Почему спорили Гвоздь и Карандаш?
методическая разработка (средняя группа)
Предварительный просмотр:
«Почему спорили Гвоздь и Карандаш?»
Цель: Формирование знаний о свойствах предметов.
Задачи:
- Развивать у детей умение логически мыслить и делать умозаключения. Учить разрешать противоречия,
- систематизировать, уточнить представление детей о свойствах дерева и металла,
- воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь,
- активизировать словарь: шероховатый-гладкий, хрупкий-прочный, мягкий-твердый.
Материал: Две посылки, гвоздь, карандаш, свеча, аквариум, спички, молоток, картина с изображением реки, леса, костра, ванночки с водой, гвозди, палочки, деревянные бруски, металлические пластины.
Предварительная работа:
- Беседа на тему: «Дерево-металл»,
- проведение опытов с деревом и водой,
- д/и «кто что делает из дерева, металла».
Ход занятия
- Организационный момент (на ковре)
- У нас сегодня гости. Улыбнитесь и поздоровайтесь с гостями. А сейчас поиграем с пальчиками:
«Большой палец встал один,
Указательный за ним
Средний будит безымянный
Тот поднял мизинчик малый
Встали братцы все «ура»
На работу им пора».
И нам пора делом заняться (обращаю внимание на 2 посылки на столе)
- Что это у нас на столе?
- Коробочки
- А на посылки не похожи?
- Похожи
- Интересно, от кого они? (поворачиваю посылку, там-записка)
- Ой, и записка даже есть. Давайте-ка прочитаем (читаю)
«Детям старшей группы. Чтобы узнать, что в посылках, разгадайте мои загадки. Самоделкин»
- Вот, оказывается, кто нам посылки-то прислал
- хотите узнать, что в них?
- Да!
- давайте загадки разгадывать (читаю загадки)
«серый Ивашка,
деревянная рубашка
где носом проведет,
там след кладет?»
что это? (карандаш)
«металлический Антошка
на очень длинной ножке
по голове постучишь
что-нибудь да смастеришь?»
- а это что? (гвоздь)
- а как узнать, в какой посылке гвоздь, в какой-карандаш?
- Посмотреть!
- А не глядя?
- Потрогать (дети определяют на ощупь)
- а по запаху можно узнать?
- Нет
- давайте потрясем (встряхиваем) (воспитатель показывает гвоздь и карандаш)
- из чего сделан гвоздь?
- Из металла
- а карандаш?
- Из дерева
- кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
- О дереве и металле
- а я даже сказку знаю о гвозде и карандаше. Хотите, расскажу? Присаживайтесь на стулья. (Дети садятся)
- Жили-были в одной сказке Гвоздь и Карандаш. Они были верными друзьями, но постоянно спорили друг с другом. «я главнее! - кричал Гвоздь, нет, я! - отвечал Карандаш»
- а вы как думаете, кто из них прав? (дети приходят к выводу, что оба правы)
- значит, и металл, и дерево людям нужны.
- Посмотрите, а у нас в группе что из дерева? (столы, стулья, игрушки, полочки, шкафы, конструктор, муз. Инструменты)
- а из металла? (вешалка для одежды, стрелки часов, ножки столов, чайник, касрюли, ложки, ножи, раковина в мойке)
- действительно, из дерева и металла делают много нужных и полезных вещей. Много лет назад люди все делали из дерева: дома рубили, посуду вырезали, лодки долбили, игрушки для детей делали. Даже рисовали и писали на деревянных дощечках. Покрывали их воском и рисовали острой палочкой.
- А хотите узнать, почему одни предметы делают из металла, а другие из дерева?
- А если хотите, проходите за столы (дети садятся за столы)
- посмотрите, сколько всего у нас лежит на столах: (показываю и называю) и металлическая пластина, и деревянный кружок, вот палочка деревянная, а это металлический гвоздик, даже вода нам пригодится.
- Положите перед собой металлическую пластину и деревянный брусок? Какие они на ощупь?
- (пластина гладкая. Пальчик легко скользит. Брусок-шероховатый, можно палец занозить.)
- прижмите теперь брусок к щеке. Что чувствуете?
- Тепло
- а пластину?
- Холод
- значит, металл — холодный, дерево-теплое
- как вы думаете, почему ручки дверей в подъездах удобнее делать деревянными? (чтобы руки не мерзли)
- а если поцарапать гвоздем по деревянному бруску, что останется?
- След, полоска
- а по пластине? Нет следа?
