Формирование представлений о малой родине у дошкольников.
учебно-методический материал (старшая группа)
Основой возникновения патриотических чувств являются первые впечатления ребёнка, основанные на ощущениях и восприятии окружающего мира. В этот период очень важно довести ребёнка до осознания понятия «патриот», того, что патриотом является человек, горячо и беззаветно любящий свою Родину, который учится и трудится на её благо, готовый при необходимости встать на ее защиту, в том числе с оружием в руках. Патриотизм – это не простые слова, это реальные действия, которые готов совершать человек, считающий себя патриотом своей Отчизны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование представлений о малой родине у дошкольников.
Введение
В Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года термин «воспитание детей» расширен:
- воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, природе и окружающей среде.
Процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте, поскольку в этом периоде закладываются духовно-нравственные основы всех психических процессов ребенка (восприятия, мышления, памяти, эмоций, чувств), его поведения, механизмов социальной адаптации в обществе, а также начинается процесс осознания собственного «Я» ребёнка в окружающем мире. В дальнейшем чувство патриотизма у ребёнка становится более осознанным и зрелым, поэтому существенным аспектом ознакомления ребёнка с родной страной, её культурой, историей, духовными богатствами является глубокий эмоциональный отклик на соответствующую информацию и события.
Основой возникновения патриотических чувств являются первые впечатления ребёнка, основанные на ощущениях и восприятии окружающего мира. В этот период очень важно довести ребёнка до осознания понятия «патриот», того, что патриотом является человек, горячо и беззаветно любящий свою Родину, который учится и трудится на её благо, готовый при необходимости встать на ее защиту, в том числе с оружием в руках. Патриотизм – это не простые слова, это реальные действия, которые готов совершать человек, считающий себя патриотом своей Отчизны.
В своих работах отечественные педагоги уделяли огромное внимание воспитанию у дошкольников любви к родному краю (В.А. Сухомлинский , К.Д. Ушинский и др.) считая, что обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.
Проблемы приобщения дошкольников к истории, культуре родного края отражены в современных исследованиях Т.В. Антоновой , М.Б. Зацепиной, Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой , Е.В. Соловьевой и др.
Большинство авторов отмечают значимость патриотического воспитания в становлении личности человека. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности с использованием материала краеведения и историко-культурных традиций малой Родины.
Включение историко-краеведческого материала в процесс воспитательно-образовательной работы позволит обогатить представления детей об историческом прошлом родного края, а также пробудить в них любовь к родному краю и гордость от того, что ты житель этого маленького кусочка российской глубинки, но части великой страны. Это и обусловливает актуальность нашего исследования.
Целью процесса развития представлений о малой родине в работе с детьми дошкольного возраста нужно создать такие условия для их воспитания, при которых оно проходило бы не только в процессе освоения основных программных знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Глубже познакомить с родным краем, помочь детям узнать и принять его историю, культуру, принимать активное участие в созидательной деятельности – в этом и состоят главные задачи по данному направлению. Выявить педагогические условия эффективного формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста в процессе историко-краеведческой работы, а так же формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста в процессе историко-краеведческой работы будет эффективным если:
- создать в группе предметно-пространственную развивающую среду с использованием историко-краеведческого материала;
- в процессе формирования представлений о малой Родине будут активно использоваться методы, основанные на чувственном познании детьми окружающего мира (наблюдения, экскурсии) с включением историко-краеведческого материала;
- привлекать родителей к историко-краеведческой работе, проводимой в детском саду.
В процессе работы необходимо выделить следующие представления о малой родине, которые следует развивать у детей старшего дошкольного возраста:
1. Развитие представлений о природе родного края (о климатических особенностях, растительности, многообразии деревьев, цветов, трав и т. п.).
2. Развитие представлений о животном мире родного края (многообразие животных, птиц, насекомых, особенности их жизни и значение для малой родины).
