"Формирование представлений о малой Родине у дошкольников через проектную деятельность"
статья

Шипулина Наталья Валерьевна

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к любви к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».   Д. С. Лихачев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_o_maloy_rodine_u_doshkolnikov.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование представлений о малой Родине

у дошкольников

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к любви к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».   Д. С. Лихачев.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных в нашей стране. Деятельность по формированию у дошкольников элементов гражданских чувств и представлений (любовь к родному краю, природе, уважение к защитникам Родины, уважение к труду взрослых и трудящемуся человеку, личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, организованности, организаторских умений.

Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста.

Мы живем и работаем в Санкт-Петербурге – городе с богатой историей и давними традициями. Улицы, названные в честь героев, памятники архитектуры, скульптуры – всё говорит о прошлом и настоящем нашего города. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны, тем более нам есть чем гордиться. Впечатления, полученные в детстве, человек проносит через всю жизнь. Пусть же одним из самых ярких впечатлений наших детей станет знакомство со своей малой родиной.

Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

На первом этапе по формированию представлений о малой родине дошкольнику необходимо сообщить определенные знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о дошкольном учреждении, о его собственном доме, об улице, на которой он живет, о районе и городе, наконец, о стране. Знания постепенно обогащают представления детей о родной стране. Такой «территориальный» принцип отбора содержания и построения методики патриотического воспитания приемлем и эффективен лишь в случае, если он реализуется неформально и в сочетании с практикой поведения детей.

Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.

Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное, в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду).

Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

Таким образом, патриотическое воспитание в дошкольном возрасте должно строиться на чувстве привязанности и защищенности. Начинаться с самых близких для ребенка объектов: дома, детского сада, основываться на воспитании ответственности, аккуратности, трудолюбии, бережном отношении к природе и к окружающему.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном должна проходить вне занятий.

Ребенок должен знать название родного города и рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (парке, сквере, детском городке). Внимание детей нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты.

Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Воспитатель объясняет, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Взрослые должны рассказать о городе, показывать его. Следует показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Дети вместе с взрослыми ездят по городу. Взрослые рассказывают детям о своих любимых местах. Воспитатель может провести беседы о памятниках, театрах и т. д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес. Необходимо чтобы дети принимали участие в праздновании дня города. Свои впечатления дети должны отразить в рисовании, конструировании. Можно изготовить подарки к праздникам.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (в прошлое города и т. д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование).

Знакомя детей с родным городом и родной страной, необходимо учитывать, что вся информация, данная воспитателем, должна вызывать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал; рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя; посадить около дома цветы, чтобы его двор был красивее; не сорить и т. д.

Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает детей. Ознакомление дошкольников с родным городом позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному краю. Целенаправленная работа по ознакомлению с родным городом, родной культурой не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о малой родине у дошкольников.

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где ...

Методическая разработка: "Формирование представлений о малой родине у дошкольников".

Для развития всех сторон психической деятельности ребенка 2-3 лет наибо­лее доступным материалом является сказка. Язык перв...

Педсовет "Формирование представлений о малой Родине у дошкольников"

Ознакомление дошкольников с родным городом и страной — это знакомство с историей своего народа, с культурой русского народа, его обычаями, традициями. Это одна из задач патриотического воспитани...

Формирование представлений о малой родине у дошкольников.

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край...

Консультация для педагогов "Формирование представлений о малой Родине у дошкольников""

Малая Родина - у каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - все!...

Отчет по приоритетному направлению "Формирование экологических представлений и экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность"

Отчет по приоритетному направлению "Формирование экологических представлений и экологической культуры у дошкольников через пректную деятельность"...

Формирования представлений о малой родине у дошкольников

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край...