умений и навыков.

- Развивать и совершенствовать физические, эмоционально-волевые качества детей с ОВЗ.

-Приобщение к самостоятельным занятиям физическим упражнениям;

- Формировать осознанную потребность в двигательной активности и потребности к здоровому образу жизни.

Не - даром еще в античные времена Аристотель отмечал: «Ничто так не истощает, не разрушает, как физическое бездействие».

Многолетние исследования показывают, что физический потенциал человека формируется, прежде всего, в первые два десятилетия. Именно в этот период нужно добиться, возможно,  более высокого для каждого человека уровня развития физических качеств. Несомненно, что выявление новых, оздоровительных эффектов использования средств физической культуры повысит качество внутреннего потенциала, заложенного природой у детей с ОВЗ.

Спецификой методики физического воспитания является то, что в основе всех способов применения физических упражнений лежат регулирование нагрузки,  стоит помнить о (длительности и интенсивности  упражнений, а также вариативности упражнений) и вариативность сочетания нагрузки с отдыхом.

На своих занятиях пользуюсь методами: систематичности ,словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, указание, команда, распоряжение, и наглядный (имитация, поддержка и помощь, использование ориентиров и др.)

Благодаря проведенным занятиям с детьми с ОВЗ , с 2023-2024 учебного года, можно сделать первые выводы: дети стали более восприимчивы к моим указаниям, координация движений улучшилась, пространственно-временные ориентиры дети стали лучше воспринимать и т.д., многие выпускники не только в школе имеют успехи, но и занимают первые места на Областных и Городских е по различным видам спорта.

Проблема социализации ребёнка с ОВЗ напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки  детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. В заключении хочу отметить, что последовательная реализация сформулированных положений и принципов физкультурного воспитания  представляет возможность достижений гармоничного духовного и телесного развития личности. Если с детьми с ОВЗ проводить регулярно занятия физическим воспитанием в саду с педагогом по физической культуре, с воспитателем и родителями, то мы достигнем  главной цели: адаптации их к жизни в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект «Азбука здоровья и развития»

Вид проекта: информационно-игровой, практический, групповой;Участники проекта: дети старшей группы, медицинский персонал, педагоги, родители;Срок реализации: долгосрочный:  с 01.09.2012г.- ...

Проект педсовета "Системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОО"

Педсовет спланирован в форме творческой конференции педагогов и родителей....

Образовательный проект как средство организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

Одной из главных задач деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляем...

Проект "Нестандартное оборудование в организации физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном отделении"

Проект "Нестандартное оборудование в организации физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном отделении"...

Нормы ГТО - нормы жизни! проект организации физкультурно-оздоровительной работы.

Нормы ГТО - нормы жизни! проект организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду для подготовки воспитанников к сдаче норм  первой ступени ВФСК ГТО....

Проект тематического педсовета в форме творческой конференции педагогов и родителей на тему «Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

Здоровье детей является абсолютной ценностью и включает в себя три уровня - биологическое, социальное и психологиче­ское. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состо­яние детей дошко...