Почему спорили Гвоздь и Карандаш?
методическая разработка (средняя группа)

Почему спорили Гвоздь и Карандаш?

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Почему спорили Гвоздь и Карандаш?»

Цель: Формирование знаний о свойствах предметов.

Задачи:

  • Развивать у детей умение логически мыслить и делать умозаключения. Учить разрешать противоречия,
  • систематизировать, уточнить представление детей о свойствах дерева и металла,
  • воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь,
  • активизировать словарь: шероховатый-гладкий, хрупкий-прочный, мягкий-твердый.

Материал: Две посылки, гвоздь, карандаш, свеча, аквариум, спички, молоток, картина с изображением реки, леса, костра, ванночки с водой, гвозди, палочки, деревянные бруски, металлические пластины.

Предварительная работа:

  • Беседа на тему: «Дерево-металл»,
  • проведение опытов с  деревом и водой,
  • д/и «кто что делает из дерева, металла».

Ход занятия

  1. Организационный момент (на ковре)

- У нас сегодня гости. Улыбнитесь и поздоровайтесь с гостями. А сейчас поиграем с пальчиками:

«Большой палец встал один,

Указательный за ним

Средний будит безымянный

Тот поднял мизинчик малый

Встали братцы все «ура»

На работу им пора».

И нам пора делом заняться (обращаю внимание на 2 посылки на столе)

  • Что это у нас на столе?
  • Коробочки
  • А на  посылки не похожи?
  • Похожи
  • Интересно, от кого они? (поворачиваю посылку, там-записка)
  • Ой, и записка даже есть. Давайте-ка прочитаем (читаю)

«Детям старшей группы. Чтобы узнать, что в посылках, разгадайте мои загадки. Самоделкин»

  • Вот, оказывается, кто нам посылки-то прислал
  • хотите узнать, что в них?
  • Да!
  • давайте загадки разгадывать (читаю загадки)

«серый Ивашка,

        деревянная рубашка

где носом проведет,

там след кладет?»

что это? (карандаш)

«металлический Антошка

на очень длинной ножке

по голове постучишь

что-нибудь да смастеришь?»

  • а это что? (гвоздь)
  • а как узнать, в какой посылке гвоздь, в какой-карандаш?
  • Посмотреть!
  • А не глядя?
  • Потрогать (дети определяют на ощупь)
  • а по запаху можно узнать?
  • Нет
  • давайте потрясем (встряхиваем) (воспитатель показывает гвоздь и карандаш)
  • из чего сделан гвоздь?
  • Из металла
  • а карандаш?
  • Из дерева
  • кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
  • О дереве и металле
  • а я даже сказку знаю о гвозде и карандаше. Хотите, расскажу? Присаживайтесь на стулья. (Дети садятся)
  • Жили-были в одной сказке Гвоздь и Карандаш. Они были верными друзьями, но постоянно спорили друг с другом. «я главнее! - кричал Гвоздь, нет, я! - отвечал Карандаш»
  • а вы как думаете, кто из них прав? (дети приходят к выводу, что оба правы)
  • значит, и металл, и дерево людям нужны.
  • Посмотрите, а  у нас  в группе что из дерева? (столы, стулья, игрушки, полочки, шкафы, конструктор, муз. Инструменты)
  • а из металла? (вешалка для одежды, стрелки часов, ножки столов, чайник, касрюли, ложки, ножи, раковина в мойке)
  • действительно, из дерева и металла делают много нужных и полезных вещей. Много лет назад люди все делали из дерева: дома рубили, посуду вырезали, лодки долбили, игрушки для детей делали. Даже рисовали и писали на деревянных дощечках. Покрывали их воском и рисовали острой палочкой.
  • А хотите узнать, почему одни предметы делают из металла, а другие из дерева?
  • А если хотите, проходите за столы (дети садятся за столы)
  • посмотрите, сколько всего у нас лежит на столах: (показываю и называю) и металлическая пластина, и деревянный кружок, вот палочка деревянная, а это металлический гвоздик, даже вода нам пригодится.
  • Положите перед собой металлическую пластину  и деревянный брусок? Какие они на ощупь?
  • (пластина гладкая. Пальчик легко скользит. Брусок-шероховатый, можно палец занозить.)
  • прижмите теперь брусок к щеке. Что чувствуете?
  • Тепло
  • а пластину?
  • Холод
  • значит, металл — холодный, дерево-теплое
  • как вы думаете, почему ручки дверей в подъездах удобнее делать деревянными? (чтобы руки не мерзли)
  • а если поцарапать гвоздем по деревянному бруску, что останется?
  • След, полоска
  • а по пластине? Нет следа?
  • Попробуем вбить гвоздь в деревянный брусок-вбивается
  • а в металлическую пластину?
  • Нет
  • почему? Что мягче, что тверже?
  • Пластина мягкая, брусок твердый. Вывод: дерево мягче его можно строгать, рубить, пилить, долбить, вырезать.
  • А попробуем сломать гвоздь? Ломается?
  • Нет
  • а палочку деревянную?
  • Сломалась
  • почему, как вы думаете, палочка сломалась, а гвоздь нет? Что прочнее?
  • Значит: дерево хрупкое, металл прочный. Раз металл прочный, из него и вещи прочные делают, чтоб не ломались. Какие? (рельсы, самолеты, поезда, ножи, ракеты и т.д.). А хотите узнать, что произойдет, если деревянную палочку поднести к огню? Что с деревом произошло?
  • горит
  • а гвоздь сгорит?
  • Нет
  • проверим (нагрелся), кто хочет потрогать?

