Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе Тема: Пересказ сказки «Заяц-Хваста» с использованием мнемотаблицы.
план-конспект занятия (старшая группа)

Зарецкая Светлана Николаевна

Занятие по развитию речи с детьми старшей группы предназначено для обучения детей пересказываню казки с опрой на мнемотаблицую

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zayats_hvasta.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников №20 «Гармония»

Конспект организованной образовательной деятельности

по образовательной области  «Речевое развитие» в старшей группе

Тема: Пересказ сказки «Заяц-Хваста»   с использованием мнемотаблицы.




Воспитатель: 

С.Н.Зарецкая

2024 г.

Цель: формирование умения детей связно, последовательно, выразительно пересказывать небольшую сказку.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Совершенствовать умение согласовывать в предложении прилагательное с существительным.
  • Обогащать словарный запас детей (новые слова: гумно, снопы, Хваста, усищи, лапищи, зубищи, хвастать, трепать, мять).
  • Продолжать формировать умение пересказывать сказку близко к тексту.

2. Развивающие:

  • Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь.
  • Развивать память детей.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
  • Вызвать желание  детей дружно и согласованно работать в небольшом коллективе.

Материал и оборудование: книга со сказкой «Заяц – хваста», волшебная коробка, Заяц-игрушка, морковка, уши, мяч, мнемотаблица, презентация.

Этапы образовательной деятельности:

1. Приветствие

(Дети и воспитатель становятся  в круг).

Воспитатель:

Становись скорее в круг,

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!

Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и гостям!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за загадочная коробка? Здесь что-то написано (читает: Очень трудно догадаться, что в коробочке внутри, если очень интересно, ты открой и посмотри). Как вы думаете, что в ней? (Предположения детей)

Дети: Да.

Воспитатель: Посмотрите, здесь морковь и заячьи уши. Как вы думаете, кому эти предметы могут принадлежать? (Зайцу). Ой, ребята, да я невнимательно посмотрела, здесь ещё какая-то карточка, а на ней загадка. Давайте попробуем её отгадать.

Всегда справляюсь очень ловко

С сочной свеженькой морковкой

А ещё люблю капусту

Зря меня считают трусом

Притаюсь я на опушке

Ушки вечно на макушке

Как зовусь я, угадаешь?

Ну, конечно, это….(заяц).

Воспитатель: Правильно, молодцы. Посмотрите, в коробке действительно спрятался заяц,  он хочет с вами поиграть.

2. Д/И «Чей, чьи…»

Цели: образование притяжательных прилагательных.

Воспитатель: Ребята, а чьи это уши точат?

Дети: Заячьи

Воспитатель: А чьи это лапы? 

Дети:  Заячьи лапы.

Воспитатель: А чей это хвост?

Дети: Этот хвост заячий.

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о зайце?

Дети: У него длинные уши и усы, короткий хвост, летом он серый, а зимой белый, питается корой деревьев. 

Воспитатель: А знаете ли вы сказки, в которых встречается заяц?

Дети: «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Заяц и черепаха».

Воспитатель: А какой заяц по характеру? (Ответы детей) Да, обычно трусишка. Но, оказывается есть заяц храбрец. Давайте послушаем русскую народную сказку «Заяц-хваста».

3. Чтение русской народной сказки «Заяц- хваста».

(Воспитатель читает сказку по иллюстрациям художника Е. Рачева, текст в обр. О. Капицы).

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо – приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать. (Слайд 1)

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать: (Слайд 2)

— У меня не усы, а усищи, не лапы – лaпищи, не зубы, а зyбищи – я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

— А как ты хвастал?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

— Более не хвастай! (Слайд 3)

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел. (Слайд 4)

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец! (Слайд 5)

4. Словарная работа.

Воспитатель: Понравилась вам сказка? (Ответы детей) Ребята, какие новые незнакомые слова вы услышали в сказке? Давайте их разберем.

Крестьяне - сельские жители, занимающиеся земледелием. (Слайд 6)

Гумно - огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, предназначенный для хранения и обработки зерна. (Слайд 7)

Кокорина - дерево, вывороченное с корнем; коряга. (Слайд 8)

Хваста – хвастун.

Мять – трепать, таскать.

Овёс – растение, которое выращивают на полях, Из овсяного зерна изготавливают резаные и шлифованные крупы, овсяные хлопья, из которой готовят вашу любимую кашу, овсяное печенье.

5. Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель: Почему зайца назвали хваста?

- Когда ему было хорошо?

- Где он жил?

- Когда зайцу было плохо?

- Куда он ходил и зачем?

- Что такое гумно?

- Перед кем хвастался заяц?

- Как он хвастался перед другими зайцами?

- Кому рассказали о хвастунишке зайцы?

- Как ворона назвала зайца?

- Что случилось потом с вороной?

- Как получилось, что заяц всё-таки помог вороне?

- Как она его поблагодарила?

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем. Проведём «Заячью зарядку»

Физкультурная минутка: «Заячья зарядка»

Раз - присядка, два - присядка. (Присесть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы ноги на ширине плеч, переступать с ноги на
То одну, то обе вместе, ногу, раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало -  (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!

Воспитатель: Давайте еще раз послушаем эту сказку. (Читает сказку еще раз, только медленнее)

Воспитатель: Ребята, мы ещё раз прослушали сказку, а теперь давайте попробуем пересказать её самостоятельно. О чём следует рассказать сначала?

Дети: О том, что заяц пришёл овес воровать.

Воспитатель: А потом?

Дети: О том, как заяц хвастался.

Воспитатель: А дальше?

Дети: Зайцы рассказали о хвастуне тетке вороне.

Воспитатель: И тетка ворона?

Дети: Не велела хвастаться.

Воспитатель: Чем сказка закончилась?

Дети: Заяц ворону от собак спас.

6. Пересказ сказки (целиком и по частям) по мнемотаблице.

Воспитатель: А теперь, ребята, мы попробуем пересказать нашу сказку по частям. Кто хочет начать рассказывать? Кто будет продолжать? Кто расскажет конец сказки? А помогут тебе подробно, последовательно пересказать наши картинки-помощницы.

Воспитатель: Ребята кто хочет пересказать сказку полностью, от начала и до конца?

Воспитатель: Ребята, а какими словами заканчивается сказка?

Дети: «Вот теперь ты молодец! Не хваста, а храбрец!» (Индивидуальное и хоровое проговаривание слов вороны).

7. Заключительная часть:

Воспитатель: С какой новой сказкой мы познакомились?

- Какие задания и упражнения выполняли?

- Что больше всего понравилось?

- Что было трудно?

Зайчик благодарит детей за пересказ сказки, и дарит им раскраски для изготовления книги «Заяц-Хваста»

По окончании занятия дети садяться и раскрашивают раскраски и соединяют все раскраски в книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Программное содержание:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы;-упражнять детей в...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Развитие речи» «Путешествие по сказкам»

Цель: Воспитывать интерес и любовь к сказкам; передавать по показу персонажа игровые действия, развивать творческое воображение детей, желание оказывать помощь другим. Программные задачи: Образователь...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" . Тема: "Игра-драматизация русской народной сказки "Курочка Ряба"

Театрализованная игра   вызывает эмоциональный отклик у детей,  доставляет удовольствие от восприятия знакомой сказки  приобщает   к народной культуре, традициям, ...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе на тему: «Путешествие по сказке «Три поросёнка»

Данный конспект занятия разработан по образовательной области «Речевое развитие». Целью, которого является формирование социальной компетентности дошкольников: доброты, взаимопомощи, сочув...