Краткосрочный проект в средней группе «Народная игрушка»
проект (средняя группа)

Пескарева Лиана Викторовна

Игрушка – важнейшее  составляющее любой культуры. С помощью нее ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Они идут в магазины и видят эти игрушки, и родители им покупают. К сожалению, очень редко  встретишь таких родителей, которые покупают для своих детей народные игрушки, ценят их, объясняют детям, откуда пришли к нам такие игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnaya_igrushka.docx50.17 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект в средней группе «Народная игрушка»

Подготовила ; воспитатель Пескаревыа Л.В.

Введение

Игрушка – важнейшее  составляющее любой культуры. С помощью нее ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Они идут в магазины и видят эти игрушки, и родители им покупают. К сожалению, очень редко  встретишь таких родителей, которые покупают для своих детей народные игрушки, ценят их, объясняют детям, откуда пришли к нам такие игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Продолжительностькраткосрочный,  с 1 по 30 ноября  2024 года

Возраст детей: средняя группа «Витаминки»

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.

Цель проекта:  формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

- развивать познавательные интересы, художественно-эстетический вкус, мышление;

- воспитывать интерес к народному творчеству, патриотические чувства;

- формировать знания детей о разнообразии русской народной игрушки;

- учить выделять характерные особенности народных игрушек.

Ожидаемый результат:

— начнут проявлять интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам;

— освоят элементы росписи;

— овладеют знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;

— проявят доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;

— возрастёт речевая активность детей в разных видах деятельности;

— у детей сформируются знания о русском народно — прикладном творчестве, народной игрушке.

Подготовительный этап.

1. Обсуждение целей, задач с детьми и родителями;

2. Создание необходимых условий для реализации проекта;

3. Перспективное планирование проекта;

4. Разработка и накопление методических материалов по проблеме;

5. Создать развивающею среду для игровой, продуктивной и творческой деятельности детей;

6. Подобрать художественную и методическую литературу.

7. Анкета для родителей

«Что знает ваш ребенок о народных игрушках и о декоративно – прикладном искусстве?»

Пожалуйста, отметьте удобным вам способом нужный вариант ответа или напишите свой.

1. Как вы думаете, имеет ли ваш ребенок представления о традиционном укладе жизни и быта русского народа?

А. знает достаточно для своего возраста.

Б. имеет элементарные представления,

В. не имеет совсем.

2. Интересно ли лично вам декоративно-прикладное творчество?

А. да, есть опыт декоративно-прикладного творчества;

Б. да, есть желание заниматься подобной деятельностью совместно с ребенком;

В. нет.

3. Какие русские народные промыслы Вам знакомы?

4. Как вы знакомите ребенка с народным декоративно-прикладным искусством?

А. посещаем выставки в краеведческом музее, в Центре народного творчества, в Доме детского творчества;

Б. рассматриваем иллюстрации в книгах,

В. _

5. Есть ли в вашей семье традиционно русские предметы быта, одежды, посуда, игрушки, украшенные народными орнаментами?

А. да, это ___

Б. нет.

6. Если такие предметы в вашей семье есть, проявляет ли ребенок к ним интерес?

А. да, рассматривает, задает вопросы.

Б. нет, не интересуется.

7. Какие народные игрушки Вам знакомы?

8. С какими народными игрушками Вы играли в детстве? ___

9. Есть ли у Ваших детей народные игрушки дома?

А. да.

Б. нет.

10. Чем, по Вашему мнению, отличается народная и современная игрушка?

11. Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе со своими детьми? Если да, то какие? Если нет, то почему? ___

12. Хотелось бы Вам, чтобы среди любимых игрушек Вашего ребенка были народные игрушки?

А. да.

Б. нет.

13. Необходимо ли на Ваш взгляд приобщать детей к истокам русской народной культуре в детском саду? Если «Да», то почему?

Благодарим за сотрудничество!

Основной этап. Реализация проекта.

  1. Беседы.

«Как играли и во что ваши прабабушки и прадедушки?»

«Из чего и как делали народные игрушки?».

Беседа по теме "Дымковская игрушка"

Цель: воспитывать интерес к народному творчеству.

Задачи:

  1. Знакомство с декоративно-прикладным искусством: Дымковской росписью, основными элементами; формирование интереса к народным промыслам, к истории своего народа.
  2. Развитие и обогащение речи«народные умельцы»«роспись»«узор»«орнамент».
  3. Воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности; привитие любви и гордости к людям своей страны. 

Образовательная область: ОО «Познавательное развитие»

Демонстрационный материал: оригинальные образцы дымковской игрушки, выполненные мастерами промысла, презентация, видео как создавалась дымковская игрушка.

Предварительная работа: Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством, с народными промыслами, ознакомление с дымковской игрушкой, просмотр презентации «Чудо-дымка».   Игра «Подскажи словечко», беседы о Дымковском промысле, чтение стихов, потешек о Дымке, загадок, рассматривание иллюстраций Дымковских игрушек, лепка лошадки. Чтение пословиц о труде.

