Словесные игры для развития грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста .
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Консультация  для  родителей  по  теме:  " Словесные  игры  для  развития  грамматического  строя  речи  детей  старшего  дошкольного  возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gr.igry1_.docx14.11 КБ

Предварительный просмотр:

Словесные игры для развития грамматического строя речи.

    Грамматическая система русского языка сложна. Нарушения грамматического строя речи – аграмматизмы  занимают ведущее место, делая речь ребенка малопонятной. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение как для последующего обучения ребенка, так и для коммуникации.

Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Очень важно помочь ребёнку начать осознанно относиться к грамматике, так как он даже не подозревает, что употребляя простые и сложные предложения, ему приходиться склонять, спрягать, изменять по родам и числам различные части речи.

Далее вам будут предложены словесные игры для предупреждения ошибок в употреблении родительного, дательного, винительного, творительного падежа  единственного и множественного числа имён существительных, не требующих особых временных затрат и предварительной подготовки.

" Кого я вижу, что я вижу." Побеждает тот, кто назовёт правильно большее количество объектов вокруг себя: " Я вижу голубя, собаку, кошку… (одушевлённые существительные). "  Я вижу дорогу, крышу, трубу, остановку."( неодушевлённые существительные).

Второй вариант - называть слова во множественном числе - " Я вижу птиц, домашних животных, насекомых… " Я вижу дома, улицы, трамваи, остановки…"

" Кто подберёт больше слов?"

- Что можно сшить? ( платье, юбку, рубашку, брюки..)

- Что можно связать? ( кофту, шарф, жилетку…)

- Что можно завязывать? ( шапку, косынку, ботинки…)

- Что можно обуть? ( тапки, туфли, сапоги…)

- Что можно надеть на голову? ( кепку, панаму,фуражку…)  

" Кто чем управляет?"

Водитель управляет автобусом.

Машинист управляет…

Лётчик…

Капитан…

Космонавт…

Мотоциклист…

" Кому нужны предметы?"

Указка - учителю

Весы -

Кисть -

Шприц -

Удочка -

Ножницы -

Ружьё -

Микрофон -

" Кто чем питается?"

Сено дадим корове, быку, телятам.

Грибы дадим белке и бельчатам.

Малину дадим медведице, медведю и медвежатам.

Молоко дадим кошке, коту, котятам.

Овощи…

Мясо…

Фрукты…

" Чем можно?"

Рубить - топором

Резать -

Умываться -

Рисовать -

Писать -

Вытирать -

Есть -

" Чего нет у меня и есть в магазине."

В магазине есть бананы, а у меня нет бананов.

В магазине есть яблоки…

В магазине есть кабачки…

В магазине есть апельсины…

               учитель - логопед Р. Н. Травкина.