3. Развитие представлений об истории родного города, села, края (знания как возник город, кто его основатель, коренное население, важные исторические события, проходившие в данном регионе, исторические личности, внесшие значительный вклад в развитие родного края).
4. Развитие представлений о достопримечательностях и исторических местах родного города (о памятниках архитектуры, музейных комплексах и т. д.).
5. Развитие представлений о символах региона, города (о флаге, гербе как области, так и города, их цветовой символике, о значении каждого элемента на гербе и пр.).
Формами работы по развитию представлений о малой родине могут быть:
1. Экскурсии к историческим памятникам, по улицам города, в музеи.
2. Прогулки по памятным местам родного края.
3. Просмотр фильмов и презентаций о родной земле, о подвигах людей.
4. Рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, посвященных малой родине.
5. Встречи со знаменитыми деятелями культуры, искусства, ветеранами родного города.
6. Дидактические игры, задания, игровые упражнения на закрепление материала.
7. Оформление тематических выставок, изготовление сувениров, выпуск альбомов, буклетов.
8. Постановка музыкально-театрализованной деятельности.
9. Проведение познавательных викторин, олимпиад.
Работу по развитию представлений о малой родине у старших дошкольников следует строить последовательно, поэтапно с учетом возрастных особенностей детей.
Система и последовательность работы может быть распределена таким образом: 1. Семья. 2. Детский сад. 3. Улица. 4. Район. 5. Город
На первом этапе работы должно стоять воспитание любви к семье, с помощью которой становится возможным развитие любви к Родине. Воспитателю предстоит раскрыть «большое через малое», помочь детям усвоить зависимость между деятельностью человека и жизнью всех людей – вот что является самым важным на данном этапе. Продолжая работу, необходимо подобрать доступные детям данного возраста знания по направлениям: природа и мир животных; труд людей, традиции, общественные события и т. д.
Материал, к которому привлекается внимание детей, должен быть ярким, образным, вызывающим интерес.
Затем в процессе работы важно рассказать детям, что родной город имеет свои сложившиеся традиции, славен конкретными достопримечательностями, памятными местами, историческими объектами, знаменитыми людьми. В начале внимание ребенка должно быть направлено к тем объектам, которые расположены в непосредственной близости к детям, и являются их постоянным объектом наблюдения: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., надо дать понятия детям об их назначении, рассказать о том, что все это создано для удобства людей. Далее диапазон объектов, с которыми необходимо знакомить старших дошкольников, расширяется. Ими становятся: район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям следует пояснить, в честь кого они воздвигнуты, с чем связано название улицы, на которой живет ребенок и прилегающих к ней улиц. Для этого необходимо использовать экскурсии по городу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей. Очень важен правильный выбор объектов, о которых следует рассказывать детям, через ознакомление с которыми можно сформировать адекватное отношение к Малой Родине. Поэтому при отборе объектов родного края важно учитывать: наглядную и яркую их представленность в окружении дошкольников; наличие признаков, характерных только для данной местности и доступных пониманию детей.
В воспитании и обучении детей огромное значение имеет пример взрослых, и особенно близких ребенку людей. В связи с этим важно на конкретных фактах из жизни старших членов семьи привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Главное дать понять детям, что нужно любить свой родной край, знать историю своего края, традиции, сохранять и приумножать его богатства. Продолжением в работе с детьми главным условием остается тесная взаимосвязь с родителями дошкольников. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует воспитанию бережного отношения детей к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Планирование работы по развитию представлений о малой родине у старших дошкольников следует осуществлять по таким темам как: «Моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица», «Мой район», «Растительный мир родного края», «Животный мир родного края», «Герб нашего города», «Символы города», «Знаменитые люди города», «Памятники города», «Святыни родной земли», «Мы – патриоты», «За что мы любим свой город». Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, свободную деятельность детей, организацию праздников и развлечений. В ходе работы важно отбирать только те знания, которые будут понятны детям данного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А конечным результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего района, своей малой родины.