Ход беседы:

1. Вводная часть.

Деятельность воспитателя:

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему мастерству молодых учили.

Богата русская земля народными мастерами, народными умельцами. Много красивых поделок делают они из разных материалов и красиво расписывают. Сегодня у нас в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами.

2. Основная часть.

Деятельность воспитателя: Далеко, далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки Вятка стоит большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи и из труб домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить из глины веселые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, веселые люди выносили свои веселые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Веселые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называться как? (дымковскими)

Дымковские мастера любят делать красивых нарядных барышень, веселых петушков, забавных оленей, важных индюков.

Рассматривание дымковских игрушек (барышня, лошадка, петух).

1. Барышня

Дымковские барышни прекрасны,

Узоры на юбках разнообразны

Полосы, волны, овалы, круги и точки-

Словно волшебные строчки

Символы природы они обозначают

Здоровья, счастья, добра желают.

2. Лошадка.

Я лошадка серый бок

Я копытцем постучу,

Если хочешь - прокачу!

Посмотри, как я красива

Хороши и хвост, и грива

3. Петушок.

Дымковский я петушок,

Пышный хвост и гребешок.

Точки, клеточки, кружки.

Краски сочны и ярки.

Дымковскую игрушку разрисовывают разными элементами: кружками, кольцами, полосками, змейками.

Стандартные цвета, которые используют в дымковской игрушке: красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень малом количестве коричневый и черный.

Что же означали элементы, которыми мастера расписывали свои поделки?

Например, ребята, как вы думаете, что мог означать круг?

Деятельность детей: солнце

Деятельность воспитателя: А что могла означать волнистая линия?

Деятельность детей: воду.

Деятельность воспитателя: А что же могла означать клетка?

Деятельность детей: поле.

Деятельность воспитателя: А как одним словом можно сказать про цвета, краски?

Деятельность детей: яркие, нарядные, веселые, праздничные.

Деятельность воспитателя: Да, вот в старину в селе Дымково и зародилась Дымковская игрушка. Ребята, а для чего были сделаны эти игрушки? (для красоты, ими украшали окна). А играли этими игрушками?

Деятельность детей: Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которыми жилище украшают. Их берегут!

Давайте посмотрим как создается игрушка?

(Дети смотрят видео, воспитатель параллельно рассказывает).

Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?

Деятельность детей: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.

Деятельность воспитателя: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Деятельность воспитателя: Когда у мастеров игрушки были готовы, их относили на ярмарку.

Ярмарка! Праздник! Внимание! Внимание! Веселое гуляние!

Приходи, скорей народ!

Разевай по шире рот,

Добрым людям здесь почет,

Всех нас ярмарка зовет.

Ребята, а что такое ярмарка? (ответы детей)

Ярмарка – это веселое представление с играми, потехами, хороводами, песнями, шутками и прибаутками. На ярмарке кто то продает, а кто то покупает. Но не только продают товар, но и выставляют на показ всем- гордятся люди своим мастерством. На ярмарку люди одевались красиво и шли как на праздник.

Конспект беседы: «Русская матрёшка»

Во время беседы демонстрируются слайды из презентации «История Матрешки»

Цель: нравственно-патриотическое развитие.

Задачи: 

Знакомство с русской матрёшкой, видами матрёшек;

Приобщить детей к культуре и традициям русского народа;

Воспитывать интерес к народному искусству;

Формирование любви и гордости к Родине;

Ход беседы

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку и скажите мне разгадку.

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Дети: (Матрешка).

Воспитатель: Молодцы. Конечно это Матрёшка. И сегодня мы с вами узнаем историю этой необычной игрушки.

На полке куколка стоит,
Она скучает и грустит.
Но в руки ты её возьмёшь
И в ней ещё одну найдёшь.
А в той ещё… И вот уж в ряд
Пять милых куколок стоят.
Хоть роста разного, но всё же
Все удивительно похожи.
В нарядных сарафанах пёстрых
Румяные матрёшки-сёстры.
Была одна, а стало пять,
Им больше некогда скучать!
А наиграются подружки,
И снова спрячутся друг в дружке.

(Н. Радченко)

История создания матрешки

 Первая изготовленная в 1890 году В. П. Звёздочкиным и С. В. Малютиным восьмиместная кукла, получившая название «Матрёна», представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, накрытую цветастым платком, в руках у которой был чёрный петух. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.

Эту игрушку по праву считают самым известным и популярным русским сувениром. История создания матрешки очень интересна и до сих пор вызывает вопросы. Существует версия, согласно которой русский мастер создал фигурку матрешки, увидев аналогичную фигурку, привезенную из Японии. Японская куколка, в которую вкладывались еще несколько куколок, символизировала местных богов счастья.

Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна»). Почти всегда они имеют «яйцеподобную» форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней.

В 1900 году Мария Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России. Также в Семёнове, на художественной фабрике «Семёновская роспись», в 1922 году появилась на свет традиционная русская семёновская матрёшка, которую сегодня знает весь мир.

Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз сувениров матрешек за границу. Собственно, в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”. Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку.

Процесс изготовления всех матрёшек одинаков. Сначала вытачивают форму на токарном станке. Затем подготавливают её под роспись. Мастера расписывают матрёшек без предварительного рисунка с образца.

Существуют следующие виды матрешек: загорская; семеновская; полхов - майданская; вятская; тверская; авторская; сюжетная. Матрешки отличались друг от друга, потому что мастера каждого центра кустарного производства игрушек имели  свою технологию изготовления и росписи.

Настоящей родиной матрешки  стал подмосковный  Сергиев Посад. После переименования в 1930 г. Сергиева Посада  в Загорск,  стиль росписи матрешек стал именоваться «загорским».

 Загорская матрешка чем-то похожа на первую русскую матрешку. Она так же наряжена в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы тремя точками: две вверху, одна внизу. Платок у загорской матрешки завязан узлом. У загорских матрешек расписывают сарафан, платочек. Узоры очень простые.  Они расписаны простыми цветами, листочками и точками.  Обычно используют три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий.  Контуры рисунка обводят  черным.

Семеновская матрешка

Эта матрёшка появилась в селе Семеново, в Поволжье на 20 лет позже сергиево-посадской.  В отличие от посадской, у нее много незакрашенного места.  Самая нарядная часть – фартук с яркими цветами. В росписи семеновской матрешки используют всего три  цвета – красный, жёлтый и зелёный.

У семёновской матрёшки не всегда прописаны ручки и нет дополнительных деталей.  По количеству в наборчике этих куколок всегда было много. Семёновские барышни в ярких сарафанах всегда держат в руках пышный букет цветов.

Семеновская матрёшка была почти в каждой семье. Это не означает, что она самая лучшая, просто она самая массовая.

 Полхов-майданская.

Формой полховская матрешка заметно отличается от своих  сестер. У нее вытянутая фигурка с маленькой, головкой или почти  ровный столбик.         

Полховская  матрёшка самая цветастая, но и самая грубо прописанная. У неё часто отсутствуют в рисунке ручки,  нет  дополнительных деталей. Вместо сарафана и передника – широкий овал, весь заполненный крупными розонами, колокольчиками, яблочками и кудрявыми листочками. Овал лица с кудряшками волос, брови, глаза, нос, даже рот намечают черной тушью, обрамляются завитками кудрей и трилистниками цветистого розана.

У матрешек нет платка с завязанными концами, он ниспадает с головы. Нет сарафана и фартука, вместо этого – условный овал на двухцветном фоне: вверх- красный или желтый, низ – зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. И главное отличие : мастера выводят на каждой матрешке свои любимые большие розово-малиновые цветы шиповника.

 Авторская матрешка.

С конца 80-х – начала 90-х гг. XXв. Начинается новый этап в развитии искусства изготовления матрешки – так называемый период авторской матрешки. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника. Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Сегодня можно встретить и матрешки, расписанные под гжель, жостово, хохлому, палех. Таким образом, нынешняя матрешка как бы концентрирует все богатство художественных традиций русского прикладного искусства, оставаясь современной.

Мода на матрешку вышла за пределы национальных границ. Появились чувашские и татарские, башкирские и марийские, мордовские матрешки, расписанные в национальных традициях.

Физкульт минутка «Матрёшки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Дидактические игры:

«Пазл», «Найди заплатку», «Подбери пару по контуру», «Расставь матрёшек по росту».

Воспитатель: ребята, о какой игрушке мы сегодня узнали? Какие виды матрёшек вы запомнили? Какие отличительные черты у матрёшки?

Беседа с детьми «Как можно играть с игрушками»

Цель: воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Задачи:
- развивать речь, память;
- расширять знания детей по теме «игрушки»;
- вспомнить правило пользования игрушками;
- учить отвечать на вопросы (полным ответом)


Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как нужно играть с игрушками?

За ширмой раздается плач. Воспитатель обращает внимание детей на это. Из-за ширмы выходит Зайка и плачет

Воспитатель: «Что с тобой случилось, Зайка? Почему ты грустный и плачешь?»

Зайка: «Я утром проснулся и увидел, что из моей комнаты сбежали все игрушки. Я теперь не могу с ними поиграть.

Воспитатель: «Зайка, так ты, наверное, обижал свои игрушки?»

Зайка: «Да нет, не знаю…Я строил вчера дорогу, а у меня не получилось, я разозлился и начал пинать свои кубики, раскидал свои машинки, у них даже колеса отлетели, а еще я хотел поиграть с куклой Дашей, но сестра мне ее не давала, я стал отбирать ее, схватил куклу за руку и сломал ее…»

Воспитатель: «Вот видишь, Зайка, а говоришь, не обижал. Ребята, а разве можно с игрушками так обращаться? А как можно?» (ответы детей)

Воспитатель обобщает правила обращения с игрушками

Воспитатель: «Правильно, ребята! Игрушки обижать нельзя. Если у тебя что-то не получается, то не надо сразу пинать и кидать игрушки, можно попросить помощи у взрослых. Если ты поиграл игрушками, то их надо убирать на место, чтобы они не валялись на полу, и на них никто не наступил. Если ты вдруг сломал нечаянно чужую игрушку, нужно попросить прощение и постараться отремонтировать игрушку с помощью мамы или папы. А еще игрушки никогда не отбирают. Если тебе хочется поиграть чужой игрушкой, то надо спросить разрешение у того, чья эта игрушка».

