Конспект занятия "Знакомство с рязанской избой - домом Сергея Есенина"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 

Цель занятия:

Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи , с предметами русского быта на примере родного дома Сергея Есенина.

Задачи:

-познакомить детей с предметами русского быта, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, самовар;

-обогатить словарь детей, новыми словами;

 

    -воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_dom_esenina.odt27.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия «Знакомство с рязанской избой -  домом Сергея Есенина».

    Цель занятия:

    Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи , с предметами русского быта  на примере  родного дома Сергея Есенина.

    Задачи:

    -познакомить детей  с предметами русского быта, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, самовар;

    • -обогатить словарь детей, новыми словами;

    -воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

    Оборудование: иллюстрации дома Сергея Есенина, иллюстрации предметов быта,  фонозапись «Автобус».

    Ход занятия.

     Воспитатель: Здравствуйте, ребята.

    Приглашаю вас отправится в путешествие в село Константиново на Родину великого поэта Сергея Есенина. Сегодня мы с вами побываем в родном доме поэта. А доедем мы туда на автобусе.

    Физкультминутка «Автобус»

    Вот мы в автобусе сидим

    и сидим, и сидим.

    И из окошечка

    Глядим, все глядим.

    Глядим назад, глядим вперёд

    вот так - вот,

    вот так - вот.

    Ну что ж автобус не везёт,

    не везёт

    Колёса закружились

    вот так -вот, вот так –вот.

    Вперёд мы покатились

    Вот так –вот, вот так  –вот.

    А щётки по стеклу шуршат

    Бжик -бжик, бжик -бжик

    Все капельки смести хотят

    –бжик, -бжик, бжик, -бжик.

    И мы не просто так сидим,

    Би –би –би,

    И громко, громко все гудим

    Би –би -би.

    Пускай автобус наш трясёт

    Вот так -вот, вот так -вот.

    Мы едем, едем всё вперёд

    Би –би -би.

     Воспитатель:А вот и дом нашего земляка.

    Дети рассматривают иллюстрацию дома семьи Есениных.

     Воспитатель: В этом доме и жил Сережа Есенин.

    Дом Есенина — это типичный крестьянский дом.  В народе  дом назывался изба. Делали избы из сосновых иногда дубовых, цельных брёвен. Складывали брёвна с большим умением так, что они плотно держались между собой, а для теплоты обивали мхом. Существовал обычай под углы дома класть деньги (для богатства, шерсть (для тепла) и ладан (для святости). Народные умельцы строили дома без пил, гвоздей, без сложных измерительных приборов и чертежей, только с помощью топора. Мало построить дом прочным и удобным. Хочется, чтобы он был ещё и красивым. Для этого его украшали резными досками с орнаментом. Эти украшения считались ещё и оберегами. (Защищали от молнии, нечистой силы и т. д.) Посмотрите, как красиво украшен дом Есениных.

    Пальчиковая гимнастика «Изба».

    На дворе стоит изба

    Во все стороны резьба

    Водяные капли скрыты

    Ледяными ставнями

    Два столба там в землю врыты

    Сторожить поставлены

    По столбу ледяном

    Ходит ворон ходуном.

     Воспитатель: А теперь давайте зайдем в дом.

    Дети подходят к иллюстрации сеней дома Есениных и рассматривают ее

     Воспитатель: Типичная русская изба  состояла из теплого, отапливаемого помещения и сеней. Сени, прежде всего, отделяли тепло от холода. Дверь из теплой избы открывалась не сразу на улицу, а в сени.  Летом в сенях было удобно спать “на прохладе”. А в больших сенях устраивались девичьи посиделки и зимние встречи молодежи.

    В тёплую часть дома семьи Сергея Есенина ведут просторные сени, где среди крестьянской утвари и орудий труда выделяются серп и полукосок Татьяны Фёдоровны Есениной, матери поэта.

    Рассматривание иллюстрации.

    Воспитатель:  Из холодных сеней мы войдем в теплую часть дома — избу.

    Ребята, отгадайте загадку

    Летом спит,
    Зимой горит,
    Пасть открывает.
    Что дают, глотает.
     (Печь)

    -  Ребята, а что делало теплым дом?

     - Правильно печка.Стоит войти в жилую часть дома Семьи Есениных – нельзя не обратить внимания на  белоснежную русскую печку и предметы домашнего обихода.

      - Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как вставала по утру хозяка Татьяна Федоровна, мама Сережи Есенина, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.Она кормит, сушит, греет, лечит. Люди считали, что  в подпечке или за печью живёт домовой - покровитель дома, и когда семья перебиралась на новое место жительства, под печь ставили лапоть, чтобы домовой, как на саночках уехал вместе со всеми.

    -Чем же могла печь накормить своих хозяев?

