Методическая разработка: "Формирование представлений о малой родине у дошкольников".
проект (старшая группа)
Для развития всех сторон психической деятельности ребенка 2-3 лет наиболее доступным материалом является сказка. Язык первых сказок, которые слышит ребенок, ритмичен, слова в них часто зарифмованы, героям даны неожиданные и забавные определения. Возможности сказки велики, они позволяют проводить «сказочные занятия» с детьми, у которых различный уровень речевого и интеллектуального развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект: «Развитие ребенка раннего дошкольного возраста через знакомство со сказкой». | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание 1. Паспорт проекта 2.Актуальность 3. Перспективный план по работе с детьми 4. Мониторинг 5. Выводы 5 . Литература
Название проекта: « Волшебный песок » . Автор проекта: Селиванова Н.В. Проблема, значимая для детей: Что можно сделать с помощью песка. Тип проекта: Долгосрочный, познавательно-исследовательский , групповой. Образовательные области : Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое. Участники проекта: Педагоги группы, дети группы раннего развития возраст 2-3 года Масштаб проекта : Краткосрочный - (с 01.03 по 0 1.04 2017г.) Территориальный – ГБДОУ№ 140 Выборгского района Санкт-Петербург Количество детей – 15 детей
Актуальность: Дети раннего возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому, в основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях ФГОС к программе дошкольного образования настоятельно рекомендует проектную и экспериментальную деятельность. Необходимо создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной деятельности детей. Поэтому важно организовывать занятия по ознакомлению детей со свойствами песка таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им, добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования и исследования. Исследовательское поведение и создаётся для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалась как процесс саморазвития. Все это определяет актуальность и практическую значимость данной темы.
Песок - это универсальное средство для творчества и терапии, который оказывает развивающее действие на детей. К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Именно в песочнице возникают первые детские претензии к завладению игрушками других, к захвату территории или упрямому отстаиванию своей автономии. Зарождаются первые коммуникативные навыки общения. Дети даже без слов понимают друг друга. Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс. Песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы. Наблюдая за игрой в песок, взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка и научиться взаимодействовать с этим миром. Наряду с вышеперечисленным, «песочные занятия» способствуют развитию мелкой моторики, творческого воображения, развитие коммуникативных навыков детей, способствует созданию гармоничных отношений между взрослым и ребенком.
Гипотеза: Если в группе создать благоприятные условия для проведения проекта (проведение бесед, экспериментов, дидактических игр, то у детей будут сформированы познавательные знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средство познания окружающего мира); Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, расширить знания детей о свойствах песка. Сформировать сенсорные навыки и развитие мелкой моторики у детей группы раннего развития, посредством работы с песком.
Ресурсное обеспечение: иллюстрации, литература по теме, кинетический песок, цветной песок, песочница, лопатки и формочки для песка, вода в детских лейках, игрушки, салфетки.
Принцип наглядности; Сочетание научности и доступности материала; Принцип новизны; Профессиональная компетентность педагога; Принцип непрерывности (занятия планируются на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей); Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования; Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес); Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям); Принцип психологической комфортности; Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником(субъектом) образовательных отношений; Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; Принципы проекта:
Задачи проекта: Познакомить детей с различными видами и свойствами песка; Дать знания о применении песка; Научить работать с песком; Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса; Активизация творческого потенциала; Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом и знакомить с правилами игры в песочнице Установление и развитие отношений партнерства в сотрудничестве «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»; Закрепление имеющихся знаний и получение новых знаний по образовательным областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»;
Проблемные вопросы Что можно построить из кинетического песка? Целесообразно ли использовать кинетический песок на обучающих и развивающих занятиях в ДОУ? Какие игры с песком можно использовать в работе с детьми? Является ли песок универсальной игрушкой в работе с детьми и взрослыми?
Новизна Использование в группе раннего развития различных видов игр с элементами экспериментирования, способствующих развитию наглядно-образного, причинного мышления, формирования у детей познавательного интереса, что повысит качество, доступность и эффективность образования. Условия реализации Проект реализуется : в ходе совместной деятельности воспитателей и воспитанников. Формы реализации проекта: экспериментальная деятельность, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.
