Конспект занятия "Знакомство с рязанской избой - домом Сергея Есенина"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель занятия:
Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи , с предметами русского быта на примере родного дома Сергея Есенина.
Задачи:
-познакомить детей с предметами русского быта, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, самовар;
-обогатить словарь детей, новыми словами;
-воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dom_esenina.odt | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Знакомство с рязанской избой - домом Сергея Есенина».
Цель занятия:
Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи , с предметами русского быта на примере родного дома Сергея Есенина.
Задачи:
-познакомить детей с предметами русского быта, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, самовар;
- -обогатить словарь детей, новыми словами;
-воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
Оборудование: иллюстрации дома Сергея Есенина, иллюстрации предметов быта, фонозапись «Автобус».
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Приглашаю вас отправится в путешествие в село Константиново на Родину великого поэта Сергея Есенина. Сегодня мы с вами побываем в родном доме поэта. А доедем мы туда на автобусе.
Физкультминутка «Автобус»
Вот мы в автобусе сидим
и сидим, и сидим.
И из окошечка
Глядим, все глядим.
Глядим назад, глядим вперёд
вот так - вот,
вот так - вот.
Ну что ж автобус не везёт,
не везёт
Колёса закружились
вот так -вот, вот так –вот.
Вперёд мы покатились
Вот так –вот, вот так –вот.
А щётки по стеклу шуршат
Бжик -бжик, бжик -бжик
Все капельки смести хотят
–бжик, -бжик, бжик, -бжик.
И мы не просто так сидим,
Би –би –би,
И громко, громко все гудим
Би –би -би.
Пускай автобус наш трясёт
Вот так -вот, вот так -вот.
Мы едем, едем всё вперёд
Би –би -би.
Воспитатель:А вот и дом нашего земляка.
Дети рассматривают иллюстрацию дома семьи Есениных.
Воспитатель: В этом доме и жил Сережа Есенин.
Дом Есенина — это типичный крестьянский дом. В народе дом назывался изба. Делали избы из сосновых иногда дубовых, цельных брёвен. Складывали брёвна с большим умением так, что они плотно держались между собой, а для теплоты обивали мхом. Существовал обычай под углы дома класть деньги (для богатства, шерсть (для тепла) и ладан (для святости). Народные умельцы строили дома без пил, гвоздей, без сложных измерительных приборов и чертежей, только с помощью топора. Мало построить дом прочным и удобным. Хочется, чтобы он был ещё и красивым. Для этого его украшали резными досками с орнаментом. Эти украшения считались ещё и оберегами. (Защищали от молнии, нечистой силы и т. д.) Посмотрите, как красиво украшен дом Есениных.
Пальчиковая гимнастика «Изба».
На дворе стоит изба
Во все стороны резьба
Водяные капли скрыты
Ледяными ставнями
Два столба там в землю врыты
Сторожить поставлены
По столбу ледяном
Ходит ворон ходуном.
Воспитатель: А теперь давайте зайдем в дом.
Дети подходят к иллюстрации сеней дома Есениных и рассматривают ее
Воспитатель: Типичная русская изба состояла из теплого, отапливаемого помещения и сеней. Сени, прежде всего, отделяли тепло от холода. Дверь из теплой избы открывалась не сразу на улицу, а в сени. Летом в сенях было удобно спать “на прохладе”. А в больших сенях устраивались девичьи посиделки и зимние встречи молодежи.
В тёплую часть дома семьи Сергея Есенина ведут просторные сени, где среди крестьянской утвари и орудий труда выделяются серп и полукосок Татьяны Фёдоровны Есениной, матери поэта.
Рассматривание иллюстрации.
Воспитатель: Из холодных сеней мы войдем в теплую часть дома — избу.
Ребята, отгадайте загадку
Летом спит,
Зимой горит,
Пасть открывает.
Что дают, глотает. (Печь)
- Ребята, а что делало теплым дом?
- Правильно печка.Стоит войти в жилую часть дома Семьи Есениных – нельзя не обратить внимания на белоснежную русскую печку и предметы домашнего обихода.
- Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как вставала по утру хозяка Татьяна Федоровна, мама Сережи Есенина, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.Она кормит, сушит, греет, лечит. Люди считали, что в подпечке или за печью живёт домовой - покровитель дома, и когда семья перебиралась на новое место жительства, под печь ставили лапоть, чтобы домовой, как на саночках уехал вместе со всеми.
-Чем же могла печь накормить своих хозяев?
- Ответы детей. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
У печи был обязательно шесток, где стояли горшки.
Физкульминутка «Печь».
Ча-ча-ча (три хлопка в ладоши).
Печка очень горяча (четыре полуприседа).
Чи-чи-чи (три хлопка над головой).
Печет печка калачи (четыре прыжка на месте).
Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.
Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье. Там находились помощники хозяйки, стояла прялка. Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Ухват - это предмет, с помощью которого ставят в печь и достают из неё горшки, чугунки. Рядом стояла кочерга. Кочергой выгребали золу из печи. В ступе толкли зерно, очищая от шелухи. Помело и лопата были необходимы для выпечки хлеба: помелом подметали под печью, а лопатой сажали каравай.
Рядом с печью обязательно висело полотенце и рукомойник, стояла лохань для грязной воды.
В бабьем куту на полках вдоль стен располагалась посуда. Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко. Горшки делали их глины.
Почетное место в избе – «красный угол» - находился по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада. Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением, а уже потом только здоровался с хозяином.
В красном углу в доме Есениных – иконы Татьяны Фёдоровны, её нательный крестик. На стене рядом с печью - семейные фотографии и похвальный лист Сергея, полученный им при окончании земской школы.
Стол – одна из основных предметов избы. Он стоял в красном углу, был такого размера, чтобы каждому хватило места во время еды. Столы были большие, потому что и семьи были большие: папа, мама, дедушка с бабушкой и детей человек пять. «Божья ладонь» называли стол, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы.
На столе в доме Сережи Есенина красуется ведёрный «дедовский» самовар –
свидетель многих чаепитий в семье Есениных.
Физкультминутка «Самовар».
Самовар кипит, пыхтит
(дети в кругу. Звукоподражание «пых-пых»)
Из трубы дымок валит
Приглашу своих друзей, (взмахи руками)
Приходите поскорей.
Я готовлю угощенье,
Будет всем на удивленье:
(изображают руками, как готовят тесто, разрезают)
Пейте чай, мои друзья (показывают как наливают чай)
Ведь старался я не зря.
Воспитатель: Вдоль стен стояли широкие лавки и скамьи, на которых сидели и спали.Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было переносить, переставлять. Стулья в избах стали появляться несколько позже – в XIX в. Они выполнялись в виде симметричной формы, имели дощатое квадратное сиденье, сквозную квадратную спинку и чуть вытянутые ножки. Украшением стульев служила деревянная бахрома, либо узорная спинка.
Спали крестьяне на скамьях, полатях, на печках, а потом уже появились и кровати
На деревянной кровати у жарко натопленной печи спал поэт, когда приезжал в родительский дом в холодное время года.
Угол в избе, напротив печи или справа от двери, был рабочим местом хозяина. Здесь же стояла лавка, но которой он спал. Под ней, в ящичке, хранился инструмент. Здесь хозяин плёл лапти и лукошки, резал ложки, чинил сети.
Скажите, а в чем раньше люди хранили одежду?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Одежду хранили в сундуках.
Посмотрите, какой красивый сундук в доме Есениных. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья. Если в семье росла девочка, ей в отдельный сундук собирали приданое. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян.
А теперь отгадайте загадки про русскую избу.
Четыре братца под одной крышей стоят. (стол)
Попало наше тесто в горячее место.
Попало – не пропало, румяной булкой стало. (Печь)
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит — отдает.
Сам в угол идет. (Ухват)
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает. (Самовар)
Новая посуда, а вся в дырах. (решето)
Согнут в дугу - летом на лугу,
Зимой - на крюку. (серп).
Молодцы, ребята. Вот и подошло к концу наше путешествие. Расскажите, что вам запомнилось и понравилось?
До новой встречи.
Конспект занятия по художественному творчеству «Рязанская изба ».
Программное содержание:
• Продолжать знакомить с традиционной рязанской избой на примере дома Сергея Есенина;
• Учить изображать в рисунке существенные элементы рязанской избы: бревенчатость, крыша, небольшие окошки, наличники.
