Детское экспериментирование один из видов познавательной деятельности.
материал

Свеженцева Яна Евгеньевна

Одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Старшая группа (5-6 лет)».

Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность.

Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.

Задачи:

  1. Формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
  3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.

Прогнозируемый результат: дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.

Актуальность: одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Старшая группа (5-6 лет)»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Старшая группа (5-6 лет)»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;

- разработка дидактических игр по теме.

3 этап (октябрь – май)

Работа с детьми

Работа с родителями

Октябрь

1. «Наши помощники – глаза».

Цель: ознакомление со строением глаза, функцией его частей.

2. «Овощи и фрукты как косметика».

Цель: показать детям использование фруктов и овощей для приготовления косметических средств.  

3. «Где растут грибы?».

Цель: выявление благоприятных условий для развития и роста грибов.

4. «Почему осенью листья желтеют?».

Цель: показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растения.

1. Консультация «Удивительное рядом».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Ноябрь

1. «Помощница – вода».

Цель: использование знаний о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

2. «Пар – тоже вода».

Цель: показать детям еще одно агрегатное состояние воды, ввести правила безопасности при общении с кипятком.

3. «Посадим дерево».

Цель: определение свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

4. «Как появляются холмы?».

Цель: объяснить детям происходящие на планете изменения с использованием полученных знаний, понять процесс эрозии почвы и появления холмов.

1. Папка-передвижка «Познавательные опыты дома».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Декабрь

1. «Уличные тени».

Цель: рассказать детям о том, как образуется тень, о ее зависимости от самого предмета, от источника их взаиморасположения.

2. «Почему все падает на землю?».

Цель: объяснить детям с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения».

3. «Родственники стекла».

Цель: умение узнавать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора.

4. «Как измерить стекло?».

Цель: объяснить детям принцип действия термометров.

1. Памятка «Как ответить на вопросы маленького почемучки».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Январь

1. «Какие свойства?».

Цель: сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

2. «Волшебный шарик».

Цель: с помощью опыта установить причину возникновения статического электричества.

3. «Как легче плавать?».

Цель: установление связей между строением и образом жизни птиц.

4. «Колющие и режущие предметы из разных материалов».

Цель: ознакомление детей с разнообразными колющими и режущими бытовыми предметами и с материалами, из которых они изготовлены.

1. Наглядная информация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Февраль

1. «Разноцветные сосульки».

Цель: реализовать представления о свойствах воды, полученные в ходе поисковой деятельности.

2. «Горнолыжник».

Цель: закрепление умения работать с пластилином, бумагой, ножницами.

3. «Если не видишь».

Цель: узнавать различные виды тканей, сравнивать их качества и свойства.

4. «Большой – маленький».

Цель: продемонстрировать детям, как зрачок меняет размер в зависимости от освещенности.

1. Индивидуальные беседы по запросу.

Март

1. «Ветер в комнате».

Цель: выяснение, как образуется ветер.

2. Упрямый воздух».

Цель: показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

3. Коробочка с секретом».

Цель: выявление причин ослабленного звука.

4. «Где живет эхо?».

Цель: показать детям на опыте, как возникает эхо.

1. Совместное изготовление вертушки для определения силы ветра.

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Апрель

1. «Лупа».

Цель: продемонстрировать детям особенности увеличительных приборов, познакомить с результатом взаимодействия увеличительного стекла с солнечными лучами.

2. «Два магнита».

Цель: выявление особенности взаимодействия двух магнитов – притяжение и отталкивание.

3. «На орбите».

Цель: установить, что удерживает спутники на орбите.

4. «Темный космос».

Цель: продемонстрировать на опыте, почему в космосе темно.

1. Индивидуальные беседы по запросу.

Май

1. «Кошмарное поведение за столом».

Цель: показать, как питается муха, выявить одно из необходимых условий для ее жизнедеятельности.

2. «Как растения пьют воду?».

Цель: доказать, что корешок растения всасывает воду и что стебелек проводит ее.

3. «Холодное и теплое помещение для растений».

Цель: выявление благоприятных условий для роста и развития растений.

1. Индивидуальные беседы по запросу.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Изучение литературы по теме:

  1. Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы».
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом».
  3. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
  4. Куликовская Н.В. «Детское экспериментирование».
  5. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
  6. Л.Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».



Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Средняя группа (4-5 лет)».

Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность.

Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.

Задачи:

  1. Формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
  3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.

Прогнозируемый результат: дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.