Нормативно - правовое обеспечение: Конвенция о правах ребенка; Закон РФ "Об образовании"; Концепция дошкольного воспитания Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.2660-10; Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., 2011 год;
Методы и приёмы реализации проекта : Организационные; М отивирующие; С ловесные; Игровые; Наглядные; Нетрадиционные
Этапы реализации проектной деятельности. 1-й — подготовительный: Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, создание развивающей среды, предварительная работа с детьми настрой на совместную работу. Проведение педагогического обследования детей с целью определения актуальности проекта 2- й — исследовательский: Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; (1 Разработка конспектов НОД, сценария развлечения с использованием песка. 2.Проведение НОД, развлечений с использованием песка.) 3-й — обобщающий (заключительный): Обработка и обобщение полученных данных, которые должны подтвердить поставленные цель и задачи, актуальность проекта (систематизация и обобщение данных опытно-поисковой работы, уточнение выводов, оформление материалов, подготовка презентации для представления результатов проекта для педагогов ДОУ). Педагогическое обследование детей. Обработка результатов педагогического обследования, с целью соотношение целей и результатов проекта. Выставка «Открытка для мамы». Презентация проекта для педагогов.
Сроки реализации Содержание занятия Цель 1неделя 1) НОД Чтение стихотворения «Строители» Б. Заходер . Учить детей внимательно слушать произведение, понимать его содержание. Вызвать эмоциональный отклик от знакомой обстановки. Формировать интерес к художественному слову. 2) Рассматривание иллюстраций: «Дети в песочнице». Дать представление играх с песком. 3) Рассказ о песке, о его свойствах. Дать представление о свойствах: сухом и влажном песке: сухой - сыплется, а влажный - лепится. 4) Игровая беседа с детьми о правилах безопасности при игре с песком. Рассмотреть карточки с правилами. Формирование представлений о нежелательном попадании песка в глаз человеку. 5) Игры детей с песком с элементами экспериментирования : Развивать моторику, координацию движений. Развивать познавательную активность. Воспитывать умение играть со сверстниками рядом. 6) Подвижная игра «Песчинки» . Развивать основные движения, речь, внимание. Воспитывать дружеское отношение к сверстникам Перспективный план по работе с детьми
2неделя 1)Аппликация «Открытка для мамы». Активировать творческий потенциал. Воспитывать аккуратность при работе с песком. 2) Игры детей с песком: «Печём – печенье». Закрепить свойства песка, Развивать моторику, координацию движений. 3) Экспериментальная деятельность с песком и водой . «Мокрый песок». Способствовать развитию познавательной активности. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности. 4) Игры детей с песком «Найди игрушку». Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук. 5) Игры с элементами экспериментирования : «Штампики». Способствовать стремлению к самостоятельному познанию и размышлению. 6) Экспериментальная деятельность «Рисунки на песке» Активировать творческий потенциал.
3 неделя 1)Игры детей с песком «Я пеку, пеку, пеку»; Закрепление знаний о свойствах песка. 2) Рассказ о том, где применяется песок. Знакомить с использованием песка вокруг нас. 3) НОД «Чья это норка?» Знакомить с окружающим миром 4) Лепка из песка «Испечем торты». Развитие координации движений, моторики рук. 5) Экспериментальная деятельность «Из чего состоит песок ». Развивать речь, память, тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, 6) Экспериментальная деятельность: Чей это след?»; Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы, дружеское отношение друг к другу. 7) Игры детей с песком; «Что спрятано?». Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
4 неделя 1)Игры детей с песком Копание песка совком. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук. 2) Экспериментальная деятельность «Отпечатки на песке». Научить детей пользоваться формочками. 3) Чтение стихотворения В. Ланцетти «Рисунок на песке». Продолжать приучать детей слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Развивать речь, память, воображение. Приобщать к словесному искусству. 4) Лепка «Постройка из песка домика для зайчика»; Развитие координации движений, моторики рук. 5) Игры детей с песком: «Пирожки для куклы Кати». Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук. 6) Дидактическая игра: «Тайничок» Учить закапывать в песок предметы и откапывать их. Создание картотеки «Волшебный песок»
Продукт проектной деятельности: В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты: В ыставка «Открытка для мамы»; Р азработка картотеки опытов «Волшебный песок»
Ожидаемый результат : Освоение проектного метода. Повышение интереса к исследовательско-экспериментальной деятельности у детей. Появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту . Знакомство детей с основными свойствами кинетического песка, правилами работы с песком, способами работы. Развитие мелкой и крупной моторики рук. Развитие тактильной «чувствительности» как основы развития «ручного» интеллекта ребенка. Совершенствование речевых и коммуникативных навыков, расширение словарного запаса детей. Совершенствование игровой деятельности, что способствует приобретению коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности детей. Получение удовольствия от выполненной работы в коллективе.
