Консультация для педагогов "Родительское собрание в ДОУ"
консультация
Познакомить педагогов какие бывают современные формы родительских собраний, какие приемы можно использовать при проведении родительских собраний, и как можно завершить родительское собрание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_roditelskoe_sobranie_v_dou.docx | 223.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Родительские собрания в ДОУ
(приемы, используемые в процессе проведения)»
Подготовила: Трушина Е.В.
Методист
МКДОУ Сортавальского МР РКДС №23
корпус 4
Цель: познакомить педагогов с приемами и играми, которые можно использовать на родительских собраниях.
Воспитатель ДОУ ежедневно общается с детьми и родителями, видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Одна из задач общения воспитателя с родителями – раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения воспитателей с родителями.
Групповое родительское собрание — это основная, традиционная форма работы с семьей, позволяющая установить связь с родителями всей группы, дающая возможность донести важную информацию сразу до всех участников родительского собрания и установить обратную связь с родителями в форме вопросов, претензий, передачи положительной семейного опыта и т.д.
Многолетняя практика организации родительских собраний позволяет выделить наиболее важные моменты, которые необходимо принять во внимание для эффективного проведения данной формы работы с семьями воспитанников:
- собрание организуется и проводится два-три раза в учебном году (иногда более) в зависимости от возрастной категории воспитанников, обстоятельств, особенностей группы;
- максимальная продолжительность собрания - 45 минут-1,5 часа (нельзя забывать, что родители пришли на собрание после трудового дня (дома им предстоят хлопоты по хозяйству);
- обязательная разработка сценария или тезисного плана проведения родительского собрания (педагог должен четко представлять предстоящую встречу, объем информации, которую ему необходимо донести до родителей, «держать» темп проведения мероприятия);
- проведение предварительной работы с родителями и детьми в зависимости от темы собрания (это позволит собрать необходимый материал, подготовить родителей к обсуждению проблемы, определить степень и форму участия детей и т.п.);
- подготовка помещения, выступления, наглядной информации, раздаточных материалов, современных технических средств и т.д.;
- приглашение компетентных специалистов (в зависимости от темы собрания, запросов родителей);
- предварительное ознакомление с положительным опытом семейного воспитания детей, изучение и успешное транслирование его (искренняя заинтересованность достижениями, положительным опытом семьи обеспечит доверительные отношения между педагогом и родителями, вызовет у них желание идти на контакт);
- использование разных методов и приемов преподнесения педагогической информации в ходе проведения собрания для установления эффективного взаимодействия с родителями;
- использование интерактивных методов для установления обратной связи с родителями и корректирования дальнейшей работы с ними и воспитанниками;
- подготовка информации о развитии детей группы с использованием разнообразных форм (непосредственное участие детей, видео-, аудиозаписи, фотофиксации и т.д.);
- активное участие родителей в обсуждении и решении проблем группы, предоставление родителям возможности высказывать предложения, претензии, как в ходе проведения, так и в конце собрания.
Приведу примеры современных форм проведения родительских собраний:
Педагогическая лаборатория - Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года можно провести анкетирование. Проводится оно для того, чтобы воспитатель ближе узнал ребенка и его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать, а также их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.
Конференции - На конференции собираются и педагоги, и узкие специалисты, и родители, которые заранее готовятся к выступлению по одной теме (педагог при необходимости оказывает помощь родителям в оформлении выступления). Каждый выступает со своей точкой зрения, как он видит данную жизненную ситуацию. Это дает всем участникам конференции возможность не только высказаться, но и услышать другого человека, а затем прийти к общему мнению. Важно определить актуальную тему конференции, например: «Забота о здоровье детей», «Роль семьи в воспитании ребенка». К конференции можно приготовить выставку детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу ДОУ, и т.д. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей. В результате у родителей накапливаются знания в области воспитания детей и устанавливаются доверительные отношения с педагогами.
