Трудовое воспитание дошкольников (опыт работы по теме)
материал

Штых Антонина Петровна
Актуальность: Трудовое воспитание является очень важным и нужным для детей дошкольного возраста. Главное в трудовом воспитании детей - дошкольников является формирование личности ребенка, любовь к труду и его результатам.
Благодаря труду дети становятся изобретательными, внимательными, усидчивыми, обязательными, физически сильными и здоровыми.
Мы поставили перед собой такую цель:  формирование  ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка-детский сад  27 "Радуга" с.Хороль

Хорольского муниципального округа Приморского края

Трудовое воспитание дошкольников.

старший воспитатель

Штых Антонина Петровна

с.Хороль

Подчеркивая роль трудового воспитания, Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач».

Актуальность: Трудовое воспитание является очень важным и нужным для детей дошкольного возраста. Главное в трудовом воспитании детей - дошкольников является формирование личности ребенка, любовь к труду и его результатам.

Благодаря труду дети становятся изобретательными, внимательными, усидчивыми, обязательными, физически сильными и здоровыми.

Мы поставили перед собой такую цель:  формирование  ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду.

Задачи:

1.Познакомить детей с доступными им видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.

2.Формировать у них навыки, необходимые для трудовой деятельности детей, воспитывать навыки организации своей работы, формировать элементарные навыки планирования.

3.Формировать трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).

Работа с педагогами

Педагогами в течение года была проведена большая работа по трудовому направлению:

-педсовет в форме дискуссии «Формирование у дошкольников трудовых навыков через игровую деятельность"

-консультация «Cовременные технологии по трудовому воспитанию дошкольников».

-семинар-практикум "Труд с детьми в природе",

 -деловая игра "Развитие инициативности и самостоятельности детей в трудовом воспитании"

-мастер-класс "Игры, стимулирующие трудовую деятельность"

-открытое занятие «Посадка лука» в старшей группе

В работе  применяем технологию самообразования педагогов. После проведенного анкетирования педагогов, выявляем проблему каждого педагога по направлению, разрабатывается план самообразования, по которому работают в течение года и периодически делают краткий отчет. После итогового анкетирования в конце года определяем более сложные задачи  на будущее.

Два педагога нашего коллектива работают над самообразованием по трудовому  направлению, в конце года сделали отчет в форме открытого занятия и презентации созданной картотеки игр.

Широко используем  технологию «Портфолио педагога», которое  позволяет учитывать его результаты в воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности. В нем отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога и позволяет ему самому проанализировать свои профессиональные результаты и достижения.

При подготовке к методическим мероприятиям или профессиональным конкурсам в работе педагогического коллектива хорошо прослеживается технология СОТРУДНИЧЕСТВА: работая в подгруппах каждый педагог отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всего коллектива, поэтому более опытные педагоги берут шефство над менее опытными, и вместе досконально разбираются в задании. В результате выигрывает весь коллектив.

                              Работа с детьми

 Детский труд тесно связан с игрой, поэтому формируя у детей  трудовые навыки, мы широко используем игровые технологии.

Воспитатели организуют сюжетно - ролевые игры, знакомящие с трудом взрослых:  Магазин, Поликлиника, Почта, В гостях у бабушки и др

В театрализованных играх дети обыгрывают сюжеты из литературных произведений, позволяющие ребенку  «играть» и обучаться одновременно. Пекарь и Портной, Стрекоза и муравей, Вершки и корешки, и др.

Формирование знаний о трудовой деятельности происходит через  дидактические  игры под руководством взрослого, такие игры, как “Собери набор парикмахера”,  “Строителя”,  "Повара" и др.

Чтобы дети могли самостоятельно прорабатывать варианты решения проблемы, применяем метод «Кейс–технология» или метод анализа конкретных ситуаций, в которых дети рассматривают ситуации взаимоотношений в жизни. Например, "Что будет, если?"..........(заболеет и не выйдет на работу водитель автобуса, продавец, учитель и т.д. «Хорошо – плохо»,  (это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией)  

С целью воспитания отзывчивости и трудолюбия применяем технологию позитивной социализации - Волонтерство. Воспитатели привлекают старших ребят к помощи малышам,  выполняют небольшие поручения взрослых. В канун Дня Победы наши воспитанники выезжали с концертом для поздравления в «Хорольский Дом-интернат престарелых и инвалидов» и получили очень много хороших эмоций.