Актуальность: одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Средняя группа (4-5 лет)»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Средняя группа (4-5 года)»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;

- разработка дидактических игр по теме.

3 этап (октябрь – май)

Работа с детьми

Работа с родителями

Октябрь

1. «Умный нос».

Цель: тренировка детей в определении предметов по запаху. Ознакомление с особенностями работы носа.

2. «У кого какие детки?».

Цель: умение выделять общее в строении семян фруктов.  

3. «Изменение вкуса ягод при замораживании».

Цель: умение различать на вкус замороженные и не замороженные ягоды, сравнивать и понимать необходимость замораживания продуктов.

1. Консультация «Исследовательская деятельность и детское экспериментирование – что это такое?».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Ноябрь

1. «Растворимость веществ в воде», «Окрашивание воды».

Цель: выделение свойств воды: она растворяет некоторые вещества; может иметь разную температуру нагревания.  

2. «Лед – твердая вода».

Цель: доказать, что лед – тоже вода.

3. «Что случилось? Впитываемость песка и глины».

Цель: определение, что песок и глина по-разному впитывают воду.

4. «Волшебный материал».

Цель: выявление, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

1. Наглядная информация «Детская лаборатория и занимательные опыты».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Декабрь

1. «Свет вокруг нас».

Цель: определение принадлежности источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности устройства рукотворных источников света.

2. «Кто улетит, кто останется?».

Цель: понимание зависимости изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

3. «Где быстрее?».

Цель: выявление условий изменения агрегатных состояний воды.

4. «Металл: его качества и свойства».

Цель: умение узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики.

1. Наглядный материал «Проводим опыты с водой».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Январь

1. «Взаимодействие воды и снега».

Цель: выявление свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег.

2. «Угадай-ка».

Цель: наглядно показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера.

3. «Почему птицы могут летать?».

Цель: найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспосабливаться к жизни в окружающей среде.

4. «Металл: его качества и свойства. Ножи из разных материалов».

Цель: закрепление умения узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства.

1. Рекомендации: «Проведите с детьми простые опыты дома».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Февраль

1. «Строим снежный город».

Цель: умение видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности.

2. «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?».

Цель: выявление некоторых особенностей одежды.

3. «Мебель для куклы Ани».

Цель: умение видеть возможности преобразования предметов, изменять их, используя дополнительные детали, получать результат.

4. «Вкусовые зоны языка», «Язычок – помощник».

Цель: умение определять вкусовые зоны языка, упражнять в определении вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.

1. Индивидуальные беседы по запросу.

Март

1. «Поиск воздуха».

Цель: обнаружение воздуха.

2. «Морской бой».

Цель: выявление, что воздух легче воды, имеет силу.

3. «Пузырьки-спасатели».

Цель: выявление, что воздух легче воды, он имеет силу.  

4. «Почему все звучит?».

Цель: подвести детей к пониманию причины возникновения звука – колебание предметов.

1. Индивидуальные беседы по запросу.

Апрель

1. «Увеличительное стекло, бинокль, стекло».

Цель: выявление особенностей увеличительных приборов.

2. «Знакомство с микроскопом».

Цель: ознакомление с микроскопом, вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп.

3. «Волшебная рукавичка».

Цель: выяснение способности магнита притягивать некоторые предметы.

4. «Мы – фокусники».

Цель: выделение предметов, взаимодействующие с магнитом.

1. Индивидуальные беседы по запросу.

Май

1. «Как спрятаться бабочкам?».

Цель: найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

2. «Растения и свет».

Цель: показать детям, что растения могут поворачиваться, что они могут определять направление света и тянуться к нему.

3. «Растения в темной комнате и светлой».

Цель: показать детям изменение внешнего вида листьев в темноте.

1. Индивидуальные беседы по запросу.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Изучение литературы по теме:

  1. Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы».
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом».
  3. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
  4. Куликовская Н.В. «Детское экспериментирование».
  5. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».



Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Подготовительная группа (6-7 лет)».

Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность.

Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.

Задачи:

  1. Формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
  3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.

Прогнозируемый результат: дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.

Актуальность: одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Подготовительная группа (6-7 лет)»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Подготовительная группа (6-7 лет)»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;

- разработка дидактических игр по теме.

3 этап (октябрь – май)

Работа с детьми

Работа с родителями

Октябрь

1. «Сколько ушей?».

Цель: определение значимости расположения ушей по обеим сторонам головы человека, ознакомление со строением уха.

2. «Что есть в почве?».

