"Совместные досуговые формы педагогического просвещения родителей"
учебно-методический материал

Анохина Марина Алексеевна

Знакомство педагогов с  совместными формами работы педагогов и родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mmo_1.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Совместные досуговые формы

педагогического просвещения родителей"

Мое выступление основано на опыте всего педагогического состава и жизни нашего ДОУ.  Родители воспитанников ДОУ – это не сторонние наблюдатели, а активные участники образовательного процесса. Интерактивные формы работы – это взаимодействие, диалог, который позволяет вовлечь родителей в сотрудничество, а в дальнейшем сформировать «культуру родительства». Безусловно, чтобы определить, какие формы работы возможны и необходимы в детском саду, нам пришлось, в первую очередь, изучить проблемы, которые волнуют родителей. С помощью анкетирования мы установили следующие «проблемные поля»: отношение к ребенку в ДОУ; вопросы безопасности, организация жизни детей (режим дня, питание); материально-техническая база детского сада; особенности ООП( образовательная программа )  ДОУ, традиции, профессионализм педагогов; развивающая среда в группах.

Современное ДОУ должно быть открытым, мобильным, быстро реагировать на все изменения, выстраивая свою деятельность в соответствии с интересами и ожиданиями детей, родителей и общества в целом. Мы проанализировали то, что уже наработано нами за последние 5 лет в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников и считаем, что получили хороший результат! Ежегодно проводится опрос родителей с целью оценки деятельности дошкольного учреждения. По результатам опроса большинство родителей нашей группы считают, что детский сад пользуется авторитетом. Дети ходят в детский сад с удовольствием, они получают интересные знания и навыки культурного общения, работой педагогов в группе родители, в целом, довольны. Родители  отметили, что осведомлены о работе детского сада через наглядную информацию, сайт ДОУ, индивидуальные консультации с воспитателями и родительские собрания.

Таким образом, потребности семей наших воспитанников являются частью заказа, который рассматривается нами с учетом трех составляющих:

  1. Компетентности, которые должны быть сформированы у человека в системе образования, обеспечивающие ему успешность в современном мире.
  2. Требования к особым условиям в системе образования, в целом, и в каждом конкретном ДОУ, в котором эти компетентности будут формироваться.
  3. Требования (ожидания) семей, которые являются непосредственными потребителями образовательных услуг.

Следовательно, современному ДОУ необходимы системные изменения, которые потребуют определенных усилий, времени и должны быть целенаправленными и взаимосвязанными..

В настоящее время в ДОУ сложились достаточно устойчивые формы взаимодействия детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными, направленными на педагогическое просвещение родителей. Но мы понимаем, что современных родителей надо удивлять, и осваиваем нетрадиционные формы работы. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Так, родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Мы хотим поделиться опытом организации досуговых и познавательных форм взаимодействия с семьями наших воспитанников.

Организация досуга и досуговых форм работы с родителями это одна из сложных в плане организации и интереснейших форм взаимодействия с семьями.

Целью нашей деятельности в этом направлении было создание условий для реализации досуговых форм работы с родителями. В связи с этим, основными задачами работы стали:

  • приобщение родителей к совместным формам организации проведения досуга;
  • раскрытие условий организации и особенностей проведения досуга как формы взаимодействия с семьей в детском саду (разработать сценарии, конспекты, перспективные планы работы),
  • главное - реализовать идею, предложенную ФГОС ДО «...непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи...» (Р. III, п. 3.2.5. ФГОС ДО).

К досуговым формам работы, как известно, относятся: праздники, утренники, викторины, концерты, соревнования, выставки совместных детско-родительских работ, фотовыставки, семейные вернисажи, совместные походы и экскурсии и т.д. Разберем некоторые из них, активно практикуемые в ДОУ. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон. Сотрудничество предполагает не только взаимодействие, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимное доверие, взаимовлияние. В связи с этим, нами была проведена следующая работа:

  • изучение запросов семьи, уровня их психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей;
  • просвещение и расширение образовательного пространства, направленного на рост психолого-педагогической культуры родителей; информирование родителей;
  • консультирование родителей;
  • совместная деятельность ДОУ и семьи.

Вопросы взаимодействия детского сада и семьи всегда были актуальными для нас педагогов. Как показывает практика, самыми распространенными формами взаимодействия с семьей в ДОУ являются родительские собрания, индивидуальные консультации, собеседования. Но проблема заключалась в том, что родители не всегда приходили на встречи с воспитателями. А если и приходили, то чаще выступали в роли слушателей и зрителей, и еще реже в качестве участников совместных мероприятий с детьми.

Поэтому эффективнее использовать такие формы, на которых знания предлагаются в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка. Одной из таких форм являются совместные мероприятия педагогов, родителей и детей, где все участники выступают равноправными партнерами. И от этой совместной работы зависит дальнейшее развитие ребенка. В связи с этим мы актуализировали свои знания о формах организации взаимодействия с семьями воспитанников. Следующим этапом работы, направленным на изучение интересов, возможностей и потребностей родителей стало организационное собрание группы, где были проведены игры на сближение, сплочение и знакомство с семьями воспитанников. После собрания мы провели анкетирование «Формы взаимодействия ДОУ с семьей», где родители отметили формы работы, наиболее приемлемые для них, а именно:

  • посещение семьи на дому – 0%;
  • общие родительские собрания – 15%;
  • групповые родительские собрания с воспитателями – 95%;
  • групповые родительские собрания с приглашением специалистов – 90%;
  • совместные досуговые  мероприятия (в игровых и соревновательных формах) – 100%;
  • мастер-классы – 100%;
  • клубы – 45%;
  • лекционная форма – 5%;
  • индивидуальные консультации, беседы с педагогами, специалистами – 65%;
  • открытые мероприятия – 95%.

