Трудовое воспитание дошкольников (опыт работы по теме)
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Трудовое воспитание дошкольников | 9.81 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка-детский сад № 27 "Радуга" с.Хороль
Хорольского муниципального округа Приморского края
Трудовое воспитание дошкольников.
старший воспитатель
Штых Антонина Петровна
с.Хороль
Подчеркивая роль трудового воспитания, Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач».
Актуальность: Трудовое воспитание является очень важным и нужным для детей дошкольного возраста. Главное в трудовом воспитании детей - дошкольников является формирование личности ребенка, любовь к труду и его результатам.
Благодаря труду дети становятся изобретательными, внимательными, усидчивыми, обязательными, физически сильными и здоровыми.
Мы поставили перед собой такую цель: формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду.
Задачи:
1.Познакомить детей с доступными им видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.
2.Формировать у них навыки, необходимые для трудовой деятельности детей, воспитывать навыки организации своей работы, формировать элементарные навыки планирования.
3.Формировать трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
Работа с педагогами
Педагогами в течение года была проведена большая работа по трудовому направлению:
-педсовет в форме дискуссии «Формирование у дошкольников трудовых навыков через игровую деятельность"
-консультация «Cовременные технологии по трудовому воспитанию дошкольников».
-семинар-практикум "Труд с детьми в природе",
-деловая игра "Развитие инициативности и самостоятельности детей в трудовом воспитании"
-мастер-класс "Игры, стимулирующие трудовую деятельность"
-открытое занятие «Посадка лука» в старшей группе
В работе применяем технологию самообразования педагогов. После проведенного анкетирования педагогов, выявляем проблему каждого педагога по направлению, разрабатывается план самообразования, по которому работают в течение года и периодически делают краткий отчет. После итогового анкетирования в конце года определяем более сложные задачи на будущее.
Два педагога нашего коллектива работают над самообразованием по трудовому направлению, в конце года сделали отчет в форме открытого занятия и презентации созданной картотеки игр.
Широко используем технологию «Портфолио педагога», которое позволяет учитывать его результаты в воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности. В нем отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога и позволяет ему самому проанализировать свои профессиональные результаты и достижения.
При подготовке к методическим мероприятиям или профессиональным конкурсам в работе педагогического коллектива хорошо прослеживается технология СОТРУДНИЧЕСТВА: работая в подгруппах каждый педагог отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всего коллектива, поэтому более опытные педагоги берут шефство над менее опытными, и вместе досконально разбираются в задании. В результате выигрывает весь коллектив.
Работа с детьми
Детский труд тесно связан с игрой, поэтому формируя у детей трудовые навыки, мы широко используем игровые технологии.
Воспитатели организуют сюжетно - ролевые игры, знакомящие с трудом взрослых: Магазин, Поликлиника, Почта, В гостях у бабушки и др
В театрализованных играх дети обыгрывают сюжеты из литературных произведений, позволяющие ребенку «играть» и обучаться одновременно. Пекарь и Портной, Стрекоза и муравей, Вершки и корешки, и др.
Формирование знаний о трудовой деятельности происходит через дидактические игры под руководством взрослого, такие игры, как “Собери набор парикмахера”, “Строителя”, "Повара" и др.
Чтобы дети могли самостоятельно прорабатывать варианты решения проблемы, применяем метод «Кейс–технология» или метод анализа конкретных ситуаций, в которых дети рассматривают ситуации взаимоотношений в жизни. Например, "Что будет, если?"..........(заболеет и не выйдет на работу водитель автобуса, продавец, учитель и т.д. «Хорошо – плохо», (это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией)
С целью воспитания отзывчивости и трудолюбия применяем технологию позитивной социализации - Волонтерство. Воспитатели привлекают старших ребят к помощи малышам, выполняют небольшие поручения взрослых. В канун Дня Победы наши воспитанники выезжали с концертом для поздравления в «Хорольский Дом-интернат престарелых и инвалидов» и получили очень много хороших эмоций.
Антон Семенович Макаренко считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем, и особое значение он придавал коллективному труду. В детском саду есть прекрасные условия для коллективного труда: помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий, мытьё игрушек, уход за цветами на клумбе, уборка снега и т.д.
