Детское экспериментирование один из видов познавательной деятельности.
материал
Одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Старшая группа (5-6 лет)».
Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность.
Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.
Задачи:
- Формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
- Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.
Прогнозируемый результат: дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.
Актуальность: одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Старшая группа (5-6 лет)»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Старшая группа (5-6 лет)»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;
- разработка дидактических игр по теме.
3 этап (октябрь – май)
Работа с детьми | Работа с родителями |
Октябрь | |
1. «Наши помощники – глаза». Цель: ознакомление со строением глаза, функцией его частей. 2. «Овощи и фрукты как косметика». Цель: показать детям использование фруктов и овощей для приготовления косметических средств. 3. «Где растут грибы?». Цель: выявление благоприятных условий для развития и роста грибов. 4. «Почему осенью листья желтеют?». Цель: показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растения. | 1. Консультация «Удивительное рядом». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Ноябрь | |
1. «Помощница – вода». Цель: использование знаний о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. 2. «Пар – тоже вода». Цель: показать детям еще одно агрегатное состояние воды, ввести правила безопасности при общении с кипятком. 3. «Посадим дерево». Цель: определение свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. 4. «Как появляются холмы?». Цель: объяснить детям происходящие на планете изменения с использованием полученных знаний, понять процесс эрозии почвы и появления холмов. | 1. Папка-передвижка «Познавательные опыты дома». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Декабрь | |
1. «Уличные тени». Цель: рассказать детям о том, как образуется тень, о ее зависимости от самого предмета, от источника их взаиморасположения. 2. «Почему все падает на землю?». Цель: объяснить детям с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения». 3. «Родственники стекла». Цель: умение узнавать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. 4. «Как измерить стекло?». Цель: объяснить детям принцип действия термометров. | 1. Памятка «Как ответить на вопросы маленького почемучки». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Январь | |
1. «Какие свойства?». Цель: сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. 2. «Волшебный шарик». Цель: с помощью опыта установить причину возникновения статического электричества. 3. «Как легче плавать?». Цель: установление связей между строением и образом жизни птиц. 4. «Колющие и режущие предметы из разных материалов». Цель: ознакомление детей с разнообразными колющими и режущими бытовыми предметами и с материалами, из которых они изготовлены. | 1. Наглядная информация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Февраль | |
1. «Разноцветные сосульки». Цель: реализовать представления о свойствах воды, полученные в ходе поисковой деятельности. 2. «Горнолыжник». Цель: закрепление умения работать с пластилином, бумагой, ножницами. 3. «Если не видишь». Цель: узнавать различные виды тканей, сравнивать их качества и свойства. 4. «Большой – маленький». Цель: продемонстрировать детям, как зрачок меняет размер в зависимости от освещенности. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
Март | |
1. «Ветер в комнате». Цель: выяснение, как образуется ветер. 2. Упрямый воздух». Цель: показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. 3. Коробочка с секретом». Цель: выявление причин ослабленного звука. 4. «Где живет эхо?». Цель: показать детям на опыте, как возникает эхо. | 1. Совместное изготовление вертушки для определения силы ветра. 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Апрель | |
1. «Лупа». Цель: продемонстрировать детям особенности увеличительных приборов, познакомить с результатом взаимодействия увеличительного стекла с солнечными лучами. 2. «Два магнита». Цель: выявление особенности взаимодействия двух магнитов – притяжение и отталкивание. 3. «На орбите». Цель: установить, что удерживает спутники на орбите. 4. «Темный космос». Цель: продемонстрировать на опыте, почему в космосе темно. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
Май | |
1. «Кошмарное поведение за столом». Цель: показать, как питается муха, выявить одно из необходимых условий для ее жизнедеятельности. 2. «Как растения пьют воду?». Цель: доказать, что корешок растения всасывает воду и что стебелек проводит ее. 3. «Холодное и теплое помещение для растений». Цель: выявление благоприятных условий для роста и развития растений. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Изучение литературы по теме:
- Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы».
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом».
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
- Куликовская Н.В. «Детское экспериментирование».
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
- Л.Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Средняя группа (4-5 лет)».
Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность.
Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.
Задачи:
- Формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
- Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.
Прогнозируемый результат: дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.
