Консультация для воспитателей "Развитие устной речи у дошкольников с использованием технологии "Друдлы".
консультация (старшая группа)
Представлена консультация для воспитателей детского сада по развитию речи дошкольников с использованием технологии "Друдлы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие устной речи у дошкольников с использованием технологии «Друдлы»:
«В друдлы играем — связную речь развиваем»
Современный мир предъявляет к человеку много требований. Чтобы быть успешным, важно уметь ориентироваться во множестве информации, уметь гибко решать конфликты, предлагать наиболее креативные решения. Для этого нужна грамотная и красивая, аргументированная и связная речь. Это залог успеха в любом деле.
Но существует проблема: образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. Между тем, овладение связной речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение. Игровая деятельность - наиболее доступный ребенку способ переработки и выражения впечатлений и знаний . Эффективным средством развития связной речи может стать игра в друдлы , главная цель , которой : развивать умение видеть необычное в обычном и уметь рассказывать об этом.
В друдлы играем - речь развиваем. Друдлы - это графические загадки - головоломки. Суть техники друдлы заключается в том , что предлагается описать картинку, которая имеет множество значений . Это могут быть линии, геометрические фигуры , размытые кляксы .Надо угадать : " На что похоже?» Предполагается масса ответов .Выигрышным считается самый необычный , оригинальный ответ , который никому не мог прийти в голову.
Принципы использования друдлов:
---- Поэтапное усложнение от простого к сложному ;
--- Насыщение игрового задания новизной объектов ;
---- Постепенное увеличение количества друдлов.
Играя с дошкольниками в друдлы, следуем основным направлениям работы по развитию речи детей:
1. Развитие словаря: освоение слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания .
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам , числам и падежам), синтаксис ( освоение различных типов словосочетаний и предложений ), словообразование )
4. Развитие связной речи: диалогическая речь (разговорная ) и монологическая речь ( рассказывание ) .
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различие звука и слова , нахождение места звука в слове .
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову .
Начинать работу с друдлами лучше с самого простого графического варианта , который будет легко угадываться детьми , например : круг .
Задаем вопросы: Что ты видишь?
Следим, чтобы дети отвечали полным ответом: Я вижу круг.
На что похоже?
Варианты ответов могут быть самые разные: снежный ком, тарелка, колесо, арбуз, солнце.
А что бы ты подрисовал?
Например, ребенок отвечает: круг похож на солнце, только надо подрисовать лучи.
Предлагаем: нарисуй столько лучей, сколько тебе лет. Важно: дорисовать не только карандашом, но и словами (вербально)
Дошкольник рисует, проговаривая первый луч , второй луч и т. д . Просто 1, 2, 3 - это не совсем правильно, так как нам важно, чтоб ребенок учился согласовывать числительное с существительным в числе, роде, падеже. Таким образом, мы формируем грамматический строй языка. Также здесь можно использовать словообразование (луч -лучик), у арбуза (полоса - полоска ) , у кота (ус - усик ) .
Дальше усложняем, например 2 одинаковых круга могут быть похожи на очки , ножницы , машину .Здесь можно поработать с нахождением места звука в слове ( последний звук в слове очки , первый звук в слове ножницы и т.д.) Друдлы связывают мозг и язык , воображение и речь .
Можно работать в паре , здесь невозможно без общения , поэтому развивается диалогическая речь .
Задание : на картинке мы видим полукруг .
1. придумать на что похож полукруг, при этом картинку можно переворачивать по желанию.
2. дорисовать " словами и карандашом (вербально и невербально )
3. дружочек должен вспомнить сказку, рассказ или стихотворение , где этот предмет встречается .
В моей практике встречались сложности такого плана. С одной стороны , у детей с богатым словарным запасом , с хорошими знаниями художественной литературы существует боязнь ошибиться. Ребенок дорисовал из полукруга сыр , вспомнил сказку " Два жадных медвежонка " и басню " Ворона и лисица " . Вроде бы радоваться, а он сидит и думает , какой ответ правильный . Здесь важно помочь , подсказать , потому что правильного ответа просто не существует . Задаем вопросы : Кусок сыра большой или маленький ? А дальше ребенок сам выстраивает доказательства: Да , кусок сыра большой , ворона не сможет такой удержать , значит сыр из сказки " Два жадных медвежонка " .Таким образом , формируется освоение сложноподчиненных предложений , умение аргументировать .
И наоборот , другой ребенок дорисовал из полукруга гриб .На вопрос: из какой сказки, отвечает " Красная шапочка " . Я делаю удивленное лицо : помню , в сказке были пирожки , бабушка , волк ......
Но находчивый дошкольник отвечает : Красная шапочка шла по лесу , а там росли грибы.
Дальше можно продолжить тему про съедобные и несъедобные грибы .Главное , чтоб дети рассуждали и доказывали , то есть связно говорили .
Также можно использовать друдлы перед началом занятия, как один из способов вовлечь в процесс и удержать внимание .
Вариантов может быть много, но самый оригинальный : медведь лезет на дерево , просто за стволом его не видно .Тема занятия : медведь. Переходим к классической работе по развитию речи , только с более интересным вовлечением .
Таким образом, с помощью техники друдлы ребенок учится:
----- Выражать свои мысли
------ Друдлы заставляют мозг переработать массу информации, чтобы соотнести ее с тем, которую ребенок видит на картинке
------ Друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Этапы формирования устной речи у дошкольников с моторной алалией"
Консультация для учителей-логопедов, содержащая этапы работы,примеры заданий, используемые в работе с алаликами....
Направления работы в организации образовательной деятельности по развитию устной речи младших дошкольников.
Рекомендации воспитателю по организации работы по развитию речи...
Направления работы в организации образовательной деятельности по развитию устной речи младших дошкольников.
Прием детейД/и «Здравствуй»!С добрым утром, мама, папа!Здравствуйте, в саду ребята,Солнце, небо и зверятаУтра доброго всем вам!Задачи:1. создание положительного эмоционального фона;2. развитие речи че...
консультация "Формирование правильной устной речи дошкольников"
Консультация для педагогов...
Развитие компонентов устной речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм.
Развитие компонентов устной речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм....
Развитие мелкой моторики пальцев рук, как средство формирования устной речи у дошкольников.
Игре, как форме организации детской деятельности, отводится важная роль. Эта особая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромный пласт человеческой культуры вза...
Методическая разработка "Использование сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с сюжетом как средства развития коммуникативных навыков и устной речи у дошкольников с нарушением слуха"
Данную методическую разработку можно использовать в коррекционно-педагогической работе по формированию устной речи у детей 3-4 года обучения с различными нарушениями слуха в том числе, после кохлеарно...