Круглый стол- Проведение собрания в такой форме предполагает наличие стола, не обязательно круглого. Важно, чтобы за ним сидели и педагоги, и родители, и гости собрания. В такой обстановке обычно обсуждают актуальные проблемы воспитания, родители знакомятся друг с другом, задают вопросы и отвечают на них необязательно педагоги детского сада. По своей сути, это собрание-беседа. Во время такого собрания можно объединять родителей парами или тройками для обсуждения какого-либо вопроса или ситуации. На собрания, в форме круглого стола, можно приглашать специалистов. Основные цели интерактивного взаимодействия — обмен опытом, выработка общего мнения, создание условий для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы.Встречи такого формата расширяют кругозор родителей в вопросах воспитания и обучения, располагают к эффективному взаимодействию семьи и воспитателя. Примерные темы для собраний в форме круглого стола: «Азы воспитания», «Наш выбор – здоровый образ жизни», «Адаптация к детскому саду», «Родительский авторитет – основа воспитания», «Кризис трех лет», «Готовность к школе», и так далее. Предварительно стоит провести анкетирование родителей, чтобы на собрании ответить на все интересующие вопросы.
Метод «Мировое кафе» идеально подходит, для того чтобы организовать обмен мнениями большого количества людей по важным вопросам и проблемам, изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений. Такие собрания способствуют эмоциональному сближению всех участников воспитательно-образовательного процесса. Обычное количество участников - не менее 12-15 человек. Рассаживаются, как это и бывает в обычных кафе, по трое-четверо за столик. Можно предложить чай, кофе. И начинается обсуждение. При этом один человек становится «хозяином» за столом, остальные - его «гости». Для решения проблемы в малой группе есть бумажные скатерти и фломастеры, все идеи фиксируются в любой форме - запись, рисунок, диаграмма. Через небольшой отрезок времени, например 5-7 мин, дается сигнал и «гости» отправляются к следующему столику, они выступают «посланцами новых идей», «хозяин» же остается на месте и вводит новых пришедших к нему «гостей» в курс дела: презентует основные соображения, рассмотренные до этого. Работа продолжается с учетом всего, что подготовили предыдущие «гости». К концу второго круга дискуссий все «посетители» кафе ознакомятся с идеями и предложениями друг друга, каждый выскажет свое мнение и выслушает коллег. После нескольких таких «хождений» между столиками все собираются для общего обсуждения темы. Таким образом, можно «проработать» сразу несколько аспектов одного вопроса за короткое время. В конце «хозяин» делает презентацию всех идей от своего столика. Результаты всех участников вывешивают для всеобщего ознакомления и обсуждения. Подводятся итоги, проводится анализ.
Семинар-практикум - основная цель подобного собрания – обыгрывание и решение проблемных ситуаций. Выступают на семинаре – практикуме, не только воспитатели, но и родители, логопед, психолог, другие специалисты. Теоретическая часть выступления, постоянно разбавляется упражнениями и играми по теме встречи, выслушивается мнение родителей по рассматриваемой проблеме
Мастер-класс - основная цель данного мероприятия – поделиться опытом работы педагога с родителями. На такой встрече участники дают друг другу практические советы по развитию личности ребенка. Перед мастер-классом рекомендуется определиться с темой, она должна быть актуальной для родителей.
Тренинг - эта форма активной работы с родителями, направлена на тех, кто желает изменить свое взаимодействие со своим ребенком. В ходе таких встреч родители могут не только получить консультацию специалиста по определенной теме, расширить свои знания в вопросах воспитания и обучения (особенно это касается молодых родителей), но и на практике отработать полученные навыки. Темы могут быть разными: «Как понять ребенка 2-3 лет?», «Кризис 3 лет на практике», «Подготовка к школе», «Адаптация к детскому саду» и так далее.
Привлечению родителей к участию на собраниях способствует разнообразие способов работы с ними во время этих коллективных встреч.
При проведении родительского собрания, можно использовать следующие приемы:
Определение понятий. Берется всем известное понятие, которому надо дать "научное" определение. Например, словосочетание "детский сад". Детский сад — учреждение для временного пребывания детей дошкольного возраста, а также комплекс таких учреждений. В определении надо указать существенные и несущественные признаки. Оно должно раскрывать сущность словосочетания и отличать данное понятие от других.
Это своего рода разминка, а далее переходят к понятиям, которые связаны с темой родительского собрания. Определяя понятия, родители будут лучше осознавать проблему и, возможно, определят для себя какие-то направления в работе с детьми.
Сделать наоборот. Участникам предлагается изменить какое-то качество или свойство объекта на противоположное. Можно и сам факт изменить на противоположный и пофантазировать, что получится. А далее следует перейти к формам воспитания и взаимодействия с детьми, попробовав все, наоборот. Например, вместо того чтобы ругать - похвалить; вместо того, чтобы наказывать - поощрить и т. д.