Антон Семенович Макаренко считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем,  и особое значение он придавал коллективному труду.  В детском саду есть прекрасные условия для коллективного труда:  помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий, мытьё игрушек,  уход за цветами на клумбе, уборка снега и т.д.

 Для решения  задач, связанных с трудовым воспитанием, применяем технологию проектной деятельности. Такие проекты, как «Огород на окне», «От семечка до дерева»,  «Скорая помощь книжке» , «День добрых дел», благотворно влияют и на развитие трудовых навыков,  и на воспитание нравственных чувств.

С целью воспитания у детей положительного отношения к труду, умения видеть результаты трудовой деятельности взрослых и  самих детей, весной этого года реализовали проект "Красивый детский сад", и в рамках этого проекта под девизом «Детский сад - наш дом, и мы хозяева в нем» провели совместный с детьми и взрослыми субботник на территории детского сада и посадку сосенок и цветов.      

Работа с родителями

Родители являются самыми близкими партнерами в деле воспитания детей и большими помощниками во всех делах. Главный девиз наших отношений "Сотрудничество на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать".

Родители как никто другой заинтересованы в воспитании активного и трудолюбивого ребенка , поэтому охотно идут на контакт с педагогами детского сада.

Одно из направлений нашей работы с родителями - это изучение семьи с целью выявления интересов и потребностей родителей по вопросу трудового развития воспитанников.

 С этой целью в начале учебного года провели анкетирование «Как вы относитесь к трудовому воспитанию детей?»

По результатам анкет выстраиваем работу с детьми в течение года.

С родителями мы используем ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:

-родительские собрания «Современный подход в развитии трудового  воспитания в ДО»; «Трудовое воспитание в режим дня дошкольника»;

-консультации «Трудовое воспитание в семье»,  «Значение труда».

-индивидуальные беседы по организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома.

С целью повышения уровня педагогических знаний  родителей по трудовому   воспитанию детей педагоги провели с родителями

-мастер-класс «Совместный труд с детьми  дома»,

-семинар-практикум  «Учите детей трудиться»;  

 Широко используются НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ: В родительских  уголках  регулярно обновляют  буклеты, памятки, консультации, рекомендации по трудовому  воспитанию:

Совместно с родителями были организованы выставки рисунков «Добрые поступки», "Кем быть?», поделок из природного материала, елочных игрушек.

Родители помогли организовать фотовыставки «Как я  помогаю дома", «Профессии наших родителей".

Педагоги вместе с родителями  провели  акции,  «Дети против мусора», "Красивый детский сад", "Покорми птиц зимой"

Родители принимали активное участие в изготовлении атрибутики, костюмов  для конкурсов:  «Мой летательный аппарат» (ракета, летающая тарелка);  ко «Дню флага России» (костюм березки); «Ожившие елки»; «Я у мамы самый!!!»; «Летний карнавал. Парад детского автотранспорта».

Родители  активные помощники  в благоустройстве участков детского сада : папы построили и установили новые  столы и скамейки ,  Построили  новую песочницу,  помогали в ремонте крыши веранды, мамы и бабушки красили малые игровые формы, полы на верандах, высаживали цветы на клумбах.

В детском саду существует дистанционная форма взаимодействия с родителями через социальную сеть «ВКонтакте», через мессенджеры WhatsApp, Telegram.

Результатом взаимодействия детского сада  и родителей является: повышение активности родителей в жизни группы и детского сада, рост  количества родителей, желающих принимать участие в  конкурсах разного уровня.Мы уверены, что наши воспитанники вырастут людьми, понимающими ценность труда в семье и в обществе, с уважением относящиеся к людям труда, результатам их деятельности, проявляющие трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников !...

трудовое воспитание дошкольников

перспективные планы по трудовому воспитанию дошкольников...

Трудовое воспитание дошкольников в семье. Консультация для родителей дошкольников.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения детей дошкольного возраста к труду. Именно в семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, кот...

Семинар "«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свет реализации программы Воспитания»

Данный семинар был разработан по программе Воспитания и еще раз напомнил педагогам о формах, методах и приемах, технологиях, которые могут они могут использовать в своей деятельности по трудовому восп...

Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников "Трудовое воспитание в детском саду"

laquo;Кто где работает?»Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.Воспитатель - в детском саду; учитель - в школе...