Цель: установление зависимости факторов неживой природы от живой.

3. «Изобретаем прибор для вскапывания почвы».

Цель: умение самостоятельно находить новые решения при выполнении задания с поставленным условием.

4. «Заплесневелый хлеб».

Цель: установление, что для роста мельчайших живых организмов нужны определенные условия.

1. Наглядная информация «Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Ноябрь

1. «Водяная мельница».

Цель: ознакомление детей с силой воды.

2. «Фильтрование воды».

Цель: ознакомление детей с разными способами очистки воды.

3. «Могут ли животные жить в воде?».

Цель: выяснение, что есть в почве для жизни живых организмов.

4. «Наверх!».

Цель: выяснение, что в почве есть воздух и вода, необходимые для жизни живых организмов.

1. Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Декабрь

1. «Световой луч».

Цель: объяснить детям, что свет – это поток световых лучей, познакомить их с тем, как можно увидеть луч света.

2. «Как не обжечься?» (на несколько занятий).

Цель: показать на опыте, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному.

1. Индивидуальные беседы по запросу.

Январь

1. «Замерзание жидкостей».

Цель: ознакомление детей с различными жидкостями.

2. «Почему лампочка светит?».

Цель: объяснить детям на опыте принцип работы электрической лампочки.

3. «Почему говорят: «Как с гуся вода?»».

Цель: показать детям на опыте связь между строением и образом жизни птиц.

4. «Колющие и режущие предметы с разными формами лезвий».

Цель: ознакомление детей с разными формами лезвия, объяснить их значение.

1. Папка-передвижка «Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие дошкольника».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Февраль

1. «Ледяной дом».

Цель: совершенствование умений работать со снегом, используя необходимые инструменты.

2. «Мир тканей».

Цель: умение называть ткани, сравнивать ткани по их свойствам.

3. «Наша группа».

Цель: способствование участию детей в коллективном преобразовании, проявлению устойчивого стремления преобразовывать предмет.

4. «Проверка зрения».

Цель: показать детям на опыте зависимость видения объекта от расстояния до него.

1. Индивидуальные беседы по запросу.

Март

1. «Соломенный буравчик».

Цель: показать детям на опыте, что воздух обладает упругостью.

2. «Свечка в банке».

Цель: показать детям на опыте, что при горении изменяется состав воздуха, что для горения нужен кислород.

3. «Звуки в воде».

Цель: показать детям на опыте особенности передачи звука на расстоянии.

4. «Почему комар пищит, а шмель жужжит?».

Цель: продемонстрировать детям на опыте причины происхождения низких и высоких звуков.

1. Памятка «Правила безопасности с горячими предметами».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Апрель

1. «Радуга на стене».

Цель: ознакомление детей с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей света.

2. «Компас».

Цель: показать детям, что у магнита есть полюса, рассказать об использовании магнита в компасе.

3. «Магнит рисует».

Цель: объяснить детям действие магнитных сил.  

4. «Земля – магнит».

Цель: продемонстрировать детям на опыте действие магнитных сил Земли.

1. Индивидуальные беседы по запросу.

Май

1. «Чем нюхает червяк?».

Цель: показать детям на опыте, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям.

2. «Запасливые стебли».

Цель: показать детям на опыте, как стебли (стволы) растений могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время.

3. «Много – мало».

Цель: показать детям на опыте зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.

1. Индивидуальные беседы по запросу.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Изучение литературы по теме:

  1. Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы».
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом».
  3. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
  4. Куликовская Н.В. «Детское экспериментирование».
  5. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
  6. Л.Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».



Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».

Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность.

Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.

Задачи:

  1. Формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
  3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.

Прогнозируемый результат: дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.

Актуальность: одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;

- разработка дидактических игр по теме.

3 этап (октябрь – май)

Работа с детьми

Работа с родителями

Октябрь

1. «Красящие вещества продуктов».

Цель: ознакомление детей с тем, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сам фрукт, его сок.

2. «Где прячутся детки?».

Цель: ознакомление детей, что в каждом растении есть семена, которые помогают ему размножаться. Выделить общее в строении семян.

3. «Красящие вещества ягод».

Цель: ознакомление детей с тем, что во всех ягодах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сама ягода, ее сок.

4. «Как листики летают по ветру».

Цель: показать детям зависимость полета падающего листочка от его величины и формы; научить различать кленовые, березовые и дубовые листики, сравнивать их по цвету, величине, форме.

1. Анкетирование родителей по теме «Ваше отношение к детскому экспериментированию». 