Объединить объекты в систему. Вырезать из газет различные заголовки, раздать каждой группе участников по 3-4 заголовка.
Дается задание составить короткий рассказ, используя имеющиеся заголовки, и связать его с обсуждаемой проблемой родительского собрания.
Клубок проблем. В начале родительского собрания воспитатель выявляет круг вопросов, которые волнуют его участников в контексте рассматриваемой проблемы. Количество таких вопросов должно быть больше, чем число участников. Каждый из родителей записывает свои вопросы на маленьких полосках бумаги, которые заматываются в один общий клубок. Воспитатель предлагает одному из родителей, разматывая клубок, ответить на вопросы. Если родитель затрудняется с ответом, то на помощь ему приходят другие. Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем передавать клубок дальше. И так, пока не будут рассмотрены все вопросы.
Клубок ниток должен быть ярким, чтобы его было приятно держать в руках. Цвет ниток для клубка можно выбрать в зависимости от рассматриваемой проблемы - по ассоциации или в качестве символа.
Маска, откройся. Группа родителей разбивается на подгруппы по несколько человек по желанию. В каждой подгруппе все ее члены получают карточки с указанием роли, которую они будут проигрывать. Каждая группа по очереди выполняет свое задание. Все остальные оценивают, насколько верно сыграны роли. В завершении игры осуществляется самооценка и взаимооценка. Этому способствуют вопросы воспитателя: "Что передано удачно? Что не соответствует реалиям? Как можно было сделать лучше? Чему научило данное упражнение?"
Мешок сюрпризов. Воспитатель кладет в мешочек все что угодно: камешки, мелкие игрушки, пробки, перышки, шарики, кусочки бумаги, маленькие флакончики и т. д. Мешочек пускается по кругу и задается начало рассказа. Тот, к кому попадет мешочек, продолжает рассказ. Каждый родитель вынимает по одному предмету и вплетает этот предмет в ткань своего рассказа. Рассказ ведется до тех пор, пока не получит свое логическое завершение. Сначала можно выбрать сюжет, а затем и связать предметы этой сюжетной линией. Желательно сюжет связывать с темой родительского собрания.
Поделитесь знаниями. Воспитатель предлагает родителям рассказать о традициях и ритуалах, которые существуют у различных национальностей перед выполнением какого-либо дела. Затем предлагается придумать свою традицию или ритуал, которые будут соблюдаться на родительских собраниях. Возможно, это будет ритуал встречи перед началом собраний или ритуал прощания после их окончания. Варианты могут быть предложены самими участниками. Придумывание ритуалов и традиций проводится в малых группах. Затем каждая группа проводит презентацию своего варианта. Участники выбирают наиболее понравившиеся им. Приняв ритуалы, все участники следуют им неукоснительно.
Предупреждающие или запрещающие знаки. Рассмотрев определенный вопрос, воспитатель, предлагает выделить возможные сложности в данной проблеме и высказать свое мнение о том, что можно, а что не безопасно или вообще нельзя делать в такой ситуации. Это мнение надо выразить изображением (рисунком, пиктограммой) соответствующих предупреждающих или запрещающих знаков.
Творческие задания направлены на развитие разнообразных способов выражения собственных мыслей: словом, рисунком, моделированием, игрой, песней и т. д. Разнообразные формы представления способствуют возникновению новых идей.
История с продолжением. Воспитатель, держа в руках какой-либо предмет, начинает рассказывать о нем. Другие члены группы по очереди добавляют фразы, чтобы получился целостный рассказ. Таким образом, можно составить любой рассказ, сказку и другие истории. Желательно идею и содержание рассказа связывать с проблемой родительского собрания.
Аквариум. Среди участников родительского собрания выделяется небольшая группа из 3-4-х человек. Они садятся в центр круга, а все остальные участники размещаются по кругу, лицом к центру. Группа в центре обсуждает проблему, связанную с темой родительского собрания. Все остальные, молча, наблюдают за ходом обсуждения. После завершения небольшой групповой дискуссии остальные участники включаются в общее обсуждение проблемы. Малая группа как бы задает направление этой дискуссии.