Зайка: «А я не знаю, как надо спрашивать разрешение»

Воспитатель: «Не переживай, Зайка, мы тебя с ребятами сейчас научим»

Игра «Попроси игрушку»

Дети встают в круг, Заяц в середине, Воспитатель дает одну игрушку ребенку и сначала сам просит разрешение поиграть игрушкой

Например: «Аня, можно мне поиграть твоей игрушкой?» или «Аня, дай мне, пожалуйста, твою куклу поиграть», или «Аня, можно я поиграю твоей куклой, а тебе пока дам свою машинку»…, а потом проводится проигрывание данной ситуации детьми по кругу.

Зайка: «Спасибо, вам, ребята, что вы показали мне, как правильно просить игрушку. Я теперь никогда не буду отбирать игрушки»

Воспитатель: «Пожалуйста, Зайка, а хочешь теперь с нами поиграть?»

Упражнение «Превратись в игрушку»

Дети стоят в кругу. Воспитатель произносит слова, превращая детей в игрушки. Дети должны изобразить эти игрушки. Воспитатель произносит слова: «Вокруг себя все покрутились, и в юлу все превратились»: дети начинают кружится вокруг себя. Так воспитатель превращает детей в (машинку, дети ходят по группе, изображая, как они рулят, говоря при этом: «Ж-Ж-Ж»; мячик – прыгают; самолет – расправляют руки в сторону, изображая полет; куклу Дашу – дети приседают, держа руки на поясе)

Зайка: «Ой, ребята, как с вами интересно играть!»

Воспитатель: «Зайка, а хочешь, чтобы твои игрушки вернулись к тебе?»

Зайка: «Конечно, хочу. Только я не знаю, как это сделать»

Воспитатель: «Ну, как правильно играть с игрушками мы тебя научили, а вернуть твои игрушки помогут волшебные слова

Зайка: Какие?

Воспитатель; Игрушки, простите меня, пожалуйста! Я больше не буду вас обижать.

Зайка: «Спасибо, вам ребята, вы мне помогли вернуть мои игрушки и научили, как правильно себя с ними вести, я теперь никогда не буду их обижать. Я пойду скорее домой и положу их всех на полочку. До свидания. Ребята!» Зайка уходит.

Воспитатель: «Скажите, ребята, какое настроение было у Зайки, когда он к нам пришел?» (грустное). Просит детей изобразить грустное настроение, - «А какое стало, когда он ушел от нас домой?» (радостное). Просит изобразить радостное настроение, - « Молодцы, ребята, вы помогли Зайке»

Беседа с детьми на тему «Береги игрушки».

Цель: воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Задачи:
- развивать речь, память;
- расширять знания детей по теме «игрушки»;
- вспомнить правило пользования игрушками;
- учить отвечать на вопросы (полным ответом)
Нам понадобиться:
 тряпочки для пыли; тазик с водой, книжка на столе.

Ход беседы:

Дети заходят в группу, и видят, что в группе нет многих игрушек.
Воспитатель
: Ребята, как вы считаете, куда спрятались наши игрушки?
Дети:
 Они убежали от нас к другим ребятишкам.
Воспитатель:
 А почему игрушки от нас убежали ?
Дети:
 Мы их обидели. Мы их бросали, не убирали на свои места, наступали на них, кидали.
Воспитатель:
 Да ребята. Игрушки на вас обиделись, потому что вы их не берегли. Давайте вспомним стихотворения о том, как игрушки обижали.
Катя:
 Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок. (Агния Барто).
Воспитатель:
 Молодец, Катюша. Ребятишки кто еще расскажет стихотворения?
Ваня:
 Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенку поет.
Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою — топ! ( Агния Барто).
Воспитатель:
 Молодцы ребята. А как нам теперь вернуть обратно наши игрушки?
Дети:
 Надо , чтобы игрушки увидели какие мы хорошие и дружные, как любим мы игрушки. И надо убирать игрушки на свои места. Ни кидать, ни бросать игрушки.
Воспитатель:
 Ребята смотрите. На полочке где стояли наши животные , пыль. Животным наверное это не понравилось.
Ребята:
 А давайте наведём порядок. Протрем пыль на полочках.
( Воспитатель с детьми протирают пыль на полочках).
Воспитатель:
 Какие вы молодцы! На полочках стало чисто. Теперь наши игрушки вернуться к нам.
Воспитатель:
 Ребята давайте посмотрим, что лежит у нас на столе?
Ребята:
 Книжка
Воспитатель:
 Правильно, книжка. Ребята посмотрите, картинки все перепутались. Что нарисовано на этих картинках?
(Воспитатель раскладывает на столе картинки, Ребята называют.)
Воспитатель:
 Ребята, давайте наведем порядок? Я сейчас буду зачитывать вам стихотворение, а вы будите искать подходящую картинку .
(Воспитатель читает, дети ищут подходящую картинки с изображением игрушек.)
Воспитатель:
 Какие вы ребята молодцы. Теперь книжка наша в порядке.
Воспитатель:
 Ребята, можно рвать книжки?
Ребята:
 Нет, нельзя.
Воспитатель:
 Ребята, какие вы молодцы. На полочке протерли пыль. Вспомнили и рассказали стихотворения про игрушки, книжку привели в порядок. Теперь точно к нам наши игрушки вернуться в группу.
Воспитатель:
 Давайте вспомним все дружно, как мы играем, обращаемся с игрушками.
Ребята:
 Нужно за игрушками ухаживать. Игрушки нужно не бросать на пол. Игрушки нужно мыть. Кукол нужно расчесывать. С машинками играем на ковре, нельзя ложиться на машинку, потому что она может сломаться.
Воспитатель:
 А можно игрушки оставлять на улице?
Ребята:
 Нет, нельзя. Игрушек не останется.
Воспитатель:
 Правильно ребята. Мы должны выучить с вами, самое главное правило: «каждой игрушке – свое место».