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Ноябрь

1. «Узнаем, какая вода».

Цель: выявление свойств воды: она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес.

2. «У воды нет вкуса и запаха».

Цель: выявление, что у воды нет вкуса и запаха.

3. «Песок и глина. Сыпучесть».

Цель: развитие умения сравнивать песок и глину, показать свойства песка – сыпучесть.

4. «Песок и глина. Рыхлость».

Цель: развитие умения сравнивать песок и глину, показать свойство песка – рыхлость.

1. Консультация для родителей «Экспериментирование — путь познания окружающего мира».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Декабрь

1. «Что в коробке?».

Цель: ознакомление детей со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа). Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

2. «Горячо – тепло».

Цель: умение определять температурные качества веществ и предметов.

3. «Бумага: ее качества и свойства».

Цель: умение узнавать вещи, сделанные из бумаги; вычленять качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

4. «Дерево: его качества и свойства».

Цель: умение узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая или шершавая; степень прочности, толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

1. Наглядная информация «Маленькими шагами в прекрасный мир!».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Январь

1. «Изготовление цветных льдинок».

Цель: ознакомление детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска.

2. «Украсим елочку».

Цель: ознакомление детей с тем, что вода замерзает на холоде, замораживая предметы, которые в ней оказываются, растворяет краску.

3. «Легкий – тяжелый».

Цель: показать детям, что предметы бывают легкие и тяжелые. Умение определять вес предметов и группировать предметы по весу.

4. «Горячо – холодно».

Цель: умение определять температурные качества предметов и веществ.

1. Буклет «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Февраль

1. «Наши помощники».

Цель: ознакомление детей с органами чувств и их значением, развивать желание беречь органы чувств.

2. «Ткань: ее качества и свойства».

Цель: умение узнавать вещи и ткани, определять ее качества и свойства.

3. «Нарисуем свой портрет».

Цель: ознакомление детей со строением тела человека и пространственным расположением его частей.

1. Наглядная информация «Эксперименты на кухне».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Март

1. «Надувание мыльных пузырей».

Цель: умение пускать мыльные пузыри и ознакомление с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

2. «Игры с воздушным шариком и соломинкой».

Цель: ознакомление детей с тем, что внутри человека есть воздух.

3. «Что звучит?».

Цель: умение определять предмет по издаваемому звуку.

4. «Музыка или шум?».

Цель: умение определять происхождение звука, различать музыкальные и шумовые звуки.

1. Папка-передвижка «Опыты, которые можно провести с детьми дома».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Апрель

1. «Солнечные зайчики».

Цель: умение отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков».

2. «Игры с цветными стеклышками».

Цель: умение смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения.

3. «Подуй на свечу».

Цель: показать детям, что огонь может менять направление при изменении направления потока воздуха.

4. «Что горит?».

Цель: уточнение знаний детей о способности огня сжигать бумагу, дерево и неспособности поджечь воду, железо.

1. Индивидуальные беседы по запросу.

Май

1. «Как очаровать червя?».

Цель: ознакомление, что черви любят дождь, чувствуют вибрацию земли от дождевых капель.

2. «Проращивание луковицы в стакане с водой и без воды».

Цель: выделение фактора внешней среды – воды – как существенную необходимость для роста и развития лука.

3. «Проращивание семян в блюдцах с водой и без воды».

Цель: выделение фактора внешней среды – воды – как существенную необходимость для роста и развития семян.

1. Индивидуальные беседы по запросу.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Изучение литературы по теме:

  1. Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы».
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом».
  3. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
  4. Куликовская Н.В. «Детское экспериментирование».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ-ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически.Задача педагога – создат...

"Опыты и эксперименты, как один из видов познавательно - исследовательской деятельности младших дошкольников" (с элементами мастер-класса)

Это мой доклад на РМО, с отзывами. Предлагаю, познакомиться и применять в своей работе с детьми....

«Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».

Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность....

План по самообразованию Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».

Форма самообразования: индивидуальная.Этапы работы по самообразованию: 1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);2 этап – составление перспективн...

Самообразование «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности»

Цель работы кружка: формировать и развить познавательные интересы детей  посредством опытно-экспериментальной     деятельности. Задачи: Развивать умение обследовать предметы и явле...

Самообразование "Детское экспериментирование - один из видов познавательной деятельности"

Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, а значит,  личностно-ориентирована на каждого ...

План-отчет работы по самообразованию. Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)»

Одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и у...