Актуальность: одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Средняя группа (4-5 лет)»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Средняя группа (4-5 года)»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;
- разработка дидактических игр по теме.
3 этап (октябрь – май)
Работа с детьми | Работа с родителями |
Октябрь | |
1. «Умный нос». Цель: тренировка детей в определении предметов по запаху. Ознакомление с особенностями работы носа. 2. «У кого какие детки?». Цель: умение выделять общее в строении семян фруктов. 3. «Изменение вкуса ягод при замораживании». Цель: умение различать на вкус замороженные и не замороженные ягоды, сравнивать и понимать необходимость замораживания продуктов. | 1. Консультация «Исследовательская деятельность и детское экспериментирование – что это такое?». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Ноябрь | |
1. «Растворимость веществ в воде», «Окрашивание воды». Цель: выделение свойств воды: она растворяет некоторые вещества; может иметь разную температуру нагревания. 2. «Лед – твердая вода». Цель: доказать, что лед – тоже вода. 3. «Что случилось? Впитываемость песка и глины». Цель: определение, что песок и глина по-разному впитывают воду. 4. «Волшебный материал». Цель: выявление, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. | 1. Наглядная информация «Детская лаборатория и занимательные опыты». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Декабрь | |
1. «Свет вокруг нас». Цель: определение принадлежности источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности устройства рукотворных источников света. 2. «Кто улетит, кто останется?». Цель: понимание зависимости изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. 3. «Где быстрее?». Цель: выявление условий изменения агрегатных состояний воды. 4. «Металл: его качества и свойства». Цель: умение узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики. | 1. Наглядный материал «Проводим опыты с водой». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Январь | |
1. «Взаимодействие воды и снега». Цель: выявление свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. 2. «Угадай-ка». Цель: наглядно показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. 3. «Почему птицы могут летать?». Цель: найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспосабливаться к жизни в окружающей среде. 4. «Металл: его качества и свойства. Ножи из разных материалов». Цель: закрепление умения узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства. | 1. Рекомендации: «Проведите с детьми простые опыты дома». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Февраль | |
1. «Строим снежный город». Цель: умение видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности. 2. «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?». Цель: выявление некоторых особенностей одежды. 3. «Мебель для куклы Ани». Цель: умение видеть возможности преобразования предметов, изменять их, используя дополнительные детали, получать результат. 4. «Вкусовые зоны языка», «Язычок – помощник». Цель: умение определять вкусовые зоны языка, упражнять в определении вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
Март | |
1. «Поиск воздуха». Цель: обнаружение воздуха. 2. «Морской бой». Цель: выявление, что воздух легче воды, имеет силу. 3. «Пузырьки-спасатели». Цель: выявление, что воздух легче воды, он имеет силу. 4. «Почему все звучит?». Цель: подвести детей к пониманию причины возникновения звука – колебание предметов. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
Апрель | |
1. «Увеличительное стекло, бинокль, стекло». Цель: выявление особенностей увеличительных приборов. 2. «Знакомство с микроскопом». Цель: ознакомление с микроскопом, вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп. 3. «Волшебная рукавичка». Цель: выяснение способности магнита притягивать некоторые предметы. 4. «Мы – фокусники». Цель: выделение предметов, взаимодействующие с магнитом. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
Май | |
1. «Как спрятаться бабочкам?». Цель: найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. 2. «Растения и свет». Цель: показать детям, что растения могут поворачиваться, что они могут определять направление света и тянуться к нему. 3. «Растения в темной комнате и светлой». Цель: показать детям изменение внешнего вида листьев в темноте. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Изучение литературы по теме:
- Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы».
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом».
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
- Куликовская Н.В. «Детское экспериментирование».
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Подготовительная группа (6-7 лет)».
Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность.
Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.
Задачи:
- Формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
- Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.
Прогнозируемый результат: дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.
Актуальность: одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Подготовительная группа (6-7 лет)»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Подготовительная группа (6-7 лет)»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;
- разработка дидактических игр по теме.