  1. Художественное творчество

Конспект НОД по изобразительной деятельности.  

Рисование «Дымковская игрушка — лошадка»

Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской росписью;

• Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками; Правильно держать палочку, аккуратно обмакивать ее в гуашь и ритмично наносить точки;

Задачи:

Образовательные:

Воспитывать у них эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.

Развивающие:

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; интерес к народному творчеству.

 Развивать речевую активность, навыки общения. Обогащение и активизация  словаря за счет слов:  глиняная, дымковская, яркая, русские мастера, русские умельцы. Упражнять в правильном звукопроизношении, фразовой речи.

Воспитательные:

 Продолжать формирование  эмоционального  восприятия русской культуры через дымковскую игрушку.  Воспитывать желание самостоятельно расписывать игрушку по мотивам дымковской росписи. Создать у детей чувство сопереживание, желание помочь лошадке и радостные эмоции в том что смогли помочь.

Предварительная работа:

• Беседа «Откуда пришла к нам Дымковская игрушка?»;

• Рассматривание иллюстраций, образцов дымковской игрушки.

Оборудование:

-иллюстрации дымковской игрушки (лошадки – бумажные заготовки для рисования на листе , гуашь красного, оранжевого, синего,зелёного и черного цвета, ватные палочки, салфетки для рук.)

Ход НОД

- Ребятки, сегодня к нам в гости пришла необычная гостья. А чтобы узнать кто она, нам необходимо отгадать загадку. Попробуем отгадать? (ответы детей)

Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок.

У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок.

Шелковиста ее грива,

Весела она, игрива.

У нее так шерстка гладка,

Это к нам бежит … (Лошадка)

- Какие вы молодцы ребята, отгадали загадку. А вот и наша гостья, дымковская игрушка-лошадка. Давайте поздороваемся с ней, но сделаем это особенно, чтобы наша лошадка запомнила таких хороших детей.

Игра – приветствие «Здравствуйте»

Здравствуйте ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп. (3 раза хлопают в ладоши)

Здравствуйте ножки! Топ, топ, топ. (3 раза топают ножками)

Здравствуйте губки! Чмок, чмок, чмок. (имитация поцелуя)

Здравствуй мой носик! Пим, пим, пим. (гладят кончик носа)

Здравствуйте ребятки! (поворачиваются к друг другу и улыбаются)

 

-Какие молодцы поздоровались с лошадкой.

     -Ребята я вам расскажу от куда произошла наша дымковская игрушка .

Вятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были известны ещё в далёком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку –Дымка. Почему игрушка могла получить такое название ?Игрушку называют Дымковской  по месту её проживания .С высокого берега Вятки ,на котором стоит город Киров видно село Дымково .Зимой ,когда топят печи всё село как будто в дыму ,в дымке. От сюда и появилось это название и игрушки.

 

-Ребята, а что случилось? Почему наша гостья, дымковская игрушка-лошадка, не веселая? Вы знаете, что могло произойти?

Ответы детей (плохое настроение, она заболела).

-Давайте спросим у самой лошадки? Какая беда с ней приключилась.

-Лошадка, что с тобой приключилось?

Лошадка: - я с друзьями гуляла под дождем, и все красивые узоры смыло водой. И теперь веселые лошадки стали грустными, потому что они уже не нарядные, а просто белые.

-Дети, посмотрите на нашу гостью, дымковскую игрушку-лошадку. Обратите внимание, сама лошадка белая, хвост и грива черные.

-Ребята, какими узорами украшена наша дымковская игрушка-лошадка?

Ответы детей (кружочками).

-А кружочки, какими цветами раскрашены?