Сущность патриотического воспитания состоит в том, дабы посеять в детской душе семена любви к своей малой Родине, ее природе, родному дому, семье, истории и культуре своего города, страны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в детском возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Нынешние поколение мало знает о культурных традициях своего народа, города, зачастую проявляет равнодушие к близким людям, сверстникам. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, его надо таким воспитать. В связи с этим большую значимость имеет содействие ребенку в формировании основных представлений о малой Родине. Малой родиной для дошколят является семья, город, улица, на которой они живут. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем вероятна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть посредством игры, опытноэкспериментальной деятельности, общения, труда. Придёт время, и сегодняшний дошколенок будет ответственен за будущее своей родины, страны, Отечества. И очень важно, чтобы знакомство детей с малой родиной, родным городом, страной плодотворно воздействовало на воспитание у дошкольников патриотических чувств, на формирование личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет осознание личной ответственности за судьбу своей страны.
Заключение
Придёт время и сегодняшний дошкольник будет ответственен за будущее своей малой родины, страны, Отечества. И очень важно, чтобы ознакомление детей с малой родиной, родным городом, страной, Отечеством эффективно повлияло на воспитание у дошкольников патриотических чувств, на воспитание личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет осознание собственной ответственности за судьбу Родины, Отчизны.
Список использованной литературы:
1. Кобзева, Т.Г. Развитие интереса к познанию истории и культуры родногокрая в проектной деятельности у детей 5-7 лет [Текст] / Т.Г. Кобзева. - Волгоград, — 2018. — 195 с.
2. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников[Текст] / М.Д. Маханева. — М.: Сфера, 2019. — 96 с.
3. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых [Текст]/ Осорина, М.В. — СПБ.: Речь, 2014. — 276 с.
4. Ривина, Е.К. Ознакомление дошкольников с государственной символикойРоссии [Текст] / Е.К. Ривина. — 2012. — №1. — с.79-85.
5. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / М.Д. Маханева. – М.: Аркти, 2005.
6. Мое отечество – Россия! / И.В. Богачева. – М.: Гном и Д, 2004.
7. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
8. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005.
9. Захарчук А.Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №2. – С. 25–27
Приложение 1
Таблица №1.
Уровни сформированности представлений о малой Родине у детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе исследования:
Дети Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
чел. | % | чел. | % | |
Высокий | - | 0% | - | 0% |
Средний | 4 | 33% | 3 | 25% |
Низкий | 8 | 67% | 9 | 75% |
Таблица №2.
Уровни сформированности представлений о малой Родине у детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе исследования:
Дети Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Контрольный этап | Контрольный этап | |||
чел. | % | чел. | % | |
Высокий | 4 | 33% | 1 | 8% |
Средний | 6 | 50% | 5 | 42% |
Низкий | 2 | 17% | 6 | 50% |
Приложение 2
Мониторинг освоения программы в экспериментальной группе в процессе историко-краеведческой работы в 2022-2023 учебном году.
Приложение 3
Мониторинг освоения программы в контрольной группе в процессе историко- краеведческой работы в 2022-2023 учебном году.
30
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование представлений о малой родине у дошкольников.
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где ...
Методическая разработка: "Формирование представлений о малой родине у дошкольников".
Для развития всех сторон психической деятельности ребенка 2-3 лет наиболее доступным материалом является сказка. Язык перв...
Педсовет "Формирование представлений о малой Родине у дошкольников"
Ознакомление дошкольников с родным городом и страной — это знакомство с историей своего народа, с культурой русского народа, его обычаями, традициями. Это одна из задач патриотического воспитани...
Формирование представлений о малой родине у дошкольников.
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край...
Консультация для педагогов "Формирование представлений о малой Родине у дошкольников""
Малая Родина - у каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - все!...
Формирования представлений о малой родине у дошкольников
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край...
"Формирование представлений о малой Родине у дошкольников через проектную деятельность"
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к ...