3 этап (октябрь – май)
Работа с детьми | Работа с родителями |
Октябрь | |
1. «Сколько ушей?». Цель: определение значимости расположения ушей по обеим сторонам головы человека, ознакомление со строением уха. 2. «Что есть в почве?». Цель: установление зависимости факторов неживой природы от живой. 3. «Изобретаем прибор для вскапывания почвы». Цель: умение самостоятельно находить новые решения при выполнении задания с поставленным условием. 4. «Заплесневелый хлеб». Цель: установление, что для роста мельчайших живых организмов нужны определенные условия. | 1. Наглядная информация «Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Ноябрь | |
1. «Водяная мельница». Цель: ознакомление детей с силой воды. 2. «Фильтрование воды». Цель: ознакомление детей с разными способами очистки воды. 3. «Могут ли животные жить в воде?». Цель: выяснение, что есть в почве для жизни живых организмов. 4. «Наверх!». Цель: выяснение, что в почве есть воздух и вода, необходимые для жизни живых организмов. | 1. Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Декабрь | |
1. «Световой луч». Цель: объяснить детям, что свет – это поток световых лучей, познакомить их с тем, как можно увидеть луч света. 2. «Как не обжечься?» (на несколько занятий). Цель: показать на опыте, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
Январь | |
1. «Замерзание жидкостей». Цель: ознакомление детей с различными жидкостями. 2. «Почему лампочка светит?». Цель: объяснить детям на опыте принцип работы электрической лампочки. 3. «Почему говорят: «Как с гуся вода?»». Цель: показать детям на опыте связь между строением и образом жизни птиц. 4. «Колющие и режущие предметы с разными формами лезвий». Цель: ознакомление детей с разными формами лезвия, объяснить их значение. | 1. Папка-передвижка «Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие дошкольника». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Февраль | |
1. «Ледяной дом». Цель: совершенствование умений работать со снегом, используя необходимые инструменты. 2. «Мир тканей». Цель: умение называть ткани, сравнивать ткани по их свойствам. 3. «Наша группа». Цель: способствование участию детей в коллективном преобразовании, проявлению устойчивого стремления преобразовывать предмет. 4. «Проверка зрения». Цель: показать детям на опыте зависимость видения объекта от расстояния до него. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
Март | |
1. «Соломенный буравчик». Цель: показать детям на опыте, что воздух обладает упругостью. 2. «Свечка в банке». Цель: показать детям на опыте, что при горении изменяется состав воздуха, что для горения нужен кислород. 3. «Звуки в воде». Цель: показать детям на опыте особенности передачи звука на расстоянии. 4. «Почему комар пищит, а шмель жужжит?». Цель: продемонстрировать детям на опыте причины происхождения низких и высоких звуков. | 1. Памятка «Правила безопасности с горячими предметами». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Апрель | |
1. «Радуга на стене». Цель: ознакомление детей с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей света. 2. «Компас». Цель: показать детям, что у магнита есть полюса, рассказать об использовании магнита в компасе. 3. «Магнит рисует». Цель: объяснить детям действие магнитных сил. 4. «Земля – магнит». Цель: продемонстрировать детям на опыте действие магнитных сил Земли. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
Май | |
1. «Чем нюхает червяк?». Цель: показать детям на опыте, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям. 2. «Запасливые стебли». Цель: показать детям на опыте, как стебли (стволы) растений могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время. 3. «Много – мало». Цель: показать детям на опыте зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Изучение литературы по теме:
- Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы».
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом».
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
- Куликовская Н.В. «Детское экспериментирование».
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
- Л.Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».
Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность.
Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.
Задачи:
- Формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
- Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.
Прогнозируемый результат: дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.
Актуальность: одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;
- разработка дидактических игр по теме.