Игры и игровые ситуации на родительских собраниях
Игры и игровые ситуации способствуют снятию монотонности родительского собрания, являются прекрасной разминкой для любой категории слушателей (детей и взрослых), служат средством переключения внимания и могут быть использованы как мостик для перехода к другому виду деятельности. Игры помогут в некоторых случаях более непринужденно выполнить сложное задание. Приведем примеры таких разминок, подвижных упражнений для отдыха.
Комплимент. Участники становятся в круг. Бросая друг другу мяч, они говорят при этом комплименты или приятные слова, которые вызывает образ данного человека.
Волшебный стул. Один из родителей садится на стул в центре комнаты, другие очень быстро должны сказать добрые слова в его адрес. Кто замешкался, то сменяет сидящего на стуле. Игра продолжается 5-7 минут.
Зоопарк. Каждый из участников выбирает, какое животное, птицу, рыбу, растение он попытается изобразить с помощью жестов, мимики, движений. Группа угадывает, кто какое существо изображал, и обменивается мнениями.
Жесты. Один из участников показывает какой-либо жест своему соседу. Тот повторяет показанный жест и добавляет свой. Следующий участник повторяет два предыдущих жеста и показывает свой и т. д.
Приемы завершения родительских собраний
Родительское собрание целесообразно завершить оценкой, которая показывает, оправдались ли ожидания его участников, что особенно было значимым для каждого из участников, какие выводы для себя сделали родители. На завершающем этапе родительского собрания важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый из них должен решить для себя, что на собрании подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе. Это рефлексия, то есть оценка себя с позиции рассматриваемого вопроса. Приведем конкретные приемы проведения оценки, самооценки, рефлексии.
Игра в мяч. Ответ одним предложением на поставленный вопрос. Принимая мяч, родитель дает ответ на поставленный вопрос. Отдавая мяч - задает вопрос.
Жест дня. Сидя или стоя, родители демонстрируют свое отношение к результатам собрания соответствующей мимикой или жестом.
Рисунок дня. Родители выражают свое отношение к собранию соответствующим рисунком, поясняя, при необходимости, его смысл.
Слово дня. Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.
Анкетирование родителей на завершающем этапе собрания проводится с тем, чтобы дать участникам возможность оценить свои знания по рассматриваемой на встрече проблеме, оценить в целом результаты родительского собрания.
Рефлексия (самоанализ) может проводиться после каждого этапа родительского собрания, но наиболее целесообразно это сделать в конце собрания. Все родители по очереди высказывают свои впечатления о прошедшем собрании. Воспитатель побуждает родителей к высказываниям вопросами: "Что вам особенно понравилось? Что хотелось бы сделать иначе? Как изменилось ваше отношение к самим себе? Какие свои ценные качества вам удалось увидеть на собрании? Какими новыми знаниями и умениями вы обогатились? Какие открытия сделали вы для себя в процессе собрания? На какие вопросы вам было легко отвечать? Что вас удивило? Что оказалось полезным лично для вас?" Могут быть заданы и другие вопросы. Их формулировка зависит от состава группы родителей и темы родительского собрания.
Чудесный ларец (чемодан, рюкзак, сумка, портфель и т. д.). Воспитатель предлагает участникам занятия ответить, что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании.
Прощание. Все участники родительского собрания в неформальной обстановке прощаются друг с другом и с воспитателем, высказывая свое мнение о работе родительского собрания, свои пожелания.
Приведенные приемы не исчерпывают всего многообразия работы и общения с родителями. Это лишь незначительная их часть, которая может сделать встречи родителей и воспитателя, родительские собрания интересными и запоминающимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родительского собрания.
Информация для родителей . Рекомендации по подготовке детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности(для детей с задержкой психического развития) к обучению вшколе....
Консультация для родительского собрания.
Информация для родителей . Рекомендации по подготовке детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности(для детей с задержкой психического развития) к обучению вшколе....
Консультации для род. собраний
Материал консультаций по род. собраниям...
Консультации для род. собраний
Материал консультаций по род. собраниям...
КОНСУЛЬТАЦИЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Все мы хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преусп...
Консультация для родительского собрания «Дидактические игры по математике, рекомендуемые для проведения их дома».
Консультация для родительского собрания Составление геометрических фигурСоставить 2 равных треугольника из 5 палочекСоставить 2 равных квадрата из 7 палочекСоставить 3 равных треугольника из 7 па...
КОНСУЛЬТАЦИЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Все мы хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преуспевающими в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом, воспитать личность. Созидательное начало личности – умение...