Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в педагогической системе К.Д. Ушинского
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ushinskiy.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в педагогической системе Д.К. Ушинского.
Смирнова Н.Г.
Воспитатель
МБДОУ «ЦРР – Детский сад №46»
г. Чита
Забайкальский край
Аннотация: в статье исследованы концепции нравственно-патриотического воспитания К.Д. Ушинского, его подходы к формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: воспитание, патриотизм, нравственность, патриотические чувства, дошкольное детство.
Education of ethical and flag-waving feelings in preschool in educational institution within the pedagogic system of K.D. Ushinsky.
Smirnova N.G.
Mentor
MBDOU «CRR – Kindergarten №46»
Chita city
Zabaykalsky krai
Annotation: The article discusses the concepts of K.D. Ushinsky’s ethical and flag-waving education, his approaches to the formation of flag-waving feelings in educational institution youngsters.
Keywords: education, patriotism, morality, flag-waving feelings, educational institution childhood.
«Только тот, кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное предыдущим поколением, может любить свою Родину, знать её, стать подлинным патриотом»
С. Михалков
В настоящее время потребность в патриотическом воспитании детей в стране очень актуальна. Вся его важность в современных условиях подчёркнута в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2020 года» [4] и Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» [1].
Родина… Такое короткое слово, но как много оно значит! Одни думают, что это то место, где он родился и вырос, т.е. город, посёлок, деревня; другие – что это твой родной дом; третьи скажут, что это близкие и родные люди.
Для каждого человека Родина своя – уникальная, любимая, единственная.
Любовь к Родине – одно из самых сильных чувств у каждого человека, потому что оно привязывает его к своей семье, родной природе, любимому городу, Отечеству.
Очень важно при воспитании нравственно - патриотических чувств то, что этот процесс нужно начинать как можно раньше, в возрасте дошкольного детства, потому как заложив правильный фундамент с детства, мы можем быть уверенными, что воспитаем истинного патриота, любящего свою Родину.
Большая роль в развитии идей нравственно-патриотического воспитания принадлежит русскому педагогу, основоположнику научной педагогики Константину Дмитриевичу Ушинскому. Он был убеждён, что улучшение физического здоровья детей, развитие умственных способностей, необходимо подчинить формированию нравственности, являющейся основой воспитания. «Нравственное влияние составляет главную задачу воспитания, гораздо более значимую, чем развитие ума вообще, вкладывание в голову познания» [3].
К. Д. Ушинский был уверен, что нравственное воспитание будет формировать в ребёнке человечность, порядочность, искренность, собранность и чувство ответственности, трудолюбие, чувство собственного достоинства, которое сочетается со скромностью. Воспитание должно совершенствовать у ребёнка устойчивость, твердый характер и волю, чувство ответственности. Оно должно формировать в детях почтение и любовь к людям, искреннее, дружелюбное и справедливое отношение к ним. Все эти качества он считал сторонами единого процесса воспитания, которые в этом процессе, так же, как и в настоящем, переплетаются между собой, дополняют друг друга.
Рассматривая особенности развития детей, он подчёркивал, что одной из отличительных черт русского народа является воспитание у детей патриотизма, глубокой любви к Родине, проявляющегося у людей при её защите от иноземных врагов. Исходя из этого, он считал, что в основе воспитания лежит родной язык – самая живая связь между отжившим, живущим и будущим. «Родной язык – утверждал он – является лучшим средством воспитания».
Константин Дмитриевич выделял важное значение тому, что человек должен воспитываться для общества. Чтобы воспитание не было бессильным, надо строить его на народных началах, а не заимствовать у других народов. Он утверждал, что система воспитания, выстроенная по интересам самого народа, формирует и укрепляет в детях самое главное — это патриотизм, что в свою очередь развивает умение сочетать свои интересы с интересами своего народа, любовь к своему народу, национальную гордость, стремление к добру, чувство общественного долга.
В воспитании детей дошкольного возраста Ушинский особое место отводил природе; он говорил, что начинать воспитание надо с рассказов о смене времен года, людях, домашних животных, птицах, диких зверях, растениях, деревьях, воздухе. Природные явления начинают занимать ум ребенка очень рано, поэтому общение детей с природой улучшает их умственные способности. Наблюдение за родной природой способствует развитию патриотизма, в связи с чем, нужно воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Таким образом, можно смело сказать, что через все труды К.Д. Ушинского прослеживается концепция патриотического воспитания на основе нравственности, народности, т.е. через культуру, быт, традиции, язык русского народа. Педагогические идеи и новые подходы Константина Дмитриевича оказали огромное влияние на всё дальнейшее развитие педагогики. Его педагогическое наследие, идеи и взгляды во многом опередили время, плоды его трудов и сегодня широко применяются в современной педагогике.
Список литературы:
1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»
2.Гревцева Г.Я. К.Д. Ушинский о народном воспитании / Ушинский К.Д. и развитие современной науки и практики: материалы региональной межвузовской конференции. - Чел., 2004 г.
3.К.Д. Ушинский Моя система воспитания. О нравственности / ООО «Издательство АСТ», 2018 г.
4.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2020 года.
5.Усова А.В. К.Д. Ушинский о воспитании: значение его идей в наши дни / К.Д. Ушинский и проблемы современного образования: материалы научно – практической конференции. 26 окт. 1999 г. – Челябинск, 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние игровой деятельности на воспитание гражданско - патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Презентация в помощь воспитателям ДОУ....
Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества"
Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам ...
Роль музейной педагогики в воспитании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории малой родины»
Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли различные музейно – образовательные программы для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисцип...
Круглый стол «Воспитание духовно – нравственных чувств у детей дошкольного возраста»
Цель круглого стола: Цель круглого стола: создание дискуссии по актуальным проблемам духовно-нравственного воспитания детей и совместной деятельности образовательного учреж...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К СЕМИНАРУ " ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
презентация...
презентация к круглому столу ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
laquo;Без памяти нет традиций,без традиции нет воспитания,без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,без духовности нет личности,без личности нет народа!»...
Идея нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в педагогических взглядах К.Д. Ушинского
В статье рассматривается понятие патриотического воспитания, как проявление нравственности и социальный заказ народа современному образованию; нравственность как фактор жизнеспособности личности и общ...