Занятие в мини-музее "Русская изба"
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №177»
Ленинского района г. Саратова
«Путешествие в прошлое»
Конспект образовательной деятельности в средней группе совместно с родителями воспитатели: Чиняева Олеся Станиславовна Ананьева Ольга Николаевна Дата проведения:25.10.2024г. |
Цель:формирование духовной культуры через организацию экскурсионной деятельности. Познакомить родителей с мини-музеем «Русская изба» в МДОУ «ЦРР-детский сад №177»
Задачи:
Образовательные:
- Открыть детям доступ к культуре русского народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми.
- Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (изба, печь, лежанка, печурки,ухват, чугунок, самовар и т.д.).
- Познакомить родителей с русской избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами домашнего обихода;
Развивающие:
- Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игр.
- Развивать интерес к русскому фольклору, к народным традициям;
Воспитывающие:
- Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.
- Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
- Заинтересовать родителей историей родного края для передачи полученных знаний своим детям
Оборудование: мини-музей «Русская изба», оснащённый предметами русского быта, клубочек, запись русской народной мелодий «Ложки», русский народный костюм, атрибуты для д/и «Подбери заплатку», «Варим щи», самовар, ложки, баранки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок о труде, отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок.
Ход занятия:
(в группе).
Воспитатель:Дети посмотрите сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю. А вы знаете как раньше здоровались? А хотите узнать? Кланялись, прижав руку к сердцу. (Дети повторяют)
- Здравствуйте!
Сегодня мы отправимся в недалекое прошлое. А поможет нам в этом «Волшебный клубочек». Только нужно произнести волшебные слова. А вы за мной повторяйте.
Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток
Только сильно не спеши
Путь-дорожку укажи!
А мы пойдём за ним! (выходят за клубком из группы).
(в мини-музее «Русская изба»)
Воспитатель: Ребята вы уже знаете как здоровались в старину. Так давайте поприветствуем хозяйку этой избы.
(Дети: Здравствуйте! )
Хозяйка: Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие!
Хозяйка: Заходите, проходите, как живу я, посмотрите. Ребята, вы попали в старину, в недалёкое прошлое. Попали ко мне в дом - который сделан из бревен, он деревянный и называется ИЗБА!
Хозяйка:Проходите, присаживайтесь. Тепло у меня? Ой, у вас в квартирах тоже наверное тепло? А от чего у вас в квартирах тепло? (Ответы детей).
Хозяйка: А как вы думаете, почему у меня в избе тепло, у меня ведь нет батарей? (Ответы детей).
Хозяйка: Правильно, дети! Самым главным в избе была печь. Она находилась в центре избы. Печь обогревала дом, кормила семью, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду.
Хозяйка: Да, печь и накормит и обогреет. А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут с улицы мокрые, замёрзшие, где сушить одежду и валенки? (Ответы детей).
Хозяйка: Оказывается печь ещё и сушит. Под лежанкой есть печурки. Дети, повторим хором, как назывались эти углубления в кирпичной части печки? (Дети повторяют).
Хозяйка: Они как раз использовались в качестве сушилок. Ребята, как вы думаете, что можно сушить в печурках? (Ответы детей).
Хозяйка: Правильно! Ребята, посмотрите, сколько у меня здесь варежек и носков сушится! (достаёт из печурки). Ой, многие носки и варежки износились, прохудились. Ребята, а вы мне поможете подобрать к носочкам и варежкам заплатки по цвету?
Дидактическая игра «Подбери заплатку»
Хозяйка: Спасибо вам за помощь! Вот и говорят «Печь всему голова». Она сушит, греет, и конечно, же кормит.
Всё готовится в печи
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка
И баранья ножка!
Воспитатель: Хозяйка, а в чём же готовили раньше еду?
Хозяйка: Ой, ребята, а вот и моя посуда: вот чугунок, в нём то и готовили еду. Очень любили люди в старину есть каши разные да щи.
Даже придумали поговорки.
- Щи да каша - пища наша!
Хозяйка: Скажем вместе: «Щи да каша - пища наша!». (Дети повторяют)
Хозяйка: Но чугунок в печи горячий, да ещё и тяжёлый. Попробуйте, подержите (дети пробуют). Чтобы его из печи достать, нужен ухват. Посмотрите, как ухватом достать чугунок (показ).
Кто хочет попробовать?
- Что ты достал из печи? (ответы детей)
- Чем ты достал чугунок из печи? (ответы детей)
Хозяйка: Я как раз собиралась щи готовить,вот только позабыла, какие овощи нужны для приготовления щей.
Воспитатель: Давайте поможем хозяйке и выберем из корзины овощи которые нужны для приготовления щей.
Дидактическая игра «Варим щи»
Хозяйка: Спасибо вам ребята! (убирает чугунок в печь)
Хозяйка: Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать, а отгадки вы постарайтесь найти в нашей избе.
«Выпускает жаркий пар Древний чайник…» (самовар)
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами.
«Всех кормлю с охотою, А сама безротая» (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть.
Музыкальная игра на ложках по музыку «Ложки» вместе с родителями.
Хозяйка: Ну, что, гости, понравилось вам у меня в гостях?
Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Угощайтесь!
Воспитатель: Давайте скажем хозяйке спасибо! А нам пришло время возвращаться в группу.
А сейчас мы возьмём клубочек и скажем:
Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток
Только сильно не спеши
Путь-дорожку в группу укажи!
А мы пойдём за ним! (выходят за клубком из мини-музея).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Русская изба"
Полезный материал для ознакомления с региональным компонентом для воспитателей старшей группы....

Конспект познавательного занятия "Путешествие в коми избу".
Вводное занятие сдетьми подготовительной группы на конкурсе "Сердце отдаю детям"....
Конспект занятия «Посиделки в русской избе»
Конспект занятия «Посиделки в русской избе»...

Занятие «Знакомство с русской избой».
Материал: старинные предметы быта в доме Мишуковой Марии Васильевны. Дети узнают о новых предметах. изучают новые слова и знакомятся с историей и традициями родного народа....
Конспект занятия "Знакомство с рязанской избой - домом Сергея Есенина"
Цель занятия:Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи , с предметами русского быта на примере родного дома Сергея Есенина.Задачи:-познакомить детей с предметами русского быта, которы...

Конспект занятия «Знакомство с русской избой»
Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания я...

Конспект занятия «Знакомство с русской избой»
Цель: — познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.Задачи: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предме...