Конспект познавательного занятия "Путешествие в коми избу".
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Зырянова Светлана Викторовна

Вводное занятие сдетьми подготовительной группы на конкурсе "Сердце отдаю детям".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khod_zanyatiya_v_komi_izbu.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 общеразвивающего вида».

Конспект занятия

«В коми избу».

(Подготовительная группа).

Составил:

Зырянова Светлана Викторовна

Педагог дополнительного образования

I квалификационной категории.

2011 год

Пгт.Троицко-Печорск

Цель: Формирование интереса к изучению коми языка через знакомство с мини-музеем «Коми изба».

Задачи:

Обучающие:

- учить понимать и произносить слово-приветствие на коми языке;

- познакомить с внутренним обустройством коми избы, с некоторыми предметами быта;

- учить классифицировать предметы по заданному признаку (дерево и береста).

Развивающие:

- развивать память, мышление, внимание, смекалку, любознательность, познавательную активность.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к коми языку;

- воспитывать интерес и тёплые чувства к родному краю, к природе родного края, быту коми народа.

Методы и приёмы:

Словесные: беседа, вопросно-ответная ситуация, загадки, художественное слово.

Наглядные: пейзажное панно, мини-музей «коми изба», подлинные предметы быта.

Практические: поисковая деятельность на пейзажном панно и в избе, классификация предметов по заданному признаку.

Материал:

Коми костюм, ободки из бересты, цветок из бересты, пейзажное панно, пенёчки,  мини-музей «коми изба» - печка, стол, посуда, лавочки, корзина, короб, русско-коми словарь, картинки с изображением героев коми сказок.

Ход занятия.

Воспитатель в коми национальном костюме. Дети заходят в кабинет под коми песню «Волöй, гöстьяс миянö».

- Видза оланныд, дона челядь! Здравствуйте, дорогие дети!

- Ребята, а на каком языке я поздоровалась с вами?

Я с вами поздоровалась на коми языке. Меня зовут Светлана Викторовна. Давайте познакомимся и поиграем в игру «Назови себя ласково». Будем передавать вот этот красивый цветок, и называть себя ласково.

Эмоц. игра «Назови себя ласково».

- Ребята, а когда я была маленькая, как вы, меня тоже называли ласково, но только по коми, так как я росла в коми деревне. Хотите узнать, как меня называли?

- Светук.  Мне очень нравилось, и мне очень хочется вас сегодня назвать ласково по коми. Можно? Я буду надевать вам на голову вот такие волшебные ободочки, и называть вас ласково по коми.

Воспитатель надевает на голову детям ободочки из бересты и называет ласково по коми.

Ребята, это не простые ободочки, они сделаны из бересты и в старину считали, что они оберегают от болезней, от зла. Они так и называются – обереги.

-  Ребята, а в какой республике мы живём?

- Да, наша республика называется Коми, и раньше почти все люди в нашей республике  умели разговаривать на коми языке.

- А как вы считаете, нам надо знать коми язык? А для чего? Ребята, в начале занятия вы услышали песенку на коми языке. Вам понравилась песенка? А вы поняли, о чём там пели? Что же надо сделать, чтобы понимать коми песенки.

- У нашей Коми республики, как и у других республик, есть своя история, свои сказки и песни, свой язык. Знание коми языка поможет вам лучше узнать коми край, коми сказки и песенки, вы сможете общаться друг с другом на коми языке.  

- Ребята, а вы заметили мой необычный наряд? А как вы думаете, что это за костюм?

- Да, это национальный костюм коми народа. Я сегодня в роли коми хозяйки хочу вас пригласить …, а куда – узнаете, если отгадаете загадку:

Она очень хороша, и уютна, и крепка.

В каждом есть окно и вход,

В каждом кто-нибудь живёт.

- Да, ребята, это загадка про коми избу. А вы когда-нибудь были в коми избе? Хотите посмотреть? Значит, вы согласны со мной отправиться в путешествие?

- Очень хорошо. Ребята, а нам придётся идти через коми лес, как думаете, кого мы можем встретить?

- Сегодня я вас научу здороваться по коми, чтобы вы смогли поприветствовать, если мы кого-нибудь встретим по дороге.  В коми языке живут трудные звуки и чтобы наши весёлые язычки красиво смогли их произнести, мы сейчас поупражняем их и поиграем в игру «Эхо». Все знаете, что такое эхо?

- Вы будете моим эхом. Если я говорю тихо, эхо тоже повторяет тихо, если громко, эхо тоже повторяет громко. Готовы?

Фонетическая игра «Эхо». 

 (Дза-дз-видза – громко, тихо, шёпотом).

- Ой, какое красивое эхо получилось, лучше, чем в лесу! Правда? Чтобы красиво научиться говорить по коми, надо очень внимательно слушать. Послушайте и посмотрите, как я это делаю.

-  Видза оланныд! Здравствуйте! Видза оланныд! Попробуем вместе (громко, тихо, шёпотом). А теперь каждый попробует произнести.

- Если встретим в лесу кого-нибудь, сможем поздороваться?

- Ну что, пора трогаться в путь, а дорогу нам укажет волшебный клубочек: Катись, катись, не заблудись.

