Конспект познавательного занятия "Путешествие в коми избу".
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Вводное занятие сдетьми подготовительной группы на конкурсе "Сердце отдаю детям".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khod_zanyatiya_v_komi_izbu.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 общеразвивающего вида».
Конспект занятия
«В коми избу».
(Подготовительная группа).
Составил:
Зырянова Светлана Викторовна
Педагог дополнительного образования
I квалификационной категории.
2011 год
Пгт.Троицко-Печорск
Цель: Формирование интереса к изучению коми языка через знакомство с мини-музеем «Коми изба».
Задачи:
Обучающие:
- учить понимать и произносить слово-приветствие на коми языке;
- познакомить с внутренним обустройством коми избы, с некоторыми предметами быта;
- учить классифицировать предметы по заданному признаку (дерево и береста).
Развивающие:
- развивать память, мышление, внимание, смекалку, любознательность, познавательную активность.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к коми языку;
- воспитывать интерес и тёплые чувства к родному краю, к природе родного края, быту коми народа.
Методы и приёмы:
Словесные: беседа, вопросно-ответная ситуация, загадки, художественное слово.
Наглядные: пейзажное панно, мини-музей «коми изба», подлинные предметы быта.
Практические: поисковая деятельность на пейзажном панно и в избе, классификация предметов по заданному признаку.
Материал:
Коми костюм, ободки из бересты, цветок из бересты, пейзажное панно, пенёчки, мини-музей «коми изба» - печка, стол, посуда, лавочки, корзина, короб, русско-коми словарь, картинки с изображением героев коми сказок.
Ход занятия.
Воспитатель в коми национальном костюме. Дети заходят в кабинет под коми песню «Волöй, гöстьяс миянö».
- Видза оланныд, дона челядь! Здравствуйте, дорогие дети!
- Ребята, а на каком языке я поздоровалась с вами?
Я с вами поздоровалась на коми языке. Меня зовут Светлана Викторовна. Давайте познакомимся и поиграем в игру «Назови себя ласково». Будем передавать вот этот красивый цветок, и называть себя ласково.
Эмоц. игра «Назови себя ласково».
- Ребята, а когда я была маленькая, как вы, меня тоже называли ласково, но только по коми, так как я росла в коми деревне. Хотите узнать, как меня называли?
- Светук. Мне очень нравилось, и мне очень хочется вас сегодня назвать ласково по коми. Можно? Я буду надевать вам на голову вот такие волшебные ободочки, и называть вас ласково по коми.
Воспитатель надевает на голову детям ободочки из бересты и называет ласково по коми.
Ребята, это не простые ободочки, они сделаны из бересты и в старину считали, что они оберегают от болезней, от зла. Они так и называются – обереги.
- Ребята, а в какой республике мы живём?
- Да, наша республика называется Коми, и раньше почти все люди в нашей республике умели разговаривать на коми языке.
- А как вы считаете, нам надо знать коми язык? А для чего? Ребята, в начале занятия вы услышали песенку на коми языке. Вам понравилась песенка? А вы поняли, о чём там пели? Что же надо сделать, чтобы понимать коми песенки.
- У нашей Коми республики, как и у других республик, есть своя история, свои сказки и песни, свой язык. Знание коми языка поможет вам лучше узнать коми край, коми сказки и песенки, вы сможете общаться друг с другом на коми языке.
- Ребята, а вы заметили мой необычный наряд? А как вы думаете, что это за костюм?
- Да, это национальный костюм коми народа. Я сегодня в роли коми хозяйки хочу вас пригласить …, а куда – узнаете, если отгадаете загадку:
Она очень хороша, и уютна, и крепка.
В каждом есть окно и вход,
В каждом кто-нибудь живёт.
- Да, ребята, это загадка про коми избу. А вы когда-нибудь были в коми избе? Хотите посмотреть? Значит, вы согласны со мной отправиться в путешествие?
- Очень хорошо. Ребята, а нам придётся идти через коми лес, как думаете, кого мы можем встретить?
- Сегодня я вас научу здороваться по коми, чтобы вы смогли поприветствовать, если мы кого-нибудь встретим по дороге. В коми языке живут трудные звуки и чтобы наши весёлые язычки красиво смогли их произнести, мы сейчас поупражняем их и поиграем в игру «Эхо». Все знаете, что такое эхо?
- Вы будете моим эхом. Если я говорю тихо, эхо тоже повторяет тихо, если громко, эхо тоже повторяет громко. Готовы?
Фонетическая игра «Эхо».
(Дза-дз-видза – громко, тихо, шёпотом).
- Ой, какое красивое эхо получилось, лучше, чем в лесу! Правда? Чтобы красиво научиться говорить по коми, надо очень внимательно слушать. Послушайте и посмотрите, как я это делаю.
- Видза оланныд! Здравствуйте! Видза оланныд! Попробуем вместе (громко, тихо, шёпотом). А теперь каждый попробует произнести.
- Если встретим в лесу кого-нибудь, сможем поздороваться?
- Ну что, пора трогаться в путь, а дорогу нам укажет волшебный клубочек: Катись, катись, не заблудись.