Способ оценки достижения планируемых результатов: Познавательные НОД; Наблюдения; Чтение художественной литературы по теме; Беседы; Дидактические.
Диаграмма ответов детей на заданные вопросы
Итог проведённого мониторинга Всего детей принимавших участие в опросе 15 человек 1 позиция 15 человек ответили на вопрос правильно 2 позиция 12 человек ответили на вопрос правильно 3 позиция 10 человек ответили на вопрос правильно 4 позиция 9 человек ответили на вопрос правильно 5 позиция 6 человек ответили на вопрос правильно 6 позиция 13 человек ответили на вопрос правильно Итог 65% усвоили пройденный материал по данной теме
Выводы: Результаты обследования показали, что на начальном этапе работы знания и навыки игры с песком были поверхностными, дети не могли самостоятельно выполнить задание игры, сделать правильно постройку, подобрать необходимые атрибуты и игрушки играть вместе. Дети не могли поделить игрушки, правильно пользоваться лейкой и воронкой. Заключительная диагностика показала, что у детей вырос интерес к совместной деятельности детей к играм с кинетическим песком, наблюдалось развитие познавательного интереса, творческого воображения, мелкой моторики руки, речи детей, игровой деятельности, коммуникативных навыков. Играя с песком у детей наблюдалось радостное настроение, они были доброжелательны, подбирали необходимые игрушки. Результаты педагогического обследования на начало и на конец проекта отображены в диаграмме.
Спасибо за внимание! Литература: Варыгина В. В., Горбач Т. В. Исследовательская деятельность в ДОУ : опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем» .- Курск, 2010. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: ВАКО 2005. Павлова Л. Н. Познание окружающего мира детьми третьего года жизни. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 144 с. Н.А. Кочкина Метод проектов в дошкольном образовании. 2012 Интернет сайт «Дошколенок» - http://dohcolonoc.ru/ Конаныхина Е.Ю. Программа «Секреты Волшебной Песочной страны». Гаврик А.В., Ратникова Е.В. "Игры на песке" — СПб.: Речь, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование представлений о малой родине у дошкольников.
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где ...
Методическая разработка « Формирование математических представлений у дошкольников на прогулках»
Прогулка – отдельный режимный момент, имеющий свою структуру и временной интервал, во время которого дети могут реализовать не только двигательные потребности, но и удовлетворить познавательный ...
Педсовет "Формирование представлений о малой Родине у дошкольников"
Ознакомление дошкольников с родным городом и страной — это знакомство с историей своего народа, с культурой русского народа, его обычаями, традициями. Это одна из задач патриотического воспитани...
Формирование представлений о малой родине у дошкольников.
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край...
Методическая разработка "Формирование пространственных представлений у дошкольников"
в разработке даны краткие характеристики возрастных особенностей детей и примерные варинаты упражнений для формирования пространственных представлений....
Консультация для педагогов "Формирование представлений о малой Родине у дошкольников""
Малая Родина - у каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - все!...
Формирования представлений о малой родине у дошкольников
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край...