Клубочек останавливается у пейзажного панно.

- Ой, ребята, куда это нас клубочек привёл?

- Клубочек нас привёл на лесную полянку. Давайте по коми поздороваемся с лесом и лесными жителями.

- Видза оланныд!

- А вы знаете, какие звери живут в коми лесах? Посмотрите, может кого увидите?

Дети находят на пейзажном панно зверей и показывают.

- Ой, какие красивые пенёчки, давайте сядем и отдохнём немножко, подышим чистым лесным воздухом, послушаем пение птиц. (Музыка – пение птиц, воспитатель рассказывает стихотворение). А я расскажу вам стихотворение про коми тайгу.

Я иду землёю Коми,

Древняя тайга кругом.

Лес такой – могуч, огромен.

Есть ли где в краю другом.

Коми му кузя ме муна,

Гöгöр сулалö сьöд вöр.

Вöрыс вывтi – вывтi уна,

Сыысь унаыс оз тöр.

- Отдохнули, пойдём дальше. Катись, катись, не заблудись.

Клубочек останавливается возле «избы».

- Вот и моя избушка. Заходите, гости дорогие  и садитесь на лавочки. Поздороваемся по коми с избой.

- Ребята, посмотрите, чем же отличается моя изба от вашего дома?

- А вы любите отгадывать загадки? Я буду загадывать загадки, а вы отгадку ищите внутри избы.

1.  В избе стоит, всяк на ней сидит. (Лавка – лабич).

2.  Что за птица, в которой соль хранится. (Солонка – сов доз).

3.  Сама не ест, а всех людей кормит. (Ложка – пань).

4. Берестяной мальчишка, вместо шляпы крышка. Людям очень помогает, всяку пищу сохраняет. (Туес – туис).

- Ребята, а что можно хранить в туеске?

5. В каждой коми избе есть толстая Маланья, которая кормит и греет. (Печка – пач).

- А для чего в избе нужна печка?

Воспитатель заглядывает на печку и видит там корзину и короб.

- Ой, а что это такое? Непорядок. Ребята, не знаете, кто их мог туда положить? Наверно домовой опять шутит. А может он специально положил, чтоб мы заметили и поиграли с вами. Давайте поиграем в игру «Что из дерева, что из бересты». Мальчики соберут в корзину предметы, сделанные из дерева, а девочки в короб – из бересты.

Игра «Что из дерева, что из бересты». (С натуральными предметами).

- Молодцы, все справились.

- Хорошо у меня в избе, но пора в садик возвращаться. Ребята, перед путешествием я вам на голову надела обереги из бересты и сказала, что они волшебные. Так вот, они нам помогут вернуться домой. Встанем в кружок, закроем глазки и скажем: «Раз, два, три, повернись и в садике очутись».

- Ну что, вот мы и дома. Ребята, куда мы ходили с вами? Что видели? Что понравилось? Ребята, а какие коми слово вы запомнили? Что было сложно? Что было легко? Вам хотелось бы ещё отправиться в путешествие со мной. Мне очень понравилось с вами путешествовать. Один очень мудрый человек сказал: кто знает язык и традиции, кто изучает историю и культуру коми края, кто любит и сохраняет свою родину,  тот получит силу, ум и здоровье от коми земли. Мне очень хочется, чтобы вы изучали дальше коми язык и культуру коми народа и все были здоровыми, сильными и умными.  Я хочу вам подарить вот такой словарик с картинками, чтобы вы и дальше учили коми язык со своими воспитателями. На память хочу подарить вам картинки с изображениями героев коми сказок и хочу пожелать, чтоб девочки были такими же красивыми, как Марпида-царевна, а мальчики такими же сильными и добрыми, как Пера-богатырь.  Аддзысьлытöдз!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Коми изба» Старшая группа

Проект«Коми изба»Старшая группа   Авторы проекта: Ткачёва О.Ф.  Аннотация:В данном проекте представлено знакомство с Коми избой. Реализация проекта осуществляется через все до...

Паспорт проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями». Проект представлен на конкурс авторских методических разработок в номинации «Мероприятия в мини - музее «Коми изба» .

Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с  его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад...

Авторская методическая разработка по познавательному развитию детей дошкольного возраста в рамках конкурса МАДОУ "Сказка". Тема: «Особенности национальной одежды народов севера». Номинация «Мероприятия в мини-музее Коми-изба».

Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...Арнолд М.Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е...

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие по коми избе» в подготовительной группе

Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе...

Презентация "Жилище коми народа - коми изба".

Презентация для детей старших-подготовительных групп "Жилище коми народа - коми изба"....

Конспект педагогического мероприятия в мини-музее «Коми керка» («Коми изба»)

Цель проекта: формирование представлений детей 6-7 лет о традициях, быте, культуре коми народа, внутреннем обустройством коми избы (коми керки)....

Конспект педагогического мероприятия в мини-музее «Коми керка» («Коми изба»)

Цель проекта: формирование представлений детей 6-7 лет о традициях, быте, культуре коми народа, внутреннем обустройством коми избы (коми керки).Задачи проекта:Расширить представления детей о традициях...