Для решения задач, связанных с трудовым воспитанием, применяем технологию проектной деятельности. Такие проекты, как «Огород на окне», «От семечка до дерева», «Скорая помощь книжке» , «День добрых дел», благотворно влияют и на развитие трудовых навыков, и на воспитание нравственных чувств.
С целью воспитания у детей положительного отношения к труду, умения видеть результаты трудовой деятельности взрослых и самих детей, весной этого года реализовали проект "Красивый детский сад", и в рамках этого проекта под девизом «Детский сад - наш дом, и мы хозяева в нем» провели совместный с детьми и взрослыми субботник на территории детского сада и посадку сосенок и цветов.
Работа с родителями
Родители являются самыми близкими партнерами в деле воспитания детей и большими помощниками во всех делах. Главный девиз наших отношений "Сотрудничество на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать".
Родители как никто другой заинтересованы в воспитании активного и трудолюбивого ребенка , поэтому охотно идут на контакт с педагогами детского сада.
Одно из направлений нашей работы с родителями - это изучение семьи с целью выявления интересов и потребностей родителей по вопросу трудового развития воспитанников.
С этой целью в начале учебного года провели анкетирование «Как вы относитесь к трудовому воспитанию детей?»
По результатам анкет выстраиваем работу с детьми в течение года.
С родителями мы используем ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:
-родительские собрания «Современный подход в развитии трудового воспитания в ДО»; «Трудовое воспитание в режим дня дошкольника»;
-консультации «Трудовое воспитание в семье», «Значение труда».
-индивидуальные беседы по организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома.
С целью повышения уровня педагогических знаний родителей по трудовому воспитанию детей педагоги провели с родителями
-мастер-класс «Совместный труд с детьми дома»,
-семинар-практикум «Учите детей трудиться»;
Широко используются НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ: В родительских уголках регулярно обновляют буклеты, памятки, консультации, рекомендации по трудовому воспитанию:
Совместно с родителями были организованы выставки рисунков «Добрые поступки», "Кем быть?», поделок из природного материала, елочных игрушек.
Родители помогли организовать фотовыставки «Как я помогаю дома", «Профессии наших родителей".
Педагоги вместе с родителями провели акции, «Дети против мусора», "Красивый детский сад", "Покорми птиц зимой"
Родители принимали активное участие в изготовлении атрибутики, костюмов для конкурсов: «Мой летательный аппарат» (ракета, летающая тарелка); ко «Дню флага России» (костюм березки); «Ожившие елки»; «Я у мамы самый!!!»; «Летний карнавал. Парад детского автотранспорта».
Родители активные помощники в благоустройстве участков детского сада : папы построили и установили новые столы и скамейки , Построили новую песочницу, помогали в ремонте крыши веранды, мамы и бабушки красили малые игровые формы, полы на верандах, высаживали цветы на клумбах.
В детском саду существует дистанционная форма взаимодействия с родителями через социальную сеть «ВКонтакте», через мессенджеры WhatsApp, Telegram.
Результатом взаимодействия детского сада и родителей является: повышение активности родителей в жизни группы и детского сада, рост количества родителей, желающих принимать участие в конкурсах разного уровня.Мы уверены, что наши воспитанники вырастут людьми, понимающими ценность труда в семье и в обществе, с уважением относящиеся к людям труда, результатам их деятельности, проявляющие трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудовое воспитание дошкольников
Трудовое воспитание дошкольников !...
трудовое воспитание дошкольников
перспективные планы по трудовому воспитанию дошкольников...
Проектная деятельность как средство организации взаимодействия с родителями в вопросах нравственно-трудового воспитания дошкольников.
Педагогический проект по нравственно-трудовому воспитанию дошкольников....
Трудовое воспитание дошкольников в семье. Консультация для родителей дошкольников.
Семья располагает благоприятными условиями для привлечения детей дошкольного возраста к труду. Именно в семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, кот...
Семинар "«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свет реализации программы Воспитания»
Данный семинар был разработан по программе Воспитания и еще раз напомнил педагогам о формах, методах и приемах, технологиях, которые могут они могут использовать в своей деятельности по трудовому восп...
Консультация для педагогов "К трудовому воспитанию дошкольников, через физическое воспитание""
Трудимся играя!...
Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников "Трудовое воспитание в детском саду"
laquo;Кто где работает?»Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.Воспитатель - в детском саду; учитель - в школе...