• Развивать эстетическое восприятие;
• Развивать мелкую моторику;
• Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.
Материалы: иллюстрации дома Есенина, русской избы, альбомы, простые карандаши, акварельные краски, запись песен на стихи Сергея Есенина.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть дом – место, где вы живете со своей семьей. Расскажите, где вы живете?
(Несколько детей рассказывают. Воспитатель вызывает детей, живущих в различных местах: квартира, частный дом, общежитие).
Воспитатель: Кто-то из вас живет в квартире многоэтажного дома, кто-то живет в своем собственном небольшом доме. У нашего земляка поэта Сергея Есенина тоже был родной дом, по который он написал такие замечательные стихи.
Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда, Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Всё равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Воспитатель: Дом Есенина — это типичный крестьянский дом. Вы уже знаете, что в народе его называли — изба».
Крестьянин, который решил построить избу, приглашал к строительству всех друзей.
Дома были четырехугольной формы.
А чтобы узнать из каких деревьев строили дома, отгадайте мои загадки:
Я – богатырь, в лесу расту,
Для белки домиком служу,
А те плоды, что упадут,
Кабанчики всегда найдут. (дуб)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель и сосна)
Воспитатель: Да, ребята, чаще всего их строили из еловых, сосновых или дубовых бревен.
Строительство избы начиналось с валки леса. Срубив дерево, ствол его очищали от сучьев и коры, а затем, положив бревно и немного отступив от его конца, "выбирали" лунку. Четыре бревна, связанные в квадрат (лунка к лунке), образовывали венец. В верхних брёвнах вырубался желоб, чтобы следующий венец плотно прилегал к нижнему. Вот так, венец на венец, и ставили избу. На брёвнах проставляли зарубки - порядковые номера. Если надо,избу можно было разобрать по брёвнышку, перевезти в другое место и снова собрать.
Для того чтобы еще сильнее утеплить стены, между бревнами вбивали мох. Мох использовался и в утеплении окон и дверей.
Русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят - не сдвинуть. Много терпения требовалось для возведения крыши. Доски для неё тесали топором. Их укладывали так, чтобы любую можно было заменить, не разбирая всей крыши.
Над окнами крепились козырьки-наличники. Они прикрывали окна от дождя и снега. Позже появились накладные наличники со ставнями. Ставни выполняли ещё одну функцию. С улицы каждый мог видеть: открыты ставни - значит, хозяева уже встали, а закрыты - значит, ещё спят или ушли куда-то. Наличники украшали всевозможной резьбой. У каждой избы был свой облик.
Стоит перед нами русская рубленая изба, светится на солнце. Сколько в ней красоты и поэзии, как талантливо всё придумано и хитро сделано!
Пальчиковая гимнастика «Изба».
На дворе стоит изба
Во все стороны резьба
Водяные капли скрыты
Ледяными ставнями
Два столба там в землю врыты
Сторожить поставлены
По столбу ледяном
Ходит ворон ходуном.
А давайте нарисуем русскую избу, дом, где жил Сергей Есенин.
Рисование под музыку,
Выставка работ..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальной композиции по нравственному патриотическому воспитанию на тему: «Знакомство детей с творчеством Сергея Есенина».
литературно-музыкальная композиция по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей и подготовительной группе....
«Знакомство детей с творчеством Сергея Есенина».
Литературно-музыкальная композиция по нравственно-патриотическому воспитанию в старших и подготовительных группах....
"Белая береза под моим окном" по мотиву стихотворения Сергея Есенина
Презентация может быть использована как часть непосредственной образовательной деятельности, совместной образовательной деятельности, досуговой деятельности в следующих образовательных областях: позн...
Конспект занятия по знакомству с творчеством Сергея Есенина
конспект занятия по знакомству с творчеством русского поэта сергея Есенина, дополненный презентацией...
Конспект литературного вечера "Край любимый" в подготовительной группе, посвященного памяти Сергея Есенина
Конспект литературного вечера "Край любимый" в подготовительной группе, посвященного памяти Сергея Есенина (1895-1925)...
конспект музыкального занятия "Знакомство с творчеством Сергея Есенина"
Дети знакомятс с творчеством Сергея Есенина через музыку и игры...