    - Ответы детей. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

    У печи был обязательно шесток, где стояли горшки.

    Физкульминутка «Печь».

    Ча-ча-ча (три хлопка в ладоши).
    Печка очень горяча (четыре полуприседа).
    Чи-чи-чи (три хлопка над головой).
    Печет печка калачи (четыре прыжка на месте).

    Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

    Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье. Там находились помощники хозяйки, стояла прялка. Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

    Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Ухват - это предмет,  с помощью которого ставят в печь и достают из неё горшки, чугунки. Рядом стояла кочерга.  Кочергой выгребали золу из печи.  В ступе толкли зерно, очищая от шелухи. Помело и лопата были необходимы для выпечки хлеба: помелом подметали под печью, а лопатой сажали каравай.

     Рядом с печью обязательно висело полотенце и рукомойник, стояла лохань для грязной воды.

    В бабьем куту на полках вдоль стен располагалась посуда. Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко. Горшки делали их глины.

    Почетное место в избе – «красный угол» - находился  по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада. Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением, а уже потом только здоровался с хозяином.

    В красном углу  в доме Есениных – иконы Татьяны Фёдоровны, её нательный крестик. На стене рядом с печью - семейные фотографии и похвальный лист Сергея, полученный им при окончании земской школы.

    Стол – одна из основных предметов избы. Он стоял в красном углу, был такого размера, чтобы каждому хватило места во время еды. Столы были большие, потому что и семьи были большие: папа, мама, дедушка с бабушкой и детей человек пять. «Божья ладонь» называли стол, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы.

    На столе в доме Сережи Есенина красуется ведёрный «дедовский» самовар –

     свидетель многих чаепитий в семье Есениных.

    Физкультминутка «Самовар».

    Самовар кипит, пыхтит 
    (дети в кругу. Звукоподражание «пых-пых»)
    Из трубы дымок валит
    Приглашу своих друзей, (взмахи руками)
    Приходите поскорей.
    Я готовлю угощенье,
    Будет всем на удивленье:
    (изображают руками, как готовят тесто, разрезают)
    Пейте чай, мои друзья (показывают как наливают чай)
    Ведь старался я не зря.

      Воспитатель: Вдоль стен стояли широкие лавки и скамьи, на которых сидели и спали.Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было переносить, переставлять. Стулья в избах стали появляться несколько позже – в XIX в. Они выполнялись в виде симметричной формы, имели дощатое квадратное сиденье, сквозную квадратную спинку и чуть вытянутые ножки. Украшением стульев служила деревянная бахрома, либо узорная спинка.

    Спали крестьяне на скамьях, полатях, на печках, а потом уже появились и кровати

     На деревянной кровати у жарко натопленной печи спал поэт, когда приезжал в родительский дом в холодное время года.

    Угол в избе, напротив печи или справа от двери, был рабочим  местом хозяина. Здесь же стояла лавка, но которой он спал. Под ней, в ящичке, хранился инструмент. Здесь хозяин плёл лапти и лукошки, резал ложки, чинил сети.

    Скажите, а в чем  раньше люди хранили одежду?

    (Ответы детей.)

      Воспитатель: Одежду хранили в сундуках.  

    Посмотрите, какой красивый сундук в доме Есениных. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья.  Если в семье росла девочка, ей в отдельный сундук собирали приданое. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян.

      А теперь отгадайте загадки про русскую избу.

    Четыре братца под одной крышей стоят. (стол)

    Попало наше тесто в горячее место.
    Попало – не пропало, румяной булкой стало. (Печь)

    Не бык, а бодает,
    Не ест, а еду хватает,
    Что схватит — отдает.
    Сам в угол идет.
     (Ухват)

    И шипит, и кряхтит
    Воду быстро кипятит,
    Он наелся угольков,
    Вот для нас и чай готов.
    Кран на брюхе открывает,
    Кипяточек разливает. (Самовар)

    Новая посуда, а вся в дырах. (решето)

    Согнут в дугу - летом на лугу,

    Зимой - на крюку. (серп).

    Молодцы, ребята. Вот и подошло  к концу наше путешествие. Расскажите, что вам запомнилось и понравилось?

    До новой встречи.

     

    Конспект занятия  по художественному творчеству «Рязанская изба ».

    Программное содержание:

    • Продолжать знакомить с традиционной рязанской избой на примере дома Сергея Есенина;

    • Учить изображать в рисунке существенные элементы рязанской избы: бревенчатость, крыша, небольшие окошки, наличники.

    • Развивать эстетическое восприятие;

    • Развивать мелкую моторику;

    • Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.

    Материалы: иллюстрации дома Есенина, русской избы, альбомы, простые карандаши, акварельные краски, запись песен на стихи Сергея Есенина.