Ответы детей (синими, красными,оранжевыми черными,зелёными ).

-А ушки ,какими цветами?

Ответы детей

-Посмотрите внимательно, кружочки и полосочки у нее одинакового размера?

Ответы детей (нет, большие и маленькие)

Ах, лошадка, какая грива черная.

По бокам кружочки

Точки, точки, точки.

- Давайте мы с вами поможем ее друзьям, чтобы они вновь стали нарядные и веселые.

- Сейчас мы с вами превратимся в мастеров и нарисуем нашим лошадка красивые узоры. И тогда они тоже будут улыбаться.

Физкультминутка:

Мы поскачем, скачем, скачем

Цок, цок, цок, цок!

(дети поочередно топают ножками)

Я лошадка-серый бок!

(повороты, ручки на талии)

Я копытцем постучу

(ходьба на месте)

Если хочешь, прокачу!

(легкий бег на месте).

-Ребятки, садитесь на свои места, там вас ждут грустные лошадки и украсте их, чтобы они тоже улыбались.

-Чтобы нарисовать кружочки нашим лошадкам, для этого надо взять ватную палочку, обмакнуть ее в краску, и аккуратно приложить ее на бочок к лошадки (показ) А что б нарисовать полоску нужно взять другую палочку  и обмакнуть так же в краску и провести сверху вниз.

-Посмотрите ребята, какие красивые, яркие и нарядные получились у вас лошадки, они уже улыбаются, значит, им тоже все нравится.

(Рассматривание детских работ).

-Вам понравилось разрисовать лошадок?

Ответы детей (да)

-Какие узоры вы рисовали?

Ответы детей (кружочки, точки и полоски).

Чем вы их раскрашивали?

Ответы детей (ватными палочками).

Какими цветами?

Ответы детей (синими, красными,оранжевыми ,зелёным и  черный).

-Я очень рада за вас, молодцы! Все справились, были активными, внимательными и дружные! Лошадка благодарить Вас.

Конспект НОД по изобразительной деятельности.

Лепка «Дымковская лошадка»

                 

Цель: продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.

      Задачи:      

1.        Расширять представление детей о дымковской игрушке.

2.        Развивать желание лепить игрушку своими руками.

3.        Учить лепить лошадку комбинированным способом.

4.        Закреплять различные способы лепки: раскатывание, вытягивание, прищипывание, сглаживание.

5.      Показать характерные особенности дымковской игрушки - коня.

6.       Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.

7.       Воспитывать самостоятельность и творчество.

   

    Материалы и оборудование:

1.        Народные игрушки: дымковские, городецкие и др.

2.        Дощечки, стеки, пластилин, тряпочки.

Ход:

1 часть.

Воспитатель: Дети, мы с вами живем в большой и прекрасной стране - Россия. В ней очень много разных городов, сел, деревень, в которых живут настоящие мастера и умельцы. Вот сегодня мы с вами отправимся в гости к таким мастерам в вятское село Дымково:

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали и село большое

Дымково назвали.

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли (Входят в русскую избу). Когда-то давным-давно у крестьянских ребятишек, которые жили в такой избе, не было столько игрушек, как у вас. И поэтому крестьяне сами мастерили для своих детей игрушки из соломы, тряпочек, дерева, глины. Вот посмотрите, какие веселые игрушки лепили из глины дымковские мастера.

  Вечера зимою длинные.

  Лепит мастер здесь из глины.

  Все игрушки не простые,

  А волшебно-расписные.

 

Воспитатель:  Все эти игрушки лепились из глины, затем несколько дней сушились. Потом дымковские мастера помещали игрушки в печь и обжигали их в жарком огне, чтобы они были прочными и легкими. Как только игрушки остывали, мастера и мастерицы покрывали игрушки мелом, разведенном в молоке. И уже по белому фону раскрашивали разноцветными красками.

Воспитатель: Какие цвета есть в дымковской росписи? (Ответы детей).

   -  А какие узоры использовали мастера? (Точки, колечки, кружочки, волнистые линии, решетки и т.д.) Правильно.

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Воспитатель:А какие игрушки лепили дымковские мастера? (Петухи, барыни, лошадки, козлики и т.д.)

                НОД «Раскрашивание Матрешки»

Цель: продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.

      Задачи:      

1.        Расширять представление детей о Матрешке.

2.        Развивать желание украсть игрушку

3.       Закреплять умение аккуратно раскрашивать карандашами рисунок.

4.        Показать характерные особенности Матрешки

5.        Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.

6.        Воспитывать самостоятельность и творчество.

    Материалы и оборудование:

  1. Матрешки
  2. Раскраска «Матрешка»
  3. Цветные  карандаши.

                                     Ход занятия.

  1. Показ презентаций «История матрешки», «Народная глинягая игрушка»
  2. Дидактические игры

Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

Материал и оборудование: Карточки с изображением изделий народных промыслов.

Игровое правило. Дети поочередно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают, игрушка какого промысла изображена. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа.

Дидактическая игра «Собери матрёшку».

