Мастер – класс «Учим детей говорить красиво с помощью мнемотаблиц».
консультация

Мастер – класс «Учим детей говорить красиво с помощью мнемотаблиц».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Учим детей говорить красиво с помощью мнемотаблиц».

В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей.  Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К.Д. Ушинский

«Мнемотехника», «мнемотехнические приемы»… Что это такое?

Это не простая женщина

Одна из древнегреческих богинь. У древних греков была весьма интересная история про богов, про их родственные связи, обязанности в мире.

Мнемозина – дочь Урана- бога неба, и Геи - богини земли. Богиня была матерью 9 дочерей. Причем дочери тоже были не простыми. Они - музы - покровительницы различных видов искусств и науки.

Отсюда, Мнемозину называли «матерью всех муз». Но это еще не все.

У Мнемозины был свой источник, который так и назывался – источник Мнемозины, т.е. источник памяти.

Для того чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество.

Одна из них — мнемотехника.

А что такое мнемотехника? Вспомните и назовите знакомую с детства мнемотехнику.

Для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан

Для запоминания падежей русского языка -Иван   Родил Девчонку, Велел Тащить  Пелёнку» –  (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

В геометрии – Биссектриса — это крыса (бегает по углам и делит их пополам).

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие связной речи.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становиться актуальным.

Основной “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь “секрет”!

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

При обучении детей развитию речи мы используем приёмы мнемотехники, такие как:

Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией;

Мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно;

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний?

А помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи?

Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?

Все ответы на эти вопросы мы нашли в методике – мнемотехника.

Мы сейчас хотим вам показать, насколько это легко и доступно.

С помощью такой техники, можно заучивать любое стихотворение. Процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверены, что вы согласитесь с нами, если скажем, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?

Мы предлагаем Вам   посмотреть, как легко и просто нарисовать стихотворение.

Мишка косолапый

по лесу идет
Шишки собирает,

в корзиночку кладет
Вдруг упала шишка

мишке прямо в лоб,
Мишка рассердился

 и ногою топ! …

 Приглашаем 2 гостей, у кого на бейджиках – треугольники

Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение.

Работа с залом – Попробуем вместе прочитать знакомые стихотворения с помощью мнемотаблицы. Кто узнал, какое стихотворение закодировано.

Приглашаем поиграть в Игру «Цветик – семицветик» (пословицы)

Для игры нам нужно 7 человек. (выходят те, у кого на бейджиках –цветик-семицветик). Встаем полукругом. На «лепестке» зашифрована пословица. Отрываем лепесток и называем пословицу.

А вы любите сказки? Предлагаем вам узнать «Какая сказка спряталась?»

Приглашаем 2 участников мастер - класса тех, у кого на бейджиках треугольники. Ваша задача узнать сказку по мнемоквадратам, восстановить последовательность и кратко рассказать содержание сказки.

Пока наши коллеги готовятся, мы вам, предлагаем узнать какая сказка спряталась в мнетаблице

5

А теперь давайте придумаем свою сказку.

Поиграем в Игру на развитие фантазии и словесного творчества.

Игра называется «Шкатулка со сказками»

В коробке лежат картинки. Участники игры достают из коробки картинки, по очереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку.

Первый участник сказал 1-2 предложения, следующий продолжает сказку.

Приглашаем участников нашего мастер-класса

Рефлексия «Сюрприз» (под музыку)

Встаем в круг. Передаем по кругу наш сюрприз, под музыку. На ком музыка останавливается, тот отрывает лепесток и… . Подарок достается человеку, у которого остается ….

1.Как вы думаете, мнемотехника Вам пригодится в жизни, конкретно где?

Что Вы взяли для себя нового?

3.Появилось ли у Вас желание работать с мнемотаблицами?

4.Интересна ли была тема мастер-класса?

5.Выразите свое отношение к мнемотехнике с помощью схематического изображения? (Маркер)

Вывод

Мы думаем, что все игры с мнемотаблицами, которые показали сегодня, Вам пригодятся, а также понравятся вашим детям. Их можно использовать в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Учим детей говорить красиво"

На формирование правильной речи малыша большое влияние оказывает образец высказываний взрослого....

Из опыта работы "Учим детей говорить красиво"

На формирование правильной речи малыша большое влияние оказывает образец высказываний взрослого....

Мастер – класс «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице».

Мастер – класс  «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице».Мнемотаблицы для составления описательных рассказов для детей старшего и подготовительного возраста.Це...

Консультация на тему: «Учим детей пересказу сказок с помощью мнемотаблиц»

Использование метода мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обу...

Мастер-класс «Обучаем детей говорить» для воспитателей

Цель: повышать уровень знаний и умений педагогов по речевому развитию дошкольниковЗадачи:расширять осведомленность относительно методов и приемов развития связной речи детей;развивать исследовательско...

Методическая разработка мастер-класса "Учим детей управлять эмоциями"

Все люди без исключения, попадая в какие-либо жизненные ситуации, испытывают разнообразные эмоции – веселье, печаль, злость, удивления, брезгливость, сочувствия, восторг и т.д. Но всегда ли искр...

Консультация для родителей в виде мастер-класса «Учим детей правильно держать карандаш и ложку»

Умение правильно держать ложку, карандаш и ручку является важным и необходимым для ребенка дошкольного возраста и свидетельствует о том, насколько развита мелкая моторика рук и скоординированы движени...