Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе Тема: Пересказ сказки «Заяц-Хваста» с использованием мнемотаблицы.
план-конспект занятия (старшая группа)
Занятие по развитию речи с детьми старшей группы предназначено для обучения детей пересказываню казки с опрой на мнемотаблицую
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_zayats_hvasta.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников №20 «Гармония»
Конспект организованной образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе
Тема: Пересказ сказки «Заяц-Хваста» с использованием мнемотаблицы.
Воспитатель:
С.Н.Зарецкая
2024 г.
Цель: формирование умения детей связно, последовательно, выразительно пересказывать небольшую сказку.
Задачи:
1. Образовательные:
- Совершенствовать умение согласовывать в предложении прилагательное с существительным.
- Обогащать словарный запас детей (новые слова: гумно, снопы, Хваста, усищи, лапищи, зубищи, хвастать, трепать, мять).
- Продолжать формировать умение пересказывать сказку близко к тексту.
2. Развивающие:
- Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь.
- Развивать память детей.
3. Воспитательные:
- Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
- Вызвать желание детей дружно и согласованно работать в небольшом коллективе.
Материал и оборудование: книга со сказкой «Заяц – хваста», волшебная коробка, Заяц-игрушка, морковка, уши, мяч, мнемотаблица, презентация.
Этапы образовательной деятельности:
1. Приветствие
(Дети и воспитатель становятся в круг).
Воспитатель:
Становись скорее в круг,
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!
Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и гостям!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за загадочная коробка? Здесь что-то написано (читает: Очень трудно догадаться, что в коробочке внутри, если очень интересно, ты открой и посмотри). Как вы думаете, что в ней? (Предположения детей)
Дети: Да.
Воспитатель: Посмотрите, здесь морковь и заячьи уши. Как вы думаете, кому эти предметы могут принадлежать? (Зайцу). Ой, ребята, да я невнимательно посмотрела, здесь ещё какая-то карточка, а на ней загадка. Давайте попробуем её отгадать.
Всегда справляюсь очень ловко
С сочной свеженькой морковкой
А ещё люблю капусту
Зря меня считают трусом
Притаюсь я на опушке
Ушки вечно на макушке
Как зовусь я, угадаешь?
Ну, конечно, это….(заяц).
Воспитатель: Правильно, молодцы. Посмотрите, в коробке действительно спрятался заяц, он хочет с вами поиграть.
2. Д/И «Чей, чьи…»
Цели: образование притяжательных прилагательных.
Воспитатель: Ребята, а чьи это уши точат?
Дети: Заячьи
Воспитатель: А чьи это лапы?
Дети: Заячьи лапы.
Воспитатель: А чей это хвост?
Дети: Этот хвост заячий.
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о зайце?
Дети: У него длинные уши и усы, короткий хвост, летом он серый, а зимой белый, питается корой деревьев.
Воспитатель: А знаете ли вы сказки, в которых встречается заяц?
Дети: «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Заяц и черепаха».
Воспитатель: А какой заяц по характеру? (Ответы детей) Да, обычно трусишка. Но, оказывается есть заяц храбрец. Давайте послушаем русскую народную сказку «Заяц-хваста».
3. Чтение русской народной сказки «Заяц- хваста».
(Воспитатель читает сказку по иллюстрациям художника Е. Рачева, текст в обр. О. Капицы).
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо – приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать. (Слайд 1)
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать: (Слайд 2)
— У меня не усы, а усищи, не лапы – лaпищи, не зубы, а зyбищи – я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.
Вот она его маленько и потрепала:
— Более не хвастай! (Слайд 3)
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел. (Слайд 4)
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец! (Слайд 5)
4. Словарная работа.
Воспитатель: Понравилась вам сказка? (Ответы детей) Ребята, какие новые незнакомые слова вы услышали в сказке? Давайте их разберем.
Крестьяне - сельские жители, занимающиеся земледелием. (Слайд 6)
Гумно - огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, предназначенный для хранения и обработки зерна. (Слайд 7)
Кокорина - дерево, вывороченное с корнем; коряга. (Слайд 8)
Хваста – хвастун.
