Выступление на методическом объединении детского сада по теме «Приемы организации ситуации успеха, используемые при изучении нового материала, при беседе и т.д.»
методическая разработка
"Приёмы организации ситуации успеха, используемые при изучении нового материала, при беседе и т.д."
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении
детского сада по теме «Приемы организации ситуации успеха, используемые при изучении нового материала, при беседе и т.д.»
Воспитатель МАУДО «Детский сад» № 10 Посенчук Татьяна Владировна
Важнейшее педагогическое условие становления индивидуальности ребенка в процессе обучения – создание на занятии ситуации успеха. Предлагая ребенку совершить осознанный и желанный выбор, помогать ему формировать свою неповторимость.
Создание педагогически грамотной ситуации успеха - дело непростое. То педагог не может правильно подготовить ситуации выбора, то дети оказываются неготовыми адекватно действовать в создаваемой ситуации. Поэтому необходимо как можно больше обращать внимание на использование ситуации успеха на занятии.
Исходя из высказывания Ж.Лабрюйе следует следующее: «Если вы тщательно присмотритесь к людям, которые никого не могут хвалить, всякого порицают и никем не довольны, то вы узнаете, что это те самые люди и есть, которыми никто не доволен.»
В настоящее время с педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Поэтому В.Ф.Шаталов утверждал, что, для того чтобы работа была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой» рассол»? Что взять за его основу? Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на занятии. Она создается путем сочетания условий, которые обеспечивают успех. Задача состоит в том, чтобы дать каждому ребенку возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
При создании ситуации успеха необходимо, чтобы каждый ребенок был убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Так как стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи педагога, радость успеха может померкнуть.
Для того чтобы правильно создать ситуацию успеха на занятии, нужно придерживаться следующего: «Алгоритма действий по построению ситуации успеха» (см. приложение).
Главным условием организации ситуации успеха является использование различных методов и приемов таких как: словесных, наглядно-действенных, различные эксперименты, опыты и т.д. Все это помогает учить детей находить необычные нестандартные решения, которые помогают расширить наблюдательность, умение анализировать, комбинировать, работать в парах, группах, а также развивать коммуникативные способности.
Немаловажным является и то: Какой может возникнуть негатив последствия непрерывного успеха в учебной деятельности?, Как ситуация неуспеха влияет на становление личности?
Исходя из этих вопросов, можно сделать вывод, что постоянный успех на занятии может вызвать у детей обратный эффект, может пропасть интерес, у него зарождается «я все знаю», «я все умею», а вот другие не могут, «я их лучше».
Например, те дети, у которых ничего не получается, они начинают замыкаться, боятся сказать то что думают (из-за того что над ними будут смеяться, если они скажут неправильно). С этими детьми необходимо повышать самооценку используя похвалу, различные методы и приемы, которые помогут детям создать ситуацию успеха на занятии.
Таким образом, необходимо создавать ситуацию успеха не от случая к случаю, а сделать неотъемлемой частью занятия. Создавать различные свободы выбора и позаботиться о широком центре создаваемых ситуаций.
Можно сказать так: «Успех ребенка может создавать педагог, который сам переживает радость успеха».
Алгоритм действий по построению ситуации успеха:
- Цели и задачи применения ситуации успеха.
- Определение этапов занятия, на которых создается ситуация успеха.
- Выявление содержания учебного материала, при изучении которого следует применить ситуацию успеха.
- Разработка определенного множества вариантов заданий для свободы выбора.
- Продумывание всех деталей эффективного использования ситуации успеха (критерии оценки, время, степень свободы).
- Определение в ходе занятия оптимального момента для создания ситуации успеха.
- Реализация своего плана.
- Анализ и оценка эффективности.