    Ход занятия.

     Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть дом – место, где вы живете со своей семьей. Расскажите, где вы живете?

    (Несколько детей рассказывают. Воспитатель вызывает детей, живущих в различных местах: квартира, частный дом, общежитие).

    Воспитатель: Кто-то из вас живет в квартире многоэтажного дома, кто-то живет в своем собственном небольшом доме.                                                                                                                  У нашего земляка поэта Сергея Есенина тоже был родной дом, по который он написал такие замечательные стихи.

    Низкий дом с голубыми ставнями,                                                                                                                     Не забыть мне тебя никогда,                                                                                                      Слишком были такими недавними                                                  

     Отзвучавшие в сумрак года.

    И теперь, когда вот новым светом
    И моей коснулась жизнь судьбы,
    Всё равно остался я  поэтом
    Золотой бревенчатой избы.

     Воспитатель: Дом Есенина — это типичный крестьянский дом. Вы уже знаете, что в народе его называли — изба».

    Крестьянин, который решил построить избу, приглашал к строительству всех друзей.

     Дома были четырехугольной формы.

    А чтобы узнать из каких деревьев строили дома, отгадайте мои загадки:

    Я – богатырь, в лесу расту,

    Для белки домиком служу,

    А те плоды, что упадут,

    Кабанчики всегда найдут. (дуб)

    Что же это за девица?

    Не швея, не мастерица,

    Ничего сама не шьет,

    А в иголках круглый год. (Ель и сосна)

    Воспитатель: Да, ребята, чаще всего их строили из еловых, сосновых или дубовых бревен.

    Строительство избы начиналось с валки леса. Срубив дерево, ствол его очищали от сучьев и коры, а затем, положив бревно и немного отступив от его конца, "выбирали" лунку. Четыре бревна, связанные  в квадрат (лунка к лунке), образовывали венец. В верхних брёвнах вырубался желоб, чтобы следующий венец плотно прилегал к нижнему. Вот так, венец на венец, и ставили избу. На брёвнах проставляли зарубки - порядковые номера. Если надо,избу можно было разобрать по брёвнышку, перевезти в другое место и снова собрать.

    Для того чтобы еще сильнее утеплить стены, между бревнами вбивали мох. Мох использовался и в утеплении окон и дверей.
    Русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят - не сдвинуть. Много терпения требовалось для возведения крыши. Доски для неё тесали топором. Их укладывали так, чтобы любую можно было заменить, не разбирая всей крыши.

    Над окнами крепились козырьки-наличники. Они прикрывали окна от дождя и снега. Позже появились накладные наличники со ставнями. Ставни выполняли ещё одну функцию. С улицы каждый мог видеть: открыты ставни - значит, хозяева уже встали, а закрыты - значит, ещё спят или ушли куда-то. Наличники украшали всевозможной резьбой. У каждой избы был свой облик.

    Стоит перед нами русская рубленая изба, светится на солнце. Сколько в  ней красоты  и поэзии, как талантливо всё придумано и хитро сделано!

    Пальчиковая гимнастика «Изба».

    На дворе стоит изба

    Во все стороны резьба

    Водяные капли скрыты

    Ледяными ставнями

    Два столба там в землю врыты

    Сторожить поставлены

    По столбу ледяном

    Ходит ворон ходуном.

    А давайте нарисуем русскую избу, дом, где жил Сергей Есенин.

    Рисование под музыку,

    Выставка работ..


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературно-музыкальной композиции по нравственному патриотическому воспитанию на тему: «Знакомство детей с творчеством Сергея Есенина».

    литературно-музыкальная композиция по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей и подготовительной группе....

    «Знакомство детей с творчеством Сергея Есенина».

    Литературно-музыкальная композиция по нравственно-патриотическому воспитанию в старших и подготовительных группах....

    Приобщение старших дошкольников к творчеству Сергея Есенина .

                                                          ...

    "Белая береза под моим окном" по мотиву стихотворения Сергея Есенина

    —Презентация может быть использована как часть непосредственной образовательной деятельности, совместной образовательной деятельности, досуговой деятельности в следующих образовательных областях: позн...

    Конспект занятия по знакомству с творчеством Сергея Есенина

    конспект занятия по знакомству с творчеством русского поэта сергея Есенина, дополненный презентацией...

    Конспект литературного вечера "Край любимый" в подготовительной группе, посвященного памяти Сергея Есенина

    Конспект литературного вечера "Край любимый" в подготовительной группе, посвященного памяти Сергея Есенина (1895-1925)...

    конспект музыкального занятия "Знакомство с творчеством Сергея Есенина"

    Дети знакомятс с творчеством Сергея Есенина через музыку и игры...