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал и оборудование. Матрешки, поделенные на несколько частей.

Игровое правило. Собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.

Дидактическая игра «Составь узор»

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству. Дидактические задачи: Закреплять умение узнавать элементы городецкой, хохломской и гжельской росписей, составлять декоративные композиции – располагать элементы на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество. Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Материал: Плоскостные изображения предметов посуды, элементы росписи, вырезанные по контуру, образцы узора.

Ход игры: В игре может принять участие один ребенок или несколько детей. Трафареты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов узора, составляют узор методом аппликации. Работу игрок может выполнять, копируя образцы, или придумывают свою композицию.

  1. Народные игры

                 «Мыши и кот»

Цель: Развивать внимание, образные движения.

 Ход игры: Дети сидят на скамейках или на стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого исполняет педагог. Кот засыпает (а мыши разбегаются по всей комнате). Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на своё место и засыпает.

 Указания к проведению. Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кот закроет  глаза и заснет, а возвращаться в норки—когда кот проснётся и замяукает. Педагог следит, чтобы все мыши выбегали и разбегались как можно дальше от норок. Норками, кроме стульев, могут служить дуги для подлезания,  и тогда дети —мышки—выползают из своих норок.

«Заинька»

Цель:  Развивать ритмический слух, внимание, импровизацию по тексту песни.

Ход игры: Дети вместе с педагогом становятся в круг. Педагог поет песенку и показывает детям движения.

1. Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой

    Вот так этак, топни ножкой! (2 раза) (дети топают ножкой руки на поясе)

 2.Заинька, бей в ладоши, серенький, бей в ладоши!

    Вот так этак, бей в ладоши! (2 раза) (дети хлопают в ладоши)

 3.Заинька, повернись, серенький, повернись,

    Вот так этак повернись (2 раза) (повороты в стороны, руки на поясе)

 4. Заинька попляши, серенький попляши!

Вот так этак попляши (2 раза) (дети подпрыгивают на двух ногах кто как может)

 5. Заинька поклонись, серенький поклонись

     Вот так этак поклонись (2 раза) (дети кланяются, разводя руки в стороны).

«Карусели»

 Цель: Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал. Развивать внимание и умение ориентироваться.

 Ход игры: Педагог предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:

 Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

 Дети останавливаются.

  1. Пальчиковые игры

«Пять братьев – пальчиков»

«Раз, два, три, четыре, пять!

 Вышли пальчики гулять! (начинайте отгибать пальчики)

Этот пальчик - гриб нашел,

Этот пальчик - чистит стол,

Этот - резал,

Этот - ел.

Ну а этот лишь глядел!»

      Пальчиковая игра «В гости к нам пришла матрешка»

Дуйте в дудки, (имитация игры на дудочке)

Бейте в ложки, (хлопки в ладоши)

В гости к нам пришли матрешки. (шагать пальчиками обеих рук по столу)

Ложки деревянные (вытягивать обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)

Матрёшечки румяные. (качать головой, поднеся руки к щёчкам)

      Пальчиковая игра «Матрешка»

У матрешки нашей Мани

Пять девчоночек в кармане.

Маню раскрываем,

Зину вынимаем.

Вот раскрыли Зину,

Вытащили Нину.

А из Нины мы достали

Чернобровую Наталью.

А внутри Наташи

Засиделась Даша.

Дашу мы раскрыли,

Выпустили Лилю.

Все девчонки из кармана

Вышли в красных сарафанах.

 

1–2 строчки — сжимаем руки в кулаки.

3–12 строчки — на счет вынимаем из кулаков по одному пальцу одновременно. Если не получается, можно освобождать пальцы поочередно с помощью другой руки.

13–14 строчки — раскрываем ладони и растопыриваем пальцы, словно показывая матрешек в ярких сарафанах.

Игра «Матрешки»

Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки, (Указательным и средним пальцами идут по столу)

В сарафанах наших пестрых (Соединяют ладошки вместе)

Мы похожи словно сестры. (Руки в замок)

     

  1. Потешки  о матрёшке.

Потешка с движением.

Дуйте в дудки (показывают игру на дудочке)

Бейте в ложки! (вытянув руки вперед, ударяют ладонь об ладонь)

В гости мы идём к матрёшке (шагают на месте)

Кукла деревянная (руки «фонарики»)

Матрёшечка румяная! (щёчки гладят кулачками)

1. На заре трубит рожок,

Кличет стадо на лужок:

- Выходи, Бурёнушка!

- Выхожу, Матрёнушка!

2. Как у нашей у Хохлатки

Нынче вывелись цыплятки,

А из одной скорлупочки

Мартёшка вышла в юбочке.

3.Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки,

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

4.Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем

Сами в гости к Вам придем.

  1. Загадки

Народные игрушки

1.Дать могу одну подсказку-

Хватит вам её вполне:

Все мои сестренки сразу

Помещаются во мне.

Ну- ка, что это за крошки?

