Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников ( опыт работы)
статья
В дошкольном возрасте основным этапом формирования патриотических чувств следует считать накопление ребенком социального опыта жизни о том кголке страны, где он живет. воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему: близким, детскому саду, родным местам, родной стране.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Любить Родину. Чувствовать себя частью своего народа. Этому очень не просто научить маленького ребенка. В дошкольном возрасте дети с трудом отличают плохое от хорошего, но уже способны тянуться к доброму и светлому, поэтому нравственно-патриотическое воспитание дошкольников основано на их эмоциональной сфере. Задача педагогов разбудить чувства детей, интерес к окружающему миру любовь к тому, что есть вокруг ребенка - к семье, друзьям в детском саду, красоте родной природы, городу, где ты живешь. Академик Д.С.Лихачев писал: «Постепенно расширяясь, любовь к семье, дому переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему» .
Программа воспитания в ДОУ и ФГОС ДО ставит ряд целей и задач по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Нравственное воспитание, формирование личности ребенка, развитие общения:
-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
-воспитание уважения к традиционным ценностям (любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам , пожилым людям;
-воспитание моральных и нравственных качеств;
-формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников;
-воспитывать стремление следовать положительному примеру;
Патриотическое воспитание
-формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
-формирование чувства гражданской принадлежности;
-воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения,
-формирование представления о том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим;
В детском саду работа по нравственно-патриотическому воспитанию тесно связана со всеми областями развития и ведется в 5 направлениях:
- Я и моя семья
-Наш город
- Родная природа
-Моя страна
-Культура и традиции народа
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в обществе, одним из центральных направлений работы с детьми становится воспитание любви к малой Родине.В каждом округе, регионе нашей страны есть необходимое содержание для патриотического воспитания дошкольников. Наш городок не исключение. У нас своя, неповторимая природа, традиции, быт, история, достопримечательности, памятные места, талантливые люди, народное творчество.
Педагоги нашего ДОУ строят образовательную среду в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей, продумывают, что можно показать в ближайшем окружении и о чем рассказать детям, выделив самое характерное. Формирование знаний детей происходит постепенно, от простого к сложному. Рассмотрим это на примере направления «Наш город».
Младшая группа.
С детьми младшего дошкольного возраста образовательная работа по ознакомлению с родным городом проводится в нерегламентированное время: прогулки по праздничным улицам с родителями(как город готовится к празднику),рассматривание фотоальбомов с показом живописных мест городка( березовая роща, озеро, тополиная аллея, цветной бульвар и т .д )
Средняя группа.
В образовательную деятельность включается ознакомление с окружением :детский сад, ближайшие объекты ( школа, детская поликлиника),улицы ,дома, транспорт .Детям показывают красоту разных видов города, зданий, памятник защитникам отечества , храм. Особое внимание уделяется чтению и рассказыванию, беседам о названиях улиц, на которых живут дети ,формированию представлений о городе.
Старший возраст.
Знакомят с историей возникновения города, отдельными событиями прошлого, связанными с историей России, названиями улиц, памятниками, традициями, известными людьми .Ознакомление с архитектурой, городским строительством, трудом жителей городка помогает воспитать уважение к жителям родного города.
По такой же схеме - от простого к сложному- работа ведется во всех направлениях, учитывая возрастные особенности детей и программу воспитания и обучения в детском саду.
В нашем детском саду мы применяем различные формы работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников:
-Одной из наиболее эффективных, интересных и целесообразных форм нравственно-патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых (сбор информации и видеоматериалов).
-Экскурсии или прогулки к достопримечательностям городка, совместное наблюдение и обсуждение увиденного способствуют выражению чувств детей в разнообразной деятельности(изо, конструирование , лепка и т.д.)
- Экскурсии к памятникам ВОВ помогают детям пережить и осмыслить все, что было в прошлом, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным героям. В то же время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль за погибших во имя мира.
-Акции «Посади дерево», праздники «В гостях у леса» воспитывают бережное и заботливое отношение к природе города, формируют стремление сохранять живописные места, кроме того развивают трудолюбие, решая задачи нравственного воспитания.
-Одной из форм работы являются встречи с ветеранами, военнослужащими. Такие встречи способствуют формированию чувства благодарности к защитникам отечества, воспитывают культуру общения 2 поколений, знакомят с военными профессиями .
-Приобщение к народным праздникам и традициям – важная особенность патриотического воспитания. В развлечениях, досугах, посиделках, ярмарках используются все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского народа,, присущие им нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности.
- Музей «Русская изба». Благодаря ему, мы знакомим детей с русским народным костюмом ,предметами быта. Дети имеют возможность не только созерцать, но и прикоснуться к старине(люлька, ухват, чугунок, утюг и т.д.)
-Патриотические уголки в каждой группе содержат художественную литературу, экспонаты, настольные игры, репродукции, фотоальбомы, символику страны и т.д. Они формируют интерес детей к истории своей страны.
Родина, народ, родня - не случайно однокоренные слова, это символ единства, без которого человек не проживет. Хочется надеяться, что в дошкольном возрасте ребенок поймет смысл этого великого слова и вырастит достойным гражданином и патриотом своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/23/picture-70627-1511457797.jpg)
Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению
Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/24/picture-410496-1393219695.jpg)
РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. (опыт работы)
Реализация различных видов искусства в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Художественно-эстетическое воспитание дошкольникаявляется актуальной проблемой современного общества.В п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-501530-1413813609.jpg)
« Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников» ОПЫТ РАБОТЫ
Выбрала я эту тему потому, что с младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и э...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/08/picture-57416.jpg)
«Спортивные тренажеры в работе с дошкольниками» (опыт работы)
«Развитие двигательных навыков и физических качеств у старших дошкольников, в процессе индивидуализации их физического развития, в рамках дополнительного образования по физической культуре»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/18/picture-182575-1358525406.jpg)
"Логоритмика - как эфективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников" (опыт работы -2022-2023 уч. год)
*Логоритмика -комплексная система упражнений, игровых заданий на основе сочетания музыки, движения, слова. Логопедическая ритмика направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительн...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/17/picture-1194859-1584420700.jpg)
«Системный подход в организации работы ДОУ по речевому развитию дошкольников». Опыт работы детского сада
Опыт работы детского сада по организации работы ДОУ по речевому развитию дошкольников.Раскрывается суть взаимодействии всех специалистов ДОУ по образовательной области "Речевое развитие&quo...