3 этап (октябрь – май)
Работа с детьми | Работа с родителями |
Октябрь | |
1. «Красящие вещества продуктов». Цель: ознакомление детей с тем, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сам фрукт, его сок. 2. «Где прячутся детки?». Цель: ознакомление детей, что в каждом растении есть семена, которые помогают ему размножаться. Выделить общее в строении семян. 3. «Красящие вещества ягод». Цель: ознакомление детей с тем, что во всех ягодах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сама ягода, ее сок. 4. «Как листики летают по ветру». Цель: показать детям зависимость полета падающего листочка от его величины и формы; научить различать кленовые, березовые и дубовые листики, сравнивать их по цвету, величине, форме. | 1. Анкетирование родителей по теме «Ваше отношение к детскому экспериментированию». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Ноябрь | |
1. «Узнаем, какая вода». Цель: выявление свойств воды: она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес. 2. «У воды нет вкуса и запаха». Цель: выявление, что у воды нет вкуса и запаха. 3. «Песок и глина. Сыпучесть». Цель: развитие умения сравнивать песок и глину, показать свойства песка – сыпучесть. 4. «Песок и глина. Рыхлость». Цель: развитие умения сравнивать песок и глину, показать свойство песка – рыхлость. | 1. Консультация для родителей «Экспериментирование — путь познания окружающего мира». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Декабрь | |
1. «Что в коробке?». Цель: ознакомление детей со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа). Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. 2. «Горячо – тепло». Цель: умение определять температурные качества веществ и предметов. 3. «Бумага: ее качества и свойства». Цель: умение узнавать вещи, сделанные из бумаги; вычленять качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). 4. «Дерево: его качества и свойства». Цель: умение узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая или шершавая; степень прочности, толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). | 1. Наглядная информация «Маленькими шагами в прекрасный мир!». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Январь | |
1. «Изготовление цветных льдинок». Цель: ознакомление детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска. 2. «Украсим елочку». Цель: ознакомление детей с тем, что вода замерзает на холоде, замораживая предметы, которые в ней оказываются, растворяет краску. 3. «Легкий – тяжелый». Цель: показать детям, что предметы бывают легкие и тяжелые. Умение определять вес предметов и группировать предметы по весу. 4. «Горячо – холодно». Цель: умение определять температурные качества предметов и веществ. | 1. Буклет «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Февраль | |
1. «Наши помощники». Цель: ознакомление детей с органами чувств и их значением, развивать желание беречь органы чувств. 2. «Ткань: ее качества и свойства». Цель: умение узнавать вещи и ткани, определять ее качества и свойства. 3. «Нарисуем свой портрет». Цель: ознакомление детей со строением тела человека и пространственным расположением его частей. | 1. Наглядная информация «Эксперименты на кухне». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Март | |
1. «Надувание мыльных пузырей». Цель: умение пускать мыльные пузыри и ознакомление с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. 2. «Игры с воздушным шариком и соломинкой». Цель: ознакомление детей с тем, что внутри человека есть воздух. 3. «Что звучит?». Цель: умение определять предмет по издаваемому звуку. 4. «Музыка или шум?». Цель: умение определять происхождение звука, различать музыкальные и шумовые звуки. | 1. Папка-передвижка «Опыты, которые можно провести с детьми дома». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Апрель | |
1. «Солнечные зайчики». Цель: умение отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков». 2. «Игры с цветными стеклышками». Цель: умение смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения. 3. «Подуй на свечу». Цель: показать детям, что огонь может менять направление при изменении направления потока воздуха. 4. «Что горит?». Цель: уточнение знаний детей о способности огня сжигать бумагу, дерево и неспособности поджечь воду, железо. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
Май | |
1. «Как очаровать червя?». Цель: ознакомление, что черви любят дождь, чувствуют вибрацию земли от дождевых капель. 2. «Проращивание луковицы в стакане с водой и без воды». Цель: выделение фактора внешней среды – воды – как существенную необходимость для роста и развития лука. 3. «Проращивание семян в блюдцах с водой и без воды». Цель: выделение фактора внешней среды – воды – как существенную необходимость для роста и развития семян. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Изучение литературы по теме:
- Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы».
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом».
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
- Куликовская Н.В. «Детское экспериментирование».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ-ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически.Задача педагога – создат...
"Опыты и эксперименты, как один из видов познавательно - исследовательской деятельности младших дошкольников" (с элементами мастер-класса)
Это мой доклад на РМО, с отзывами. Предлагаю, познакомиться и применять в своей работе с детьми....
«Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».
Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность....
План по самообразованию Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».
Форма самообразования: индивидуальная.Этапы работы по самообразованию: 1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);2 этап – составление перспективн...
Самообразование «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности»
Цель работы кружка: формировать и развить познавательные интересы детей посредством опытно-экспериментальной деятельности. Задачи: Развивать умение обследовать предметы и явле...
Самообразование "Детское экспериментирование - один из видов познавательной деятельности"
Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, а значит, личностно-ориентирована на каждого ...
План-отчет работы по самообразованию. Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)»
Одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и у...