Деревянные…(Матрешки)

2.Я хочу вам рассказать

Лет четыреста назад

К празднику весны, «Свистунья»,

Их лепили, стар и млад…(Дымковские игрушки)

3.Мы веселые сестрицы

Играть в прятки мастерицы!

Мы милы и круглолицы,

А платочки у нас – расписные,

А улыбки у нас – озорные! ... (Матрешки)

4.Деревянные игрушки,

     Да игрушки не простые-

Мы всегда в движении,

Мы всегда в работе.

А как нам это удается,

Играя вы поймете.

 (Богородская игрушка)

Расписные  коньки,

Разноцветные индюки.

Барышни румяные

И гусары бравые-

Играй вдоволь, да смотри

Только нас не урони!

(Дымковская игрушка)

Привезли мы глину с дальнего бугра

Ну-ка за работу, чудо мастера!

Слепим, высушим- и в печь!

А потом распишем.

(Дымковская игрушка)

Какую игрушку сначала

Пополам ломают

А потом в нее играют?

(матрешка)

Рядом разные подружки

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке

А всего одна игрушка

(матрешка)

В этой молодице-

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица-

Для меньшей темница. (матрешка)

Там из липовой доски

Есть лекарство от тоски:

Потому что стар и млад

Все игрушки мастерят.

Даже старые старушки

Делают себе игрушки

(Богородская игрушка)

  1. Физкульт-минутки

     

Мы веселые матрешки

Мы весёлые Матрёшки – (руки полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в щёку)
Ладушки, ладушки – (хлопки в ладошки)
На ногах у нас сапожки – (поочерёдно выставляют вперёд правую и левую ноги)
Ладушки, ладушки – (хлопки в ладошки)
В сарафанах наших пёстрых –  (имитация держания за подол сарафана)
Ладушки, ладушки – (хлопки в ладошки)
Мы похожи, словно сёстры – (
держаться за воображаемые концы платочка и приседают)
Ладушки, ладушки – (хлопки в ладошки)

            Матрешки – крошки

Мы матрёшки вот такие крошки – (держатся за воображаемый сарафан)
Танцевать, танцевать вышли мы немножко – (притопы на месте)
Мы матрёшки вот такие крошки – (держатся за воображаемый сарафан)
А у нас, а у нас чистые ладошки – (хлопки в ладоши)
Мы матрёшки вот такие крошки – (держатся за воображаемый сарафан)
А у нас, а у нас новые сапожки – (поочерёдно выставляют правую и левую ногу вперёд
Мы матрёшки вот такие крошки – (держатся за воображаемый сарафан)
Танцевать, танцевать вышли мы немножко – (повороты с притопами вокруг себя)

                               Дружные матрешки

Хлопают в ладошки.
Дружные матрешки. 
(хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (руки на пояс, поочерёдно то правую ногу выставить вперёд на пятку, то левую)
Топают матрешки. (топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (
руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. 
(хлопают в ладоши)

         Русская народная потешка  «Где вы были?»

Дети ведут диалог с педагогом.

 

Воспитатель: Ножки, ножки, где вы были?

Дети: За грибами в лес ходили.     Ходят на месте.

Воспитатель: Что вы, ручки, работали?

Дети: Мы грибочки собирали.   Приседают и собирают грибы».

Воспитатель: А вы глазки помогали?  

Дети: Мы искали да смотрели, Смотрят из- под руки, поворачиваясь

Все пенечки оглядели.              вправо и   влево.                                                                                  

Вот и Ванюшка с грибком,    Сжимают пальцы одной руки в

С подосиновичком! кулак и прикрывают ее сверху ладонью другой.

  1. Сюжетно – ролевые игры:

 «Посещение музея прикладного искусства»,

« Магазин игрушек» 

«Больница для игрушек»

  1. Работа с родителями

Анкетирование  «Что знает ваш ребенок о народных игрушках и о декоративно – прикладном искусстве?»

Консультация : « Народная игрушка  »

Изготовление игрушек для выставки.

Заключительный этап

1. Презентации «Народная глиняная игрушка», «История матрешки»

2. Создание мини – музея «Народная игрушка» (совместно с родителями)

3. Оформление выставки детских работ.

4. Развлечение «Народные подвижные игры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству»

Приобщение родителей и детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности....

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Народные игрушки»

В настоящее время прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. У детей слабо развит интерес к народно...

Краткосрочный проект в средней группе "Народные промыслы"

Тип проекта: Познавательно-творческийПродолжительность: 1 неделяУчастники проекта: дети средней группы, воспитатели Возраст детей: 4-5 лет Проблема: В современное время п...

Проект в средней группе "Народная игрушка"

Проект в средней группе "Народная игрушка"...

Краткосрочный проект в средней группе «День народного единства»

Краткосрочный проект в средней группе«День народного единства»Участники проекта: дети средней группы «Незабудки», воспитатель, родители.Проблема: Многие дети не знают...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Спички детям - не игрушка!»

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:«Спички детям - не игрушка!»  Актуальность проблемы: Обеспечение личной безопасности и сохранение здо...