По итогам анкетирования были сделаны следующие важные выводы, что наиболее востребованными формами взаимодействия ДОУ с семьей являются организация совместных досуговых мероприятий и мастер-классов.

Далее, мы составили перспективный план работы с семьей (с включением нетрадиционных форм работы) с учетом пожеланий и предложений родителей, возраста детей, праздничных календарных дат, плана работы учреждения. Были выделены два основных направления взаимодействия:

  • Первое направление - повышение уровня педагогической компетентности родителей через информационные стенды, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, круглые столы, информацию на сайте ДОУ.
  • Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

В перспективном плане работы с родителями были выделены следующие формы работы и мероприятия: совместные проекты, фоторепортажи с мероприятий, презентации «Секреты семейного воспитания», дружеские встречи, семейные походы; проведение викторин, соревнований, квестов, постановки-драматизации с участием родителей.

Взаимодействуя и общаясь с родителями, мы не перестаем повторять, что «воспитание – это процесс обоюдный». Данные формы работы помогают родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родителями группы в целом. Сценарии мероприятий разрабатываются нами очень тщательно, занимая, порой, ни одну неделю. Но это стоит того! Основными формами проведения были: праздники, квесты, соревнования, спортивные и музыкальные досуги, музыкальные гостиные, творческие вечера, празднование дней рождений, выставки совместных детско-родительских творческих работ, конкурсы, творческие мастерские, мастер-классы, совместная игровая деятельность детей и родителей.

По результатам опроса родителей наиболее интересной формой работы из предложенных, стало проведение мастер-классов. На сегодняшний день это одна из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний. Основные преимущества мастер-класса - это уникальное сочетание короткой теоретической части и практической индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков, они дают возможность познакомить родителей с технологиями, новыми методиками и авторскими наработками. Мастер-класс – это взаимосвязанный и двусторонний процесс, который обеспечивает передачу родителям опыта, мастерства, искусства путем прямого и комментированного показа приемов работы. Мастер-класс позволяет участникам за предельно короткое время погрузиться в сущность представляемого педагогического опыта. Подготовка и проведение мастер-классов - это кропотливый труд. Форма работы мастер-класса зависит от наработанного педагогами группы стиля своей профессиональной деятельности. Все мастер-классы мы проводим с использованием ИКТ, которые позволяют сделать тему более интересной, востребованной и значимой для слушателей. Мастер-классы имели разную педагогическую направленность.

  1. Большая часть была направлена на развитие прикладных умений: «Играем всей семьёй», «Бизиборд – это интересно!», «Куклы-обереги», «Мастера лэпбуков».
  2. Другая часть мастер-классов носила физкультурно-оздоровительный характер: «Здоровым быть – здорово!», «Закаляйся, если хочешь быть здоров!».
  3. Третья часть была направлена на педагогическое обучение родителей: «Красива речь. Или учимся правильно говорить!», «Развиваемся, играя».

В результате проделанной работы, использования различных досуговых форм взаимодействия с семьями воспитанников в детском саду заметно повысилась педагогическая грамотность родителей, культура взаимоотношений, культура общения детей и родителей в группе.

Педагогам важно помнить, что работа с семьей не имеет готовых рецептов, ее успех определяется инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье. Надеемся, что наш опыт окажется полезным педагогам, заинтересованным в организации эффективного взаимодействия с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная досуговая деятельность с родителями и детьми

Час скакалки в подготовительной  группе(совместная вечерняя деятельность с родителями и детьми)...

Конспект Совместной досуговой деятельности (с родителями) Тема: «Волшебная сила музыки».

Цель: создание условий для художественно-эстетического развития детей средней группы в процессе музыкальной и творческой деятельности совместно с родителями.Задачи:Социально-коммуникативное:- обеспечи...

Совместное досуговое мероприятие с родителями «Будем, будем мы посуду, и любить, и уважать!»

Вызвать у детей желание помочь и применить имеющиеся знания о посуде...

Совместное досуговое мероприятие с родителями "Мы на год взрослее стали"

Выпускные в детском саду обычно проводят по окончании подготовительной группы, а в нашей группе мы решили отмечать переход из группы в группу итоговыми мероприятиями. И каждый год они разные по темати...

Совместное досуговое мероприятие с родителями "Играем в сказку"

Совместное досуговое мероприятие для детей и родителей для повышения значимости сказок в жизни детей и в воспитании нравственных качеств, таких как взаимопомощь, отзывчивость, доброта к нуждающимся в ...

Совместное досуговое мероприятие с родителями "Будем, будем мы посуду, и любить, и уважать!"

Вызвать у детей желание помочь и применить имеющиеся знания о посуде...