Мять – трепать, таскать.
Овёс – растение, которое выращивают на полях, Из овсяного зерна изготавливают резаные и шлифованные крупы, овсяные хлопья, из которой готовят вашу любимую кашу, овсяное печенье.
5. Беседа по содержанию сказки.
Воспитатель: Почему зайца назвали хваста?
- Когда ему было хорошо?
- Где он жил?
- Когда зайцу было плохо?
- Куда он ходил и зачем?
- Что такое гумно?
- Перед кем хвастался заяц?
- Как он хвастался перед другими зайцами?
- Кому рассказали о хвастунишке зайцы?
- Как ворона назвала зайца?
- Что случилось потом с вороной?
- Как получилось, что заяц всё-таки помог вороне?
- Как она его поблагодарила?
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем. Проведём «Заячью зарядку»
Физкультурная минутка: «Заячья зарядка»
Раз - присядка, два - присядка. (Присесть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы ноги на ширине плеч, переступать с ноги на
То одну, то обе вместе, ногу, раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало - (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!
Воспитатель: Давайте еще раз послушаем эту сказку. (Читает сказку еще раз, только медленнее)
Воспитатель: Ребята, мы ещё раз прослушали сказку, а теперь давайте попробуем пересказать её самостоятельно. О чём следует рассказать сначала?
Дети: О том, что заяц пришёл овес воровать.
Воспитатель: А потом?
Дети: О том, как заяц хвастался.
Воспитатель: А дальше?
Дети: Зайцы рассказали о хвастуне тетке вороне.
Воспитатель: И тетка ворона?
Дети: Не велела хвастаться.
Воспитатель: Чем сказка закончилась?
Дети: Заяц ворону от собак спас.
6. Пересказ сказки (целиком и по частям) по мнемотаблице.
Воспитатель: А теперь, ребята, мы попробуем пересказать нашу сказку по частям. Кто хочет начать рассказывать? Кто будет продолжать? Кто расскажет конец сказки? А помогут тебе подробно, последовательно пересказать наши картинки-помощницы.
Воспитатель: Ребята кто хочет пересказать сказку полностью, от начала и до конца?
Воспитатель: Ребята, а какими словами заканчивается сказка?
Дети: «Вот теперь ты молодец! Не хваста, а храбрец!» (Индивидуальное и хоровое проговаривание слов вороны).
7. Заключительная часть:
Воспитатель: С какой новой сказкой мы познакомились?
- Какие задания и упражнения выполняли?
- Что больше всего понравилось?
- Что было трудно?
Зайчик благодарит детей за пересказ сказки, и дарит им раскраски для изготовления книги «Заяц-Хваста»
По окончании занятия дети садяться и раскрашивают раскраски и соединяют все раскраски в книгу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие: развитие речи». на тему «Мой дом » в старшей группе
Предназначен для развития речи и логического мышления. ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.
Программное содержание:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы;-упражнять детей в...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области « Речевое развитие» в средней группе Игра-викторина «По страницам сказок»
Для воспитателей ДОУ...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Развитие речи» «Путешествие по сказкам»
Цель: Воспитывать интерес и любовь к сказкам; передавать по показу персонажа игровые действия, развивать творческое воображение детей, желание оказывать помощь другим. Программные задачи: Образователь...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" . Тема: "Игра-драматизация русской народной сказки "Курочка Ряба"
Театрализованная игра вызывает эмоциональный отклик у детей, доставляет удовольствие от восприятия знакомой сказки приобщает к народной культуре, традициям, ...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе Тема: пересказ сказки «Заяц-хваста»
Презентация сделана с иллюстрациями которые знакомы с детства каждому....
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе на тему: «Путешествие по сказке «Три поросёнка»
Данный конспект занятия разработан по образовательной области «Речевое развитие». Целью, которого является формирование социальной компетентности дошкольников: доброты, взаимопомощи, сочув...