Клубочек останавливается у пейзажного панно.
- Ой, ребята, куда это нас клубочек привёл?
- Клубочек нас привёл на лесную полянку. Давайте по коми поздороваемся с лесом и лесными жителями.
- Видза оланныд!
- А вы знаете, какие звери живут в коми лесах? Посмотрите, может кого увидите?
Дети находят на пейзажном панно зверей и показывают.
- Ой, какие красивые пенёчки, давайте сядем и отдохнём немножко, подышим чистым лесным воздухом, послушаем пение птиц. (Музыка – пение птиц, воспитатель рассказывает стихотворение). А я расскажу вам стихотворение про коми тайгу.
Я иду землёю Коми,
Древняя тайга кругом.
Лес такой – могуч, огромен.
Есть ли где в краю другом.
Коми му кузя ме муна,
Гöгöр сулалö сьöд вöр.
Вöрыс вывтi – вывтi уна,
Сыысь унаыс оз тöр.
- Отдохнули, пойдём дальше. Катись, катись, не заблудись.
Клубочек останавливается возле «избы».
- Вот и моя избушка. Заходите, гости дорогие и садитесь на лавочки. Поздороваемся по коми с избой.
- Ребята, посмотрите, чем же отличается моя изба от вашего дома?
- А вы любите отгадывать загадки? Я буду загадывать загадки, а вы отгадку ищите внутри избы.
1. В избе стоит, всяк на ней сидит. (Лавка – лабич).
2. Что за птица, в которой соль хранится. (Солонка – сов доз).
3. Сама не ест, а всех людей кормит. (Ложка – пань).
4. Берестяной мальчишка, вместо шляпы крышка. Людям очень помогает, всяку пищу сохраняет. (Туес – туис).
- Ребята, а что можно хранить в туеске?
5. В каждой коми избе есть толстая Маланья, которая кормит и греет. (Печка – пач).
- А для чего в избе нужна печка?
Воспитатель заглядывает на печку и видит там корзину и короб.
- Ой, а что это такое? Непорядок. Ребята, не знаете, кто их мог туда положить? Наверно домовой опять шутит. А может он специально положил, чтоб мы заметили и поиграли с вами. Давайте поиграем в игру «Что из дерева, что из бересты». Мальчики соберут в корзину предметы, сделанные из дерева, а девочки в короб – из бересты.
Игра «Что из дерева, что из бересты». (С натуральными предметами).
- Молодцы, все справились.
- Хорошо у меня в избе, но пора в садик возвращаться. Ребята, перед путешествием я вам на голову надела обереги из бересты и сказала, что они волшебные. Так вот, они нам помогут вернуться домой. Встанем в кружок, закроем глазки и скажем: «Раз, два, три, повернись и в садике очутись».
- Ну что, вот мы и дома. Ребята, куда мы ходили с вами? Что видели? Что понравилось? Ребята, а какие коми слово вы запомнили? Что было сложно? Что было легко? Вам хотелось бы ещё отправиться в путешествие со мной. Мне очень понравилось с вами путешествовать. Один очень мудрый человек сказал: кто знает язык и традиции, кто изучает историю и культуру коми края, кто любит и сохраняет свою родину, тот получит силу, ум и здоровье от коми земли. Мне очень хочется, чтобы вы изучали дальше коми язык и культуру коми народа и все были здоровыми, сильными и умными. Я хочу вам подарить вот такой словарик с картинками, чтобы вы и дальше учили коми язык со своими воспитателями. На память хочу подарить вам картинки с изображениями героев коми сказок и хочу пожелать, чтоб девочки были такими же красивыми, как Марпида-царевна, а мальчики такими же сильными и добрыми, как Пера-богатырь. Аддзысьлытöдз!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Коми изба» Старшая группа
Проект«Коми изба»Старшая группа Авторы проекта: Ткачёва О.Ф. Аннотация:В данном проекте представлено знакомство с Коми избой. Реализация проекта осуществляется через все до...
Паспорт проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями». Проект представлен на конкурс авторских методических разработок в номинации «Мероприятия в мини - музее «Коми изба» .
Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад...
Авторская методическая разработка по познавательному развитию детей дошкольного возраста в рамках конкурса МАДОУ "Сказка". Тема: «Особенности национальной одежды народов севера». Номинация «Мероприятия в мини-музее Коми-изба».
Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...Арнолд М.Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е...
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие по коми избе» в подготовительной группе
Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе...
Презентация "Жилище коми народа - коми изба".
Презентация для детей старших-подготовительных групп "Жилище коми народа - коми изба"....
Конспект педагогического мероприятия в мини-музее «Коми керка» («Коми изба»)
Цель проекта: формирование представлений детей 6-7 лет о традициях, быте, культуре коми народа, внутреннем обустройством коми избы (коми керки)....
Конспект педагогического мероприятия в мини-музее «Коми керка» («Коми изба»)
Цель проекта: формирование представлений детей 6-7 лет о традициях, быте, культуре коми народа, внутреннем обустройством коми избы (коми керки).Задачи проекта:Расширить представления детей о традициях...