Получается: что при нагревании дерево горит, а металл нагревается

(поэтому кастрюли и сковородки из чего нужно делать? - из металла. Почему?

  • чтоб не сгорели
  • а ручки кастрюль и сковородок удобнее из чего делать? (дерева)
  • почему?
  • Чтобы не обжечься
  • а что будет, если дерево в воду бросить? (будет плавать)
  • а давайте сверху гвоздик еще положим. Тонет?
  • Нет
  • а что произойдет, если гвоздь в воду опустить?
  • Утонет
  • получается, металл тонет, а дерево даже  с грузом-плавает
  • что скажем о дереве? О металле?
  • Что мягче, что тяжелее?
  • Дерево легкое, металл тяжелый
  • раз дерево легкое, не тонет, что из него строят для перевозки грузов по воде? (лодки, плоты, корабли)

вот мы с вами и узнали, почему одни предметы делают из дерева, а другие из металла

Ф/м игра «наоборот»

  • я буду называть свойства дерева, а вы металла

шероховатый-гладкий

теплый-холодный

легкий-тяжелый

хрупкий-прочный

мягкий-твердый

Рассматривание картины.

  • Пока мы играли, Гвоздь и Карандаш пошли прогуляться. Они шли-шли и пришли к реке. Карандаш обрадовался : «переплывем на тот берег-освежимся, а гвоздь приуныл»
  • как вы думаете, почему?
  • Боится утонуть
  • что же делать? (карандаш может его перевести, построить плот)
  • вот наши друзья уже на том берегу. Они устали, проголодались, решили сварить уху. Кто из них пошел ловить рыбу, а кто разводить костер? Почему?
  • Сварили уху, сели кушать. Гвоздь достал свою ложку, металлическую,  а Карандаш свою, деревянную и опять заспорили: чья ложка лучше? Решили, кто быстрее съест свою порцию, у того и ложка лучше. Карандаш быстро управился со своей порцией, а Гвоздь все дул и дул на свою ложку.
  • Почему он дул?
  • Нагрелась
  • поели наши друзья и решили идти дальше. Как же затушить костер, оставлять нельзя-будет пожар?
  • Залить водой. Это может сделать Карандаш, а Гвоздь закидает песком.
  • Затушили костер и пошли дальше по свету путешествовать, приносить людям пользу.

Итог: вам понравилось путешествовать с Гвоздем и Карандашом?

  • Что вы узнали про дерево? А про металл? А хотите узнать, с кем встретились Гвоздь  и Карандаш  в пути? Об этом вы узнаете на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История о том, как Карандаш и Гвоздь помирились.

Конспект непосредственно-образовательной деятельностис детьми средней группы с элементами ТРИЗ и РТВ.Реализация образовательных областей: «Познание», « Коммуникация»,  «Социализация»....

Конспект игры-занятия "Как Карандаш и Гвоздь помирились"

Название игры - занятия: «История о том, как  Карандаш и Гвоздь помирились»....

Притча "Мешок гвоздей"

Притча "Мешок гвоздей"...

Мастер-класс «Гвоздички из крепированной бумаги»

В нашем детском саду прошел праздник посвященный 70-летию Великой Победы. Для оформления уголка мы с ребятами решили сделать гвоздики, так как в России этот цветок всегда считался символом героев. А б...

Конспект познавательного занятия в старшей группе Тема: “О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”

Программное содержание:I.1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла. 2. Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир семи органами чувств. 3. Закрепить правила обращени...

“О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”

Конспект познавательного занятия в старшей группеТема: “О свойствах дерева и металла.  Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”...