- Попробуем вбить гвоздь в деревянный брусок-вбивается
- а в металлическую пластину?
- Нет
- почему? Что мягче, что тверже?
- Пластина мягкая, брусок твердый. Вывод: дерево мягче его можно строгать, рубить, пилить, долбить, вырезать.
- А попробуем сломать гвоздь? Ломается?
- Нет
- а палочку деревянную?
- Сломалась
- почему, как вы думаете, палочка сломалась, а гвоздь нет? Что прочнее?
- Значит: дерево хрупкое, металл прочный. Раз металл прочный, из него и вещи прочные делают, чтоб не ломались. Какие? (рельсы, самолеты, поезда, ножи, ракеты и т.д.). А хотите узнать, что произойдет, если деревянную палочку поднести к огню? Что с деревом произошло?
- горит
- а гвоздь сгорит?
- Нет
- проверим (нагрелся), кто хочет потрогать?
Получается: что при нагревании дерево горит, а металл нагревается
(поэтому кастрюли и сковородки из чего нужно делать? - из металла. Почему?
- чтоб не сгорели
- а ручки кастрюль и сковородок удобнее из чего делать? (дерева)
- почему?
- Чтобы не обжечься
- а что будет, если дерево в воду бросить? (будет плавать)
- а давайте сверху гвоздик еще положим. Тонет?
- Нет
- а что произойдет, если гвоздь в воду опустить?
- Утонет
- получается, металл тонет, а дерево даже с грузом-плавает
- что скажем о дереве? О металле?
- Что мягче, что тяжелее?
- Дерево легкое, металл тяжелый
- раз дерево легкое, не тонет, что из него строят для перевозки грузов по воде? (лодки, плоты, корабли)
вот мы с вами и узнали, почему одни предметы делают из дерева, а другие из металла
Ф/м игра «наоборот»
- я буду называть свойства дерева, а вы металла
шероховатый-гладкий
теплый-холодный
легкий-тяжелый
хрупкий-прочный
мягкий-твердый
Рассматривание картины.
- Пока мы играли, Гвоздь и Карандаш пошли прогуляться. Они шли-шли и пришли к реке. Карандаш обрадовался : «переплывем на тот берег-освежимся, а гвоздь приуныл»
- как вы думаете, почему?
- Боится утонуть
- что же делать? (карандаш может его перевести, построить плот)
- вот наши друзья уже на том берегу. Они устали, проголодались, решили сварить уху. Кто из них пошел ловить рыбу, а кто разводить костер? Почему?
- Сварили уху, сели кушать. Гвоздь достал свою ложку, металлическую, а Карандаш свою, деревянную и опять заспорили: чья ложка лучше? Решили, кто быстрее съест свою порцию, у того и ложка лучше. Карандаш быстро управился со своей порцией, а Гвоздь все дул и дул на свою ложку.
- Почему он дул?
- Нагрелась
- поели наши друзья и решили идти дальше. Как же затушить костер, оставлять нельзя-будет пожар?
- Залить водой. Это может сделать Карандаш, а Гвоздь закидает песком.
- Затушили костер и пошли дальше по свету путешествовать, приносить людям пользу.
Итог: вам понравилось путешествовать с Гвоздем и Карандашом?
- Что вы узнали про дерево? А про металл? А хотите узнать, с кем встретились Гвоздь и Карандаш в пути? Об этом вы узнаете на следующем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История о том, как Карандаш и Гвоздь помирились.
Конспект непосредственно-образовательной деятельностис детьми средней группы с элементами ТРИЗ и РТВ.Реализация образовательных областей: «Познание», « Коммуникация», «Социализация»....
Конспект игры-занятия "Как Карандаш и Гвоздь помирились"
Название игры - занятия: «История о том, как Карандаш и Гвоздь помирились»....
Притча "Мешок гвоздей"
Притча "Мешок гвоздей"...
Мастер-класс «Гвоздички из крепированной бумаги»
В нашем детском саду прошел праздник посвященный 70-летию Великой Победы. Для оформления уголка мы с ребятами решили сделать гвоздики, так как в России этот цветок всегда считался символом героев. А б...
Конспект познавательного занятия в старшей группе Тема: “О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”
Программное содержание:I.1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла. 2. Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир семи органами чувств. 3. Закрепить правила обращени...
“О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”
Конспект познавательного занятия в старшей группеТема: “О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему:" Встреча с Карандашом и Гвоздем Гвоздовичем"
Систематизировать, уточнить и обобщить знания детей о свойствах дерева и металла....